Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 15.06.2012

О выходе из тупика

 Добрый день, литроссияне!

 

Благодарю за публикации. Относительно первой статьи «Кризис доверия» («ЛР», № 18-19) у нас вовсю идут разговоры в среде священства и народа. Народ готов подписаться под каждым словом, если в этом будет необходимость. Священство говорит, что слишком мало написал, надо бы больше. Прочитал архиерей Георгий, сказали – в ярости. Прочитал Патриарх. Передали: думает, что со всем этим делать. А тут как раз вышла вторая статья «О природе церковной власти» («ЛР», № 22), канонически углубляющая и подтверждающая мысли первой.

Посылаю новые материалы.

Мне кажется, сначала надо дать статью «О выходе из тупика». Без всякого сомнения, содержание этой статьи поддержит практически всё белое духовенство, часть монашества и весь народ. Там всё канонично, неоспоримо. Хоть на всемирный уровень выноси – оспорить невозможно. Часть епископата, разумеется, будет против, хотя никто и не предлагает их упразднять, но они не могут не понимать, что буквально за несколько лет (максимум, в десятилетие) народ изберёт только достойных (и женатых, и монахов), и все эти книжники и фарисеи (церковные олигархи) окажутся не у дел, лишёнными безграничной власти и кормушки.

Но это действительно единственный выход для Церкви. И он назрел. Это в том числе и способ избавиться от известного порока в среде монашествующего епископата.

 

С глубочайшим уважением,

Владимир Чугунов,

милостью Божией протоиерей


 

В пре­ды­ду­щей ста­тье «По­каз­ное цар­ст­во прав­ды: О при­ро­де цер­ков­ной вла­с­ти» («ЛР», № 22) бы­ли вы­ска­за­ны мыс­ли о не­пра­виль­но­с­ти ны­неш­не­го цер­ков­но­го ус­т­ро­е­ния. Ук­ло­не­ния от пра­виль­но­го цер­ков­но­го ус­т­ро­е­ния на­ча­лись ещё в на­ча­ле III ве­ка, ос­нов­ной при­чи­ной ко­то­рых ста­ло от­ст­ра­не­ние на­ро­да, а за­тем и же­на­то­го свя­щен­ст­ва от уп­рав­ле­ния цер­ков­но­го, но осо­бен­но за­мет­но они ста­ли про­яв­лять се­бя с VII ве­ка, при­ве­дя в ито­ге «еди­ную Со­бор­ную и Апо­с­толь­скую Цер­ковь» к раз­де­ле­ни­ям, рас­ко­лам, ин­кви­зи­ции, пол­но­му це­ли­бат­ст­ву (без­бра­чию) Ка­то­ли­че­с­кой Церк­ви и кон­цен­т­ра­ции всей пол­но­ты вла­с­ти в ру­ках мо­на­ше­ст­ва в Церк­ви Пра­во­слав­ной. Ка­кие пло­ды на этой поч­ве вы­рос­ли в ито­ге в сре­де выс­ше­го епи­с­ко­па­та ка­то­ли­че­с­кой и пра­во­слав­ной церк­ви («ЛР», № 18–19), из­ве­ст­но всем, да и речь те­перь не об этом, а о том, ка­кие ша­ги по ре­ше­нию этих жиз­нен­но-важ­ных во­про­сов мож­но бы­ло бы пред­ло­жить для все­на­род­но­го об­суж­де­ния.

Всем миром
Всем миром

Преж­де, чем пе­рей­ти к из­ло­же­нию впол­не ка­но­нич­ных, впол­не ра­зум­ных пред­ло­же­ний, на­до сра­зу ска­зать, что по­ра пе­ре­стать счи­тать цер­ков­ный на­род ни­че­го не по­ни­ма­ю­щей без­душ­ной кос­ной мас­сой. На про­тя­же­нии бо­лее двад­ца­ти лет, не пе­ре­ста­вая, ог­ром­ны­ми ти­ра­жа­ми и во все­объ­ем­лю­щем ас­сор­ти­мен­те из­да­ёт­ся пра­во­слав­ная ду­хов­ная ли­те­ра­ту­ра, ох­ва­ты­ва­ю­щая все сфе­ры цер­ков­ной жиз­ни. Влив­ше­е­ся в на­ча­ле пе­ре­ст­рой­ки в цер­ковь, не име­ю­щее дип­ло­мов об окон­ча­нии се­ми­на­рий свя­щен­ст­во за это вре­мя так­же име­ло сто­про­цент­ную воз­мож­ность са­мо­сто­я­тель­но са­мо­об­ра­зо­вать­ся. Без­гра­мот­ные ста­руш­ки, для ко­то­рых что ни поп, тот и бать­ка, ка­ну­ли в без­воз­врат­ное про­шлое. Так что лю­бо­му, хо­тя бы от­ча­с­ти зна­ко­мо­му со свя­щен­ным пи­са­ни­ем и свя­то­оте­че­с­ким уче­ни­ем, ве­ру­ю­ще­му че­ло­ве­ку пред­ло­же­ния эти бу­дут по­нят­ны.

Ещё с апо­с­толь­ских вре­мён из­ве­ст­но, что на­род сам из сво­ей сре­ды (из чис­ла свя­щен­ст­ва сво­ей епар­хии) из­би­рал кан­ди­да­тов в епи­с­ко­пы, свя­щен­ни­ки и дья­ко­ны. От­но­си­тель­но се­мей­но­го или бес­се­мей­но­го по­ло­же­ния апо­с­тол Па­вел пи­шет, что епи­с­коп не мо­жет же­нить­ся вто­рой раз, он дол­жен быть же­нат один раз. В по­сле­ду­ю­щие ве­ка не вос­пре­ща­лось при­ня­тие са­на епи­с­ко­па и мо­на­ше­ст­ву­ю­щим (в пер­вые ве­ка мо­на­ше­ст­ва про­сто не бы­ло). По­это­му, прак­ти­че­с­ки на про­тя­же­нии не­сколь­ких ве­ков, в Церк­ви был и же­на­тый, и не­же­на­тый епи­с­ко­пат. На­род сам из­би­рал, сам пред­ла­гал и сам при­сут­ст­во­вал при ру­ко­по­ло­же­нии сво­их кан­ди­да­тов. Со­бор епи­с­ко­пов со­сед­них епар­хий (2-х или 3-х) ру­ко­по­ла­гал. Впос­лед­ст­вии не­же­на­тый епи­с­ко­пат во­пре­ки во­ле на­ро­да вы­вел из сво­е­го со­ста­ва же­на­тый епи­с­ко­пат, пре­вра­тив его в сво­е­об­раз­ный элит­ный мо­на­ше­с­кий ор­ден. Как бы­ло ска­за­но вы­ше, в Пра­во­слав­ной Церк­ви же­на­ты­ми ос­та­ви­ли толь­ко свя­щен­ст­во, в Ка­то­ли­че­с­кой – ни­ко­го. Во что это вы­ли­лось, осо­бен­но на За­па­де, рас­ска­зы­вать нет нуж­ды (ин­кви­зи­ция, мо­лот ведьм). У нас – в ме­ст­ни­че­ст­во, в то­та­ли­та­ризм, в на­чёт­ни­че­ст­во и так да­лее. И всё это толь­ко от­то­го про­изо­ш­ло, ещё раз по­вто­ря­ем, что был от­ст­ра­нён от уча­с­тия в уп­рав­ле­нии цер­ков­ном на­род.

Са­мо со­бою на­пра­ши­ва­ет­ся во­прос: что де­лать?

Ко все­об­ще­му об­суж­де­нию пред­ла­га­ют­ся ме­ры, ко­то­рые мож­но вы­не­с­ти на все­об­щее об­суж­де­ние и да­же го­ло­со­ва­ние.

И на­чать на­до с то­го, что­бы вы­не­с­ти на все­об­щее об­суж­де­ние, а за­тем и на тай­ное го­ло­со­ва­ние об­ще­епар­хи­аль­ных со­бра­ний свя­щен­ст­ва, кли­ра и на­ро­да во­прос о ру­ко­по­ло­же­нии в епи­с­ко­пы, на­ря­ду с мо­на­ше­ст­ву­ю­щим свя­щен­ст­вом, свя­щен­ст­ва же­на­то­го. По­нят­но, что этот во­прос по­дав­ля­ю­щим чис­лом го­ло­сов бу­дет ре­шён в поль­зу же­на­то­го свя­щен­ст­ва не толь­ко по­то­му, что та­кое ре­ше­ние пол­но­стью со­от­вет­ст­ву­ет цер­ков­ным ка­но­нам, но ещё и по­то­му, что мно­гие на­жи­лись под вла­с­тью ни­чем не ог­ра­ни­чен­но­го ар­хи­ерей­ско­го про­из­во­ла.

Так пусть клир и на­род са­ми и вы­би­ра­ют, ка­кой епи­с­коп (же­на­тый или не­же­на­тый) дол­жен быть у них в епар­хии, ибо для на­ро­да и со­зда­на цер­ковь.

При­мер­ная про­це­ду­ра вы­бо­ра епи­с­ко­па:

1. На­род сов­ме­ст­но с кли­ром из­би­ра­ет кан­ди­да­тов в епи­с­ко­пы из чис­ла свя­щен­ст­ва сво­ей епар­хии.

2. Кан­ди­да­тов в епи­с­ко­пы пред­ла­га­ют при­хо­жа­не (не при­ход­ские со­ве­ты, со­сто­я­щие из де­ся­ти че­ло­век, а все при­хо­жа­не бла­го­чи­ния, все, кто по­же­ла­ет при­нять уча­с­тие в вы­бо­ре кан­ди­да­та). Кан­ди­да­та вы­би­ра­ют из чис­ла свя­щен­ни­ков сво­е­го бла­го­чи­ния тай­ным го­ло­со­ва­ни­ем по­сле Ли­тур­гии, по­сле це­ло­ва­ния Кре­с­та, в каж­дом хра­ме от­дель­но. Воз­раст кан­ди­да­тов дол­жен быть не ни­же 45–50 лет. Из­би­ра­е­мый дол­жен про­слу­жить в бла­го­чи­нии не ме­нее 10–15 лет (а для это­го на­до вер­нуть рас­ки­дан­ное ны­не по той или иной епар­хии свя­щен­ст­во на свои ме­с­та, ес­ли та­кие фак­ты в ка­ких-то епар­хи­ях име­ют­ся). На­вер­ное, ни­кто не бу­дет воз­ра­жать, что это воз­раст зре­ло­го и жи­тей­ски и ду­хов­но уму­д­рён­но­го па­с­ты­ря. Так­же ни­кто не бу­дет спо­рить и с тем, что свя­щен­ни­ки сво­е­го бла­го­чи­ния прак­ти­че­с­ки хо­ро­шо из­ве­ст­ны ми­ря­нам все­го бла­го­чи­ния.

3. Из всех вы­дви­ну­тых кан­ди­да­тов вы­бор бу­ду­ще­го епи­с­ко­па де­ла­ет об­ще­епар­хи­аль­ное со­бра­ние свя­щен­ст­ва, кли­ра и вы­бран­ных на ме­с­тах от каж­до­го бла­го­чи­ния в оп­ре­де­лён­ном ко­ли­че­ст­ве ми­рян (чис­ло свя­щен­ст­ва с кли­ром не долж­но пре­вы­шать чис­ла при­хо­жан). Го­ло­со­ва­ние то­же тай­ное.

4. Мож­но пред­ло­жить ва­ри­ант вы­бо­ра епи­с­ко­па из чис­ла пред­став­лен­ных кан­ди­да­тов (ибо все они до­стой­ные) пу­тём жре­бия пе­ред осо­бо чти­мой ико­ной или мо­ща­ми свя­то­го епар­хии по­сле сов­ме­ст­ной со­бор­ной мо­лит­вы то­го же со­бра­ния, пре­до­ста­вив та­кое пра­во ли­бо мла­ден­цу, ли­бо стар­ше­му по хи­ро­то­нии свя­щен­ни­ку епар­хии (мож­но на­хо­дя­ще­му­ся на по­кое, за шта­том).

Ду­ма­ем, мно­гие со­гла­сят­ся, что та­кая ка­но­ни­че­с­кая фор­ма из­бра­ния ре­шит прак­ти­че­с­ки все су­ще­ст­ву­ю­щие про­бле­мы.

Для кон­тро­ля над епи­с­ко­па­ми, ес­ли они от вы­со­ты по­ло­же­ния вдруг нач­нут «брон­зо­веть» (что ма­ло ве­ро­ят­но), мож­но пред­ло­жить сле­ду­ю­щее.

Ес­ли нет на­ре­ка­ний и не­удо­воль­ст­вий в сто­ро­ну пра­вя­ще­го ар­хи­ерея, то и во­про­са о бо­го­угод­но­с­ти и пра­виль­но­с­ти его де­я­тель­но­с­ти не­че­го и по­ды­мать. Ес­ли же та­кие сви­де­тель­ст­ва (пись­мен­ные жа­ло­бы) бу­дут по­сту­пать в па­т­ри­ар­хию, мож­но про­во­дить об­ще­епар­хи­аль­ные со­бра­ния, где пу­тём тай­но­го го­ло­со­ва­ния клир мог бы вы­ра­зить своё от­но­ше­ние к де­я­тель­но­с­ти пра­вя­ще­го ар­хи­ерея.

И по­след­нее.

Во­пре­ки во­ле на­ро­да и же­ла­нию са­мо­го свя­щен­ни­ка (ес­ли толь­ко нет ка­но­ни­че­с­ких на­ру­ше­ний) ни­ко­го ра­ди пре­сло­ву­той «це­ле­со­об­раз­но­с­ти» ни­ку­да не пе­ре­во­дить.

Ка­за­лось бы, и всё!

Но кто и ког­да у нас за­бо­тил­ся о бла­ге вве­рен­но­го им Бо­гом на­ро­да?


Владимир ЧУГУНОВ,
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования