Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №25. 22.06.2012

Счастливые годы

Анатолий БИЧУКОВ
Анатолий БИЧУКОВ

Анатолий Бичуков – народный художник России, вице-президент Российской академии художеств.

Он автор многих памятников, ставших визитными карточками Москвы: Сергею Есенину на Тверском бульваре, «Благодарная Россия – солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга» (Святой Георгий на Трубной площади), «Защитникам земли Российской» на Поклонной горе, «Воинам внутренних войск» в Лефортово. Эти работы принесли Бичукову широкую известность. Немногие знают, что художник работал в редакции газеты «Литература и жизнь» с весны 1958 по март 1960 года. О том времени у него остались только самые тёплые воспоминания.

 

– Как вы по­па­ли в ре­дак­цию га­зе­ты «Ли­те­ра­ту­ра и жизнь»?

– Я вы­рос в Дон­бас­се, в шах­тёр­ской се­мье и очень ра­но ув­лёк­ся ри­со­ва­ни­ем. Но ког­да мне ис­пол­ни­лось три­над­цать лет, не­о­жи­дан­но во вре­мя ава­рии по­гиб отец. Зна­ко­мые не зна­ли, как нам с ма­те­рью по­мочь. Но я ре­шил: луч­шей па­мя­тью об от­це бу­дет, ес­ли я, не­смо­т­ря ни на что, вы­учусь на ху­дож­ни­ка. Так я ока­зал­ся в До­нец­ком ху­до­же­ст­вен­ном учи­ли­ще. По­том у ме­ня по­яви­лось же­ла­ние по­сту­пить в Стро­га­нов­ку. Но, са­ми по­ни­ма­е­те, ка­кая у сту­ден­та мог­ла быть сти­пен­дия. Ес­ли до ар­мии я ещё как-то мог вы­кру­тить­ся с день­га­ми, то по­сле де­мо­би­ли­за­ции, став учить­ся в ин­сти­ту­те им. Су­ри­ко­ва, про­блем при­ба­ви­лось. Мне нуж­но бы­ло на что-то жить. Сна­ча­ла я про­ра­бо­тал в га­зе­те «Со­вет­ский па­т­ри­от», а по­том ме­ня поз­ва­ли ху­дож­ни­ком-офор­ми­те­лем в «Ли­те­ра­ту­ру и жизнь», и я со­гла­сил­ся.

– Вы го­во­ри­ли, что вре­мя, ког­да вы ра­бо­та­ли в «Ли­те­ра­ту­ре и жиз­ни», – очень сча­ст­ли­вое…

– Кол­лек­тив был очень хо­ро­ший, мно­го та­лант­ли­вых жур­на­ли­с­тов, со все­ми у ме­ня скла­ды­ва­лись тёп­лые от­но­ше­ния, все бы­ли ко мне, мо­ло­до­му сту­ден­ту-ху­дож­ни­ку, до­б­ро­же­ла­тель­ны, я со все­ми дру­жил. Воз­глав­лял га­зе­ту тог­да Вик­тор Ва­си­ль­е­вич Пол­то­рац­кий. Об­ще­ние со мно­ги­ми, кста­ти, про­дол­жа­лось мно­гие го­ды по­сле то­го, как я ушёл из ре­дак­ции. Влад­лен Строк­то­пы­тов, на­при­мер, был мо­им дру­гом. Он пи­сал ори­ги­наль­ные фе­ль­е­то­ны и ос­т­рые кри­ти­че­с­кие ста­тьи. Мне нра­ви­лось за­ни­мать­ся твор­че­ст­вом, ра­бо­та в га­зе­те рас­ши­ри­ла мои твор­че­с­кие гра­ни­цы, раз­ви­ла фан­та­зию, я стал луч­ше знать мир, лю­дей.

Даниил ГРАНИН
Даниил ГРАНИН
Вера ПАНОВА
Вера ПАНОВА
Николай ГРИБАЧЁВ
Николай ГРИБАЧЁВ

 – Над чем вы ра­бо­та­ли в ре­дак­ции?

– Я де­лал и пор­т­ре­ты пи­са­те­лей, и гра­фи­че­с­кие ком­по­зи­ции, и то и дру­гое мне очень нра­ви­лось. Я пи­сал пор­т­ре­ты очень мно­гих пи­са­те­лей, на­при­мер, Алек­сан­д­ра Про­ко­фь­е­ва, Вис­са­ри­о­на Са­я­но­ва, Ве­ры Па­но­вой.

– Вы пи­са­ли пор­т­ре­ты по фо­то­гра­фи­ям или лич­но?

– Всех пи­сал лич­но, ме­ня спе­ци­аль­но для это­го по­сы­ла­ли в ко­ман­ди­ров­ки в раз­ные угол­ки Рос­сии. Был в Ле­нин­гра­де, на це­ли­не, в Но­во­си­бир­ске, Кан­ске, мно­го где ещё. Пи­сал пор­т­рет пи­са­те­ля Ге­ор­гия Ра­до­ва, ез­дил к Ва­ле­рии Ге­ра­си­мо­вой, по­том мне со­гла­сил­ся по­по­зи­ро­вать Да­ни­ил Гра­нин. Я, кста­ти, до сих пор об­ща­юсь со мно­ги­ми пи­са­те­ля­ми, чьи пор­т­ре­ты ког­да-то пи­сал.

– А ка­кие ма­те­ри­а­лы ил­лю­с­т­ри­ро­ва­ли?

– Да мно­го ка­кие. По­мню, мне да­ли за­да­ние сде­лать ри­сун­ки к гла­вам из но­во­го ро­ма­на Ефи­ма Пер­ми­ти­на. Се­го­дня это­го пи­са­те­ля за­бы­ли, а зря. Мо­жет, он ни­че­го но­во­го о граж­дан­ской вой­не в Си­би­ри и не ска­зал. Но как Пер­ми­тин си­бир­скую при­ро­ду опи­сал! Он дей­ст­ви­тель­но был гор­ным ор­лом.

Александр ПРОКОФЬЕВ
Александр ПРОКОФЬЕВ
Виссарион САЯНОВ
Виссарион САЯНОВ

– По­че­му вес­ной 1960 го­да вы уш­ли из га­зе­ты?

 – Я тог­да за­кан­чи­вал учить­ся, а учил­ся я на фа­куль­те­те скульп­ту­ры в Мос­ков­ском ху­до­же­ст­вен­ном ин­сти­ту­те име­ни В.И. Су­ри­ко­ва. Мне нуж­но бы­ло за­ни­мать­ся сво­им де­лом, сво­ей про­фес­си­ей. В га­зе­те ведь я кор­ре­с­пон­ден­том был, а как за­кон­чил, мне нуж­но бы­ло ле­пить. Скульп­ту­ра – это то, чем я все­гда хо­тел за­ни­мать­ся. За­ри­сов­ки бы­ли про­ме­жу­точ­ным эта­пом, хо­тя же­ла­ние ри­со­вать не про­па­ло, но вре­ме­ни на всё не хва­та­ло.

Кста­ти, в «ну­ле­вые» го­ды я вновь вер­нул­ся на Цвет­ной буль­вар, где рас­по­ло­же­на ре­дак­ция, и из­ва­ял свя­то­го Ге­ор­гия, ко­то­ро­го по­том ус­та­но­ви­ли в на­ча­ле буль­ва­ра. Я да­же уви­дел в этом не­кую сим­во­ли­ку: в на­ча­ле буль­ва­ра моя ра­бо­та, а в кон­це – зда­ние ре­дак­ции, где про­шла моя юность.

– Вы ра­бо­та­ли до не­дав­не­го вре­ме­ни у Ильи Гла­зу­но­ва…

– Ни у ко­го я не ра­бо­тал, я ра­бо­тал в Ака­де­мии жи­во­пи­си, ва­я­ния и зод­че­ст­ва – ме­ня при­гла­си­ли на долж­ность за­ве­ду­ю­ще­го ка­фе­д­рой скульп­ту­ры, как толь­ко Ака­де­мия от­кры­лась. Не­дав­но я ушёл от­ту­да – твор­че­с­кие де­ла за­ста­ви­ли. С Гла­зу­но­вым у ме­ня нор­маль­ные от­но­ше­ния. Он, ко­неч­но, слож­ный че­ло­век, но мне на это на­пле­вать. Я твор­че­ст­вом за­ни­мал­ся, а в ин­три­ги ни­ког­да не лез.

Алексей СУРКОВ
Алексей СУРКОВ
Сергей СМИРНОВ
Сергей СМИРНОВ
Николай ТИХОНОВ
Николай ТИХОНОВ


– А сей­час над чем вы ра­бо­та­е­те?

– Ра­бо­ты очень мно­го, мно­го боль­ших за­ка­зов. Я уча­ст­вую в кон­кур­сах, не­дав­но вы­иг­рал один – де­лаю Па­мят­ник сла­вы для Ка­пот­ни, это один из слож­ных про­ек­тов, над ко­то­ры­ми я сей­час ра­бо­таю. По­мощ­ни­ков у ме­ня нет, не люб­лю, что­бы кто-то да­же при­сут­ст­во­вал при том, как я ра­бо­таю. По­это­му на­до все­ми про­ек­та­ми я ра­бо­таю один.








 Шар­жи Ана­то­лия Би­чу­ко­ва. Ноябрь1958 года



Беседу вела Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования