Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №23. 08.06.2012

Поэта далеко заводит речь

Жи­вая речь. Жи­вой раз­го­вор.

Ин­тер­вью – это то­же по­эзия.

По­эзия си­ю­ми­нут­но­с­ти, по­эзия схва­чен­ной за кры­ло ба­боч­ки-веч­но­с­ти.

Ев­ге­ний Сте­па­нов, сам по­эт, по хо­ду жиз­ни, вну­т­ри сво­е­го вре­ме­ни, встре­чал­ся и го­во­рил с це­лым со­звез­ди­ем рус­ских по­этов.

Ему по­сча­ст­ли­ви­лось.

Двад­ца­тый век и век двад­цать пер­вый, ру­бе­жи и пре­гра­ды, лом­ка гра­ниц и за­пре­тов, лом­ка твор­че­с­ких пси­хо­ло­гий, веч­ность Сло­ва, ко­то­ро­му слу­жишь, – Ев­ге­ний Сте­па­нов на­блю­дал не­про­стые судь­бы и при­ни­мал жи­вей­шее уча­с­тие в «раз­бор­ках» бур­но­го и слож­но­го вре­ме­ни, и кни­га «Ди­а­ло­ги о по­эзии», кни­га бес­цен­ных ин­тер­вью с по­эта­ми, на­сто­я­щи­ми ху­дож­ни­ка­ми, круп­ны­ми, мощ­ны­ми лич­но­с­тя­ми, – за­лог то­го, что по­эзия не­под­вла­ст­на смер­ти: обе­ща­ние, что по­эзия не толь­ко БЫ­ЛА и ЕСТЬ, но и БУ­ДЕТ.

Ин­тер­вью – с ви­ду про­стой, а на де­ле ко­вар­ный жанр: за­да­ю­щий во­про­сы мо­жет взять верх над от­ве­ча­ю­щим, а мо­жет под­пасть под его власть и оба­я­ние. В раз­го­во­рах, что ве­дёт Ев­ге­ний Сте­па­нов, най­де­на точ­ная ме­ра, гар­мо­ния ис­тин­ной бе­се­ды: это, по су­ти, не ин­тер­вью, а имен­но БЕ­СЕ­ДЫ – по­эта с по­этом, ху­дож­ни­ка с ху­дож­ни­ком, ав­то­ра с ав­то­ром.

Сте­па­нов в этой воль­ной – и в то же вре­мя кон­ст­рук­тив­но ор­га­ни­зо­ван­ной, ин­тел­лек­ту­аль­но ском­по­но­ван­ной – бе­се­де не ав­то­ри­та­рен, а по-на­сто­я­ще­му то­нок и де­ли­ка­тен: раз­го­ва­ри­вая, он уме­ет СЛУ­ШАТЬ, и это очень важ­но – пе­ред чи­та­те­лем этих уни­каль­ных ин­тер­вью вы­яв­ля­ет­ся, вста­ёт в пол­ный рост ЛИЧ­НОСТЬ каж­до­го рас­сказ­чи­ка.

А лич­но­с­ти в кни­ге, на­до от­ме­тить, – дей­ст­ви­тель­но то, что при­ня­то на­зы­вать «гор­до­с­тью на­ции».

Ба­хыт Кен­же­ев и Ан­д­рей Ко­ро­вин, Сла­ва Лен и Олег Хлеб­ни­ков, Ол­жас Су­лей­ме­нов и Игорь Па­нин, Вла­ди­мир Алей­ни­ков, ле­ген­дар­ный «СМО­Го­вец», и сов­сем мо­ло­дой крас­но­ярец Ан­тон Не­ча­ев, Ма­ри­на Сав­ви­ных и Кон­стан­тин Ке­д­ров – мед­лен­но раз­во­ра­чи­ва­ет­ся ог­ром­ный пи­са­тель­ский, по­эти­че­с­кий «ве­ер», и бе­зум­но ин­те­рес­но по­гру­жать­ся в по­дроб­но­с­ти этих раз­го­во­ров-рас­ска­зов, по­то­му что за каж­дым ин­фор­ма­тив­но кон­цен­т­ри­ро­ван­ным ин­тер­вью сто­ит це­лая жизнь, вы­ри­со­вы­ва­ет­ся чёт­кий твор­че­с­кий век­тор: чи­тая вы­ска­зы­ва­ния по­этов, мы ста­но­вим­ся со­уча­ст­ни­ка­ми твор­че­с­ко­го про­цес­са, на­блю­да­те­ля­ми то­го, что скры­то за стро­ка­ми из­ве­ст­ных сти­хов, – и от это­го об­раз ав­то­ра на­сы­ща­ет­ся но­виз­ной, ста­но­вит­ся бли­же, род­нее, «трёх­мер­нее».

В кни­ге – раз­го­во­ры не толь­ко с жи­вы­ми и жи­ву­щи­ми, но и с по­эта­ми, ко­то­рые уш­ли от нас. «Иных уж нет, а те да­ле­че...»

Вот слы­шен го­лос Алек­сея Да­е­на, что так не­дав­но жил в Нью-Йор­ке:

«– Дай де­фи­ни­цию по­эзии.

– Воз­дух. Сво­бо­да. Страсть. Си­ла».

Вот ле­ген­дар­ный Алек­сей Хво­с­тен­ко – это он го­во­рит нам про Брод­ско­го, и яс­но слы­шен его го­лос, спев­ший на зем­ле сто див­ных пе­сен:

«Так нас (с Брод­ским) и су­ди­ли в од­но вре­мя. Мы ро­вес­ни­ки. В хо­ро­ших от­но­ше­ни­ях. Ме­ня су­ди­ли рань­ше, чем его. По­мню, на мо­ём пер­вом су­де он пы­тал­ся за ме­ня за­сту­пить­ся, кри­чал что-то. А по­том и его за­ме­ли. Бук­валь­но че­рез ме­сяц. Сло­вом, всё это бы­ло жут­ко­ва­то. Вот и при­шлось уе­хать».

Од­на­ко го­ло­са жи­вых пе­ре­би­ва­ют го­ло­са тех, что нас по­ки­ну­ли; вот Еле­на Ка­цю­ба, её не­по­вто­ри­мая ин­то­на­ция, за мяг­ко­с­тью и жен­ст­вен­но­с­тью ко­то­рой – чёт­кость и жё­ст­кость яс­но­го по­лё­та сме­лой мыс­ли:

«По­эзия – это по­сто­ян­ное со­тво­ре­ние ми­ра. У сло­ва, как у че­ло­ве­ка, есть ду­ша и те­ло. Те­ло – это смысл, а ду­ша – зву­ча­ние. По­эзия рас­кры­ва­ет ду­шу сло­ва. Пер­вое сло­во бы­ло на­пи­са­но звёз­да­ми. Вой­ти в про­грам­му жиз­ни мог толь­ко тот, кто за­нёс её код в не­бес­ный ком­пью­тер. Так сей­час мы вво­дим па­роль – и он про­яв­ля­ет­ся звёз­доч­ка­ми, что­бы ни­кто дру­гой не мог его про­честь».

Вот улы­ба­ет­ся Ки­рилл Ко­валь­д­жи – не­ве­ро­ят­но добр, не­ве­ро­ят­но чу­ток, све­тел, мо­лод (ос­та­вил воз­раст да­ле­ко по­за­ди се­бя!):

«– Чем по­эт от­ли­ча­ет­ся от гра­фо­ма­на?

– Это од­но и то же яв­ле­ние. Толь­ко од­но – со зна­ком плюс, дру­гое – со зна­ком ми­нус».

Чи­тая эти ес­те­ст­вен­ные, не­при­нуж­дён­ные раз­го­во­ры, по­гру­жа­ешь­ся в СТИ­ХИЮ.

Сти­хи=я – ведь это то­же прав­да! Я есмь сти­хи, сти­хи есть я; а оба мы – ве­ли­ко­леп­ная – и пра­зд­нич­ная, и горь­кая – сти­хия. Воль­ный ве­тер, сме­та­ю­щий всё на пу­ти; или чи­с­тое не­бо, от­кры­ва­ю­ще­е­ся взгля­ду до­ступ­ной, поч­ти до­маш­ней – и вдруг чу­жой и страш­ной – бес­ко­неч­но­с­тью.

Ка­кое чув­ст­во ох­ва­ты­ва­ет по про­чте­нии кни­ги?

В пер­вую оче­редь – чув­ст­во при­ча­ст­но­с­ти, ПРИ­ОБ­ЩЕ­НИЯ: ты на­хо­дишь­ся в не­по­сред­ст­вен­ной бли­зо­с­ти от по­эта, ты про­жи­ва­ешь с ним ку­с­ки его жиз­ни, ты гре­ешь ру­ки над ним, жи­вым, как над ко­ст­ром.

Чуть поз­же при­хо­дит ощу­ще­ние не­по­вто­ри­мо­с­ти схва­чен­но­го ми­га. «Ос­та­но­вись, мгно­ве­нье, ты пре­крас­но...» Пре­крас­ны и бла­го­сло­вен­ны бы­ли эти встре­чи Ев­ге­ния Вик­то­ро­ви­ча с по­эта­ми на­ше­го ве­ка; дра­го­цен­но то, что он за­пе­чат­лел эти бе­се­ды, при­чём за­пе­чат­лел с лю­бо­вью, с по­ни­ма­ни­ем, с де­ли­кат­но­с­тью и вни­ма­ни­ем.

И ког­да кни­га уже про­чи­та­на и ос­мыс­ле­на, ста­но­вят­ся яс­ны её мас­шта­бы: эти раз­го­во­ры по­эта с по­эта­ми – бес­спор­ная ЛЕ­ТО­ПИСЬ вре­ме­ни, ибо здесь Сте­па­нов впря­мую вы­сту­па­ет как ле­то­пи­сец, ис­то­рик, фик­си­руя лич­ность во вре­ме­ни и вре­мя – вну­т­ри лич­но­с­ти.

Так со­пря­га­ют­ся ве­ли­чи­ны.

Так пра­вит по­эт свою ла­дью в ре­ке сво­их вре­мён.

Так бе­се­ду­ет по­эт с по­этом, и ре­зуль­та­том их раз­ду­мий вслух яв­ля­ет­ся не столь­ко кни­га (ура кни­ге!), сколь­ко тот не­зри­мый воз­дух ис­тин­но­го ис­кус­ст­ва, ху­до­же­ст­ва, но­вые идеи и об­ра­зы, сча­ст­ли­вые мыс­ли, ко­то­рые по­се­тят бла­го­дар­но­го чи­та­те­ля «Ди­а­ло­гов о по­эзии» – и со­вре­мен­ни­ка, и то­го, кто при­дёт на эту зем­лю, в этот мир по­сле нас.


 Ев­ге­ний Сте­па­нов. Ди­а­ло­ги о по­эзии (кни­га ин­тер­вью с из­ве­ст­ны­ми рос­сий­ски­ми по­эта­ми). – М.: Вест-Кон­сал­тинг, 2012.



Елена КРЮКОВА,
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования