Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №23. 08.06.2012

Советский музыкант Виктор

Вик­тор Ро­бер­то­вич Цой по­гиб в воз­ра­с­те 28 лет. По ны­неш­ним мер­кам – сов­сем па­цан. 21 ию­ня 2012 го­да ему ис­пол­ни­лось бы все­го 50 – мо­ло­дой, в об­щем, му­жик. Экс-ги­та­рист «Ки­но» Юрий Ка­с­па­рян и сей­час иг­ра­ет с Бу­ту­со­вым, что ни­ко­го не удив­ля­ет, а ушед­ший в 1990-м Цой пред­став­ля­ет­ся из на­сто­я­ще­го чуть ли не Есе­ни­ным или, по мень­шей ме­ре, Вы­соц­ким. Он, кста­ти, и пе­ре­жил Вы­соц­ко­го все­го-то на 10 лет, хо­тя на это де­ся­ти­ле­тие вы­па­ло столь­ко, что хва­ти­ло бы на пол­ве­ка. Фор­маль­но Цоя во­об­ще мож­но оп­ре­де­лить в ка­че­ст­ве «со­вет­ско­го му­зы­кан­та», как бы ди­ко это ни зву­ча­ло.

 

Мир, по Цою, не­со­вер­ше­нен, прин­ци­пи­аль­но дис­гар­мо­ни­чен, а то и пря­мо аб­сур­ден. И к то­му же бо­лее тра­ги­чен, чем сме­шон. Тра­ге­дия – не столь­ко в са­мой раз­ба­лан­си­ро­ван­но­с­ти бы­тия, сколь­ко в на­ли­чии у че­ло­ве­ка пред­став­ле­ния о не­об­хо­ди­мо­с­ти гар­мо­нии – пред­став­ле­ния, не­по­нят­но за­чем нуж­но­го. Ни вну­т­ри, ни во­круг гар­мо­нии нет – есть один ха­ос, сквоз­ная цо­ев­ская те­ма. «Пес­ня без слов, ночь без сна…», «У ме­ня есть дом, толь­ко нет клю­чей…», «Мы хо­те­ли све­та – не бы­ло звез­ды» – мож­но ци­ти­ро­вать под­ряд и на­угад, не вы­би­рая.

От­сю­да – вос­при­я­тие жиз­ни как шту­ки тя­жё­лой и тём­ной, как по­сто­ян­но­го боя с за­ра­нее пред­ре­шён­ным ис­хо­дом: «Весь мир идёт на ме­ня вой­ной». Строч­ка «И мне не нра­ви­лось то, что здесь бы­ло, и мне не нра­вит­ся то, что здесь есть» – ма­ни­фест не со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­с­кий, а ми­ро­воз­зрен­че­с­кий, и его впол­не мож­но про­дол­жить: «…не бу­дет нра­вить­ся то, что здесь бу­дет». Мир для ли­ри­че­с­ко­го ге­роя Цоя, как я его по­ни­маю, не про­сто не­при­ем­лем – он ак­тив­но враж­де­бен, а глав­ное, не­улуч­ша­ем. В ми­ре ис­пор­тил­ся не­кий гар­мо­ни­зи­ру­ю­щий ме­ха­низм, а мо­жет, его и не бы­ло ни­ког­да. Че­ло­век, оди­на­ко­во ус­тав­ший от прав­ды и от вра­нья, от ра­зу­ма и от бе­зу­мия, так то­с­ку­ет по ут­ра­чен­но­му (или при­ду­ман­но­му им са­мим) рав­но­ве­сию, что сколь бес­ко­неч­но, столь и без­ре­зуль­тат­но пы­та­ет­ся со­брать рас­сы­пан­ный пазл дей­ст­ви­тель­но­с­ти. Но ку­соч­ки ни­ког­да не сов­па­да­ют, и нет га­ран­тии, что они да­же те­о­ре­ти­че­с­ки мо­гут сов­пасть. Ка­кая там уве­рен­ность в бу­ду­щем, ес­ли да­же «в на­шем про­шлом – то ад, то рай»; ка­кие цен­но­с­ти и ори­ен­ти­ры – «рань­ше я чи­тал кни­ги, а те­перь я их жгу»; ка­кие на­деж­ды на че­ло­ве­ка или да­же на Бо­га – они дав­но ис­чер­па­ны.

 

Цой – пе­вец ха­о­са, но имен­но эта за­цик­лен­ность на аб­сурд­но­с­ти и бес­смыс­лен­но­с­ти су­ще­ст­во­ва­ния сви­де­тель­ст­ву­ет о его по­сто­ян­ной тя­ге к спа­си­тель­но­му смыс­лу, по­ряд­ку в го­ло­ве и ми­ре. Же­ла­ние най­ти вы­ход так же убе­ди­тель­но, как и не­воз­мож­ность вы­хо­да. И в ито­ге – раз­ве что «смерть сто­ит то­го, что­бы жить». Ес­ли аль­тер­на­ти­ва – лишь не­бы­тие, тог­да сто­ит ещё по­быть, ка­кой бы стран­ной и страш­ной жизнь ни бы­ла. Уте­ше­ние от пес­си­ми­с­та: жизнь пло­ха, но всё ос­таль­ное ещё ху­же.

 

Это, так ска­зать, мейн­стрим, ос­нов­ное смыс­ло­вое по­ле тек­с­тов Цоя. На от­тор­же­нии это­го не­вы­но­си­мо мрач­но­го по­ни­ма­ния, на по­пыт­ках его пре­одо­леть стро­ят­ся дру­гие пес­ни, поч­ти по-фа­шист­ски ут­верж­да­ю­щие (пы­та­ю­щи­е­ся ут­вер­дить) ак­тив­ное ос­мыс­лен­ное дей­ст­вие: «Мы идём, мы силь­ны и бо­д­ры…», «Даль­ше дей­ст­во­вать бу­дем мы»…

Тек­с­ты Цоя чёт­ко пе­ри­о­ди­зи­ру­ют­ся. Ран­нее твор­че­ст­во – этап го­род­ско­го акы­на, бук­валь­но – что ви­жу, то пою: «Вре­мя есть, а де­нег нет», «Я си­жу в ха­ла­те, толь­ко что из ван­ной, с мо­к­рой го­ло­вой…». Это ско­рее ви­зу­аль­ные, чем вер­баль­ные про­из­ве­де­ния – по-дет­ски на­ив­ные, без пре­тен­зий за­риф­мо­ван­ные на­блю­де­ния, вро­де бы, не пре­тен­ду­ю­щие ни на ка­кие обоб­ще­ния. Та­ко­ва «Пач­ка си­га­рет», ко­то­рую ла­ба­ли в каж­дом подъ­ез­де стра­ны, чем со­слу­жи­ли пес­не не­до­б­рую служ­бу, за­пев её до не­вы­но­си­мо­с­ти. Та­ко­вы «Эле­к­т­рич­ка» и «Вось­ми­класс­ни­ца». Мяг­кий юмор, про­стые и кон­крет­ные «бы­то­вые за­ри­сов­ки», пе­ре­ме­жа­ю­щи­е­ся то ли за­ве­до­мым аб­сур­дом, то ли экс­пе­ри­мен­таль­ной ме­та­фо­ри­с­ти­кой: «Я са­жаю алю­ми­ни­е­вые огур­цы на бре­зен­то­вом по­ле».

Обоб­ще­ния по­ш­ли поз­же. По­му­д­рев­шие тек­с­ты ста­ли аб­ст­ракт­нее, но и глуб­же – о люб­ви, о смер­ти. «Пе­чаль», «Ап­рель», «Ле­ген­да», «Вой­на», «Спо­кой­ная ночь» – это уже зре­лый, не­од­но­мер­ный Цой, ос­тав­ля­ю­щий ши­ро­кое по­ле для трак­тов­ки об­ра­зов.

 

Не со­гла­ша­юсь, ког­да го­во­рят, что лю­ди ухо­дят во­вре­мя. Цой ушёл на взлё­те. И му­зы­каль­но, и ли­те­ра­тур­но он шёл по вос­хо­дя­щей, до­ста­точ­но вспом­нить по­зд­ние аль­бо­мы – «Груп­па кро­ви», «Звез­да по име­ни Солн­це», по­смерт­ный «Чёр­ный»…

 

Се­го­дня Цой ак­ту­а­лен да­же в по­ш­ло­ва­том по­ли­ти­че­с­ком смыс­ле – пе­ре­ст­ро­еч­ные «Пе­ре­мен» и «Даль­ше дей­ст­во­вать бу­дем мы» в пе­ри­од по­зд­не­го пу­тин­ско­го за­стоя за­зву­ча­ли так, как буд­то на­пи­са­ны се­го­дня. Но и бе­зот­но­си­тель­но этой мел­кой конъ­юнк­ту­ры тек­с­ты и му­зы­ка Цоя не ка­жут­ся мне ус­та­рев­ши­ми – в от­ли­чие от тек­с­тов и му­зы­ки не­ко­то­рых его со­вре­мен­ни­ков (да и по­сле­до­ва­те­лей). И это не­смо­т­ря на от­гре­мев­шие по­ли­ти­че­с­кую и тех­но­ло­ги­че­с­кую ре­во­лю­ции. Цой ведь ушёл в эпо­ху «ком­пакт­ных кас­сет» – по од­ной из вер­сий, и по­гиб из-за то­го, что пе­ре­во­ра­чи­вал кас­се­ту и от­влёк­ся от до­ро­ги. Пес­ни «Ки­но», ко­то­рые зву­чат три де­сят­ка лет, на­пи­са­ны че­ло­ве­ком, не имев­шим да­же мо­биль­ни­ка и раз­бив­шим­ся (речь о су­пер­звез­де!) на «моск­ви­че».

Уди­ви­тель­ная ак­ту­аль­ность Цоя вы­ра­же­на в на­род­ном ло­зун­ге, за­кли­на­нии, па­ро­ле – двух трёх­бук­вен­ных сло­вах, прак­ти­че­с­ки не от­ста­ю­щих по ча­с­то­те вос­про­из­ве­де­ния на за­бо­рах и под­пор­ных стен­ках от дру­го­го ко­рот­ко­го сло­ва, – «Цой жив!». При­чём сфор­му­ли­ро­ва­но это бы­ло ещё в эпо­ху ана­ло­гич­ных ло­зун­гов о Ле­ни­не. 


Василий АВЧЕНКО,
г. ВЛАДИВОСТОК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования