Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №25. 22.06.2012

Не можете Богу работати и мамоне

К на­пи­са­нию этих за­ме­ток ме­ня по­бу­ди­ли ста­тьи ни­же­го­род­ско­го свя­щен­ни­ка Вла­ди­ми­ра Чу­гу­но­ва (ны­не вы­ве­ден­но­го за штат) «Кри­зис до­ве­рия» и «По­каз­ное цар­ст­во прав­ды», опуб­ли­ко­ван­ные в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» № 18–19 и № 22 2012 г. Де­ло в том, что на­чи­ная с 1993 по 2002 год мы с мо­им ны­не по­кой­ным му­жем Алек­се­ем Ге­ра­си­мо­вым бы­ли при­ча­ст­ны к де­лам Ни­же­го­род­ской епар­хии. Тог­да здрав­ст­во­вав­ший Ми­т­ро­по­лит Ни­же­го­род­ский и Ар­за­мас­ский Ни­ко­лай (Ку­те­пов) бла­го­сло­вил нас вос­ста­нав­ли­вать в го­ро­де Вет­лу­ге Тро­иц­кий храм, в ко­то­ром рас­по­ла­гал­ся эле­к­т­ро­ме­ха­ни­че­с­кий за­вод, раз­ру­шив­ший в хра­ме по­ст­рой­ки 1801 го­да всё, что толь­ко мож­но бы­ло раз­ру­шить, при­спо­саб­ли­вая древ­нее, мощ­ной кир­пич­ной клад­ки зда­ние к за­вод­ским нуж­дам.

Про­цесс от­во­е­ва­ния быв­ше­го со­бо­ра у за­во­да тре­бо­вал от нас тер­пе­ния, но и на­стой­чи­во­с­ти и, как вы­ра­зил­ся един­ст­вен­ный тог­да вет­луж­ский ие­рей, слу­жив­ший в Свя­то-Ека­те­ри­нин­ской церк­ви, «ог­не­паль­но­го же­ла­ния». При­хо­ди­лось ча­с­то об­ра­щать­ся к Ми­т­ро­по­ли­ту Ни­ко­лаю по раз­ным по­во­дам. Вход в его скром­ный слу­жеб­ный ка­би­нет на ули­це Суз­даль­ской в го­ро­де Горь­ком был прост и до­сту­пен. За­пи­шись у се­к­ре­та­ря и жди ау­ди­ен­ции в оче­ре­ди. Не бы­ло слу­чая на мо­ей па­мя­ти, что­бы Вла­ды­ка ко­го-то не при­нял, зная, что лю­ди едут к не­му из­да­ле­ка. Не бы­ло у его две­рей ни ох­ра­ны, ни чи­нов­ни­чь­их про­во­ло­чек до при­ёма.

Ино­гда он ос­тав­лял ме­ня на до­ве­ри­тель­ную бе­се­ду уже по­сле то­го, как при­мет «ба­тю­шек» и ми­рян. Мы го­во­ри­ли о воз­мож­но­с­ти со­зда­ния цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы на ба­зе уже со­здан­ной тог­да в Вет­лу­ге – Вос­крес­ной, о том, как и ко­го го­то­вить пре­по­да­ва­те­ля­ми, – во­прос край­не не­про­стой, учи­ты­вая ате­и­с­ти­че­с­кие по­зи­ции гла­вы РАЙ­О­НО и боль­шин­ст­ва учи­те­лей сред­ней шко­лы.

Слож­но­с­ти ста­ли ещё гор­ше, ког­да был от­ре­мон­ти­ро­ван и ос­вя­щён се­вер­ный при­дел Тро­иц­ко­го хра­ма и, по мо­ей, под­черк­ну, прось­бе, Вла­ды­ка на­зна­чил к слу­же­нию в нём не­дав­но ру­ко­по­ло­жен­но­го во ие­реи сов­сем мо­ло­до­го свя­щен­ни­ка, не имев­ше­го ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния и по­ла­гав­ше­го свой лич­ный ста­тус как це­ле­бат – не мо­на­ха, но дав­ше­го обет без­бра­чия. Ие­рей счёл до­ста­точ­ным для про­корм­ле­ния до­хо­ды, шед­шие от служб и ис­пол­не­ния треб в од­ном при­де­ле, и за­явил мне, тог­да ста­ро­сте, что про­чее ог­ром­ное про­ст­ран­ст­во хра­ма (все­го его пло­щадь – 556 кв.м.) вос­ста­нав­ли­вать – толь­ко зря день­ги тра­тить. Даль­ше – боль­ше. Но­во­ис­пе­чён­ный ие­рей стал от­ка­зы­вать ми­ря­нам в кре­ще­нии де­тей и взрос­лых, мо­ти­ви­руя тем, что «про­це­ду­ра» дол­гая, но по «прей­ску­ран­ту ри­ту­аль­ных ус­луг» – «ма­ло­оп­ла­чи­ва­е­мая». Так впер­вые я столк­ну­лась с тем, как «Дом Мо­лит­вы» пре­вра­щал­ся в «дом тор­гов­ли».

 

Изгнание торгующих из храма. Худ. Борис ОЛЬШАНСКИЙ
Изгнание торгующих из храма. Худ. Борис ОЛЬШАНСКИЙ

По­мнит­ся, од­наж­ды я по­лу­чи­ла пред­пи­са­ние при­ехать в Ни­же­го­род­скую епар­хию, где Ми­т­ро­по­лит Ни­ко­лай со­би­рал свя­щен­ни­ков, дья­ко­нов и ста­рост. В 90-е го­ды, бла­го­да­ря не­ус­тан­ной де­я­тель­но­с­ти Вла­ды­ки, в Ни­же­го­род­ской, ог­ром­ной тер­ри­то­ри­аль­но, епар­хии от­кры­ва­лось, воз­вра­ща­лось к жиз­ни мно­го церк­вей и мо­на­с­ты­рей. Не­дав­но со­здан­ная Ду­хов­ная се­ми­на­рия не мог­ла под­го­то­вить всё воз­ра­с­тав­шее ко­ли­че­ст­во па­с­ты­рей, об­ра­зо­ван­ных и тем бо­лее – опыт­ных. По­яви­лось на при­хо­дах мно­го слу­чай­ных лю­дей, ко­то­рые счи­та­ли цер­ковь до­ход­ным «ме­с­том ра­бо­ты». Воз­ник­ло и яв­ле­ние так на­зы­ва­е­мо­го «мла­до­с­тар­че­ст­ва», ког­да мо­ло­день­кий ба­тюш­ка, ед­ва пе­ре­шаг­нув двад­ца­ти­ле­тие, вво­дил в хра­мах са­мо­чин­ные нов­ше­ст­ва и вла­ст­ной ру­кой «ка­рал и ми­ло­вал» чем-то не­угод­ных или, на­обо­рот, уго­див­ших при­хо­жан.

По­мню су­ро­вую ин­то­на­цию Ми­т­ро­по­ли­та Ни­ко­лая на том, вы­ше­оз­на­чен­ном со­бра­нии, ка­те­го­рич­ность слов, об­ра­щён­ных ко всем си­дя­щим в за­ле: «Я вас по­слал НЕ КНЯ­ЖИТЬ, А СЛУ­ЖИТЬ». Го­во­рил он и о ма­те­ри­аль­ных вож­де­ле­ни­ях мла­дых па­с­ты­рей, чьи ап­пе­ти­ты раз­го­ра­лись не по са­ну: до­ро­гие ма­ши­ны, дра­го­цен­но­с­ти для «ма­ту­шек», ко­то­рые не стес­ня­ют­ся по­яв­лять­ся на лю­дях в брюч­ных ко­с­тю­мах; нор­ко­вые, мод­ные в ту по­ру, шу­бы и так да­лее…

Вла­ды­ка был строг осо­бен­но к так на­зы­ва­е­мым «обо­ро­ти­с­тым свя­щен­ни­кам», осо­бен­но ког­да де­ло ка­са­лось цер­ков­но­го до­сто­я­ния. Оче­ред­ным «при­об­ре­те­ни­ем» Тро­иц­ко­го хра­ма в Вет­лу­ге был не­кий ие­рей Сер­гий Ру­бан. Ко вре­ме­ни его «кня­же­ния» нам уда­лось вер­нуть из Кра­е­вед­че­с­ко­го му­зея очень мно­го икон, не­ког­да экс­про­при­и­ро­ван­ных из церк­вей го­ро­да и уез­да. Нам по­тре­бо­ва­лось три го­да, что­бы по­лу­чить бес­чис­лен­ное ко­ли­че­ст­во до­ку­мен­тов, в том чис­ле и в Моск­ве, что­бы вер­нуть ико­ны и об­ла­че­ния в до­стой­ное ме­с­то. Ру­бан об­лю­бо­вал че­ты­ре боль­ших хра­мо­вых ико­ны, об­ма­нул Ми­т­ро­по­ли­та, ска­зав, что они в не­год­ном со­сто­я­нии и най­де­ны под ле­ст­ни­цей и что он бе­рёт их для по­нов­ле­ния с по­сле­ду­ю­щей пе­ре­да­чей в Ни­же­го­род­ский Воз­не­сен­ский Пе­чер­ский мо­на­с­тырь, где од­но­вре­мен­но с Ру­ба­ном ут­вер­дил­ся но­вый на­ме­ст­ник, так­же явив­ший­ся из Ека­те­рин­бург­ской епар­хии по­сле то­го, как епи­с­ко­па Ни­ко­на, про­сла­вив­ше­го­ся там «го­лу­бы­ми» скан­да­ла­ми, бла­го­по­луч­но от­пра­ви­ли на по­кой.

Что­бы вер­нуть ико­ны, при­шлось об­ра­тить­ся к опе­ру­пол­но­мо­чен­но­му Вет­луж­ской ми­ли­ции. Во­ра до­гна­ли. Ико­ны ото­б­ра­ли и вер­ну­ли Тро­иц­кой церк­ви.

Ми­т­ро­по­лит, уз­нав об этой гряз­ной ис­то­рии, при­нял жё­ст­кое ре­ше­ние: свя­щен­ни­ку Сер­гию Ру­ба­ну в Ни­же­го­род­ской епар­хии не слу­жить.

В об­щих чер­тах я зна­ла глав­ные ве­хи жиз­ни вла­ды­ки Ни­ко­лая. В 1942 го­ду, по­сле окон­ча­ния Туль­ско­го ору­жей­но-пу­ле­мёт­но­го учи­ли­ща, он был от­прав­лен на фронт. Во­е­вал ря­до­вым под Ста­лин­гра­дом. Был дваж­ды тя­же­ло ра­нен и кон­ту­жен. Взрыв­ной вол­ной от­бро­си­ло в во­рон­ку от ра­зо­рвав­ше­го­ся сна­ря­да. Сто­я­ли лю­тые мо­ро­зы. По­том, в гос­пи­та­ле, сол­да­ту ам­пу­ти­ро­ва­ли треть об­мо­ро­жен­ных стоп. Че­рез че­тыр­над­цать лет по­сле окон­ча­ния Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, в кон­це 1959 го­да, Ни­ко­лай Ку­те­пов при­нял мо­на­ше­ст­во.

Зная об уве­чье Вла­ды­ки, я чув­ст­во­ва­ла се­бя не­лов­ко, ког­да он, встре­чая оче­ред­но­го по­се­ти­те­ля, не­пре­мен­но вста­вал из-за сто­ла в сво­ём край­не скром­но об­став­лен­ном ка­би­не­те и шёл, что­бы бла­го­сло­вить при­шед­ше­го. Да раз­ве толь­ко в этой крас­но­ре­чи­вой «ма­ло­сти» де­ло!

В 1977 го­ду, ког­да ар­хи­епи­с­коп Ни­ко­лай был на­зна­чен на Горь­ков­скую (поз­же – Ни­же­го­род­скую) ка­фе­д­ру, в ог­ром­ной епар­хии ос­та­ва­лось все­го 43 при­хо­да; мо­на­с­ты­ри все до од­но­го бы­ли за­кры­ты и прак­ти­че­с­ки раз­ру­ше­ны; не су­ще­ст­во­ва­ло ни се­ми­на­рии, ни ка­ко­го-ли­бо ино­го про­све­ти­тель­ско­го пра­во­слав­но­го уч­реж­де­ния.

В 2001 го­ду в Ни­же­го­род­ской епар­хии име­лось уже 376 при­хо­дов. Бы­ли воз­рож­де­ны 9 мо­на­с­ты­рей, сре­ди них – Свя­то-Тро­иц­кий Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ский мо­на­с­тырь. Не­по­сти­жи­мую ду­хов­ную энер­гию стя­жал Вла­ды­ка Ни­ко­лай, что­бы воз­ро­дить из не­бы­тия «цер­ков­ную дер­жа­ву» на Ни­же­го­род­ской зем­ле. А ведь в те го­ды, ког­да иде­о­ло­ги­ей пра­вил то­та­ли­тар­ный ате­изм марк­сиз­ма, цер­ков­ное чи­но­на­ча­лие обя­за­но бы­ло каж­дый шаг со­от­но­сить с упол­но­мо­чен­ны­ми Со­ве­тов по де­лам ре­ли­гий, ко­то­рые в боль­шин­ст­ве сво­ём от­ли­ча­лись сви­ре­пым бо­го­бор­че­ст­вом.

Поз­же Вла­ды­ка рас­ска­зы­вал: «По­мню, упол­но­мо­чен­ный… (к ко­то­ро­му ме­ня еже­днев­но вы­зы­ва­ли), ког­да я яв­лял­ся на при­ём и про­си­жи­вал по не­сколь­ко ча­сов, в кон­це кон­цов пе­ре­да­вал мне че­рез се­к­ре­та­ря: «При­ни­маю толь­ко чле­нов пар­тии». А на сле­ду­ю­щий день всё по­вто­ря­лось… И всё же я его пе­ре­си­дел…»

Та­кие до­б­ро­воль­ные «упол­но­мо­чен­ные» бы­ли и в чис­ле об­щи­ны Тро­иц­ко­го хра­ма в Вет­лу­ге. Судь­ба вос­ста­нов­ле­ния хра­ма их во­все не за­ни­ма­ла. Пре­вы­ше бы­ла угод­ли­вость свя­щен­ни­ку, пре­вра­щав­ше­му цер­ковь в «кор­муш­ку». Что­бы уж ни­кто в этом не ме­шал, на­до бы­ло уб­рать с до­ро­ги ста­ро­сту, на­ста­и­вав­шую на пол­ной от­чёт­но­с­ти при ис­пол­не­нии треб, про­во­див­ших­ся в хра­ме, как то­го тре­бо­ва­ли епар­хи­аль­ные пра­ви­ла. По ре­ше­нию об­щи­ны ста­ро­ста бы­ла ис­клю­че­на из чле­нов При­ход­ско­го со­бра­ния. Ре­ше­ние под­мах­нул бла­го­чин­ный, и оно бы­ло от­прав­ле­но в Кан­це­ля­рию Ни­же­го­род­ско­го Епар­хи­аль­но­го уп­рав­ле­ния.

Хра­ню ко­пию от­ве­та Ми­т­ро­по­ли­та Ни­ко­лая, ад­ре­со­ван­но­го бла­го­чин­но­му. При­ве­ду вы­держ­ки из неё. «Мне не по­нят­на Ва­ша бе­зот­вет­ст­вен­ная и со­гла­ша­тель­ская по­зи­ция как бла­го­чин­но­го в раз­ре­ше­нии дан­но­го кон­флик­та. Вы­ра­же­ние про­то­ко­ла «По­сту­пи­ло пред­ло­же­ние» сма­хи­ва­ет на за­се­да­ние по­лит­бю­ро. От ко­го по­сту­пи­ло пред­ло­же­ние? Чем оно мо­ти­ви­ро­ва­но? Кто ини­ци­а­тор про­ве­де­ния со­бра­ния? Ис­клю­чить из чле­нов При­ход­ско­го со­бра­ния мож­но толь­ко пре­сту­пив­ше­го За­ко­ны Церк­ви. Что на­ру­ше­но (ста­ро­стой. Имя­рек) и как? Жду от­ве­та на по­став­лен­ные во­про­сы. До окон­ча­тель­но­го вы­яс­не­ния всех ню­ан­сов сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции про­ве­дён­ное со­бра­ние счи­тать не­дей­ст­ви­тель­ным, а его ре­ше­ния – не име­ю­щи­ми си­лы».

Для про­дол­же­ния сю­же­та ска­жу, что де­ло вос­ста­нов­ле­ния Тро­иц­ко­го хра­ма, по во­ле Вла­ды­ки, бы­ло про­дол­же­но при уча­с­тии ста­ро­сты, ос­ме­лив­шей­ся «сметь своё суж­де­ние иметь».

При­во­жу этот эпи­зод не по­то­му, что он ка­сал­ся лич­но ме­ня. Я – лишь сви­де­тель не­при­ми­ри­мой по­зи­ции Ми­т­ро­по­ли­та Ни­ко­лая, по­ни­мав­ше­го, как вла­с­то­лю­бие и са­мо­чи­ние свя­щен­ни­ка, от­да­ю­щее вре­ме­на­ми ком­пар­тий­но­го про­из­во­ла, разъ­е­да­ет цер­ков­ную ат­мо­сфе­ру, при­зван­ную к ми­ро­лю­бию.

Что та­кое «по­сту­пи­ло пред­ло­же­ние» и не к но­чи по­мя­ну­тые «ре­ше­ния по­лит­бю­ро», Вла­ды­ка знал по соб­ст­вен­но­му опы­ту и судь­бам близ­ких ему лю­дей. Его отец Ва­си­лий Иль­ич Ку­те­пов – кре­с­ть­я­нин-од­но­дво­рец – был «рас­ку­ла­чен», не­смо­т­ря на боль­шую се­мью, и ра­но, в 1943 го­ду, скон­чал­ся. Ни­ко­лаю бы­ло тог­да 19 лет.

В 1946 го­ду «при­быв­ший на Туль­скую ка­фе­д­ру ар­хи­епи­с­коп Ан­то­ний (Мар­чен­ко) на­зна­чил ипо­дь­я­ко­на Ни­ко­лая Ку­те­по­ва сво­им лич­ным се­к­ре­та­рём и вто­рым ке­лей­ни­ком». Ар­хи­епи­с­коп уви­дел в мо­ло­дом че­ло­ве­ке не­за­уряд­ный ду­хов­ный по­тен­ци­ал. Од­на­ко не­за­дол­го до смер­ти «от­ца на­ро­дов» – Ста­ли­на – ар­хи­епи­с­коп был аре­с­то­ван и осуж­дён на 25 лет ли­ше­ния сво­бо­ды. В то вре­мя ему бы­ло 67 лет». Са­мОй тяж­кой судь­бой сво­ей Ан­то­ний про­дол­жал ду­хов­ное и граж­дан­ское вос­пи­та­ние сво­е­го быв­ше­го ипо­дь­я­ко­на. Ни­ко­лай по­сы­лал Вла­ды­ке пись­ма в ме­с­та за­клю­че­ния, по­ни­мая, чем гро­зит ему эта пе­ре­пи­с­ка. Да го­не­ния на не­го уже и на­ча­лись. Лич­но­го се­к­ре­та­ря Пре­ос­вя­щен­но­го Ан­то­ния поч­ти ме­сяц дер­жа­ли под до­маш­ним аре­с­том. Еже­днев­но в 9 ут­ра он был обя­зан яв­лять­ся в ор­га­ны го­су­дар­ст­вен­ной бе­зо­пас­но­с­ти, от­ку­да его не от­пу­с­ка­ли до 2-х ча­сов но­чи, и лишь тог­да на­чи­нал­ся до­прос.

Ми­т­ро­по­лит Ан­то­ний не вер­нул­ся из за­клю­че­ния. Там и по­гиб.

Тог­да, мо­жет быть, в тра­ги­че­с­кие для Ни­ко­лая Ку­те­по­ва дни и при­шла к не­му мысль о при­ня­тии мо­на­ше­ст­ва.

Ми­т­ро­по­лит Ни­ко­лай ни­ког­да не из­ме­нял сво­им прин­ци­пи­аль­ным убеж­де­ни­ям. Ва­жен один из при­ме­ров. В 1996 го­ду я при­еха­ла в Ни­же­го­род­скую епар­хию с под­пис­ны­ми ли­с­та­ми, по­лу­чен­ны­ми мной в од­ном из мос­ков­ских хра­мов, для сбо­ра под­пи­сей ми­рян, счи­тав­ших не­об­хо­ди­мым ка­но­ни­за­цию уби­ен­но­го им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II. При­шла к Ми­т­ро­по­ли­ту Ни­ко­лаю за бла­го­сло­ве­ни­ем на сбор под­пи­сей. Он ка­те­го­ри­че­с­ки от­ка­зал. Дерз­ну­ла спро­сить: «По­че­му?» От­ве­тил крат­ко: «Он во­рон уби­вал». По­зд­нее, на Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре 1997 го­да, – един­ст­вен­ный из всех уча­ст­ни­ков Со­бо­ра – вы­сту­пил про­тив ка­но­ни­за­ции, счи­тая, что от­вет­ст­вен­ность за ги­бель но­во­му­че­ни­ков рос­сий­ских ле­жит и на со­ве­с­ти ца­ря, «в здра­вом уме и твёр­дой па­мя­ти от­рек­ше­го­ся от пре­сто­ла».

Фра­за о «во­ро­нах» толь­ко на пер­вый взгляд ка­жет­ся аб­сурд­ной. На­и­бо­лее глу­бо­ко я по­ня­ла её, ра­бо­тая над кни­гой «Пра­во­слав­ный Че­хов». В ней есть гла­ва «Вся­кое ды­ха­ние да хва­лит Гос­по­да». Опи­ра­лась в ней на мысль пре­по­доб­но­го Си­лу­а­на, ко­то­рый «учил «жа­леть всю тварь, так что без нуж­ды и ли­с­та на де­ре­ве не хо­чет­ся по­вре­дить».

От­прав­ля­ясь на встре­чи с Ми­т­ро­по­ли­том Ни­ко­ла­ем, к ве­ли­ко­му со­жа­ле­нию, увы, за­поз­да­ло­му, не зна­ла, что из всей рус­ской ли­те­ра­ту­ры он вы­де­лял твор­че­ст­во Ан­то­на Пав­ло­ви­ча Че­хо­ва. Го­во­рят, каж­до­му свя­щен­ни­ку, при­хо­див­ше­му к не­му на при­ём, со­ве­то­вал двад­цать ми­нут в день уде­лять чте­нию че­хов­ских про­из­ве­де­ний. Как бес­цен­ность хра­ню сбор­ник рас­ска­зов Че­хо­ва под об­щим на­зва­ни­ем «Ар­хи­ерей», из­дан­ный «по бла­го­сло­ве­нию Ми­т­ро­по­ли­та Ни­же­го­род­ско­го и Ар­за­мас­ско­го Ни­ко­лая» Брат­ст­вом во имя св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го в 1998 го­ду. Счи­таю этот жест Вла­ды­ки не­зри­мым бла­го­сло­ве­ни­ем и мне, мно­го лет иду­щей про­тив те­че­ния всё ещё бы­ту­ю­щих соц­ре­а­ли­с­ти­че­с­ких по­зи­ций со­вре­мен­но­го «че­хо­ве­де­ния».

Бы­ла я сви­де­те­лем и то­го, как му­д­рый Вла­ды­ка Ни­ко­лай по­ощ­рял де­я­тель­ность ис­тин­ных по­движ­ни­ков воз­рож­де­ния ду­хов­но­с­ти на рус­ской зем­ле. Вме­с­те с вос­пи­тан­ни­ка­ми Вет­луж­ской Вос­крес­ной шко­лы (ко­то­рую, к сло­ву ска­зать, в кон­це де­вя­но­с­тых го­дов Ми­т­ро­по­лит оце­нил как «луч­шую в Епар­хии») мы ез­ди­ли в г. Се­мё­нов, где ра­до­ст­но и до­б­ро­же­ла­тель­но при­нял на­шу «бес­по­пов­скую» (свя­щен­ник с на­ми не по­ехал) де­ле­га­цию про­то­и­е­рей Игорь Иу­дин, вос­ста­но­ви­тель и на­сто­я­тель «един­ст­вен­но­го в го­ро­де пра­во­слав­но­го хра­ма, со­здав­ший пер­вую в епар­хии пра­во­слав­ную гим­на­зию» (ци­ти­рую пись­мо ни­же­го­род­ской па­ст­вы па­т­ри­ар­ху Ки­рил­лу) и да­лее – слож­но пе­ре­чис­лить все бла­гие де­я­ния, ко­то­рые со­вер­шил за 15 лет слу­же­ния в Се­мё­но­ве за­слу­жен­но «По­чёт­ный Граж­да­нин» это­го не­боль­шо­го го­ро­да.

Мы с де­ть­ми бы­ли на кон­цер­те вы­пу­ск­ни­ков Се­мё­нов­ской Вос­крес­ной шко­лы. Как вы­сок был уро­вень про­грам­мы, ка­кой сто­лич­ной куль­ту­рой бы­ли про­ник­ну­ты про­щаль­ные вы­ступ­ле­ния пе­да­го­гов, как ис­крен­ни слё­зы и тро­га­тель­ные ре­чи взрос­лых вы­пу­ск­ни­ков! Си­де­ла, взвол­но­ван­ная уви­ден­ным и ус­лы­шан­ным. Уве­ре­на: мо­ло­дые лю­ди, вос­пи­тан­ные здесь, – ду­хов­но-нрав­ст­вен­ная опо­ра Рос­сии, на ка­кие бы кру­тые по­во­ро­ты ни за­но­си­ло на­шу Дер­жа­ву.

И вот, уз­наю, что о. Игорь Иу­дин вы­нуж­ден был пе­рей­ти в Ива­нов­скую епар­хию. Же­с­то­кие, не­о­бос­но­ван­ные го­не­ния по­до­рва­ли его здо­ро­вье. На бес­чис­лен­ные прось­бы па­ст­вы и вла­с­тей г. Се­мё­но­ва, ад­ре­со­ван­ные в выс­шие эше­ло­ны цер­ков­ной вла­с­ти, от­ве­та нет. Их пись­ма – «глас во­пи­ю­ще­го в пу­с­ты­не». В пу­с­ты­не бю­ро­кра­ти­че­с­ко­го чван­ст­ва цер­ков­ной ие­рар­хии.

Что же ка­са­ет­ся бес­ко­неч­ной пе­ре­та­сов­ки «цер­ков­ных ка­д­ров», я на­блю­даю это (те­перь со сто­ро­ны) на при­ме­ре быв­ше­го вет­луж­ско­го бла­го­чи­ния. Свя­щен­ни­ки то и де­ло ме­ня­ют­ся; ду­хов­но опыт­ных, ува­жа­е­мых го­ро­жа­на­ми в те­че­ние дол­гих лет слу­же­ния на од­ном при­хо­де, за­ме­ня­ют ли­ца­ми, ко­то­рые упол­но­мо­че­ны до­но­сить на преж­них на­сто­я­те­лей – по чи­ну ли слу­жит, нет ли ка­кой за­цеп­ки для но­вых го­не­ний… Ли­ца­ми, вро­де бы, мо­на­ше­ст­ву­ю­щи­ми, ко­то­рые сра­зу же из­би­ра­ют се­бе фа­во­рит­ку и с ней де­лят не­у­чтён­ные до­хо­ды, со­зда­вая ком­форт­ное её «бла­го­со­сто­я­ние». Ма­мень­ка «вро­де бы, мо­на­ше­ст­ву­ю­ще­го», без за­зре­ния со­ве­с­ти, за­пу­с­ка­ла ру­ку в цер­ков­ную так на­зы­ва­е­мую «круж­ку», да­бы пе­ре­пра­вить не ­счи­тан­ное со­дер­жи­мое в свой кар­ман.

Из ча­сов­ни во имя Алек­сан­д­ра Нев­ско­го, не­бес­но­го по­кро­ви­те­ля им­пе­ра­то­ра Алек­сан­д­ра Тре­ть­е­го, по­жерт­во­вав­ше­го круп­ную сум­му де­нег на вос­ста­нов­ле­ние го­ро­да Вет­лу­ги по­сле спа­лив­ше­го её по­жа­ра в 1888 го­ду, ны­неш­ний, как он се­бя име­ну­ет, «за­ме­с­ти­тель бла­го­чин­но­го» сде­лал тор­го­вую точ­ку, пе­ре­го­ро­див и без то­го ма­лое по­ме­ще­ние при­лав­ком. Ни о ка­ких мо­леб­нах, хо­тя бы дваж­ды в год – 5 ию­ня – в день ка­но­ни­за­ции Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (в схи­ме Алек­сия) и 12 сен­тя­б­ря (обе да­ты по но­во­му сти­лю) – в день пе­ре­не­се­ния мо­щей свя­то­го, и ре­чи нет. До­ход пре­вы­ше все­го. А как же, ког­да епар­хия тре­бу­ет пла­тить не­по­мер­ные на­ло­ги. Воз­ни­ка­ет «кру­го­вая по­ру­ка» тор­го­вой це­пи.

По­ра за­вер­шить тра­ги­че­с­кий для ме­ня «сю­жет» о Тро­иц­ком хра­ме, се­вер­ный при­дел ко­то­ро­го во имя св. еван­ге­ли­с­та Ио­ан­на Бо­го­сло­ва вос­ста­нав­ли­ва­ли «всем ми­ром» в те­че­ние де­вя­ти лет. На бес­чис­лен­ные суб­бот­ни­ки вет­лу­жа­не при­хо­ди­ли се­мь­я­ми. Го­во­рить ли, что не­пре­мен­ны­ми уча­ст­ни­ка­ми их бы­ли вос­пи­тан­ни­ки Вос­крес­ной шко­лы. Но ни ра­зу не по­явил­ся там дей­ст­во­вав­ший тог­да свя­щен­ник. Не при­шёл. Не бла­го­сло­вил. Не за­ма­рал из­не­жен­ных рук, раз­би­рая за­вод­ские «ав­ги­е­вы ко­нюш­ни».

По­сле смер­ти Ми­т­ро­по­ли­та Ни­ко­лая до­бил­ся воз­вра­ще­ния в Тро­иц­кую цер­ковь, из ко­то­рой был уво­лен преж­ним Вла­ды­кой. Пер­вое, что со­де­ял, – при­ка­зал раз­ру­шить в се­вер­ном при­де­ле хра­ма всё его уб­ран­ст­во. Со­зи­да­нию ал­тар­ной пре­гра­ды, ра­бо­тая со­вер­шен­но без­воз­ме­зд­но, два го­да по­свя­тил мой муж Алек­сей Ге­ра­си­мов, пе­ре­нес­ший пе­ред этим тя­же­лей­ший ин­фаркт. Пят­над­цать лет при­хо­жа­не мо­ли­лись пе­ред этим рез­ным ико­но­ста­сом, ос­на­щён­ным уни­каль­ны­ми ико­на­ми, ка­но­ни­че­с­ки бе­зу­преч­ны­ми, вы­пол­нен­ны­ми в древ­ней Рос­тов­ской тех­ни­ке эма­ли на ме­ди с ве­ли­кой лю­бо­вью, тща­ни­ем и вку­сом.

По­сле смер­ти му­жа в 2010 го­ду, при­ехав в Вет­лу­гу, я на­шла узор­ные де­та­ли ико­но­ста­са в му­сор­ной ку­че, ко­то­рую ус­т­ро­и­ли в глав­ном – Тро­иц­ком – при­де­ле хра­ма. В се­вер­ном бы­ло сде­ла­но всё, что­бы на­чи­с­то сте­реть сле­ды на­ших мно­го­лет­них бес­ко­ры­ст­ных тру­дов. В от­вет на моё за­яв­ле­ние в епар­хию с на­сто­я­тель­ной прось­бой вер­нуть за не­на­доб­но­с­тью на­мо­лен­ные уже ико­ны и де­та­ли ико­но­ста­са был по­лу­чен от­вет: «Пусть за­би­ра­ет всё». Зна­ко­мые по­мог­ли это «всё» по­гру­зить в ма­ши­ну, вы­вез­ти. Так я по­хо­ро­ни­ла сво­е­го му­жа вто­рой раз.

Ми­т­ро­по­лит Ни­же­го­род­ский и Ар­за­мас­ский Ни­ко­лай скон­чал­ся 21 ию­ня 2001 го­да. В этот день 60 лет на­зад на­ча­лась Ве­ли­кая Оте­че­ст­вен­ная вой­на, на ко­то­рой он во­е­вал в са­мом её пек­ле – под Ста­лин­гра­дом. Но и всю по­сле­ду­ю­щую жизнь был ве­ли­ким рат­ни­ком на по­ле ду­хов­ной бра­ни. Не об этом ли на­пом­ни­ла нам скорб­ная да­та…

До смерт­но­го сво­е­го ча­са не за­бу­ду тёп­ло­го го­ло­са Вла­ды­ки и его про­щаль­но­го на­пут­ст­вия, ког­да я в по­след­ний раз по­сле оче­ред­ной дол­гой бе­се­ды по­ки­да­ла его ка­би­нет. Бла­го­слов­ляя, ска­зал мне: «Жи­ви­те дол­го».

Жи­ву. За­чем-то на­до.

Дож­да­лась кар­ди­наль­ных из­ме­не­ний: Ни­же­го­род­скую епар­хию тер­ри­то­ри­аль­но раз­де­ли­ли на че­ты­ре ча­с­ти. Те­перь и Се­мё­нов, и Вет­лу­га от­но­сят­ся к Го­ро­дец­ко-Вет­луж­ской епар­хии. Ны­не её воз­глав­ля­ет Ар­хи­ерей Го­ро­дец­кий и Вет­луж­ский Ав­гу­с­тин. Дай Бог, что­бы он из­брал путь слу­же­ния, про­ло­жен­ный не­заб­вен­ным Ми­т­ро­по­ли­том Ни­же­го­род­ским и Ар­за­мас­ским Ни­ко­ла­ем.


Алина ЧАДАЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования