Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 29.06.2012

Не совсем юбилейное

Ког­да за тво­и­ми не­ши­ро­ки­ми пле­ча­ми поч­ти де­вя­но­с­то лет, из ко­то­рых шесть­де­сят от­да­но про­фес­сии, мно­гое в про­шлом ви­дит­ся трез­вее.

На­ча­ло пе­ча­та­ния – «Ли­те­ра­тур­ная га­зе­та», ку­да на Цвет­ной буль­вар, в тот же дом, на про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну од­но­го и то­го же ко­ри­до­ра на пя­том эта­же въе­ха­ла но­вая га­зе­та «Ли­те­ра­ту­ра и жизнь».

Ис­то­рия се­го­дня из­ве­ст­на. Идея рос­сий­ской ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты на­пра­ши­ва­лась дав­но. В фе­де­ра­тив­ном го­су­дар­ст­ве ин­те­ре­сы клю­че­вой на­ции, её куль­ту­ры тре­бо­ва­ли со­зда­ния та­ко­го ро­да из­да­ния. Идея эта про­яс­ни­лась в но­вом на­зва­нии – «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия» (до это­го она с 1958 по 1962 год на­зы­ва­лась «Ли­те­ра­ту­ра и жизнь»).

У га­зе­ты бы­ли раз­ные пе­ри­о­ды. Тут она ма­ло от­ли­ча­лась и от «Лит­га­зе­ты». Про­ще го­во­ря, ор­га­ны пе­ча­ти ко­ле­ба­лись син­хрон­но с зиг­за­га­ми ли­нии пар­тии. Ког­да ма­я­чи­ли пе­ре­ме­ны к луч­ше­му, в га­зе­ту тя­ну­лись и луч­шие ка­д­ры ре­дак­то­ров и ав­то­ров. Это ис­ти­на со­звуч­ная.

Владимир ОГНЕВ
Владимир ОГНЕВ

Но ког­да не­бо за­тя­ги­ва­лось ту­ча­ми ре­ак­ци­он­ных ве­т­ров, что «Лит­га­зе­ту», что «Ли­т­Рос­сию» за­но­си­ло му­со­ром од­но­го и то­го же сор­та.

В за­мет­ках для се­бя Твар­дов­ский ос­т­ро­ум­но оп­ре­де­лил стиль вы­ступ­ле­ний Сур­ко­ва, да и не толь­ко его – функ­ци­о­не­ров от ис­кус­ст­ва во­об­ще – как «язык бо­го­слу­же­ния». За­пи­са­но в кон­тек­с­те ско­рее не­зло­би­вом, иро­ни­че­с­ком. Но до­са­да жи­вёт и в этой за­пи­си. До­са­да, ко­то­рой чув­ст­ву­ет­ся всё боль­ше в даль­ней­ших рас­суж­де­ни­ях по­эта. Ах, как это бы­ло свой­ст­вен­но на­ше­му вре­ме­ни! Фла­ги, ло­зун­ги, идеи, прин­ци­пы – всё это по­ве­ря­ет­ся прак­ти­кой от­но­ше­ний к че­ло­ве­ку, его бла­гу. Ос­таль­ное – лов­кость ума…

Бер­тольд Брехт бле­с­тя­ще по­ка­зал это в пье­се о Га­ли­лее. Бер­бе­ри­ни и Га­ли­лей ци­ти­ру­ют один и тот же ис­точ­ник – Биб­лию, но вы­во­ды у каж­до­го свои. Спор этот од­но­вре­мен­но и за­став­ля­ет усом­нить­ся в же­ла­нии свя­щен­но­слу­жи­те­лей от­ста­и­вать пра­ва на­ро­да на че­ло­ве­че­с­кую жизнь, и за­ду­мать­ся о про­ти­во­ре­чи­во­с­ти са­мой Биб­лии.

Не так ли и мы в бы­лые го­ды со­рев­но­ва­лись с офи­ци­о­зом в трак­тов­ке ло­зун­гов и идей то­та­ли­тар­но­го ре­жи­ма?

У нас на всех бы­ла од­на «Биб­лия». Крат­кий ли, не очень, но «курс».

Но чи­та­ли мы его по-сво­е­му. И ни­че­го, де­ла­ли де­ло.

Чут­кий Евг. Ев­ту­шен­ко на­пи­сал «В церк­ви Ко­шу­э­ты» имен­но об этом – о на­пол­не­нии фор­мы но­вым, взры­во­опас­ным для вла­с­ти со­дер­жа­ни­ем.

И всё же се­го­дня, как и ра­нее, мне пред­став­ля­ет­ся, что бо­лее су­ще­ст­вен­ным вкла­дом в рос­сий­скую куль­ту­ру бы­ло не «идей­ное» про­ти­во­сто­я­ние «ла­ге­рей», в ко­то­рое ма­с­ки­ро­ва­лись по­зи­ции раз­ных ор­га­нов пе­ча­ти, а ка­че­ст­во ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний.

И тут нель­зя не вспом­нить о так на­зы­ва­е­мой «груп­пов­щи­не». В са­мый раз по­яс­нить, что это та­кое. Бы­ло вре­мя, об этом го­во­ри­лось, как о со­сто­я­нии по­го­ды. По­том ка­му­ф­ляж от­бро­си­ли. Каж­до­му бы­ло яс­но, что «груп­пов­щи­на» – это так, для про­ста­ков. На са­мом де­ле в ли­те­ра­ту­ре бы­ли лю­ди, уме­ю­щие пи­сать, и те, кто не умел. Груп­па лю­дей та­лант­ли­вых и – сов­сем на­обо­рот. Но при­ня­то бы­ло име­но­вать и тех и дру­гих ина­че. Кто умел пи­сать, кто имел та­лант, на­зы­ва­лись ре­ви­зи­о­ни­с­та­ми, или очер­ни­те­ля­ми, или ни­ги­ли­с­та­ми, или и то­го про­ще – идей­ны­ми про­тив­ни­ка­ми.

Кто был об­де­лён та­лан­том, име­но­ва­лись по­мощ­ни­ка­ми пар­тии, «ав­то­мат­чи­ка­ми пар­тии», по­том па­т­ри­о­та­ми, ко­то­рые очень лю­бят Рос­сию. Так один не­до­умок и на­пи­сал в «Мос­ков­ском ли­те­ра­то­ре»: у Ог­не­ва в «Сов. пи­са­те­ле» вы­хо­дит кни­га за кни­гой, а па­т­ри­о­ты не мо­гут про­бить­ся. Юмо­рист этот не по­ни­мал, что сло­во «па­т­ри­от» – не сов­сем то, что гра­фо­ман.

Ко­неч­но, не все пло­хие пи­са­те­ли до­га­ды­ва­лись, что они ли­ше­ны спо­соб­но­с­тей. Но все по­че­му-то лег­ко ус­во­и­ли дру­гое: пар­тий­ность и идей­ность спо­соб­ны вы­ру­чить как нель­зя луч­ше и в слу­чае об­де­лён­но­с­ти да­ро­ва­ни­ем, ник­чём­но­с­ти лич­но­с­ти. Ни­что, по­мню, ме­ня так не воз­му­ща­ло, как ли­це­ме­рие ор­га­нов пе­ча­ти, при­выч­но ба­лан­си­ро­вав­ших на гра­ни при­ня­то­го рав­но­ве­сия: ту­ма­ки и пря­ни­ки рас­пре­де­ля­лись с уди­ви­тель­ным ма­с­тер­ст­вом. Тут «ЛГ» рав­ных се­бе не зна­ла. Ес­ли в спе­ци­аль­ной ру­б­ри­ке «Ли­те­ра­тор» го­во­ри­лось, что «оши­бал­ся» «Ок­тябрь», ни­же на­до бы­ло ожи­дать: сей­час до­ста­нет­ся ка­ко­му-ни­будь ли­бе­ра­лу из «Но­во­го ми­ра». Бле­с­ка в этом взве­ши­ва­нии на ве­сах кри­ти­че­с­кой Фе­ми­ды до­стиг­ла «ЛГ» при фа­во­ри­те ЦК А.Ча­ков­ском. Пар­тия на­зы­ва­ла этот де­шё­вый трюк «кон­со­ли­да­ци­ей». Так ей бы­ло спо­кой­нее. Я на­зы­вал ина­че: ци­низ­мом.

До­ве­дён­ный как-то до яро­с­ти, я вос­клик­нул на од­ном из пле­ну­мов: «Ка­кая там груп­пов­щи­на! Про­сто од­ни ус­пе­ли про­чи­тать «Ка­пи­тан­скую доч­ку», а дру­гие нет!» Зал, по­мню, грох­нул ап­ло­ди­с­мен­та­ми. Яро­слав Сме­ля­ков рас­ска­зал это Твар­дов­ско­му. То­му это так по­нра­ви­лось, что, не упо­ми­ная име­ни ав­то­ра, он при­нял­ся рас­ска­зы­вать это всем, дав по­том по­вод мол­ве при­пи­сать вы­ска­зы­ва­ние о груп­пов­щи­не Три­фо­но­ви­чу. И в са­мом де­ле, фра­за весь­ма бы­ла в его ду­хе.

Ра­бо­тая в «ЛГ», я не раз­де­лял не­сколь­ко сно­бист­ско­го от­но­ше­ния к «Ли­т­Рос­сии», свой­ст­вен­но­го мно­гим мо­им то­ва­ри­щам. И вот по­че­му. Ещё в 50-е го­ды про­шло­го ве­ка, бу­ду­чи мо­ло­дым кри­ти­ком, я был вве­дён в со­став ко­мис­сии по об­ла­ст­ным ли­те­ра­ту­рам (воз­глав­ля­ла ко­мис­сию Л.Сей­фул­ли­на). И в «ЛГ», ку­да я при­шёл из Ли­тин­сти­ту­та ещё при В.Ер­ми­ло­ве, я ру­ко­во­дил от­де­лом «об­ла­ст­ной» ли­те­ра­ту­ры. Ли­те­ра­ту­ра глу­бин­ной Рос­сии ни­ког­да не вы­зы­ва­ла у ме­ня «сто­лич­но­го ком­плек­са». На мо­их гла­зах воз­ни­ка­ли та­кие круп­ные яв­ле­ния в рус­ской куль­ту­ре, как В.Бе­лов, В.Ас­та­фь­ев, В.Рас­пу­тин, Е.Но­сов, Ф.Аб­ра­мов, А.Вам­пи­лов. Не за­ме­чать их бы­ло стыд­но. То­лочь­ся во­круг фи­гур ку­да ме­нее да­ро­ви­тых, но вер­тя­щих­ся под бо­ком сто­лич­ной кри­ти­ки – при­выч­нее. Это ни с ка­кой сто­ро­ны не име­ло от­но­ше­ния к так на­зы­ва­е­мо­му гам­бург­ско­му счё­ту в ли­те­ра­ту­ре, ко­то­рый для ме­ня был по­сто­ян­ным ори­ен­ти­ром в ра­бо­те. Но здесь, че­ст­но го­во­ря, ча­ще все­го слу­ча­лись мои рас­хож­де­ния с кур­сом и «Ли­т­Рос­сии».

Слож­нее все­го бы­ло ос­та­вать­ся в рам­ках соб­ст­вен­но­го пред­став­ле­ния о цен­но­с­ти то­го или ино­го ху­дож­ни­ка сло­ва. В ми­ре «ла­ге­рей», где то и де­ло слы­шишь, как на пе­ре­до­вой – «свой», «чу­жой» – не так лег­ко ос­та­вать­ся на соб­ст­вен­ной по­зи­ции.

Я дваж­ды в жиз­ни ис­пы­тал ра­до­ст­ный шок от­кры­тия для се­бя боль­шо­го та­лан­та – с пер­вой строч­ки, с пер­во­го ра­за. Это бы­ли Ан­д­рей Воз­не­сен­ский с его «Гой­ей», «Осе­нью в Си­гул­де» и «Ма­с­те­ра­ми» и Ва­лен­тин Рас­пу­тин с его «День­га­ми для Ма­рии», «По­след­ним сро­ком», «Жи­ви и по­мни». Та­кие раз­ные – спро­сит се­го­дня чи­та­тель, за­шо­рен­ный «ла­гер­ной» по­ли­ти­кой. Да, пред­ставь­те се­бе. Та­кие раз­ные и по­шед­шие в раз­ные сто­ро­ны, да так да­ле­ко за­шед­шие, что и по­ста­вить ря­дом их вро­де бы не­воз­мож­но. Каж­дый в свой срок они как бы сва­ли­лись мне на го­ло­ву с не­ба. Я не пре­ду­га­ды­вал их при­бли­же­ния, эту гро­зу, что шла и оза­ри­ла мол­ни­ей! Это бы­ло ра­до­ст­ное чу­до. Чу­до не­за­уряд­но­го та­лан­та, ред­ко­го вла­де­ния рус­ским сло­вом – в про­зе и в по­эзии. Рас­пу­тин был боль­ше в тра­ди­ции, тем труд­нее, ка­за­лось, ощу­тить его но­виз­ну для оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. Воз­не­сен­ский, пред­став­ля­лось, толь­ко дер­зил, а это все­гда на­сто­ра­жи­ва­ет. Но име­ю­щий слух да слы­шит. Это бы­ла очи­с­ти­тель­ная гро­за с раз­ных сто­рон рус­ско­го не­ба, сви­де­тель­ст­во не­на­сыт­но­с­ти зем­ли, при­няв­шей в се­бя но­вую ра­дость цве­те­ния.

И вот ис­ти­на для ме­ня – ког­да рас­хо­дят­ся, враж­ду­ют, да­же не по­да­ют ру­ку, ког­да смер­тель­но не­при­ми­ри­мы в идее бу­ду­ще­го Ро­ди­ны та­кие Бо­гом ода­рён­ные лю­ди, – пред­ста­вить мож­но. Луч­ше бы не рас­хо­ди­лись, ска­же­те вы. Воз­мож­но. Но так и не бы­ва­ет. Осо­бен­но в Рос­сии. Она са­ма та­кая раз­ная, да­ле­ко «ра­зо­шед­ша­я­ся» в са­мой ис­то­рии сво­ей. Это те­перь оче­вид­но, что од­но­вре­мен­но с Ас­та­фь­е­вым и Рас­пу­ти­ным мож­но лю­бить так­же Ис­кан­де­ра и Би­то­ва.

«Ли­т­Рос­сия» в луч­шие го­ды свои пы­та­лась уяс­нить этот про­цесс и дать ему вер­ное на­прав­ле­ние.

В труд­ные го­ды по­беж­да­ли идеи дру­гие.

Об од­ной ис­то­рии, свя­зан­ной с та­кой борь­бой «идей», бо­лее по­хо­жей на по­пыт­ку ре­с­та­в­ра­ции худ­ших сто­рон на­шей жиз­ни, рас­ска­жу по­дроб­нее.

Од­но вре­мя в ра­бо­те «Ли­т­Рос­сии» (ког­да она ещё на­зы­ва­лась «Ли­те­ра­ту­ра и жизнь») вли­я­тель­ную роль пер­во­го кри­ти­ка иг­рал Д.Ста­ри­ков, зять А.Со­фро­но­ва.

На­до ска­зать, что я дол­го не мог по­нять ло­ги­ки мо­ло­дых угод­ни­ков ре­ак­ции. Ка­за­лось, на­всег­да уш­ло вре­мя, ка­ле­чив­шее лю­дей, ухо­ди­ли спо­соб­ные, но роб­кие лю­ди, ко­то­рых я име­но­вал «кон­ту­жен­ны­ми ре­жи­мом». Не­ко­то­рые ли­те­ра­то­ры то­го же Ста­ри­ко­ва счи­та­ли «спо­соб­ным». Но спо­соб­ным на что? Он по­сто­ян­но был на­це­лен на трав­лю все­го до­стой­но­го и пе­ре­до­во­го в ли­те­ра­ту­ре. Его на­тре­ни­ро­ван­ность по ча­с­ти про­во­ка­ций и ис­поль­зо­ва­ние сво­е­го ча­са при дур­ных по­во­ро­тах по­ли­ти­че­с­ких сю­же­тов бы­ла по­ра­зи­тель­на. Это он на­нёс удар по «Тёр­ки­ну на том све­те» (кста­ти, это бы­ла един­ст­вен­ная до­б­ро­воль­ная по­пыт­ка до­но­си­тель­ско­го свой­ст­ва в на­шей пе­ча­ти, счи­тав­шей за бла­го про­сто за­мол­чать по­эму Твар­дов­ско­го). Это он, Ста­ри­ков, так же ие­зу­ит­ски, не на­зы­вая Твар­дов­ско­го, в труд­ные для по­эта дни из­де­вал­ся над «се­рой борь­бой про­тив се­ро­с­ти», мно­го­слов­но и ви­ти­е­ва­то по сти­лю (ложь все­гда на­хо­дит та­кой стиль!) пы­тал­ся дез­аву­и­ро­вать ста­тью Твар­дов­ско­го «Про­по­ведь се­ро­с­ти и по­сред­ст­вен­но­с­ти» [здесь Ог­нев ошиб­ся, дез­аву­и­ро­ва­ли Твар­дов­ско­го дру­гие кри­ти­ки – В.Дру­зин и Б.Дья­ков, хо­тя Ста­ри­ков, это вер­но, ли­нию Дру­зи­на пол­но­стью под­дер­жи­вал]. Это он до­го­во­рил­ся до то­го, что об­ви­нил К.Си­мо­но­ва (опять же вы­брав бе­зо­пас­ный для не­го и опас­ный для Си­мо­но­ва мо­мент, ког­да тот по­пал в опа­лу), об­ви­нил в том, что Си­мо­нов при­зы­ва­ет мо­ло­дёжь… к де­зер­тир­ст­ву. Это Си­мо­нов-то, сре­ди гре­хов ко­то­ро­го уж че­го не зна­чит­ся, так это па­ци­физ­ма! Вот эта на­глость лжи, ина­че не ска­жешь, – по­ра­зи­тель­на, она – пря­мое про­из­вод­ное все­доз­во­лен­но­с­ти, уве­рен­но­с­ти, что та­ким, как он, всё сой­дёт с рук, а хо­зя­е­ва­ми, авось, за­чтёт­ся. За­члось. Да толь­ко не хо­зя­е­ва­ми – па­мя­тью куль­ту­ры.

В мо­ём ар­хи­ве со­хра­ни­лась двух­по­лос­ная ста­тья Ста­ри­ко­ва обо мне. На­бор при­нёс мне зна­ко­мый ме­т­ран­паж, встре­во­жен­ный не на шут­ку. Это был по­ли­ти­че­с­кий до­нос, не про­стая ста­тья. Об этом – по­дроб­нее.

К то­му вре­ме­ни я ак­тив­но ос­ва­и­вал ли­те­ра­ту­ру стран Вос­точ­ной Ев­ро­пы. Од­наж­ды ко мне об­ра­ти­лись че­хи с пред­ло­же­ни­ем стать их кор­ре­с­пон­ден­том по Рос­сии. Праж­ская ли­те­ра­тур­ная га­зе­та «Ли­те­рар­ни но­ви­ны» ста­ла по­лу­чать от ме­ня эс­се под ру­б­ри­кой «До­пи­сы з Моск­вы». А де­ло бы­ло до «праж­ской вес­ны». Ус­пех ру­б­ри­ки был по­до­грет по­зи­ци­ей ав­то­ра – воль­но­лю­би­вой и, на взгляд лю­дей ос­то­рож­ных, опас­ной. «О «бом­бах», за­ло­жен­ных яко­бы в мо­их со­чи­не­ни­ях, пи­са­ли мне из­ве­ст­ные че­хи – ре­дак­тор од­но­го из праж­ских жур­на­лов И.Гла­во­ва, вдо­ва круп­но­го ре­во­лю­ци­о­не­ра С.Шме­раль и др. Но я, ос­та­ва­ясь са­мим со­бой, не про­яв­лял ос­то­рож­но­с­ти. Глав­ный ре­дак­тор «Ли­те­рар­них но­вин» Ми­лан Юнг­ман слал мне те­ле­грам­мы, на­пи­сан­ные смеш­ным кле­ром: «Ста­тья очень по­нра­ви­лась. Стоп. Ждём сле­ду­ю­щую. Стоп». Вот и на­кли­кал бе­ды. «Стоп» на­сту­пил…

Од­наж­ды я по­лу­чил пись­мо от Се­к­ре­та­ри­а­та СП – ме­ня при­гла­ша­ли на за­се­да­ние. Ка­ко­во же бы­ло моё удив­ле­ние, ког­да в ру­ках пред­се­да­тель­ст­ву­ю­ще­го В.Ко­жев­ни­ко­ва я уви­дел кон­верт мо­ей оче­ред­ной де­пе­ши в Пра­гу. Ока­за­лось, имен­но по это­му по­во­ду и со­брал­ся экс­трен­ный фо­рум. Се­к­ре­та­ри бы­ли су­ро­вы. Все сле­ди­ли гла­за­ми за ру­кой пред­ста­ви­те­ля ЦК И.С. Чер­но­уца­на, мол­ча чер­тив­ше­го паль­ца­ми ка­кой-то ри­су­нок на пыль­ной по­верх­но­с­ти ла­ки­ро­ван­но­го сто­ла. Про­чи­тать его мне­ние по по­во­ду су­да над Ог­не­вым не уда­ва­лось, и се­к­ре­та­ри нерв­ни­ча­ли. Я не знал, что в ЦК уже бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о за­пре­те пе­ре­сыл­ки лю­бых ма­те­ри­а­лов в соц­стра­ны, ми­нуя цен­зу­ру. Ко­жев­ни­ков всё до­би­вал­ся от ме­ня от­ве­та: сколь­ко я по­лу­чил де­нег за со­труд­ни­че­ст­во с чеш­ской га­зе­той, и не­до­вер­чи­во хму­рил­ся, уз­нав, что ни од­ной кро­ны. Не до­бив­шись при­зна­ния ви­ны, огор­чил­ся. Но по­до­плё­ка су­ди­ли­ща вско­ре рас­кры­лась.

Всё, ока­зы­ва­ет­ся, на­ча­лось со звон­ка В.Ко­че­то­ва в ЦК. Ему со­об­щил пе­ре­вод­чик с чеш­ско­го не­кий Мо­лоч­ков­ский, что в Че­хии по­те­ша­ют­ся над ро­ма­на­ми Ко­че­то­ва, а ви­нов­ник это­го – Ог­нев. И Ко­че­тов вспом­нил, что этот Ог­нев вы­зы­ва­ю­ще по­ки­нул «Лит­га­зе­ту», ког­да ту­да на­зна­чи­ли Ко­че­то­ва. И круг за­мк­нул­ся. Но не сов­сем. За­мк­нуть его вы­звал­ся тот же… Ста­ри­ков.

И на­ча­лась но­вая кру­го­верть. Триж­ды на стра­ни­цах «Ли­т­Рос­сии» мог­ла по­явить­ся ста­тья Ста­ри­ко­ва [ко­то­рый уже не­сколь­ко лет был за­ме­с­ти­те­лем Ко­че­то­ва в жур­на­ле «Ок­тябрь». – Ред.] и триж­ды но­чью её сни­ма­ла чья-то мо­гу­ще­ст­вен­ная ру­ка. К.Си­мо­нов, да­же А.Сур­ков, с ко­то­ры­ми у ме­ня бы­ли на­тя­ну­тые от­но­ше­ния, пре­пят­ст­во­ва­ли по­яв­ле­нию ста­тьи в свет. И де­ло бы­ло от­нюдь не в за­щи­те Ог­не­ва – они по­ни­ма­ли, ка­кой по­ли­ти­че­с­кий урон на­не­сёт гру­бо вос­пи­ту­ю­щая чеш­ский СП ста­тья мо­ло­до­го ох­ра­ни­те­ля «ав­то­мат­чи­ков пар­тии» в СССР.

Глу­хие от­го­ло­с­ки этой ис­то­рии не­внят­но про­зву­ча­ли в «ЛГ» (по­эт С.Смир­нов) и в жур­на­ле «По­гра­нич­ник» (ав­тор – В.За­хар­чен­ко).

«Ли­т­Рос­сия» мол­ча­ла. [По од­ной из вер­сий, окон­ча­тель­ный за­прет на пуб­ли­ка­цию ста­тьи Д.Ста­ри­ко­ва ис­хо­дил от М.Сус­ло­ва, ко­то­рый ещё не те­рял на­деж­ды ула­дить все де­ла с Дуб­че­ком. – Ред.]

В 80-х го­дах я, бу­ду­чи ру­ко­во­ди­те­лем Меж­ду­на­род­но­го лит­фон­да, вы­нуж­ден был по­дать в суд на ува­жа­е­мый пе­чат­ный ор­ган. От­вет­чи­ком по де­лу о кле­ве­те был и СП РСФСР («Ли­т­Рос­сия» опуб­ли­ко­ва­ла не од­но вы­ступ­ле­ние функ­ци­о­не­ра СП РСФСР Б.Ро­ма­но­ва о том, что я пе­ре­вёл «сво­е­му» ДСК «Крас­но­ви­до­во» мил­ли­он­ные сум­мы лит­фон­дов­ских де­нег). Суд я вы­иг­рал, от­ка­зав­шись от ад­во­ка­та, а га­зе­та вы­нуж­де­на бы­ла дать оп­ро­вер­же­ние под пло­хо скры­тым раз­дра­же­ни­ем («Пред­пи­са­но из­ви­нить­ся»).

Это был вто­рой слу­чай мо­е­го кон­флик­та с ор­га­ном пе­ча­ти рос­сий­ско­го Со­ю­за пи­са­те­лей.

Ос­та­ёт­ся во­прос: по­че­му я со­гла­сил­ся при­нять уча­с­тие в вос­по­ми­на­ни­ях о га­зе­те?

А по­то­му, что в ис­то­рии этой, как в са­мой ис­то­рии, от­ра­зи­лась боль­шая жизнь на­шей ли­те­ра­ту­ры, по­учи­тель­ная во мно­гих смыс­лах. И вы­во­ды здесь на­пра­ши­ва­ют­ся се­рь­ёз­ные. Ког­да ты лю­бишь ли­те­ра­ту­ру, а не се­бя в ли­те­ра­ту­ре, ты по­ни­ма­ешь, что объ­ек­тив­ность во­все не обя­за­тель­но оз­на­ча­ет по­зи­цию хо­лод­но­го тре­тей­ско­го су­да. Каж­дый уча­ст­ник – не­умо­ли­мо при­ст­ра­с­тен. И толь­ко об­щий при­го­вор бы­ва­ет ис­ти­ной.

Я со­гла­сил­ся на уча­с­тие в га­зет­ном юби­лее по­то­му, что се­го­дня «Ли­т­Рос­сия» от­ве­ча­ет это­му мо­е­му прин­ци­пу – она от­кро­вен­но при­ст­ра­ст­на, име­ет свою внят­ную по­зи­цию со­би­ра­те­ля здо­ро­вых сил рос­сий­ской сло­вес­но­с­ти.

  

Владимир ОГНЕВ


Вла­ди­мир Фё­до­ро­вич Ог­нев ро­дил­ся 7 ию­ля 1923 го­да в Пол­та­ве. В 1950 го­ду он окон­чил Ли­тин­сти­тут и по­том ра­бо­тал в «Лит­га­зе­те». Как кри­тик Ог­нев за­ни­мал­ся со­вре­мен­ной по­эзи­ей и ли­те­ра­ту­ра­ми со­ци­а­ли­с­ти­че­с­ких стран Ев­ро­пы. Он ав­тор книг «По­эзия и со­вре­мен­ность», «Кни­ги про сти­хи», «Пять те­т­ра­дей», «Сю­же­ты о жиз­ни и ли­те­ра­ту­ре», «Ам­ни­с­тия та­лан­ту» и дру­гих ра­бот.

В га­зе­те «Ли­те­ра­ту­ра и жизнь» Ог­нев впер­вые вы­сту­пил с ре­цен­зи­ей на сбор­ник «По­эты Кал­мы­кии» 29 мая 1959 го­да, за­тем бы­ли его ста­тьи «Про­за в стра­не по­эзии» (11.Х.1959), «Ру­чья ле­пе­та­нье и век ато­ма» (25.Х.1959), «Звёз­ды све­тят веч­но» (11.III.1960), «Идея и об­раз» (28.IX.1960), «О един­ст­ве ана­ли­за» (5.II.1961) и дру­гие ма­те­ри­а­лы.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования