Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №25. 22.06.2012

Грациозный в плебействе

В пре­дис­ло­вии к од­но­му из до­вла­тов­ских из­да­ний мне од­наж­ды по­па­лась фра­за, суть ко­то­рой бук­валь­но сво­дит­ся к сле­ду­ю­ще­му: за два де­сят­ка лет в на­шей ли­те­ра­ту­ре До­вла­тов со­вер­шил го­ло­во­кру­жи­тель­ное пе­ре­ме­ще­ние из ка­те­го­рии рас­сказ­чи­ков в ка­те­го­рию клас­си­ков. Ин­те­рес­но, как бы от­нёс­ся к этой ме­та­мор­фо­зе сам Сер­гей До­на­то­вич, иро­нич­но име­но­вав­ший се­бя в эми­г­рант­скую по­ру не ина­че как не­тре­бо­ва­тель­ным ли­те­ра­то­ром сред­ней ру­ки.

Де­ка­дент­ско-мар­ги­наль­ные от­тен­ки лич­но­с­ти До­вла­то­ва, по­рой оча­ро­вы­ва­ю­щие, по­рой от­тал­ки­ва­ю­щие, так или ина­че на­кла­ды­ва­ют от­пе­ча­ток на вос­при­я­тие его ли­те­ра­тур­но­го опы­та. До­ба­вить к это­му ас­ке­тизм про­зы и из­веч­ную то­наль­ность за­столь­ной бе­се­ды – и вот не­из­беж­но До­вла­тов-пи­са­тель ока­зы­ва­ет­ся в те­ни До­вла­то­ва-рас­сказ­чи­ка, чья ис­крен­ность гра­ни­чит с ци­нич­ной про­ни­ца­тель­но­с­тью. По­лу­ча­ет­ся и во­все не­воз­мож­ным рас­смо­т­реть его про­из­ве­де­ния как не­что, су­ще­ст­ву­ю­щее са­мо­сто­я­тель­но от ав­то­ра. И, на­обо­рот, что­бы по­нять, что это за че­ло­век та­кой – Сер­гей До­вла­тов, до­ста­точ­но вни­ма­тель­но вчи­тать­ся в то, что на­пи­са­но им са­мим.

На том и зиж­дет­ся но­вый фильм Ро­ма­на Ли­бе­ро­ва «На­пи­са­но Сер­ге­ем До­вла­то­вым», в ко­то­ром судь­ба «ли­те­ра­то­ра сред­ней ру­ки» и «эми­г­ран­та тре­ть­ей вол­ны» об­ри­со­ва­на от­рыв­ка­ми из рас­ска­зов, ре­дак­тор­ских ко­ло­нок и пи­сем.

Жанр ани­ма­ци­он­но­го ки­но – не­что со­вер­шен­но не­о­бык­но­вен­ное для до­ку­мен­та­ли­с­ти­ки. До­вла­тов пе­ред на­ми ис­клю­чи­тель­но фо­то­гра­фи­че­с­кий, ис­кус­но «вмон­ти­ро­ван­ный» в окон­ные про­ёмы пи­тер­ских и нью-йорк­ских фа­са­дов, в край­нем слу­чае – ав­то­пор­т­рет­но-шар­же­вый, сло­вом, ви­зу­а­ли­зи­ро­ван со всей де­ли­кат­но­с­тью. Го­во­рит со зри­те­лем го­ло­сом ре­жис­сё­ра и ак­тё­ра Сер­гея Пу­с­ке­па­ли­са, из­брав­ше­го, ка­жет­ся, очень до­вла­тов­ские ин­то­на­ции. И кто бы мог по­ду­мать, что ани­ма­ция – та­кая ес­те­ст­вен­ная фор­ма су­ще­ст­во­ва­ния вос­по­ми­на­ний об ушед­шем че­ло­ве­ке. По край­ней ме­ре, го­раз­до бо­лее ес­те­ст­вен­ная, чем та фор­ма, ко­то­рую по­рой при­ни­ма­ет иг­ро­вое ки­но. В этой свя­зи вспо­ми­на­ет­ся не­дав­няя лен­та о Вы­соц­ком, в ко­то­рой страш­но не столь­ко вос­кре­ше­ние ку­ми­ра це­ло­го по­ко­ле­ния чу­де­са­ми гри­ма и ком­пью­тер­ной гра­фи­ки, сколь­ко ед­кий ду­шок масс-мар­ке­та.

Фильм «На­пи­са­но Сер­ге­ем До­вла­то­вым» за­яв­лен как про­ект не­ком­мер­че­с­кий. От­сю­да пол­ней­шая сво­бо­да ре­жис­сё­ра в вы­бо­ре сю­жет­ных из­ги­бов (при­зна­ние ге­роя о сво­ём тво­ре­нии: «Сей­час я эту по­весть в ис­па­ри­не стро­чу. По­лу­ча­ет­ся не­во­об­ра­зи­мая хер­ня»), ху­до­же­ст­вен­ных средств (за­бо­ри­с­тое сло­веч­ко из уст Брод­ско­го) и му­зы­каль­но­го со­про­вож­де­ния (ры­ча­щий прон­зи­тель­ный ал­ко-джаз). А в ос­но­ве все­го – до­вла­тов­ский юмор, ко­то­рый, да­же ес­ли и до­пу­с­тить, что пле­бей­ский, как по­ла­га­ют иные кри­ти­ки, то и в пле­бей­ст­ве сво­ём гра­ци­оз­ный.

Юмор по оп­ре­де­ле­нию До­вла­то­ва – ин­вер­сия жиз­ни. Вот и ли­бе­ров­ское жиз­не­опи­са­ние До­вла­то­ва – по­ст­ро­е­но в ви­де ин­вер­сии. От­прав­ная точ­ка филь­ма – по­след­нее при­ста­ни­ще пи­са­те­ля, мо­ги­ла на нью-йорк­ском клад­би­ще «Ма­унт Хе­б­рон» и от­ры­вок из «Мар­ша оди­но­ких»:

«Вы толь­ко пред­ставь­те се­бе – яс­ный зим­ний день, раз­вёр­стая мо­ги­ла. В из­го­ло­вье – бе­лые цве­ты. Кру­гом скорб­ные ли­ца дру­зей и род­ст­вен­ни­ков. В блед­ном де­кабрь­ском не­бе та­ют зву­ки по­хо­рон­но­го мар­ша…

И тут – под­ни­ма­е­тесь вы, смер­тель­но блед­ный, на­ряд­ный, кра­си­вый, усы­пан­ный ле­пе­ст­ка­ми гла­ди­о­лу­сов.

За­глу­шая ис­пу­ган­ные кри­ки тол­пы, вы про­из­но­си­те:

– Од­ну ми­ну­точ­ку, не рас­хо­ди­тесь! Сей­час я по­имён­но на­зо­ву лю­дей, ко­то­рые во­гна­ли ме­ня в гроб!..»

В филь­ме от­сут­ст­ву­ет по­пыт­ка об­ли­чить тех са­мых лю­дей, хо­тя их име­на зри­те­лю до­ве­дёт­ся ус­лы­шать. Его лейт­мо­тив – со­чув­ст­вие к че­ло­ве­ку, пе­ре­жи­ва­ю­ще­му раз­лад с са­мим со­бой, не­уто­лён­ную до кон­ца жиз­ни жаж­ду быть из­дан­ным в Со­вет­ском Со­ю­зе, не­при­ка­ян­ность на ро­ди­не и в эми­г­ра­ции. При этом со­чув­ст­вие, не ска­ты­ва­ю­ще­е­ся к тра­ге­дий­но­му па­фо­су и не да­ю­щее за­бы­вать, что пе­ред на­ми че­ло­век, в об­щем-то, да­лё­кий от иде­а­ла. По­смо­т­реть фильм сто­ит хо­тя бы ра­ди это­го че­ст­но­го от­но­ше­ния. И ра­ди той бе­реж­но­с­ти, с ко­то­рой до­вла­тов­ские тек­с­ты пе­ре­не­се­ны в сфе­ру ки­но­ис­кус­ст­ва. От­ме­рен­ных ре­жис­сё­ром 52 ми­нут как раз хва­тит, что­бы по­нять, ка­ким на­пи­сал се­бя Сер­гей До­вла­тов.


Ирина КУДЛИНСКАЯ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования