Архив : №25. 22.06.2012
Художник Анатолий Зверев:в огне не горит, в воде не тонет
В Москве, в Малом Манеже, сейчас проходит выставка работ Анатолия Зверева. Об этом художнике уже написаны тома, монографии и диссертации, выставок, и самых престижных, было не счесть. Нет на земле уважающего себя музея, или коллекционера, у кого не было бы работ Зверева. Его работ великое множество, оценивают, что более 30 тысяч. И самое печальное, что становится их всё больше и больше. Подделать его картины – самое милое дело, и доходное. И всё же он не перестаёт нас удивлять. Он является всегда новым, всегда неофициальным и запредельно свободным. От его картин захватывает дух.
Оказывается, что Зверев и в огне не горит. Именно так и называется эта выставка. «Зверев в огне». Здесь представлены картины из собрания Натальи Костаки, которые не сгорели в пожаре 1976 года. Загородная дача сгорела полностью, со всеми работами русского авангарда, которые собирал известный всему миру коллекционер Георгий Костаки, остались только обугленные пристройки, где хранилась в стопках часть работ Зверева. Края были обуглены, а центральная часть работ сохранилась. «Ничего, ещё напишем», – так откликнулся Зверев на этот пожар.
Первыми на пожар примчались машины КГБ (впрочем, они, наверное, никуда и не уезжали). Потом явились пожарные, но не нашли гидрантов, а воды у них не было. Стояли, праздно любуясь на огонь.
Многие годы Наталья Костаки (она и сама талантливый художник) реставрировала эти работы. На выставке представлено 200 картин. «Огненный зал» – в нём обугленные картины, спасённые из пламени. Есть ещё два зала. Один посвящён семье Костаки, с которой Зверев был дружен. И третий зал автопортретов. В нём также показывают фильмы о Звереве. Фильм композитора Ираиды Юсуповой. И фильм Залатухи «Садись, детуля, я тебя увековечу».
Зверев из года в год раскрывается всё шире. За свои 55 лет жизни он успел многое. Известен Зверев-философ и Зверев-поэт. Пушкина он не любил. Считал, что он слишком официозен. Вот одна из баек.
– Знаешь, почему Пушкин был посредственным поэтом? – спрашивает Зверев.
– Ну, почему же?
– Потому что ему не приходило в голову, что поэзия должна быть неожиданной.
– То есть?
– Да вот, хотя бы: «Мороз и солнце, день чудесный!», а надо бы: «Мороз и солнце, дерутся два японца».
Поэзия Зверева полна неожиданностей и напрочь лишена поэтического официоза. Вот пример.
СИРЕНЬ
В саду, в тени, буквально в гуще самой,
Сидела в чёрном – чёрная краса.
Коса – упала.
У куста – уста
Чуть блёклых губ мечтательницы странной.
Дух чародеев, дух весны,
Дух грусти и любви-печали,
И небо – синее – в сиреневом цвету.
Открыты взоры на – ту-ту! –
Сирена дикая...
Душа – ушла.
Неизъяснимая щемила грусть-тоска.
И, закусив букет волос своих,
Она писала тихой живописью стих.
Вы – узнаёте их?
В саду цвела сирень – у них. |
Большая компания друзей Зверева, в которой оказался и я, уходила с вернисажа позже всех. Охрана предупредительно закрыла за нами дверь. И тут начался дождь. Оказалось, что у Наташи Костаки нет не только машины, но даже зонтика. Пока мы обсуждали сложившуюся ситуацию, вымокли до нитки. Так что из огня попали в полынью.
Если бы у Тимофеича был дом, мастерская, кисти и краски, еда, он бы сделал намного больше. А так он жил под открытым небом, это напомнил он нам под конец…
Лев АЛАБИН