Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №24. 15.06.2012

Широка страна моя родная

Россия – страна контрастов. Особенно это чувствуешь, когда выезжаешь из Москвы. Заканчивается Московская область, а вместе с ней – и хорошая дорога. Но это не повод сидеть безвылазно в Москве или пользоваться только авиа– или железнодорожным транспортом для поездок по необъятной Родине.

 

Здорово, Ко­ст­ро­ма

В этот раз мы по­еха­ли вме­с­те с ба­буш­кой Лю­бо­вью Ар­те­мь­ев­ной Гор­де­е­вой (за­слу­жен­ным вра­чом Рос­сии, по­чёт­ным жи­те­лем го­ро­да Ма­га­да­на) и её старшей сестрой – в род­ные ме­с­та, где она ро­ди­лась, где по­хо­ро­не­ны её ро­ди­те­ли и до сих пор жи­вут род­ст­вен­ни­ки. Вы­еха­ли из Моск­вы в пят­ни­цу, на пя­ти ма­ши­нах од­ной боль­шой се­мь­ёй: один­над­цать взрос­лых и ше­с­те­ро де­тей млад­ше 11 лет. Ор­га­ни­за­то­ром по­езд­ки, как все­гда, вы­сту­пил Юрий Гор­де­ев – дя­дя мо­е­го му­жа. Пер­вая ос­та­нов­ка по­сле уто­ми­тель­ной тол­куч­ки на Яро­слав­ском шос­се – в 350 ки­ло­ме­т­рах от Моск­вы, в древ­нем рус­ском го­ро­де Ко­ст­ро­ма, вхо­дя­щем в Зо­ло­тое коль­цо Рос­сии. По­го­да – не под­ве­ла, и, при­пар­ко­вав ма­ши­ну у оте­ля «Вол­га», мы ре­ши­ли прой­тись по на­бе­реж­ной, где в од­ном из ре­с­то­ран­чи­ков нас уже жда­ли (вы­ез­жа­ли из Моск­вы из раз­ных рай­о­нов и в проб­ках тол­ка­лись раз­ное вре­мя, по­это­му и при­еха­ли все враз­но­бой).

Центр го­ро­да, мост че­рез Вол­гу. А на­бе­реж­ная при­во­дит в ужас. Пе­ре­ко­шен­ные ла­воч­ки и чу­гун­ная ог­ра­да на уров­не глаз про­гу­ли­ва­ю­щих­ся. На бе­тон­ном бло­ке у во­ды си­дят двое мо­ло­дых, пьют пи­во. Две жен­щи­ны в по­ли­цей­ской фор­ме вы­пи­сы­ва­ют им штраф. Чуть даль­ше трак­тор ров­ня­ет пляж. Пят­ни­ца, ве­чер, теп­ло, а на­ро­да нет сов­сем.

Но вот мы об­хо­дим бу­ду­щий пляж и ока­зы­ва­ем­ся на но­вень­кой на­бе­реж­ной с чу­дес­ны­ми фо­на­ри­ка­ми, ак­ку­рат­ной ог­ра­дой и про­гу­ли­ва­ю­щей­ся мо­ло­дё­жью – и тут же креп­нет уве­рен­ность: ту часть на­бе­реж­ной у мос­та про­сто ещё не от­ре­мон­ти­ро­ва­ли, но вот-вот у ад­ми­ни­с­т­ра­ции го­ро­да и до неё ру­ки дой­дут – толь­ко пляж до­де­ла­ют, и сра­зу. Вот па­ра на ска­мей­ке кор­мит озёр­ных ча­ек (изящ­ные, с чёр­ны­ми го­ло­вка­ми пти­цы) бе­лым хле­бом.

Про­хо­дим ми­мо ре­с­то­ра­на «Бе­лое солн­це», во­круг ко­то­ро­го су­е­тят­ся Пе­т­ру­ха и Гюль­ча­тай. Идём даль­ше, ви­дим, на­ко­нец, де­бар­ка­дер, на ко­то­ром раз­ме­с­тил­ся уют­ный ре­с­то­ран «Ста­рая при­стань». Кста­ти, имен­но здесь ре­жис­сёр Эль­дар Ря­за­нов сни­мал свой фильм «Же­с­то­кий ро­манс» в 1983 го­ду, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют мно­го­чис­лен­ные ка­д­ры из филь­ма, ук­ра­ша­ю­щие сте­ны ре­с­то­ра­на. Кор­мят вкус­но и не­до­ро­го.

 

Здесь рус­ский дух

Об­рат­но ре­ши­ли пой­ти дру­гой до­ро­гой, ко­то­рая сра­зу же нас вы­ве­ла к па­мят­ни­ку Ива­ну Су­са­ни­ну – «па­т­ри­о­ту зем­ли Рус­ской», как зна­чит­ся на по­ста­мен­те. Тут-то я и уз­на­ла, что сле­ду­ю­щая ос­та­нов­ка – го­род Буй, где и ро­ди­лась на­ша Ба­буш­ка, – на­хо­дит­ся сов­сем ря­дом с тем ме­с­том, ку­да Иван Су­са­нин за­вёл по­ля­ков. Сей­час на этом ме­с­те – се­ло Су­са­ни­но, но об этом чуть поз­же.

Ко­ст­ро­ма – очень рус­ский го­род. И в пер­вую оче­редь это ощу­ща­ешь бла­го­да­ря про­сто­ру – ши­ро­кие до­ро­ги и тро­ту­а­ры, не мно­го лю­дей и ма­шин, ти­ши­на и све­жий воз­дух. А ка­кой про­стор при­да­ёт го­ро­ду Вол­га – и го­во­рить не нуж­но!

Уют­ные но­ме­ра в гос­ти­ни­це. Вспом­нить о том, что мы всё-та­ки в Рос­сии, за­ста­вил душ, ко­то­рый слов­но бы во­пло­тил­ся из мо­но­ло­гов За­дор­но­ва, – во­да ме­ня­ет свою тем­пе­ра­ту­ру от ки­пят­ка до ле­дя­ной и об­рат­но ров­но за од­ну ми­ну­ту, за ко­то­рую с по­мо­щью хи­т­рых ма­ни­пу­ля­ций с пе­ре­клю­ча­те­ля­ми на кра­не мож­но пой­мать не­сколь­ко се­кунд тёп­лой во­ды и хоть как-то по­мыть­ся. Спра­вед­ли­во­с­ти ра­ди сто­ит ска­зать, что в этой же гос­ти­ни­це есть и но­ме­ра клас­са «Люкс», в ко­то­рых, на­вер­ня­ка, с во­до­про­во­дом всё в по­ряд­ке, но их нуж­но бро­ни­ро­вать за­ра­нее.

За­в­т­рак в гос­ти­нич­ном ре­с­то­ра­не с ви­дом на Вол­гу при­дал сил для вто­ро­го дня пу­те­ше­ст­вий. Пе­ред от­прав­ле­ни­ем в Буй, ку­да ба­буш­ка с се­с­т­рой и сы­ном уе­ха­ли ещё на­ка­ну­не ве­че­ром, за­еха­ли в Ипа­ть­ев­ский мо­на­с­тырь, ко­лы­бель ди­на­с­тии Ро­ма­но­вых. Чле­ны цар­ской се­мьи по­чи­та­ли его как свою фа­миль­ную свя­ты­ню. При вступ­ле­нии на пре­стол каж­дый из ца­рей счи­тал сво­им дол­гом по­се­тить оби­тель и сде­лать ще­д­рые вкла­ды. Вол­шеб­ный вид от­кры­ва­ет­ся при подъ­ез­де к мо­на­с­ты­рю – сто­ит он на са­мом бе­ре­гу, при впа­де­нии ре­ки Ко­ст­ро­мы в Вол­гу. Вход плат­ный, про­во­дят­ся экс­кур­сии. На тер­ри­то­рии мо­на­с­ты­ря – ти­ши­на, кра­со­та и бла­го­дать. Не­по­да­лё­ку сто­ят лав­ки с то­ва­ра­ми на­род­но­го про­мыс­ла и су­ве­ни­ра­ми.

 

Ку­да ты за­вёл нас? Не вид­но ни зги!

Род­ст­вен­ни­ки в го­ро­де Буе на­сто­я­тель­но ре­ко­мен­до­ва­ли лег­ко­вым ав­то­мо­би­лем не ехать к ним – рас­сесть­ся по дру­гим ма­ши­нам, ко­му-то ос­тать­ся в Ко­ст­ро­ме, в кон­це кон­цов. Но ни­кто и слу­шать не стал.

Эх не зря Су­са­нин за­вёл по­ля­ков имен­но в эти края! До сих пор тут глушь не­про­лаз­ная. Имен­но здесь по­ни­ма­ешь, что рос­сий­ские до­ро­ги на­столь­ко су­ро­вы, что да­же ав­то­бу­сы пред­по­чи­та­ют ехать по обо­чи­не. До по­сёл­ка Су­са­ни­но, кста­ти, до­ро­га ещё ни­че­го. Не без вы­бо­ин, ко­неч­но, но ехать мож­но.

А вот до­ро­га на Буй… про­сти­те, ого­во­ри­лась. До­ро­гой это на­звать нель­зя! Ни­ког­да не ез­жай­те в Буй че­рез Ко­ст­ро­му на ма­ши­не, ес­ли толь­ко ва­шей за­да­чей не яв­ля­ет­ся убий­ст­во вне­до­рож­ни­ка. Дис­ки, под­ве­с­ки, ко­лод­ки, ло­бо­вые стёк­ла – это то, что те­перь нуж­но ме­нять на ма­ши­нах в пер­вую оче­редь. Но, как го­во­рит­ся, до­ро­ги бо­ять­ся – в Буй не хо­дить.

Буй был за­ло­жен в 1536 го­ду по при­ка­зу Еле­ны Глин­ской, ма­те­ри Ива­на Гроз­но­го, как кре­пость, за­щи­щав­шая вос­точ­ные ру­бе­жи Мос­ков­ско­го го­су­дар­ст­ва от на­бе­гов ка­зан­ских та­тар, морд­вы и че­ре­ми­сов. Од­на­ко уже че­рез двад­цать лет по­сле сво­ей по­ст­рой­ки го­род по­те­рял вся­кое во­ен­ное зна­че­ние – Ка­зань бы­ла взя­та, на­бе­ги пре­кра­ти­лись. Ка­кой-то важ­ной по­треб­но­с­ти, кро­ме поч­то­вой, иметь ещё один го­род в 40 вер­стах от древ­не­го Га­ли­ча не бы­ло. Судь­ба го­ро­да кру­то из­ме­ни­лась в на­ча­ле XX ве­ка, ког­да че­рез не­го на­ча­лось стро­и­тель­ст­во же­лез­но­до­рож­ной вет­ки из Пе­тер­бур­га и Во­лог­ды на Вят­ку и да­лее в Си­бирь. Од­но­вре­мен­но с юга че­рез Да­ни­лов по­до­шла же­лез­но­до­рож­ная вет­ка от Яро­слав­ля.

Го­род не­боль­шой, все­го 27 ты­сяч жи­те­лей. Сна­ча­ла я уди­ви­лась: все жи­те­ли хо­дят по ули­це с вё­д­ра­ми или пу­с­ты­ми пла­с­ти­ко­вы­ми бу­тыл­ка­ми. Ока­за­лось, во­до­про­вод­ная во­да – ко­рич­не­во­го цве­та, её пить нель­зя. При­хо­дит­ся на­би­рать во­ду в ко­лод­це – бес­плат­но. Или в ма­га­зи­не – по це­не три руб­ля за литр. Ма­лень­кий при­вет­ли­вый го­ро­док, до­б­рые улыб­чи­вые лю­ди, сча­ст­ли­вая ба­буш­ка и её се­с­т­ра, ко­то­рая, кста­ти, ос­та­лась в Буе ещё на не­сколь­ко дней, взя­ла би­лет на по­езд Буй – Моск­ва. Все­го пять ча­сов ез­ды.

 

В Ниж­ний

Сле­ду­ю­щий пункт на­зна­че­ния – Ниж­ний Нов­го­род. А зна­чит – едем об­рат­но в Ко­ст­ро­му и даль­ше, че­рез Ива­но­во, в дру­гой го­род на Вол­ге. Опять за­ме­ча­тель­ная до­ро­га Буй – Су­са­ни­но, сред­няя ско­рость не пре­вы­ша­ла 20 ки­ло­ме­т­ров в час (на джи­пе). Очень за­бав­но вы­гля­дел при этом знак ог­ра­ни­че­ния ско­ро­сти «50». Са­мое ин­те­рес­ное, что ме­ст­ные ав­то­бу­сы пре­спо­кой­но, ти­хо, мир­но ез­дят по вы­бо­и­нам и кол­до­би­нам, и да­же пас­са­жи­ры в са­ло­не не под­пры­ги­ва­ют до по­тол­ка.

По­го­да ис­пор­ти­лась – дождь и по­ни­же­ние тем­пе­ра­ту­ры, мы ос­та­но­ви­лись в Ива­но­во пе­ре­ку­сить. При въез­де в го­род – боль­шой пла­кат в фор­ме за­чёт­ки «Ива­но­во – го­род сту­ден­тов». Вот так – не «го­род не­вест» и да­же не «сит­це­вый край». Го­род Ива­но­во, не­смо­т­ря на от­но­си­тель­но мо­ло­дой воз­раст (ве­дёт свою ис­то­рию с 1873 го­да), вхо­дит в «Зо­ло­тое коль­цо», зна­ме­нит сво­и­ми ар­хи­тек­тур­ны­ми ан­сам­б­ля­ми. Из­на­чаль­но это го­род про­мы­ш­лен­ный, со мно­же­ст­вом фа­б­рик. А во вре­ме­на на­род­ных вол­не­ний и уг­не­те­ний Ива­но­во стал цен­т­ром ра­бо­чих ста­чек и за­ба­с­то­вок. Здесь же был об­ра­зо­ван пер­вый Со­вет ра­бо­чих де­пу­та­тов.

По­еха­ли даль­ше, к дво­ю­род­ной се­с­т­ре ба­буш­ки Ни­не Пе­т­ров­не Ра­зу­мо­вой, в Ниж­ний Нов­го­род. При­еха­ли по­зд­но, за­се­ли­лись в «Алек­сан­д­ров­ский Сад», – это од­на из луч­ших гос­ти­ниц, где мне до­во­ди­лось бы­вать. Но­ме­ра с ви­дом на Вол­гу, ог­ром­ные ок­на, а глав­ное – спорт­зал, са­у­на и бас­сейн! Ве­че­ром – са­у­на, а с ут­ра – на тре­на­жё­ры. Ра­ди тре­ни­ров­ки да­же на от­ды­хе я мо­гу встать на час или два рань­ше. Не­боль­шой зал, хо­ро­шие тре­на­жё­ры – от­лич­ное на­ст­ро­е­ние и за­ряд бо­д­ро­с­ти на весь день!

По­сле за­в­т­ра­ка (ура, мно­го овощ­ных са­ла­тов и фрук­тов!) мож­но ехать в гос­ти. Ни­на Ра­зу­мо­ва – за­слу­жен­ная ар­ти­ст­ка Рос­сии. Она всю жизнь от­да­ла те­а­т­ру – Горь­ков­ско­му и Но­во­си­бир­ско­му ТЮ­Зу. До сих пор мно­гие, став взрос­лы­ми, по­мнят Ни­ну Пе­т­ров­ну на сце­не, уз­на­ют на ули­це. Жи­вёт она од­на, с ра­до­с­тью при­ни­ма­ет гос­тей и рас­ска­зы­ва­ет, что её жизнь про­шла не зря. Вспо­ми­на­ет сту­ден­че­с­кие го­ды: в 1951 го­ду она окон­чи­ла Горь­ков­ское те­а­т­раль­ное учи­ли­ще, её од­но­курс­ни­ка­ми бы­ли Ев­ге­ний Ев­стиг­не­ев, Ми­ха­ил Зи­мин, Люд­ми­ла Хи­тя­е­ва и дру­гие вы­да­ю­щи­е­ся ак­тё­ры те­а­т­ра и ки­но. По­сле бо­лее пя­ти­де­ся­ти лет ра­бо­ты на сце­не – де­сять лет пре­по­да­ва­тель­ской ра­бо­ты в Ни­же­го­род­ском те­а­т­раль­ном учи­ли­ще.

Дру­гим не­ма­ло­важ­ным по­во­дом для на­шей по­езд­ки ста­ли кни­ги. Не­дав­но в Моск­ве бы­ла из­да­на кни­га про Ни­ну Пе­т­ров­ну «Про­вин­ци­аль­ная ак­т­ри­са». Под оной об­лож­кой – це­лых три ме­мо­ри­аль­ных про­из­ве­де­ния, из­дан­ных за по­след­ние де­сять лет: «Про­вин­ци­аль­ная ак­т­ри­са», «Мой дед Сте­пан Кол­чин» и «Про ак­тёр­скую бра­тию». Кни­ги, кста­ти, пе­ча­та­ют­ся по ини­ци­а­ти­ве и под ру­ко­вод­ст­вом пле­мян­ни­ка Ни­ны Ра­зу­мо­вой – Юрия Гор­де­е­ва.

Дол­гие про­во­ды – лиш­ние слё­зы, и нам по­ра ехать. До­ро­га до Моск­вы – не ближ­няя, а ещё вос­крес­ные проб­ки – моск­ви­чи воз­вра­ща­ют­ся с дач, что­бы ус­петь вы­спать­ся и в по­не­дель­ник вый­ти на ра­бо­ту. Но мы обя­за­тель­но вер­нём­ся – и в Буй, и в Ниж­ний, ко­то­рый, кста­ти, я ви­де­ла толь­ко из ок­на гос­ти­ни­цы. А меж­ду про­чим, не­дав­но над Вол­гой за­пу­с­ти­ли фу­ни­ку­лё­ры! И дви­же­ние на ка­нат­ной до­ро­ге, да­же в дожд­ли­вый день, ка­ким вы­да­лось вос­кре­се­нье, весь­ма ожив­лён­ное! 


Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования