Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №23. 08.06.2012

Поэт Сквалыгин

Богата земля сибирская поэтами. И как-то после самоубийства и расчленения «империи зла» стали частенько обнаруживаться на просторах исторической России, весьма весело и комфортно, к лучшему обустроенных «адскими большевиками», таланты-почвенники. Они в стихах – не в пиджаках, не в иномарках, они в траве да в мураве, такие натуральные, экологичные. Которые от сохи и от бревна, так сказать, не в лаптях только. И обязательно чтоб «глаза монаха»… С этаким явным к земле своей родной любвеобилием. Именно к земле да к избе – минуя богопротивную индустрию, колхозы и весь советский век, мешающий им родину любить, потерянную вместе с царём Расеюшку... И всю-то правду они отрыли про невинноубиенных братьев-поэтов из времени прошлого, безбожного – как умучила чернь энкавэдэшная безграмотная голубоватого поэта Клюева и как Есенина зачем-то тоже повесили (до сих пор не знают, зачем). Много теней на плетни навели – но это в отношении прошлого. И только ли там наводили таким образом порядок? Может, в этом хитрое самооправдание бесталанности и откровенной безграмотности кроется? Кто пришёл на смену пресловутому советскому официозу, плакатным бездарям, стилю большому? Который как бы и критикуя явились поэты-почвенники, столь тщательно отбираемые для публикаций, например, в «Нашем Собутыльнике»…

 

О, за­будь­те ис­кус­ст­вен­но со­бран­но­го Ля­пи­са-Тру­бец­ко­го! Жизнь под­бра­сы­ва­ет но­вых ко­ми­ков… Чем толь­ко зем­ля на­ша не ды­ша­ла – ну, поч­вой, по­нят­но, это поч­вен­ни­кам бли­же. «Так как же нам те­перь не по­ни­мать зем­ную ра­дость всхо­дов над по­ля­ми?» – кра­си­во, ко­рот­ко и без лиш­них «ба­ба­ла­ек» пи­са­ли ше­с­ти­де­сят­ни­ки. Ну­ле­ви­ки, рож­дён­ные в пя­ти­де­ся­тых, пи­шут, ко­неч­но, ма­с­ти­тее. И ес­ли ды­шит зем­ля – то гла­за­ми, вЕ­ка­ми? Нет, ве­кА­ми – в смыс­ле, что из ве­ка в век. Но как это на­до бы­ло ска­зать не­ук­лю­же!

 

Зем­ля на­ша ды­шит ве­ка­ми,

И си­не­вой, и ли­ст­вою,

Об­ни­мет су­ро­вы­ми бе­ре­га­ми,

Встре­во­жит стру­ной зо­ло­тою…

 

Так, на­при­мер, пи­шет по­эт Сква­лы­гин. Не про­сто, зна­чит, из ве­ка в век, а од­но­вре­мен­но вы­ды­ха­ет зем­ля си­не­ву и ли­ст­ву! Как му­со­ро­сбо­роч­ная ма­ши­на го­род­ская… Тре­тья строч­ка – длин­но­ва­та, тор­чит про­те­зом. Но, мо­жет, в этом шарм, о ко­то­ром в 1960-х на сво­их за­ня­ти­ях в ЦДЛ го­во­рил Ар­се­ний Тар­ков­ский (как-то раз там ока­зал­ся Ли­мо­нов, он и вос­про­из­вёл)? Что не­ча­с­тая не­о­жи­дан­ная сбив­ка ук­ра­ша­ет стих. По­че­му бы не на­пи­сать рит­мич­нее – «об­ни­мет она бе­ре­га­ми», уб­рав со­мни­тель­ный эпи­тет «су­ро­вы­ми» (не ру­ка­ви­цы всё ж)? Од­на­ко ча­с­то­та та­ких сби­вок сби­ва­ет с тол­ку, вам не ка­жет­ся? При­чём сбив­ки слу­ча­ют­ся и смыс­ло­вые:

 

Чтоб не рас­сы­пать­ся по ми­ру,

Не уме­реть в чу­жом раю,

Я всё на све­те враз по­ки­ну,

Ло­со­сем мо­ре рас­крою.

 

Чув­ст­ву­ет­ся ра­бо­та по­эта: он ведь не на­пи­сал ба­наль­ное «не уме­реть в чу­жом краю», что про­сит­ся. В рае, что хри­с­ти­а­ни­ну долж­но быть из­ве­ст­но, не уми­ра­ют, во­об­ще-то. Да и мо­жет ли быть он чу­жим при еди­но­бо­жии? Но вот сле­ду­ю­щая строч­ка ку­да се­рь­ёз­нее об­ра­бо­та­на – вро­де, до это­го ла­пот­ный по­эт не ко­зы­рял про­сто­тою, а тут вдруг – раз. И «враз». Да ещё и «всё на све­те». По­ни­мая то, о чём он хо­тел на­пи­сать, мы де­ла­ем по­прав­ки на па­т­ри­о­тизм и да­же на от­ри­ца­ние троц­киз­ма-ко­с­мо­по­ли­тиз­ма, на­вя­зан­но­го иу­до­боль­ше­виз­мом на­ро­ду рус­ско­му, стра­даль­цу… Но вот на «всё на све­те» по­прав­ки сде­лать нет воз­мож­но­с­ти – по­сколь­ку в это мно­же­ст­во, сле­дуя фор­маль­ной ло­ги­ке, вхо­дит и ро­ди­на по­эта Сква­лы­ги­на. То есть про­сти­те ло­со­сЯ. Или ло­сО­ся? У не­го – так… А, воз­вра­ща­ясь к ло­ги­ке про­стых смерт­ных, по­ки­нуть всё на све­те – та­ки мож­но, но ис­клю­чи­тель­но не в ви­де ло­со­ся, а в гро­бу. Впро­чем, кре­щё­ный по­эт, быть мо­жет, тут-то и за­ко­пал об­раз ду­ши че­ло­ве­че­с­кой (в хри­с­ти­ан­ской сим­во­ли­ке – ры­бу)… Од­на­ко же пи­шет-то он о жи­вом, на свой ко­ря­вый ма­нер жи­вое вос­пе­вая, в том-то и де­ло. В том-то и ла­жа.

 

И, раз­ры­вая в кровь бо­ка,

При­зыв­ную по­чу­яв вла­гу,

Вот здесь, на этих бе­ре­гах,

С род­ной зем­лёй в об­ним­ку ля­гу.

 

Нет, всё-та­ки по­мер… А мы так на­де­я­лись! Об­раз дох­лой ры­бы на бе­ре­гу – уж ку­да па­т­ри­о­тич­нее по ны­неш­ним вре­ме­нам? Но вот что за при­зыв­ная вла­га, чёрт ме­ня, раз­врат­ни­ка, с мо­и­ми ас­со­ци­а­ци­я­ми гре­хов­ны­ми, по­бе­ри? Мо­жет, име­ет­ся в ви­ду са­мо мо­ре? Тог­да ка­ким об­ра­зом ло­сось, уже на­хо­дясь в во­де, сквозь во­ду чу­ет ещё ка­кую-то до­пол­ни­тель­ную вла­гу? Из­ве­ст­но яв­ле­ние ос­мо­са – это ког­да ры­ба пе­ре­плы­ва­ет из мор­ской во­ды в реч­ную и на­обо­рот, она мед­лен­но про­пи­ты­ва­ет­ся но­вой сре­дой, урав­ни­вая со­дер­жа­ние со­ли вну­т­ри и во­вне. Об­раз ло­со­ся-пу­те­ше­ст­вен­ни­ка, вплы­ва­ю­ще­го из оке­а­на в род­ную ре­ку? Но сно­ва – вряд ли по­эт, име­ю­щий об­ра­зо­ва­ние по­ли­тех­ни­че­с­кое и ге­о­ло­го­раз­ве­доч­ное, под­ра­зу­ме­вал что-то на­столь­ко слож­ное в столь не­ка­зи­с­то сби­тых стро­ках.

Рис. Алексея Булатова
Рис. Алексея Булатова

Да и кро­ви у ло­со­ся не столь­ко, чтоб прям бо­ка кро­во­то­чи­ли, – это ус­та­нав­ли­ва­ет­ся опять же экс­пе­ри­мен­таль­но, а тут по­эт-поч­вен­ник яв­но не­до­ра­бо­тал, хоть и де­ре­вен­ско­го пле­ме­ни, со­глас­но ав­то­био­гра­фии. А ещё это «с род­ной зем­лёй в об­ним­ку» – опять на­мё­ки ка­кие-то яв­но не пла­с­тун­ские, а эро­ти­че­с­кие, ин­це­с­ту­аль­ные. Ве­се­ло пи­шет, сам то­го не по­до­зре­вая.

Тут бы та­кой про­стор па­ро­ди­с­ту Алек­сан­д­ру Ива­но­ву от­крыл­ся! Но, увы, ос­тал­ся клас­сик это­го му­зей­но­го жа­н­ра в де­вя­но­с­тых, Ель­ци­ным на­граж­дён­ный, точ­но до­би­тый… Так от­ку­да же бе­рут­ся та­кие па­т­ри­о­ты, как Сква­лы­гин? Зем­ля­ки рас­ска­зы­ва­ют, что ра­бо­тал дей­ст­ви­тель­но по­лу­гра­мот­ный ку­лац­кий внук в том­ской га­зе­те «Крас­ное зна­мя», в пар­тот­де­ле, – что то­же умол­чал в ав­то­био­гра­фии, пар­тий­ность пе­ча­ти нын­че не в че­с­ти… Вдо­ба­вок к по­ли­тех­ни­че­с­ко­му и ге­о­ло­го­раз­ве­доч­но­му по­лу­чил поч­вен­ник от не­на­ви­ст­ной боль­ше­виц­кой вла­с­ти ещё и жур­на­лист­ское об­ра­зо­ва­ние в ТГУ, что яв­но не по­вли­я­ло на спо­соб­но­с­ти к сти­хо­сло­же­нию – вслед­ст­вие че­го он ча­с­тень­ко спра­ши­вал том­ских чле­нов СП, как бы луч­ше на­пи­сать. Про­ще го­во­ря, от­да­вал пра­вить вир­ши, кое-че­му учась та­ким не­при­ят­ным ма­не­ром.

«Ког­да на­чал­ся раз­вал СССР, стал ре­дак­то­ром га­зе­ты «Де­ло­вой Томск», – че­ст­но и скром­но пи­шет о се­бе Сква­лы­гин. Нам, на­учив­шим­ся рас­ши­ф­ро­вы­вать и не та­кие хи­т­ро­с­ти че­кист­ским гла­зом, здесь сле­ду­ет чи­тать: «ру­и­на­ми СССР удов­ле­тво­рён, в хо­де убий­ст­ва стра­ны но­вым пра­вя­щим клас­сом (ко­то­рый фор­ми­ро­вал­ся из парт­но­мен­к­ла­ту­ры и де­тей её) встал на сто­ро­ну сверг­нув­ше­го тру­до­вой на­род бур­жуя, кое-что с это­го по­имел». В кни­ге «Том­ские пи­са­те­ли» о са­мом бур­ном сво­ём пе­ри­о­де жиз­ни по­эт-поч­вен­ник пи­шет бо­лее чем скром­но – два пред­ло­же­ния по­кры­ва­ют все де­вя­но­с­тые, пер­во­на­чаль­ное на­коп­ле­ние ка­пи­та­ла. По­ми­мо «Де­ло­во­го Том­ска»: «от­крыл ма­лое пред­при­я­тие, за­нял­ся ре­мон­том и стро­и­тель­ст­вом».

Скром­ня­га Сква­лы­га! Это «ма­лое пред­при­я­тие» при­нес­ло не­ма­лые до­хо­ды и по­ны­не при­но­сит ди­ви­ден­ды, – но­вый рус­ский Сква­лы­гин по­на­ст­ро­ил не толь­ко в Том­ске до­мов, в том чис­ле и до­ход­ных, не­ма­ло. Сам же осел в трё­ху­ров­не­вом особ­ня­ке на ло­не при­ро­ды, ку­да, ви­ди­мо, и при­гла­шал из­да­те­ля его вирш из «На­ше­го Со­бу­тыль­ни­ка». Это­му по­свя­тил от­дель­ные неж­ные стро­ки:

 

Ста­ни­сла­ву Ку…

 

Всё по­лу­стан­ки, по­лу­стан­ки,

Сквозь дым свя­зу­ю­щих вре­мён

Ле­тим – не­бес­ные под­ран­ки –

С бе­лё­сой пря­дью, слов­но лён.

 

(Не­бес­ные под­ран­ки – то­же силь­ный об­раз, ко­неч­но. Не­бес­ные мед­ве­ди… Кто ра­нил-то, да и по­че­му не­бес­ные – кем мнит се­бя мед­ведь Сква­лы­гин?.. Ляп за ля­пом. Кто ви­дел и дер­жал в ру­ке се­дые во­ло­сы, по­ни­ма­ют, что тут Сква­лы­гин се­бе и из­да­те­лю опять по­ль­стил, – лён на ощупь неж­нее, тонь­ше да и цве­та сов­сем дру­го­го, льня­ны­ми во­ло­са­ми на­зы­ва­ют ча­ще де­ви­чьи и уж точ­но не по­се­дев­шие! Ну да лад­но, что там даль­ше?)

 

Ле­тим сквозь рва­ные рав­ни­ны,

И стан­ци­он­ный шум, ба­зар,

Тал­ды­чит ряд тор­го­вок длин­ный,

Скри­пят и рвут­ся тор­мо­за.

 

Как скри­пят тор­мо­за в по­ез­де – зна­ем, но вот как рвут­ся… Что, по­езд с дву­мя по­эта­ми по­шёл под от­кос? Опять ко­ми­че­с­кая, в ито­ге, не­точ­ность – за риф­мой в по­го­не или за чем ещё? Во­об­ще, тут сле­ду­ет про­лить свет на опи­сы­ва­е­мую си­ту­а­цию – за­чем к воз­гла­вив­ше­му обез­лю­дев­ший со­юз пи­са­те­лей в Том­ске бур­жую Сква­лы­ги­ну при­ез­жал мос­ков­ский лит­фон­до­вец Ку? Всё, как вы до­га­ды­ва­е­тесь, про­за­ич­но – «Наш Со­бу­тыль­ник» дав­но под­ра­ба­ты­ва­ет на ре­ги­о­наль­ных по­да­я­ни­ях и за пуб­ли­ка­цию поч­вен­ных стиш­ков, за оче­ред­ные по­зд­ние при­зна­ния в люб­ви к бе­рёз­кам и род­ным бе­ре­гам бе­рёт хо­ро­шие сум­мы. За пуб­ли­ка­цию под­бор­ки Сква­лы­ги­на, на­при­мер, взя­ли Ку с Че­шир­ским по­пом со­рок ты­сяч руб­лей. Ко­неч­но, это бы­ло оформ­ле­но как пре­мия на Клю­ев­ских чте­ни­ях!

Сла­ву мож­но нын­че ку­пить. Вот уже Сква­лы­гин не толь­ко си­бир­ский клас­сик, он и се­к­ре­тарь СП Рос­сии, и член-кор­ре­с­пон­дент Рос­сий­ской ака­де­мии по­эзии (эта не та ли, ко­то­рую Сла­ва Лён от­крыл и при­ни­ма­ет всех под­ряд, кто на­ли­ва­ет?). Оп­ре­де­лён­но си­бир­ский ку­лац­кий по­эт, вер­нув­ший се­бе фи­нан­со­вое и клас­со­вое по­ло­же­ние пред­ков, от­ня­тое у них без­бож­ной Со­вет­ской вла­с­тью (они-то ещё сто­лы­пин­ским при­зы­вом в Си­бирь за­бро­ше­ны, фер­ме­ры – не бо­ся­ки из ком­бе­дов ка­ких-ни­будь!), по­шёл вверх, та­кие По­стэ­по­хе в са­мый раз. Как ещё один си­бир­ский по­эт-из­гнан­ник по фа­ми­лии Хар­дэн­хэ­ви­ков. То­же боль­шу­щий лич­ный друг лит­фон­дов­ца и гла­вре­да «Со­бу­тыль­ни­ка».

То­же из во­вре­мя смек­нув­ших, что пе­ре­ст­рой­ка мо­жет за­кон­чить­ся их лич­ным обо­га­ще­ни­ем, – но ка­гэ­бэш­ник Хар­дэн­хэ­ви­ков-то хап­нул по­боль­ше Сква­лы­ги­на. Обув­ной за­вод – это не строй­фир­ма, тут экс­плу­а­та­ция вче­раш­них со­вет­ских со­граж­дан да­ёт ста­биль­ную при­быль. И мож­но бы­ло не толь­ко в Моск­ву, но за­тем и в При­бал­ти­ку пе­ре­брать­ся и жить там бо­га­то. А ведь Хар­дэн­хэ­ви­ков-то то­же был од­ним из пер­вых ис­сле­до­ва­те­лей об­сто­я­тельств ги­бе­ли Клю­е­ва – как же этих но­вых рус­ских всех тя­ну­ли их клас­со­вые пред­ше­ст­вен­ни­ки, ку­лац­кие та­лан­ты!

Кста­ти, как со сво­и­ми зем­ля­ка­ми-пи­са­те­ля­ми дер­жит­ся мод­ный по­эт Сква­лы­гин? Не очень-то жа­лу­ет, про­жи­вая в сво­ём име­нии и пу­с­тив жизнь СП на са­мо­тёк, – ли­те­ра­ту­ра те­перь удел бо­га­тых, как он, ос­таль­ные пусть пи­шут друг для дру­га в Ин­тер­не­те, сайт Сти­хи.ру для них. Бы­ло вре­мя, во­зил пре­ста­ре­лых, пло­хо пе­ре­дви­га­ю­щих­ся кол­лег на сво­ём джи­па­не. Как-ни­как обя­зан кое-чем – из их рук по­лу­чил ус­лов­ную, но всё же ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ную долж­ность гла­вы СП Том­ска. Но и то вре­мя про­шло – ког­да тре­бо­ва­лась гос­пи­та­ли­за­ция его пред­ше­ст­вен­ни­ка в СП, на прось­бу по­мочь лечь в боль­ни­цу ска­зал Сква­лы­гин по­сред­ни­ку: «Он своё всё вы­брал». Мож­но вы­брать пу­тёв­ки в са­на­то­рий или ещё что, а это бо­лезнь…

Вот и вы­хо­дит, что вы­ду­ман­ный де­ти­на Ля­пис-Тру­бец­кой ус­ту­па­ет ре­аль­но­му Сква­лы­ги­ну, то­же круп­но­му де­я­те­лю. Ку­лак вер­нул се­бе власть, пусть и в ли­те­ра­тор­ских мас­шта­бах – воз­мож­но, тут то­же бы­ло не­что кров­но-род­ст­вен­ное у не­го с по­этом Ку, по­сколь­ку и тот из та­тар­ских ку­ла­ков ро­дом. Пра­виль­но ор­га­ни­зо­вав­ший свою пост­со­вет­скую жизнь – став­ший ка­пи­та­ли­с­том ме­ст­но­го мас­шта­ба, по­эт Сква­лы­гин бук­валь­но за­ра­бо­тал се­бе пра­во пе­ча­тать­ся в сто­лич­ном па­т­ри­о­ти­че­с­ком жур­на­ле и ша­гать по опу­с­тев­шей со­вет­ской ле­ст­ни­це ли­те­ра­тур­но­го чи­нов­ни­че­ст­ва. По­сколь­ку там все те­перь с ку­соч­ка­ми соб­ст­вен­но­с­ти за па­зу­хой, а без оных – они ни­кто и это пре­крас­но по­ни­ма­ют, дер­жа кру­го­вую по­ру­ку, пе­ча­тая друг дру­га, как Гу из «Мос­ков­ско­го ве­ст­ни­ка» всё то­го же Ку… Ос­таль­ным ос­та­ёт­ся по­хло­пать се­бя по ще­кам при встре­че с та­ки­ми клас­си­ка­ми и ска­зать «ку». А Сква­лы­ги­ну – так дво­е­крат­ное «ку», у не­го но­во­рус­ские, ма­ли­но­вые шта­ны… 


Дмитрий ЧЁРНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования