Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 29.06.2012

Чудим от Иртыша и до Волги

В го­ро­де при сли­я­нии Оми с Ир­ты­шом, Ом­ске, вот уже всё по­след­нее де­ся­ти­ле­тие бу­шу­ют ура­га­ны пи­са­тель­ских рас­прей. Всё боль­ше во­ца­ря­ет­ся в ли­те­ра­ту­ре «при­спо­соб­лен­цев», «ли­те­ра­тур­ных трол­лей» и, не по­бо­юсь это­го вы­ра­же­ния без ка­вы­чек, без­да­рей. Су­ще­ст­ву­ют два мно­го­чис­лен­ных со­ю­за пи­са­те­лей: СПР и СРП, а зна­ем из их со­ста­ва очень не­мно­гих, по­то­му что ос­таль­ные, от­си­жи­ва­ясь, ждут ман­ны не­бес­ной, ожи­да­ют, ког­да их прав­ле­ние со­из­во­лит вы­пу­с­тить ка­кой-ни­будь за­хо­лу­ст­ный жур­наль­чик, по­зо­ло­тит руч­ку пре­ми­ей или ка­кой-ни­будь иной по­дач­кой в ви­де гра­мо­ты или знач­ка. Так про­зя­ба­ет по­дав­ля­ю­щее чис­ло чле­нов со­ю­зов пи­са­те­лей, а в это вре­мя ом­ская пи­са­тель­ская ор­га­ни­за­ция те­ря­ет по­ме­ще­ние на ули­це Ком­му­ни­с­ти­че­с­кой. Но глав­ная бе­да в дру­гом: по­яв­ля­ют­ся но­вые име­на в ли­те­ра­ту­ре пять­де­сят пя­то­го ре­ги­о­на, да и те вско­ре за­ту­ха­ют, ибо не ви­дят пер­спек­ти­вы для раз­ви­тия твор­че­ст­ва.

– Ми­ни­с­тер­ст­во куль­ту­ры по­ста­ви­ло нас в жё­ст­кие рам­ки! – жа­лу­ет­ся на ли­те­ра­тур­ном се­ми­на­ре Ва­лен­ти­на Еро­фе­е­ва-Твер­ская, ны­неш­ний пред­се­да­тель прав­ле­ния СПР ом­ско­го от­де­ле­ния. – От­то­го и не мо­жем в пол­ной ме­ре ра­бо­тать.

Рис. Алексея Евтушенко
Рис. Алексея Евтушенко

Не прав­да ли, зна­ко­мые сте­на­ния, ко­то­рые мож­но слы­шать со всех сто­рон? Не жа­лу­ет власть ны­неш­них ли­те­ра­то­ров, счи­та­ет их не­про­филь­ны­ми ак­ти­ва­ми. Но на власть сер­дить­ся – всё рав­но что про­тив ве­т­ра брыз­гать. Да и за ка­кие за­слу­ги род­ной го­род дол­жен гор­дить­ся пред­се­да­тель­ни­цей? За то, что она уто­пи­ла пи­са­тель­скую ор­га­ни­за­цию в кор­руп­ции, пла­ги­а­те и сплет­нях? Кто-ни­будь хо­тя бы ра­ди по­те­хи со­счи­тал, сколь­ко и кем бы­ло на­пи­са­но ра­зоб­ла­чи­тель­ных ста­тей? «Пя­тая в крес­ле», «Пла­ги­а­то­ры ом­ской по­эти­че­с­кой шко­лы», «Де­ло о пе­га­си­ке…», «И рас­ши­ря­ют­ся зрач­ки от уголь­ков в ли­те­ра­тур­ном Ом­ске», «А был ли Ёрш», «Уви­деть мир ка­ков он есть», «Ли­те­ра­тур­ный бо­ец» и дру­гие, опуб­ли­ко­ван­ные в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» Вя­че­сла­ва Ог­рыз­ко, в жур­на­ле «Ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки и сло­вес­но­с­ти» Ан­д­рея Уг­лиц­ких, «Пре­одо­ле­ние» Ни­ко­лая Тре­гу­бо­ва и на­ко­нец та­ра­нов­ском «Воль­ном ли­с­те», ко­то­рый бо­ит­ся брать в ру­ки сам не­по­гре­ши­мый Алек­сандр Лей­фер, по­то­му что ус­пел за­ра­зить­ся за­маш­ка­ми бес­со­ве­ст­ных и без­дар­ных ли­те­ра­то­ров.

Про­чи­тав вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные ста­тьи, ужас­нёт­ся не толь­ко по­свя­щён­ный и лю­бо­зна­тель­ный чи­та­тель, но и пи­са­тель. Ибо уз­на­ет, кто ру­ко­во­дит обе­и­ми пи­са­тель­ски­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми и сколь­ко при­ме­ча­тель­но­го они на­тво­ри­ли. Что ни пре­мия, уч­реж­дён­ная од­ной или вто­рой пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ци­ей, так она не­пре­мен­но вру­ча­ет­ся «сво­яч­ни­кам» или «ку­мо­вь­ям». Рас­пре­де­ля­ет орг­ко­ми­тет пре­мию име­ни Ф.М. До­сто­ев­ско­го, вско­ре ста­но­вят­ся ла­у­ре­а­та­ми де­ти са­мих же чле­нов это­го орг­ко­ми­те­та.

Вскользь раз­бе­рём пер­со­на­лии. Га­ли­на Ку­д­ряв­ская, член Со­ю­за рос­сий­ских пи­са­те­лей, по­этес­са, стра­да­ю­щая не­ду­гом ав­тор­ской глу­хо­ты. Ни­ко­лай Тре­гу­бов бе­рёт и раз­би­ра­ет её сти­хи в сво­ём жур­на­ле, учит пи­сать пра­виль­но, вы­де­ля­ет ошиб­ки. Нет, Га­ли­на Бо­ри­сов­на ма­ло то­го, что про­дол­жа­ет не­бреж­но пи­сать, так ещё оп­ре­де­ля­ет пре­мию сво­ей до­че­ри. Та же кар­ти­на у Та­ть­я­ны Чет­ве­ри­ко­вой. Ма­ло то­го, что Та­ть­я­на Ге­ор­ги­ев­на мно­го­крат­но ло­вит­ся на от­кро­вен­ном пла­ги­а­те, так ещё и от­да­ёт пре­мию сво­ей до­че­ри, ко­то­рая, по­нят­но, ни­где не пе­ча­та­ет­ся кро­ме еже­год­но­го за­хо­лу­ст­но­го жур­наль­чи­ка «Омск ли­те­ра­тур­ный».

Под­ни­ма­ет­ся скан­дал. От­ста­и­ва­ет пра­ва но­ми­ни­ро­ван­ных на пре­мию ав­то­ров Алек­сандр Дег­те­рёв, один из луч­ших рос­сий­ских пи­са­те­лей, так тёз­ка Лей­фер уда­ля­ет его из орг­ко­ми­те­та на год, мол, вы­би­ва­ет­ся этот че­ло­век из го­ло­сов боль­шин­ст­ва. Не­дав­но жю­ри не­ма­лой «Си­бир­ско-Ураль­ской» ли­те­ра­тур­ной пре­мии, в ко­то­рую те­перь вхо­дит Алек­сандр Кер­дан и сно­ва пла­ги­а­то­ры Еро­фе­е­ва-Твер­ская и Чет­ве­ри­ко­ва, по­ра­жа­ет сво­ей пред­ска­зу­е­мо­с­тью. Рас­пре­де­ля­ют на­гра­ду меж­ду «сво­и­ми»: до­черь­ми и сы­но­вь­я­ми, ко­то­ры­ми и не пах­нет ни в ка­кой пе­ри­о­ди­ке. Алек­сандр Кер­дан и Ген­на­дий По­пов слов­но фи­га­ро, сва­деб­ные, но не ге­не­ра­лы, а кло­уны, ко­то­рые сме­шат на­род сво­ей не­по­сред­ст­вен­но­с­тью, мель­ка­ют в но­во­стях: «Съез­ди­ли в Омск, про­ве­ли се­ми­нар, об­на­ру­жи­ли та­лан­ты, пе­ре­кан­то­ва­лись ноч­ку-дру­гую у пла­ги­а­то­ров «ом­ской по­эти­че­с­кой шко­лы»…». В такт ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са и ме­ле­ет Ир­тыш, по­хо­дя на сла­бую и тон­кую ре­чон­ку. Пи­са­те­ли уже не те, что ког­да-то по­яв­ля­лись в пе­ча­ти и на лю­дях в со­вет­ское вре­мя. Боль­но мне смо­т­реть на род­ной Омск и ом­ских ли­те­ра­то­ров.

Уф!.. От­прав­люсь-ка я по­даль­ше от все­го это­го  бед­ла­ма про­гу­лять­ся по Вол­ге, по мо­гу­чей рус­ской ре­ке, быть мо­жет, в Уль­я­нов­ске, где ког­да-то ата­ман­ст­во­ва­ли Ра­зин и Пу­га­чёв, вдох­ну све­жесть воль­но­го ве­т­ра, уви­жу жи­вое и чи­с­тое те­че­ние твор­че­с­ко­го про­цес­са без пи­са­тель­ской пор­чи и чер­но­ты. Но увы мне, не­ве­зу­че­му, – и здесь тво­рит­ся не­лад­ное! Прав­да, не в та­ком, как на Ир­ты­ше, мно­же­ст­ве. Оно и по­нят­но – ро­ди­на Об­ло­мо­ва, пи­са­те­ли здесь ред­ко всту­па­ют в от­ча­ян­ные схват­ки за ме­с­то под ли­те­ра­тур­ным солн­цем, здесь сни­с­хо­ди­тель­но по­гля­ды­ва­ют на про­дел­ки псев­до­ли­те­ра­тур­ных без­да­рей, ко­то­рым со­зда­ют­ся теп­лич­ные ус­ло­вия для ти­ра­жи­ро­ва­ния их риф­мо­ван­но­го бре­да, и гра­фо­ма­ны по­лу­чи­ли рав­ные пра­ва с пи­са­те­ля­ми по из­да­нию сво­ей не­про­хо­ди­мой га­ли­ма­тьи.

Уль­я­новск се­го­дня – куль­тур­ная сто­ли­ца, и здесь тор­же­ст­ву­ет пол­ней­шая то­ле­рант­ность, а по су­ти пол­ней­шее без­раз­ли­чие к та­лан­там и мы­ши­ная су­е­тли­вая бе­гот­ня на­по­ри­с­тых без­да­рей за вож­де­лен­ны­ми ми­ра­жа­ми пи­са­тель­ской сла­вы. Про плю­га­вый ро­ман­чик г-жи Шей­пак по­го­ва­ри­ва­ют, что эта вещь по­силь­нее «Об­ло­мо­ва». Чис­ло пи­са­те­лей рас­тёт, тол­стен­ный «Сим­бир­лит» штам­пу­ет гра­фо­ма­нов удар­ны­ми тем­па­ми, про­вин­ция окуль­ту­ри­ва­ет­ся, 200-ле­тие И.Гон­ча­ро­ва от­ме­тит. Под юби­лей­ный шу­мок в «на­сто­я­щие пи­са­те­ли» про­кра­ды­ва­ют­ся без­да­ри, ко­им на вы­езд­ном пле­ну­ме Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии бы­ли ус­т­ро­е­ны смо­т­ри­ны. Но ме­ня как оми­ча ин­те­ре­су­ет од­на лишь фи­гу­ра, для на­ше­го вре­ме­ни очень ТИ­ПИ­ЧЕ­С­КАЯ, чьё мель­те­ше­ние в се­ти весь­ма на­зой­ли­во, да­же в ак­ва­то­рии Ир­ты­ша.

Не­сколь­ко лет на­зад в Рос­сии вспых­ну­ла мо­да на гим­ны, трях­нул ста­ри­ной Сер­гей Ми­хал­ков, в оче­ред­ной раз пе­ре­ина­чив­ший го­су­дар­ст­вен­ный гимн на по­тре­бу по­ли­ти­че­с­ко­го мо­мен­та, и вслед за этим по­спе­ши­ли оза­бо­тить­ся гим­на­ми ре­ги­о­наль­ные сто­ли­цы, го­ро­да и ве­си, кор­по­ра­ции, тор­го­вые се­ти, ву­зы, шко­лы, дет­са­ды и род­до­ма. По­явил­ся по­всю­ду ус­той­чи­вый спрос на гим­ню­ков, и в Уль­я­нов­ске та­ко­вым де­я­те­лем гром­ко за­ре­ко­мен­до­вал се­бя Ни­ко­лай Марянин и так ох­ра­б­рел, что стал зав­сег­да­та­ем всех твор­че­с­ких кон­кур­сов. Сло­вом, пре­вра­тил­ся в гим­ню­ко­во­го Фи­га­ро. Но у нас в Ом­ске ни­кто не ве­дал о су­ще­ст­во­ва­нии этой око­ло­ли­те­ра­тур­ной осо­би до тех пор, по­ка он не за­явил­ся к нам в гос­ти – и не с пу­с­ты­ми ру­ка­ми, а с гим­ном на­ше­го го­ро­да, ко­то­рый по­ра­зил чле­нов жю­ри кон­кур­са та­кой во­пи­ю­щей без­дар­но­с­тью ав­то­ра и ис­то­ри­че­с­кой без­гра­мот­но­с­тью, что сра­зу ста­ло яс­но – это па­тен­то­ван­ный гра­фо­ман.

По­эт и кра­е­вед, как скром­но се­бя пред­став­ля­ет чи­та­те­лям наш ав­тор, до это­го по­дви­га ус­пел от­ме­тить­ся ахи­ней­ски­ми гим­на­ми Уль­я­нов­ской об­ла­с­ти и г. Уль­я­нов­ска. Но это­го ус­пе­ха ему по­ка­за­лось ма­ло, он меж­ду де­лом взял и «об­гим­ню­чил» г. Чи­ту тек­с­том, ко­то­рый во мно­гом по­вто­ря­ет гимн сво­е­му род­но­му го­ро­ду. Но и это­го по­ка­за­лось не­до­ста­точ­но ре­ти­во­му бор­зо­пис­цу, и он не за­мед­лил по­явить­ся на «ди­ком бре­ге Ир­ты­ша» с гим­ном для го­ро­да Ом­ска, где сво­их гим­ню­ков ва­гон и ма­лень­кая те­леж­ка.

«Нет, не по­бо­ял­ся ока­зать­ся в ду­ра­ках и ав­тор «Гим­на «ти­хо­го го­ро­да» Ни­ко­лай Ма­ря­нин, не со­мне­ва­ю­щий­ся, что «здесь де­ка­б­ри­с­ты при­ня­ли свой крест и До­сто­ев­ский ссыл­ку от­бы­вал… – иро­ни­че­с­ки кон­ста­ти­ру­ет из­ве­ст­ный пи­са­тель Ни­ко­лай Бе­ре­зов­ский. – Ве­ли­кий рус­ский пи­са­тель, ус­лышь та­кое, в гро­бу бы, на­вер­ное, пе­ре­вер­нул­ся, по­сколь­ку в Ом­ске он не «ссыл­ку от­бы­вал», а че­ты­рёх­лет­нюю ка­тор­гу в тю­рем­ном ос­т­ро­ге ме­ст­ной кре­по­с­ти, усу­губ­лён­ную ка­торж­ны­ми ра­бо­та­ми. И де­ка­б­ри­с­ты ни­ка­ко­го кре­с­та в Ом­ске не «при­ни­ма­ли», как, впро­чем, и не не­сли здесь свой крест. Толь­ко не­мно­гие из них по­сле бун­та на Се­нат­ской пло­ща­ди 14 де­ка­б­ря 1825 го­да бы­ли оп­ре­де­ле­ны на по­се­ле­ние в Омск или за­чис­ле­ны сол­да­та­ми в гар­ни­зо­ны Ир­тыш­ской ли­нии, и та­кое на­ка­за­ние за го­су­дар­ст­вен­ную из­ме­ну мож­но на­звать, вы­ра­жа­ясь по-ны­неш­не­му, смеш­ным…»

И вот та­кой про­ла­за яко­бы стал пи­са­те­лем. Да ещё на день рож­де­ния Гон­ча­ро­ва. Чу­ет моё серд­це – не из­бе­жать ве­ли­ко­му пи­са­те­лю уча­с­ти быть об­гим­ню­чен­ным г-ном Ма­ря­ни­ным в са­мом бли­жай­шем вре­ме­ни. Мо­жет, да­же за­в­т­ра.


Виктор ВЛАСОВ,
г. ОМСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования