Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №23. 08.06.2012

Осенняя соната

 Эр­нест Томп­сон. На Зо­ло­том Озе­ре. Те­а­т­раль­ный центр «Виш­нё­вый сад». Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Алек­сандр Виль­кин.

 

Пье­са аме­ри­кан­ско­го дра­ма­тур­га, ак­тё­ра и ре­жис­сё­ра Эр­не­с­та Томп­со­на, на­пи­сан­ная им бо­лее трид­ца­ти лет на­зад в трид­ца­ти­лет­нем воз­ра­с­те, не­о­жи­дан­но об­ре­ла до­воль­но зна­чи­тель­ный и дли­тель­ный ус­пех: вы­дер­жа­ла не­ма­ло по­ста­но­вок, в том чис­ле и на Брод­вее, по­став­лен­ный по ней ху­до­же­ст­вен­ный фильм и по­зд­нее те­ле­ви­зи­он­ная адап­та­ция бли­с­та­ли со­звез­ди­ем ис­пол­ни­те­лей глав­ных ро­лей (Ге­н­ри Фон­да и его дочь Джейн, Кэ­т­рин Хеп­берн, Джу­лия Эн­д­рюс), а пер­вый да­же удо­с­то­ил­ся не­сколь­ких «Ос­ка­ров».

Не­за­мыс­ло­ва­тое про­из­ве­де­ние с до­воль­но сен­ти­мен­таль­ным сю­же­том, по­ве­ст­ву­ю­щее о про­бле­мах в жиз­ни пре­ста­ре­ло­го про­фес­со­ра и его се­мьи – же­ны Этель и за­та­ив­шей с дет­ст­ва оби­ду на ав­то­ри­тар­но­го от­ца до­че­ри Чел­си, ока­за­лось вос­тре­бо­ван­ным те­а­т­раль­ной, ки­не­ма­то­гра­фи­че­с­кой и те­ле­ви­зи­он­ной ау­ди­то­ри­ей и бы­ло пе­ре­ве­де­но так­же на ино­ст­ран­ные язы­ки.  В ча­ст­но­с­ти, пье­са уже не­сколь­ко раз ста­ви­лась и в Рос­сии, в том чис­ле с уча­с­ти­ем та­ких ко­ри­фе­ев сце­ны, как Олег Ба­си­лаш­ви­ли и Али­са Фрейндлих.

Вкрат­це сю­жет за­клю­ча­ет­ся в сле­ду­ю­щем. К пен­си­о­не­рам Нор­ма­ну и Этель, про­во­дя­щим ле­то на да­че у ле­са на бе­ре­гу озе­ра, не­о­жи­дан­но при­ез­жа­ет их не­ус­т­ро­ен­ная со­ро­ка­двух­лет­няя дочь Чел­си, при­чём с же­ни­хом – дан­ти­с­том Бил­лом и его три­над­ца­ти­лет­ним сы­ном, Бил­лом-млад­шим. Со­би­ра­ясь с дру­гом в пу­те­ше­ст­вие по Ев­ро­пе, Чел­си про­сит сво­их ро­ди­те­лей в те­че­ние ме­ся­ца при­смо­т­реть за под­ро­ст­ком. Эго­ис­тич­ный и ка­п­риз­ный Нор­ман не­хо­тя со­гла­ша­ет­ся. Од­на­ко по­сле отъ­ез­да Чел­си дед и маль­чик ста­но­вят­ся дру­зь­я­ми на поч­ве об­ще­го ув­ле­че­ния рыб­ной лов­лей. Чёр­ст­вость ста­ри­ка та­ет, и по­сле воз­вра­ще­ния до­че­ри, ко­то­рая ус­пе­ла в Ев­ро­пе за­ре­ги­с­т­ри­ро­вать брак со сто­ма­то­ло­гом, Нор­ман и Чел­си до­сти­га­ют люб­ви и вза­и­мо­по­ни­ма­ния, ко­то­рых им не хва­та­ло с тех пор, как дочь бы­ла ма­лень­ким ре­бён­ком.

Силь­ная сто­ро­на пье­сы – до­воль­но ос­т­ро­ум­ные, лёг­кие ди­а­ло­ги с изо­би­ли­ем сар­ка­с­ти­че­с­ких реп­лик Нор­ма­на, и ма­с­тер­ст­во опыт­ных ак­тё­ров обыч­но де­ла­ет спек­так­ли и эк­ра­ни­за­ции это­го про­из­ве­де­ния жи­вы­ми и при­ят­ны­ми.

Спек­такль те­а­т­раль­но­го цен­т­ра «Виш­нё­вый сад» по­став­лен в «эко­ном­ном ре­жи­ме»: скром­ные де­ко­ра­ции с про­стой ме­бе­лью (сце­но­гра­фия Ни­ко­лая Эпо­ва), два со­ста­ва ис­пол­ни­те­лей. Тем са­мым по­ста­нов­щи­ки как бы да­ют по­нять, что спек­такль не «ак­тёр­ский». И в са­мом де­ле, хо­тя ис­пол­ни­те­ли Сер­гей Ко­ва­лёв (Нор­ман), Оль­га Ши­ро­ко­ва (Этель), Ири­на Княз­ни­де­ли­на (Чел­си) и Игорь Бро­вин (Билл-стар­ший) и со­зда­ют до­ста­точ­но вы­пук­лые, рез­ко очер­чен­ные фи­гу­ры глав­ных пер­со­на­жей, ди­а­па­зон во­пло­щён­ных об­ра­зов ка­жет­ся уз­ко­ва­тым, как буд­то ак­тё­ры чув­ст­ву­ют се­бя в ро­лях лю­дей да­лё­кой куль­ту­ры и пси­хо­ло­гии не­уве­рен­но и по­рой иг­ра­ют не­кие обоб­щён­ные эмо­ции и ре­ак­ции: по­рой Чел­си ока­зы­ва­ет­ся кон­флик­ту­ю­щей с от­цом жен­щи­ной «во­об­ще», а Этель – сгла­жи­ва­ю­щей все уг­лы в се­мей­ных от­но­ше­ни­ях ба­буш­кой «во­об­ще». Это про­ис­хо­дит, по­жа­луй, и по­то­му, что ак­тё­ры ми­ми­кой и же­с­та­ми вы­ра­жа­ют и под­дер­жи­ва­ют в точ­но­с­ти то, что и про­из­но­сят со­глас­но ро­ли, и в ре­зуль­та­те ро­лям не до­ста­ёт мно­го­мер­но­с­ти и мно­го­слой­но­с­ти. 


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования