Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 15.06.2012

Цинизм выходит из моды

Давно нет душевного спокойствия. Какое-то внутреннее дрожание поселилось во мне. Много, очень много вопросов и о литературе нашей современной, и о пресловутой общественно-политической жизни колют мозг.

Со своими вопросами я обращаюсь ко многим людям, и некоторые дают довольно определённые, прямые ответы. Которые, правда, не снимают вопросы, а только их усиливают, заостряют, как крючки.

Сегодня – разговор с литературным критиком Евгением Ермолиным.

 

Евгений ЕРМОЛИН
Евгений ЕРМОЛИН

– Ев­ге­ний Ана­то­ль­е­вич, де­сять лет на­зад вы ра­до­ст­но при­вет­ст­во­ва­ли мо­ло­дое по­ко­ле­ние пи­са­те­лей. Оп­рав­да­ло ли оно ва­ши на­деж­ды?

– Без­вре­ме­нье ну­ле­вых ни в од­ной твор­че­с­кой сфе­ре жиз­ни не при­ве­ло к кре­а­тив­но­му взры­ву. По­ко­ле­ние то­таль­но не сло­жи­лось. Не слу­чи­лось это и в ли­те­ра­ту­ре, где на­ли­чие дру­же­с­ких ком­па­ний во­все не симп­том по­ко­лен­че­с­ко­го един­ст­ва. Про­ект «но­во­го ре­а­лиз­ма», ко­то­рый я те­перь пред­по­чи­таю впи­сы­вать в об­ще­ми­ро­вую прак­ти­ку транс­аван­гар­да, – это во­все не по­ко­лен­че­с­кое, а со­во­куп­ное дви­же­ние все­го жи­во­го к че­му-то на­сто­я­ще­му и под­лин­но­му в ми­ре со­ци­аль­ной мер­зо­с­ти и мерт­ве­чи­ны. От­сю­да вы­те­ка­ет, что как твор­че­с­кие оди­ноч­ки со­сто­я­лись те, кто при­ча­ст­ны имен­но это­му дви­же­нию. При­чём со­сто­я­лись про­ти­во­ре­чи­во, с подъ­ё­ма­ми и спа­да­ми, по­ра­же­нь­я­ми и по­бе­да­ми, что, впро­чем, при­су­ще жиз­ни во­об­ще. У не­ко­то­рых из них есть те­ма, с ко­то­рой они во­шли и ко­то­рой о се­бе за­яви­ли. Ска­жем, у Шар­гу­но­ва и Клю­ча­рё­вой – юный нар­цисс-иде­а­лист на сквоз­ня­ках дву­смыс­лен­ной эпо­хи, у Ма­ла­то­ва – то же, но ге­рой ци­нич­нее, у Са­ду­ла­е­ва, При­ле­пи­на и Гуц­ко – мо­ло­дой муж­чи­на на вой­не (ко­то­рая ста­но­вит­ся им са­мим и от ко­то­рой по­след­ние двое не очень ин­те­рес­но ино­гда пы­та­ют­ся уй­ти в ка­кой-то душ­ный ин­тим), у Пав­ло­ва – че­ло­век в аду, у Ге­ор­ги­ев­ской – ад как со­сто­я­ние со­зна­ния (ад – это дру­гой и ад – это оди­но­че­ст­во)… Яс­но, что есть те­мы на всю жизнь, а есть та­кие, с ко­то­ры­ми дол­го жить вред­но.

На­зо­ву в кру­гу про­за­и­ков – на­чи­ная с 1969–70 го­да рож­де­нья – ещё и Или­чев­ско­го, Ма­ма­е­ву, На­деж­ду Му­ра­вь­ё­ву, Абу­зя­ро­ва, Кра­силь­ни­ко­ва, Лор­чен­ко­ва, Сам­со­но­ва… Есть ещё два-три ши­ро­ко при­знан­ных ав­то­ра, к ко­то­рым я от­но­шусь кри­тич­но. Мне ка­жет­ся, что это не та­кой уж пло­хой ли­те­ра­тур­ный ре­ль­еф, но ему не­до­ста­ёт все­лен­ских ам­би­ций, гло­баль­но­го мы­ш­ле­ния. Все­че­ло­веч­но­с­ти, ес­ли угод­но, ин­тел­лек­та и эру­ди­ции.

– Есть ли у нас се­го­дня боль­шие по­эты мо­ло­же пя­ти­де­ся­ти лет? И чем мож­но объ­яс­нить рез­кое уве­ли­че­ние про­дол­жи­тель­но­с­ти твор­че­с­кой жиз­ни рус­ских по­этов?

– По­эты есть. Те­мы у них, увы, нет. Как пра­ви­ло. У боль­шо­го по­эта – боль­шая глав­ная те­ма. А тут и ма­лень­кую бы­ва­ет труд­но из­влечь, хо­тя ино­гда впе­чат­ля­ет ла­тент­ный дра­ма­тизм, ска­жем, у Иго­ря Бе­ло­ва. Но где взять боль­шую те­му в мо­мент, ког­да всё из­мель­чи­лось? Воз­мож­но, де­ло в том, что по­эт – ре­зо­на­тор, мем­б­ра­на. А со­вре­мен­ный мир так пёстр и не­вня­тен, что век­тор ре­зо­нан­са не весь­ма внят­но про­щу­пы­ва­ет­ся. И не­ко­то­рые ви­б­ри­ру­ют со сво­ей сре­дой по­эти­че­с­ки, как Ве­ра По­лоз­ко­ва. А мно­гие – да­же не со сре­дой, а про­из­воль­но, как при­дёт­ся.

Ста­рым по­этам по­вез­ло. В по­след­ние 20–25 лет мир к ним гу­ма­нен. Но это и ис­пы­та­ние. Ока­за­лось, что мно­гие (поч­ти все) по­эты ста­но­вят­ся го­дам к пя­ти­де­ся­ти кон­сер­ва­ми дли­тель­но­го хра­не­ния. Они не ме­ня­ют­ся. Не ри­с­ку­ют. И их на­чи­на­ют за­бы­вать, и те­мы их вы­па­да­ют из ак­ту­аль­но­го кон­тек­с­та, и они вы­гля­дят ма­мон­та­ми. Вот как Рейн, на­при­мер, не­дав­но, на вру­че­нии пре­мии «По­эт».

– Стро­ку Ман­дель­ш­та­ма «Мы жи­вём, под со­бою не чуя стра­ны» вспо­ми­наю всё ча­ще. Спра­вед­ли­во ли?

– Так а где стра­на? Нет стра­ны. При­ле­пин треть сво­е­го ро­ма­на «Сань­кя» по­свя­тил по­ле­ми­ке со мной, вло­жив не­ко­то­рые мои ди­а­гно­зы в ус­та это­го его ге­роя… Бес­кры­ло­ва? Низ­ко­по­лё­то­ва? Го­во­ря­щая там ка­кая-то фа­ми­лия. И ни­че­го не до­ка­зал... Пост­со­вет­ская Рос­сия не со­сто­я­лась как стра­на, как го­су­дар­ст­во, как со­ци­ум, объ­е­ди­нён­ный внят­ным об­ще­ст­вен­ным до­го­во­ром. Граж­дан­ский сон и мел­кая ко­рысть не об­ра­зу­ют стра­ны. Ну а тер­ри­то­рия – она ок­ку­пи­ро­ва­на ма­ро­дё­ра­ми, мо­раль­ны­ми му­тан­та­ми-кры­со­людь­ми. Со­вре­мен­но­му пи­са­те­лю при­хо­дит­ся жить вол­ком-оди­ноч­кой, во­ро­ном-аль­би­но­сом, без поч­вы. Его ро­ди­на у не­го в серд­це – да­же не как меч­та, а как по­сто­ян­ная боль, пер­ма­нент­ная го­речь, не­за­жи­ва­ю­щий ожог со­чув­ст­вия, но и уни­же­ния, ос­кор­б­лён­но­с­ти…

Я ду­маю, но­вая Рос­сия ещё толь­ко рож­да­ет­ся се­го­дня на пло­ща­дях и ули­цах боль­ших го­ро­дов, в со­ци­аль­ных се­тях ру­не­та как над­по­ли­ти­че­с­кое бе­лое брат­ст­во лю­дей, по­ста­вив­ших цен­но­с­ти вы­ше пар­тий­ных догм и на­учив­ших­ся ве­се­ло пре­зи­рать ту­пую си­лу. Нуж­но быть очень ту­гим на ухо, чтоб не слы­шать этот гул бу­ду­ще­го. А тот, кто слы­шит, – уже со­уча­ст­ник. За­пре­щён­ный про­те­с­тант!

– Чем кон­крет­но, на ваш взгляд, мож­но всё-та­ки объ­яс­нить не­лю­бовь не­ма­лой ча­с­ти ин­тел­ли­ген­ции к ны­неш­ней вла­с­ти? Су­дя по про­из­ве­де­ни­ям ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва, при­чин-то осо­бых нет...

– Ин­тел­ли­ген­ция – ка­кая она ни на есть – всё же до­ро­жит цен­но­с­тя­ми. Власть же име­ет толь­ко ин­те­ре­сы. Бы­ли те, кто со­мне­ва­лись, на­де­я­лись, что власть то­же не ли­ше­на цен­но­ст­ных ори­ен­ти­ров. Я ду­маю, за по­след­ние ме­ся­цы та­ких уже не ос­та­лось. Мне ка­жет­ся, что и во­об­ще жут­ко ус­та­рел этот ро­ман­ти­че­с­кий ком­плекс – «лю­бовь к вла­с­ти». Власть не нуж­но лю­бить. Лю­бовь зла, лю­бовь тер­пе­ли­ва – не­ко­то­рые этим хо­ро­шо по­поль­зо­ва­лись! Уже хва­тит. Впро­чем, бо­на­пар­тист­ский ха­риз­ма­тизм на­ми ещё не из­жит.

А что ка­са­ет­ся ли­те­ра­ту­ры… Вы зна­е­те, объ­яс­не­ние у ме­ня та­кое: ана­лиз при­ро­ды ны­неш­ней рос­сий­ской вла­с­ти уме­ща­ет­ся в рас­сказ. Эта власть как пред­мет ис­кус­ст­ва не ин­те­рес­на, «Осе­ни па­т­ри­ар­ха» тут не по­лу­чит­ся. Это брез­г­ли­вое, вы­со­ко­мер­ное пре­зре­ние луч­ше все­го, мне ка­жет­ся, вы­ра­зил Ма­ка­нин в «Иsпу­ге». Пред­мет не ув­ле­ка­ет как та­ко­вой, а про­яв­ля­ет­ся толь­ко в ка­ком-то иг­ро­вом опо­сре­до­ва­нии – са­ти­ри­че­с­кой ан­ти­уто­пи­ей, как у Пе­ле­ви­на, Со­ро­ки­на, Во­ло­са, Слав­ни­ко­вой, Бы­ко­ва, ал­лю­зив­ной дис­тан­ци­ей лю­бо­го ро­да – или про­хо­дит сто­ро­ной. В пуб­лич­ной люб­ви к вла­с­ти мною в по­след­нее вре­мя бы­ли из пи­са­те­лей за­ме­че­ны толь­ко Ба­ги­ров и Юде­нич, да­же Лип­ске­ров что-то при­тих. С дру­гой сто­ро­ны, пи­сать о со­вре­мен­но­с­ти ре­аль­но труд­но. О про­шлом лег­че. Да и спрос на со­ци­аль­ность в ми­нув­шее вре­мя был не­вы­сок.

– Ны­неш­ние пер­вые ли­ца в кон­це кон­цов ста­нут ста­рень­ки­ми и не смо­гут ру­лить стра­ной. Что бу­дет даль­ше, ес­ли нефть не за­кон­чит­ся и не упа­дёт в це­не, – длин­ная ве­ре­ни­ца пре­ем­ни­ков или не­что иное?

– Ес­ли Рос­сия ос­та­нет­ся сы­рь­е­вым при­дат­ком? На это ма­ло шан­сов, как я по­нял: спрос на эту Рос­сию ис­то­ри­че­с­ки не­до­лог. Да, мож­но се­бе пред­ста­вить вет­ша­ю­щий бо­на­пар­тизм, ко­то­рый об­ли­ва­ют еле­ем ло­яль­ные кли­ри­ки. Но он не спра­вит­ся с вы­зо­ва­ми ис­то­рии. Он уже с ни­ми не справ­ля­ет­ся. Ка­кая-то вне­зап­ная ста­рость за­мет­на уже сей­час. Эф­фек­тив­ной вла­с­ти нет, есть толь­ко ко­с­ме­ти­че­с­кий пи­ар. Чер­ты ко­с­ме­ти­че­с­кой дик­та­ту­ры. Так что нас ждёт яв­но не­что иное.

Я ду­маю, и в ли­те­ра­ту­ре мно­гое за­кон­чи­лось. Бу­дет сов­сем дру­гая ли­те­ра­ту­ра.

– Ев­ге­ний Ана­то­ль­е­вич, мы на­ча­ли с ну­ле­вых, да­вай­те за­кон­чим на­сто­я­щим. За­мет­но ли вам ус­ко­ре­ние ис­то­ри­че­с­ко­го вре­ме­ни в на­чав­ших­ся де­ся­тых, ко­то­рым уже пол­то­ра го­да?

– Ус­ко­ре­ние – это ме­та­фо­ра. Я бы ска­зал о пе­ре­на­сы­ще­нии, срав­ни­тель­но с до­воль­но пу­с­ты­ми ну­ле­вы­ми. Жиз­ни бы­ло ма­ло, а ста­ло вдруг боль­ше. Она вы­хо­дит из ста­рых бе­ре­гов. Но­вые лю­ди, но­вые сред­ст­ва ак­тив­но­с­ти. Вне­зап­но – со­ци­аль­ная по­ве­ст­ка дня. Кто знал год на­зад трёх Ни­ко­ла­ев – Лев­ши­ца, Бе­ля­е­ва и Бо­б­рин­ско­го? А те­перь, ес­ли жи­вёшь хоть пол­ча­са в сут­ки в Фейс­бу­ке, то как же мож­но их не знать. А но­вые ли­ца Церк­ви – Ан­на Да­ни­ло­ва, Ли­да Мо­ни­а­ва, Дми­т­рий Ах­тыр­ский, Ар­тур Ари­с­та­ки­сян, свя­щен­ни­ки Дми­т­рий Сверд­лов, Ан­д­рей Зу­ев­ский, Фё­дор Лю­до­гов­ский... Во­об­ще мно­го пре­крас­ных лиц. Ци­низм, ко­то­рый я счи­таю глав­ным ду­хов­ным век­то­ром ну­ле­вых, ре­ши­тель­но вы­хо­дит из мо­ды. Ста­рые лю­ди, от ко­то­рых уже ни­че­го не ждёшь, вдруг ме­ня­ют­ся. Те, кто не ме­ня­ют­ся, ка­жут­ся ста­ри­ка­ми, не­смо­т­ря на фи­зи­че­с­кий воз­раст, ино­гда до­воль­но юный.


Беседовал Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования