Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 29.06.2012

Первый ряд

Абай Ку­нан­ба­ев. Из­бран­ное. – М.: Аль­пи­на нон-фикшн, 2012

 

Не ус­пе­ли двор­ни­ки-га­с­тар­бай­те­ры на­ве­с­ти от­но­си­тель­ный по­ря­док на Чи­с­то­пруд­ном буль­ва­ре сто­ли­цы, где у па­мят­ни­ка Ку­нан­ба­е­ву хип­по­ва­ли и пан­ко­ва­ли не­до­воль­ные рус­ской ре­аль­но­с­тью граж­да­не, как до­б­ры мо­лод­цы из «Аль­пи­на нон-фикшн», под­су­е­тив­шись, вы­пу­с­ти­ли сбор­ник сти­хов ка­зах­ско­го по­эта-клас­си­ка. Во­об­ще на­ша пре­сло­ву­тая оп­по­зи­ция, как ока­за­лось, спо­соб­на, са­ма то­го, мо­жет быть, не же­лая, не толь­ко га­дить в ку­с­тах, но и се­ять ра­зум­ное, до­б­рое, веч­ное. Этим на­до вос­поль­зо­вать­ся. Я уже ви­жу па­лат­ки про­те­с­ту­ю­щих воз­ле па­мят­ни­ков Го­го­лю (ес­ли не на Го­го­лев­ском буль­ва­ре, то уж точ­но во дво­ре до­ма на Ни­кит­ском), Шо­ло­хо­ву (от­вра­ти­тель­ный, ко­неч­но, па­мят­ник), Есе­ни­ну, Вы­соц­ко­му. Пуш­ки­ну, в кон­це кон­цов! Это что ка­са­ет­ся «буль­вар­ных» писателей. А ведь есть у нас и «от­дель­но сто­я­щие» Лер­мон­тов («му­жик в пи­д­жа­ке»), До­сто­ев­ский («му­жик с ге­мор­ро­ем»), Ма­я­ков­ский… Меч­ты, меч­ты! Но по­че­му бы не по­меч­тать о том, что Бо­рис Аку­нин, впер­вые, по соб­ст­вен­но­му при­зна­нию, про­чи­тав­ший Абая бла­го­да­ря чи­с­то­пруд­но­му «си­де­нию», тем же ма­ка­ром про­чтёт и Го­го­ля! А Лев Ру­бин­штейн, чьи сло­ва вы­не­се­ны на зад­нюю об­лож­ку кни­ги, осе­нит се­бя на ста­ро­сти лет сти­ха­ми Лер­мон­то­ва! Ар­те­мий же Тро­иц­кий… Впро­чем, этот, как го­во­рит­ся, от­ре­зан­ный ло­моть.

Итак, спа­си­бо, гос­по­да аль­пи­нов­цы нон-фик­шнов­цы! Вос­торг и пре­кло­не­ние! Удив­ля­ет од­но: по­че­му при яв­ной ком­мер­че­с­кой про­счи­тан­но­с­ти из­да­ния ти­раж со­ста­вил все­го… 330 эк­земп­ля­ров! Ве­ро­ят­но, по чис­лу ак­тив­ных оп­по­зи­ци­о­не­ров.

 

 



 


 

Люд­ми­ла Улиц­кая. Дет­ст­во со­рок де­вять. – М.: Ас­т­рель, 2012

 

Про­во­ро­вав­ша­я­ся из­да­тель­ская груп­па АСТ, вер­нее, од­но из её под­раз­де­ле­ний, «Ас­т­рель», про­дол­жа­ет ра­до­вать чи­та­те­лей хо­ро­шей или хо­тя бы при­стой­ной ли­те­ра­ту­рой. Воз­мож­но, про­сто по инер­ции. На счёт ред­ких чи­та­тель­ских ра­до­с­тей не­со­мнен­но мож­но за­не­с­ти и но­вую кни­гу Люд­ми­лы Улиц­кой – со­бра­ние ко­рот­ких изящ­ных ис­то­рий из дет­ст­ва пи­са­тель­ни­цы. По мне­нию од­но­го из ре­цен­зен­тов, эта «ма­лень­кая книж­ка яв­ля­ет­ся ни­чем иным, как пер­со­наль­ной ма­ши­ной вре­ме­ни, на­ст­ро­ен­ной на до­школь­ный воз­раст чи­та­те­ля. Каж­дый из ше­с­ти ко­ро­тень­ких рас­ска­зов по­гру­жа­ет в дет­ст­во не ху­же, чем слу­чай­но об­на­ру­жен­ный в сто­ле ка­лен­да­рик с кош­кой за 1980 год. Пе­ре­жи­ва­ния, ка­зав­ши­е­ся дав­но стёр­ты­ми, вос­кре­са­ют и жи­вут с но­вой си­лой». Вос­кре­ше­ние и но­вая жизнь до­сти­га­ют­ся тут не толь­ко сло­вес­ным ис­кус­ст­вом. Осо­бо не­об­хо­ди­мо ука­зать на ра­бо­ту ав­то­ра ил­лю­с­т­ра­ций, ве­ли­ко­леп­но­го ху­дож­ни­ка Вла­ди­ми­ра Лю­ба­ро­ва, без ма­с­тер­ской жи­во­пи­си ко­то­ро­го кни­га бы­ла бы да­ле­ко не так хо­ро­ша и пол­на. Как вы­ра­зи­лась са­ма Улиц­кая, «мы сло­жи­ли на­ши вос­по­ми­на­ния, и они со­шлись за­ме­ча­тель­но». Так оно и есть.

 

 

 

 

 

 


 

Ев­ге­ний Ми­нин. По­го­ня за ве­т­ром. – Ие­ру­са­лим: Твор­че­с­кое объ­е­ди­не­ние «Ие­ру­са­лим­ская ан­то­ло­гия», 2012

 

Эта кни­га ед­ва ли ког­да-ни­будь до­бе­рёт­ся до при­лав­ков мос­ков­ских, а уж тем бо­лее про­вин­ци­аль­ных книж­ных ма­га­зи­нов, од­на­ко со­об­щить в ру­б­ри­ке «Пер­вый ряд» о её по­яв­ле­нии – моя пря­мая и, не скрою, при­ят­ная обя­зан­ность. Ав­тор кни­ги ие­ру­са­лим­ский по­эт Ев­ге­ний Ми­нин бо­лее из­ве­с­тен оте­че­ст­вен­но­му чи­та­те­лю сво­и­ми сти­хо­твор­ны­ми и про­за­и­че­с­ки­ми па­ро­ди­я­ми, ре­гу­ляр­но пуб­ли­ку­ю­щи­ми­ся на стра­ни­цах «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии», «Не­за­ви­си­мой га­зе­ты», «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты», жур­на­лов «Де­ти Ра», «День и ночь», «Ли­те­ра­тур­ная учё­ба». Па­ро­дист, в от­ли­чие от чи­с­то­го ли­ри­ка, на­дёж­но за­щи­щён: уж его-то са­мо­го ни­кто не при­хлоп­нет па­ро­ди­ей! По-ино­му си­ту­а­ция скла­ды­ва­ет­ся, ког­да он вы­хо­дит на по­эти­че­с­кое по­ле не в ро­ли су­дьи, а в ка­че­ст­ве од­но­го из рав­но­прав­ных иг­ро­ков. Тут то­го и гля­ди лю­бой под­ста­вит нож­ку, толк­нёт или, опять-та­ки, па­ро­ди­ей за­де­нет. Так что на­доб­но боль­шое му­же­ст­во, что­бы вы­ста­вить на обо­зре­ние зло­па­мят­ных сти­хо­твор­цев соб­ст­вен­ное «се­рь­ёз­ное» твор­че­ст­во. И бо­лее му­же­ст­ва по­тре­бен ещё та­лант. А та­лант, не­со­мнен­ное и боль­шое да­ро­ва­ние в по­эзии, у Ми­ни­на есть. «Ес­ли Бог ме­ня ос­та­вит, что, по-мо­е­му, не­че­ст­но,/ Ес­ли Бог ме­ня ос­та­вит (что пе­нять – Ему вид­ней) –/ Ста­нет сла­дость жиз­ни горь­кой, ста­нет ра­дость жиз­ни прес­ной/ И обу­зой бу­дет каж­дый из по­да­рен­ных Им дней./ Но ког­да ду­ша су­ме­ет удер­жать­ся в рав­но­ве­сье,/ И не даст оби­де горь­кой всё, что бы­ло, сжечь ог­нём,/ Мо­жет, ста­нет Бо­гу лег­че, там, в да­лё­ком под­не­бе­сье,/ Что не Он те­перь в за­бо­те обо мне, а я – о Нём».


Максим ЛАВРЕНТЬЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования