Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №25. 22.06.2012

Никто не знает, что будет с Россией

Леонид Юзефович, автор книг «Самодержец пустыни», «Костюм Арлекина», «Князь ветра», «Казароза», «Журавли и карлики», – один из популярнейших современных писателей страны. Но он нечасто даёт интервью, не занимается публицистикой. Его взгляд на те или иные процессы сегодняшней жизни узнать сложно… Нашу беседу тоже нельзя назвать исчерпывающей, но всё же, думаю, она будет небезынтересна читателям.

 

Леонид ЮЗЕФОВИЧ
Леонид ЮЗЕФОВИЧ

– Ле­о­нид Аб­ра­мо­вич, ка­кое по­сле­вку­сие у вас ос­та­лось от ну­ле­вых го­дов?

– Как из­ве­ст­но, XIX век за­кон­чил­ся в 1914 го­ду, с на­ча­лом Пер­вой ми­ро­вой вой­ны. Мне ка­жет­ся, ну­ле­вые в Рос­сии ещё не за­вер­ши­лись. Го­во­рить о по­сле­вку­сии ра­но.

– Вы бы­ли од­ним из тех, кто по­мо­гал со­ве­том, вни­ма­ни­ем, кри­ти­кой на се­ми­на­рах в Лип­ках вхо­дить в ли­те­ра­ту­ру но­во­му по­ко­ле­нию. Оп­рав­да­ло ли оно ва­ши на­деж­ды? И бы­ли ли на­деж­ды во­об­ще?

– Не знаю, не при­вык ду­мать о се­бе в та­ких от­вет­ст­вен­ных ка­те­го­ри­ях. Про­сто мне нра­ви­лись и нра­вят­ся мно­гие пи­са­те­ли, про­шед­шие че­рез Лип­ки. Нра­вят­ся и мно­гие из тех, кто в Лип­ках ни­ког­да не был, как Алек­сандр Или­чев­ский и Ан­д­рей Ру­ба­нов, или по­бы­вал мель­ком, как Алек­сей Ива­нов.  

– Удов­ле­тво­ря­ет ли вас как чи­та­те­ля со­вре­мен­ная рус­ская про­за?

– В ли­це не­ко­то­рых её пред­ста­ви­те­лей – впол­не.

– А за­ру­беж­ных ав­то­ров чи­та­е­те?

– Да, но по­след­нее вре­мя мень­ше, чем рань­ше.

– Не бу­ду вы­спра­ши­вать кон­крет­ные име­на, но хо­тя бы так: че­му от­да­ё­те пред­по­чте­ние как чи­та­тель – ре­а­лиз­му, ан­ти­уто­пии или уто­пии, ис­то­ри­че­с­кой про­зе, фан­та­с­ти­ке?

– В ос­нов­ном чи­таю за­пад­ный нон-фик­шен – в этом жа­н­ре на­ша ли­те­ра­ту­ра по­ка что не­кон­ку­рен­то­спо­соб­на. Хо­тя ис­клю­че­ния есть, на­при­мер, толь­ко что вы­шед­шая от­лич­ная книж­ка Ми­ха­и­ла Тро­фи­мен­ко­ва «Убий­ст­вен­ный Па­риж» или «Пры­жок вол­ка» Гер­ма­на Са­ду­ла­е­ва – на­пи­сан­ная в уз­на­ва­е­мой ав­тор­ской ма­не­ре по­ли­ти­че­с­кая ис­то­рия Чеч­ни для чай­ни­ков вро­де ме­ня. Ино­гда чи­таю про­зу, ко­то­рую, на­вер­ное, мож­но счи­тать ре­а­ли­с­ти­че­с­кой. А мож­но и не счи­тать. Ис­то­ри­че­с­кую бел­ле­т­ри­с­ти­ку и раз­но­го ро­да фан­та­с­ти­ку не чи­таю во­об­ще, ни рус­скую, ни пе­ре­вод­ную.

– Как вы от­но­си­тесь к ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ке? Нуж­на, не нуж­на, су­ще­ст­ву­ет ли?

– К ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ке от­но­шусь хо­ро­шо. Она су­ще­ст­ву­ет и не мар­ги­на­ли­зи­ру­ет­ся, про­сто при­ни­ма­ет дру­гие фор­мы. Ре­цен­зия те­перь важ­нее, чем мно­го­ст­ра­нич­ные об­зо­ры, а чи­та­тель­ские от­зы­вы в Ин­тер­не­те ча­с­то не ме­нее ин­те­рес­ны, чем на­пи­сан­ные про­фес­си­о­на­ла­ми. Кри­ти­ка пе­ре­ста­ла быть це­хо­вым за­ня­ти­ем. Я, на­при­мер, по­сто­ян­но чи­таю блог Ва­ле­рия Иван­чен­ко из Бар­на­у­ла с его точ­ны­ми, глу­бо­ки­ми и ос­т­ро­ум­ны­ми раз­мы­ш­ле­ни­я­ми о со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре. А блог «Чи­та­ем вме­с­те» на сай­те Ека­те­рин­бург­ской об­ла­ст­ной биб­ли­о­те­ки, ко­то­рый ве­дёт Ва­лен­ти­на Жи­ва­е­ва, ни­чуть не ху­же ана­ло­гич­ных раз­де­лов в бу­маж­ных жур­на­лах, но сво­бод­нее в вы­бо­ре тем и бо­лее эмо­ци­о­на­лен.

– По­след­ние пол­го­да за­мет­но обо­ст­ре­ние про­ти­во­сто­я­ния ча­с­ти ин­тел­ли­ген­ции и вла­с­ти. Как вы от­но­си­тесь к это­му? На чьей сто­ро­не? Хо­ди­ли ли на ми­тин­ги «за» или «про­тив»?

– Я ни на чьей сто­ро­не и ни на ка­кие ми­тин­ги не хо­дил.

– В чис­ле про­те­с­ту­ю­щих не­ма­ло пи­са­те­лей: Бы­ков, Аку­нин, Улиц­кая, Шар­гу­нов, Ла­ты­ни­на, Бо­рис Ми­на­ев, Юрий Ара­бов. Но по их кни­гам про­зы очень слож­но по­нять, чем, соб­ст­вен­но, они не­до­воль­ны. Со­зда­ёт­ся впе­чат­ле­ние, что про­за – от­дель­но, а граж­дан­ская по­зи­ция ав­то­ра, вы­ра­жа­ю­ща­я­ся в луч­шем слу­чае в га­зет­ной пуб­ли­ци­с­ти­ке, – от­дель­но.

– Мне ка­жет­ся, тут уме­ст­нее го­во­рить не об уча­с­тии в ка­ких-то от­дель­ных по­ли­ти­че­с­ких ак­ци­ях, а о ми­ро­воз­зре­нии. У Дми­т­рия Бы­ко­ва оно про­яв­ля­ет­ся и в сти­хах, и в про­зе, и в пуб­ли­ци­с­ти­ке. В про­зе ос­таль­ных пе­ре­чис­лен­ных ва­ми ав­то­ров то­же, ду­маю, мож­но об­на­ру­жить сле­ды их граж­дан­ской по­зи­ции, про­сто при­ро­да их та­лан­та или пред­став­ле­ния о долж­ном в ли­те­ра­ту­ре не поз­во­ля­ют им де­лать то, что де­ла­ет Бы­ков. 

– Что ждёт Рос­сию, ес­ли це­ны на нефть и газ не упа­дут? Бу­дет та же ве­ре­ни­ца пре­ем­ни­ков, ста­биль­ность или что-то всё-та­ки про­изой­дёт? И ка­кой вы ви­ди­те Рос­сию лет че­рез пять­де­сят?

– Что бу­дет с Рос­си­ей че­рез пять­де­сят лет, я не знаю. И ни­кто не зна­ет.

– Не­сколь­ко лет на­зад вы пе­ре­еха­ли из Моск­вы в Пе­тер­бург. По­че­му?

– Моск­ва ста­ла го­ро­дом не для жиз­ни, а для за­ра­ба­ты­ва­ния де­нег. Да­чи у ме­ня нет, за­го­род­но­го до­ма – тем бо­лее. Пи­тер – это моя да­ча, я жи­ву в нём с ран­ней вес­ны до по­зд­ней осе­ни. Мне там спо­кой­но, я мо­гу по­дол­гу гу­лять, на­слаж­да­ясь ви­да­ми это­го пре­крас­ней­ше­го, мо­жет быть, из всех го­ро­дов зем­ли. Пе­ре­не­се­ние сто­ли­цы в Моск­ву поз­во­ли­ло ему со­хра­нить­ся поч­ти в не­при­кос­но­вен­но­с­ти. Кро­ме то­го, моя же­на ро­ди­лась в Ле­нин­гра­де, там вся её род­ня, а кор­ни мо­ей се­мьи со сто­ро­ны ма­мы – из Крон­штад­та. На сай­те по ис­то­рии Крон­штад­та упо­ми­на­ет­ся мой пра­дед – он ещё в кон­це XIX ве­ка вы­пу­с­тил пер­вый ком­плект поч­то­вых от­кры­ток с го­род­ски­ми до­сто­при­ме­ча­тель­но­с­тя­ми.

– Вы­се­ле­ние жур­на­ла «Друж­ба на­ро­дов» из фли­ге­ля До­ма Рос­то­вых сно­ва под­ня­ло во­прос о тол­стых жур­на­лах. Од­ни го­во­рят, что не­об­хо­ди­мо их со­хра­нять, дру­гие – за­крыть и за­быть, тре­тьи пред­ла­га­ют из­ме­нить фор­мат. А что вы ду­ма­е­те? Чи­та­е­те тол­стя­ки?

– С «Друж­бой на­ро­дов» свя­за­на моя судь­ба, я люб­лю этот жур­нал, бла­го­да­рен ему и очень со­чув­ст­вую его со­труд­ни­кам. По­пыт­ка его вы­се­ле­ния лиш­ний раз до­ка­зы­ва­ет, что на­ши пи­са­тель­ские со­ю­зы, ни в од­ном из ко­то­рых я, кста­ти, не со­стою, за­ня­ты ком­мер­ци­ей, а не ли­те­ра­ту­рой. Аб­со­лют­но бес­смыс­лен­ны, а ино­гда и вред­ны, имен­но эти со­ю­зы – в том ви­де, в ка­ком сей­час су­ще­ст­ву­ют. Тол­стые жур­на­лы, пусть они от­ча­с­ти ут­ра­ти­ли бы­лое зна­че­ние, нуж­ны хо­тя бы как цен­т­ры ор­га­ни­за­ции ли­те­ра­тур­ной жиз­ни.

– И о по­эзии. Сле­дя­щие за дви­же­ни­ем на­шей ли­те­ра­ту­ры лю­ди го­во­рят, что по­эзия у нас на подъ­ё­ме, но име­на на­зы­ва­ют не­о­хот­но, ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся или Куш­не­ром, Ки­би­ро­вым, Ни­ко­ла­е­вой, или во­об­ще об­щи­ми сло­ва­ми. А вы сти­хи ко­го-ни­будь из мо­ло­дых по­этов от­ме­тить мо­же­те?

– Поль­зу­ясь слу­ча­ем, на­зо­ву про­сто двух пи­тер­ских по­этов, из­ве­ст­ных в Моск­ве мень­ше, чем они то­го за­слу­жи­ва­ют: На­та­лья Ро­ма­но­ва и Ев­ге­ний Мя­ки­шев.


Беседовал Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования