Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №23. 08.06.2012

Почему застрелился Кочетов

Сегодня Александр Байгушев предложил обратиться к фигуре Всеволода Кочетова. Сейчас этого писателя помнят в основном даже не по роману «Журбины», а по талантливой экранизации той прямолинейной книги – по фильму Хейфица «Большая семья». Кочетова очень не любили как левые, именовавшиеся тогда в партийных кругах ревизионистами, так и правые, хотя вплоть до 1965 года охранители публично его всегда поддерживали и, более того, рьяно отстаивали (пока руководитель Союза писателей России Леонид Соболев, спасавшийся от частых пьяных загулов морфием, не дал команду, по сути, на уничтожение этого романиста).

Александр БАЙГУШЕВ
Александр БАЙГУШЕВ
Михаил СУСЛОВ
Михаил СУСЛОВ
Всеволод КОЧЕТОВ
Всеволод КОЧЕТОВ

 

– Алек­сандр Ин­но­кен­ть­е­вич, так что же из се­бя пред­став­лял Ко­че­тов?

– Это бы­ла очень слож­ная фи­гу­ра. Он ис­крен­не ве­рил в ком­му­низм и все­гда вы­сту­пал, по су­ти, за дик­та­ту­ру про­ле­та­ри­а­та. Дру­гой во­прос, на­сколь­ко пи­са­тель был та­лант­лив? Я счи­таю, ес­ли что и ос­та­лось от не­го, это «Жур­би­ны». Все эти «Бра­тья Ер­шо­вы» и «Се­к­ре­тарь об­ко­ма» – си­ю­ми­нут­ная ерун­да. А его пам­ф­лет «Че­го же ты хо­чешь?» – пол­ная чушь.

– Ко­че­тов то­же вхо­дил в «крас­ную па­у­ти­ну»?

– Нет. Он был, гру­бо го­во­ря, под­сус­лов­ским вы­кор­мы­шем. Бу­ду­чи ре­дак­то­ром «Лит­га­зе­ты» и жур­на­ла «Ок­тябрь», Ко­че­тов, как я убе­дил­ся, взя­ток не брал и пе­ре­крё­ст­ным опы­ле­ни­ем не за­ни­мал­ся. В этом пла­не он был мо­на­хом. Но бли­жай­шее его ок­ру­же­ние к пар­тий­ной раз­вед­ке от­но­ше­ние име­ло.

– Это кто же?

– Да хо­тя бы его пер­вый за­ме­с­ти­тель Стро­ков. Я его очень хо­ро­шо знал ещё по га­зе­те «Со­вет­ская куль­ту­ра». Кста­ти, Стро­ков то­же вёл се­бя как мо­нах.

– А по­че­му вы счи­та­е­те Ко­че­то­ва под­сус­лов­ским вы­кор­мы­шем?

– Сус­ло­ву ну­жен был се­рь­ёз­ный про­ти­во­вес Твар­дов­ско­му и жур­на­лу «Но­вый мир». Он счи­тал, что луч­ше Ко­че­то­ва роль про­ти­во­ве­са ис­пол­нить ни­кто не мог.

Се­го­дня на­ме­ти­лась тен­ден­ция ог­луп­лять Сус­ло­ва. Но это был очень слож­ный и хи­т­рый по­ли­тик. Вы зна­е­те, что пар­тий­ная эли­та, ког­да на­ду­ма­ла сверг­нуть Хру­щё­ва, по­на­ча­лу хо­те­ла на долж­ность пер­во­го се­к­ре­та­ря ЦК вы­дви­нуть Сус­ло­ва. Но он от этой че­с­ти ка­те­го­ри­че­с­ки от­ка­зал­ся. По­мню, ког­да уже в кон­це 1960-х го­дов Сус­лов при­гла­сил ме­ня про­гу­лять­ся с ним по Алек­сан­д­ров­ско­му са­ду, он при­знал­ся, что все­гда луч­ше быть вто­рым че­ло­ве­ком, не­же­ли пер­вым. «Пер­во­му, – ут­верж­дал Сус­лов, – веч­но от­ру­ба­ют го­ло­ву, а вто­рой все­гда при де­ле».

Так­ти­ка Сус­ло­ва обыч­но сво­ди­лась к то­му, что­бы всех друг с дру­гом стра­вить.

– А ка­кое вы от Сус­ло­ва по­лу­чи­ли пер­вое за­да­ние?

– По­зна­ко­мить­ся с до­че­рью быв­ше­го ди­рек­то­ра из­да­тель­ст­ва «Из­ве­с­тия» Сквор­цо­ва-Сте­па­но­ва – Ма­ри­ной. Се­го­дня Сквор­цо­ва-Сте­па­но­ва все под­за­бы­ли. А зря. Он был пра­вой ру­кой Ле­ни­на. Имен­но че­рез не­го Ле­нин под­дер­жи­вал свя­зи с ма­со­на­ми.

Сус­лов хо­тел, что­бы я во­шёл к Ма­ри­не в пол­ное до­ве­рие. Он да­же по­обе­щал, что в слу­чае, ес­ли я же­нюсь на Ма­ри­не, по­ды­с­кать мне хо­ро­шую «кры­шу» и на не­сколь­ко лет от­пра­вить в Па­риж. Ви­ди­мо, его очень ин­те­ре­со­ва­ли свя­зи от­ца Ма­ри­ны с ма­со­на­ми. Но по­сле двух или трёх сов­ме­ст­ных с Ма­ри­ной по­хо­дов в те­атр от Сус­ло­ва по­сту­пи­ла но­вая коман­да: вой­ти в до­ве­рие к Га­ле Бреж­не­вой.

– Ну а Ко­че­тов тут при чём был?

– Сус­лов хо­тел стра­вить Ко­че­то­ва с Твар­дов­ским и на ка­кое-то вре­мя дал ему пол­ный карт-бланш.

– А ва­ша роль в чём за­клю­ча­лась?

– В го­ду шесть­де­сят пя­том или шесть­де­сят ше­с­том Сус­лов по­про­сил ме­ня под­го­то­вить справ­ку о «но­во­мир­ских» тен­ден­ци­ях. Де­ло яв­но шло к сня­тию Твар­дов­ско­го. Я дол­жен был под­счи­тать, сколь­ко Твар­дов­ский на­пе­ча­тал «ра­бо­чей» про­зы, сколь­ко «сель­ской». Это был пол­ный иди­о­тизм. Но Сус­лов та­кие ве­щи про­сто обо­жал.

Ког­да справ­ка бы­ла го­то­ва, мне да­ли по­нять, что бы­ло бы не­пло­хо её опуб­ли­ко­вать в «Ок­тя­б­ре» у Ко­че­то­ва. Все за­ме­с­ти­те­ли Ко­че­то­ва мой ма­те­ри­ал встре­ти­ли на «ура». Со­мне­ния вы­ска­зал один лишь Идаш­кин. Но Ко­че­тов его слу­шать по­на­ча­лу не стал. А по­том вдруг всё рез­ко из­ме­ни­лось.

Я впос­лед­ст­вии по­пы­тал­ся у Ко­че­то­ва вы­яс­нить, что про­изо­ш­ло. Но он от­де­лал­ся об­щи­ми сло­ва­ми: мол, ты дол­жен быть мне бла­го­да­рен за то, что я в по­след­ний мо­мент твою ста­тью из но­ме­ра снял, ина­че от по­зо­ра не от­де­лал­ся бы до кон­ца жиз­ни. Это точ­но: ес­ли б ста­тья вы­шла, мне как кри­ти­ку при­шёл бы пол­ный ко­нец. Поз­же ста­ло яс­но, по­че­му Ко­че­тов так по­сту­пил. Он сам (или по чье­му-то ука­за­нию) сде­лал по­пыт­ку к при­ми­ре­нию с Твар­дов­ским.

– А на­сколь­ко се­рь­ёз­ны у них бы­ли раз­но­гла­сия?

– По боль­шо­му счё­ту, Ко­че­тов и Твар­дов­ский как ре­дак­то­ры ма­ло в чём друг дру­гу ус­ту­па­ли. Ма­ло кто зна­ет, что у нас су­ще­ст­во­ва­ли до­го­во­рён­но­с­ти пуб­лич­но ими­ти­ро­вать вой­ну меж­ду «Но­вым ми­ром», «Мо­ло­дой гвар­ди­ей» и «Ок­тя­б­рём». А в ре­аль­но­с­ти всё об­сто­я­ло ина­че. Ес­ли цен­зу­ра сни­ма­ла ка­кие-то ку­с­ки, к при­ме­ру, из «мо­ло­дог­вар­дей­ской» ста­тьи Чал­ма­е­ва, мы те же са­мые мыс­ли и фак­ты че­рез сво­е­го че­ло­ве­ка – Ми­ха­и­ла Хи­т­ро­ва – на­вя­зы­ва­ли «но­во­мир­ским» кри­ти­кам ти­па Иго­ря Ви­но­гра­до­ва, и всё про­хо­ди­ло в «Но­вом ми­ре», но уже в ка­че­ст­ве ру­га­ни. И на­обо­рот, ког­да цен­зу­ра что-то вы­чёр­ки­ва­ла, до­пу­с­тим, у Лак­ши­на, то же са­мое, но в ру­га­тель­ном клю­че, мы про­та­с­ки­ва­ли че­рез, ска­жем, Сер­го­ван­це­ва в «Ок­тя­б­ре». Этот при­ём вы­ду­мал не я. Это идея ис­хо­ди­ла от Его­ра Яков­ле­ва, ко­то­ро­го тог­да обо­жа­ли как ле­вые, так и пра­вые. Кто бы и что сей­час ни го­во­рил, но Егор был од­ним из ум­ней­ших лю­дей.

– А по­че­му Ко­че­то­ва по­том от­верг рус­ский клуб?

– Всех при­чин я не знаю. Ви­ди­мо, сто­ро­ны так и не по­ня­ли друг дру­га. Я толь­ко знаю, что в ка­кой-то мо­мент мои то­ва­ри­щи Ни­ко­лай Шах­ма­го­нов, ко­то­рый по ли­нии ЦК ра­бо­тал по­мощ­ни­ком у Шо­ло­хо­ва, а в ре­аль­но­с­ти за­ни­мал­ся пар­тий­ной раз­вед­кой (он, кста­ти, при­хо­дил­ся зя­тем ру­ко­во­ди­те­лю СМЕР­Ша Аба­ку­мо­ву), и Сер­гей Се­ма­нов по­та­щи­ли Ко­че­то­ва к Шо­ло­хо­ву. Но се­рь­ёз­но­го раз­го­во­ра у этих пи­са­те­лей не по­лу­чи­лось.

Кон­чи­лось же всё тра­ги­че­с­ки. Ко­че­тов по­том за­бо­лел ра­ком и за­ст­ре­лил­ся.


Беседу вёл Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования