Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №25. 22.06.2012

Метафора роста

Вла­ди­мир Ру­бин. Аль­бом Али­сы. Ка­мер­ный му­зы­каль­ный те­атр име­ни Бо­ри­са По­кров­ско­го. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик и ху­дож­ник На­та­лия Ана­с­та­сь­е­ва. Ди­ри­жёр Игорь Гро­мов.

 

В те­че­ние од­но­го ме­ся­ца Ка­мер­ный му­зы­каль­ный те­атр вы­пу­с­тил уже вто­рую пре­мье­ру про­из­ве­де­ний со­вре­мен­ных оте­че­ст­вен­ных ком­по­зи­то­ров. Вслед за «Ка­п­рич­чио в чёр­ном и бе­лом» В.Ко­бе­ки­на пред­став­ле­на пре­мье­ра опе­ры в двух ча­с­тях Вла­ди­ми­ра Ру­би­на, на­пи­сан­ной по мо­ти­вам по­ве­с­тей Лью­и­са Кэр­рол­ла «Али­са в стра­не чу­дес» и «Али­са в За­зер­ка­лье».

До­стой­но вос­хи­ще­ния, что про­из­ве­де­ние скром­но­го пре­по­да­ва­те­ля и ис­сле­до­ва­те­ля ма­те­ма­ти­ки Ч.Л. Додж­со­на (под­лин­ное имя Лью­и­са Кэр­рол­ла) ста­ло ос­но­вой для фан­та­зий мно­же­ст­ва об­ра­бот­чи­ков (вклю­чая Вла­ди­ми­ра На­бо­ко­ва), ки­не­ма­то­гра­фи­с­тов, те­а­т­раль­ных де­я­те­лей. Не­ма­ло бы­ло со­зда­но и опер о при­клю­че­ни­ях Али­сы. Из по­след­них про­из­ве­де­ний это­го жа­н­ра вы­де­ля­лась опе­ра «Али­са в стра­не чу­дес» ко­ре­ян­ки Ун­сук Чин, от­ли­чав­ша­я­ся сво­е­об­раз­ной мо­дер­нист­ской му­зы­кой и по­став­лен­ная в 2008 го­ду в Ба­вар­ской опе­ре в Мюн­хе­не с ис­поль­зо­ва­ни­ем изо­щ­рён­ной сце­ни­че­с­кой тех­но­ло­гии,  иг­ры све­та и ви­део­изо­б­ра­же­ний.

Опе­ра В.Ру­би­на, по­став­лен­ная в Ка­мер­ном му­зы­каль­ном те­а­т­ре име­ни Б.По­кров­ско­го, скром­нее по раз­ма­ху, но по су­ще­ст­ву ис­поль­зу­ет при­мер­но та­кое же ос­на­ще­ние, где не­ма­ло­важ­ное зна­че­ние при­об­ре­та­ет имен­но ви­део­ряд. На­пи­сан­ное как опе­ра-мо­но­лог, про­из­ве­де­ние В.Ру­би­на пре­об­ра­зо­ва­но ре­жис­сё­ром Н.Ана­с­та­сь­е­вой в опе­ру-ди­а­лог (дуо-опе­ру): пар­тия Али­сы рас­пре­де­ле­на на два го­ло­са: Алек­сан­д­ры На­нош­ки­ной (её пер­со­наж на­зван Али­сой Вы­ду­ман­ной) и Ма­рии Си­ма­ко­вой (Али­са На­сто­я­щая). Пер­вая из ис­пол­ни­тель­ниц боль­шо­го рос­та, вто­рая – ма­лень­ко­го. Оди­на­ко­во оде­тые, они во­пло­ща­ют раз­ные ипо­с­та­си ге­ро­и­ни – ведь в пер­вой из книг об Али­се ге­ро­и­ня по­сто­ян­но то рас­тёт, то умень­ша­ет­ся.

Дру­гих пер­со­на­жей в опе­ре прак­ти­че­с­ки нет, хо­тя в дей­ст­вии уча­ст­ву­ют цир­ко­вые ар­ти­с­ты на хо­ду­лях и упо­ми­на­ют­ся мно­гие дей­ст­ву­ю­щие ли­ца, вы­ду­ман­ные Л. Кэр­рол­лом, боль­шей ча­с­тью из «Али­сы в За­зер­ка­лье».

Раз­ли­чие га­ба­ри­тов ис­пол­ни­тель­ниц глав­ной ро­ли пре­до­пре­де­ли­ло и глав­ную идею спек­так­ля – идею рос­та, ко­то­рая по­сте­пен­но транс­фор­ми­ру­ет­ся в идею взрос­ле­ния ге­ро­и­ни. Те­ме взрос­ле­ния пол­но­стью по­свя­ще­на вто­рая часть про­из­ве­де­ния (опе­ра раз­би­та на два ак­та при­мер­но по 35 ми­нут). Здесь боль­шое ме­с­то за­ни­ма­ет как чте­ние пи­сем Л.Кэр­рол­ла, так и ре­чи­та­тив­ное ис­пол­не­ние сти­хов как са­мо­го ав­то­ра книг об Али­се, так и дру­гих клас­си­ков: на­при­мер, ис­поль­зу­ет­ся да­же из­ве­ст­ное сти­хо­тво­ре­ние А.Бло­ка «Де­вуш­ка пе­ла в цер­ков­ном хо­ре».

Мо­ло­дая ру­ко­во­ди­тель­ни­ца по­ста­нов­ки са­ма при­ду­ма­ла ин­те­рес­ную сце­но­гра­фию: так, ог­ром­ное крес­ло пер­во­го ак­та сме­ня­ет­ся во вто­ром на кро­шеч­ное, а кар­тон­ный до­мик-ящик, в ко­то­ром пря­чет­ся де­воч­ка, про­из­во­дит ил­лю­зию боль­шо­го за­ла. Из рек­ви­зи­та ис­поль­зу­ют­ся так­же ис­по­лин­ские му­ля­жи иг­раль­ных карт. На эк­ран про­ек­ти­ру­ют­ся фо­то­гра­фии Али­сы Лид­делл (ко­то­рой по­свя­ще­ны кни­ги Л.Кэр­рол­ла) и дру­гих де­во­чек, и зри­тель мо­жет убе­дить­ся, что ко­с­тю­мы пер­со­на­жей сти­ли­зо­ва­ны под одеж­ду де­во­чек из се­мей в ок­ру­же­нии пи­са­те­ля. На­до по­ла­гать, что и ме­ло­дии в оп­ре­де­лён­ной сте­пе­ни сти­ли­зо­ва­ны под му­зы­ку Вик­то­ри­ан­ской эпо­хи.

Спек­такль теп­ло встре­чен пуб­ли­кой. Тем са­мым ау­ди­то­рия под­дер­жи­ва­ет тен­ден­цию те­а­т­ра всё ча­ще пре­до­став­лять свои под­мо­ст­ки про­из­ве­де­ни­ям со­вре­мен­ных оте­че­ст­вен­ных ком­по­зи­то­ров.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования