Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №26. 29.06.2012

Устоит ли «Человек на земле»?

На про­шлой не­де­ле в зна­ме­ни­том му­зее Ма­я­ков­ско­го на Лу­бян­ке со­сто­я­лась пре­зен­та­ция но­во­го ли­те­ра­тур­но­го жур­на­ла «Че­ло­век на Зем­ле». Во вре­ме­на, ког­да «тол­стя­ки» счи­та­ют­ся от­жи­ва­ю­щи­ми свой век, рож­де­ние ещё од­но­го «ма­мон­та» – со­бы­тие, ко­неч­но, зна­ме­на­тель­ное. И, ес­те­ст­вен­но, вы­зы­ва­ет во­про­сы.

От­вет на пер­вый (хо­тя, по­жа­луй, и не глав­ный) во­прос о про­ис­хож­де­нии на­зва­ния, вро­де бы, ле­жит на по­верх­но­с­ти. Уже в пер­вых стро­ках «Об­ра­ще­ния к чи­та­те­лям» глав­ный ре­дак­тор Та­ть­я­на Сур­га­но­ва со­об­ща­ет, что «Че­ло­век на зем­ле» – это «на­зва­ние кни­ги Все­во­ло­да Алек­се­е­ви­ча Сур­га­но­ва о пи­са­те­лях-«де­ре­вен­щи­ках», на­пи­сан­ной свы­ше трид­ца­ти лет на­зад и став­шей проч­ной клас­си­кой». Та­ким об­ра­зом, речь идёт о свер­ше­нии и де­я­нии лю­бя­щей до­че­ри в па­мять об от­це. Но не толь­ко. Го­ря­чо под­дер­жа­ли это на­чи­на­ние имен­но как про­дол­же­ние де­ла Все­во­ло­да Сур­га­но­ва и его уче­ни­ки по се­ми­на­ру кри­ти­ки Ли­те­ра­тур­но­го ин­сти­ту­та (в ча­ст­но­с­ти, очень теп­ло и вы­со­ко о сво­ём учи­те­ле от­зы­ва­лась на ве­че­ре Ла­ри­са Шуль­ман). Важ­но и то, что на­зва­ние жур­на­ла свя­за­но, по вы­ра­же­нию дру­го­го уче­ни­ка Сур­га­но­ва Пав­ла Ба­син­ско­го, с «са­мым пло­до­твор­ным яв­ле­ни­ем рус­ской про­зы вто­рой по­ло­ви­ны XX ве­ка».

С дру­гой сто­ро­ны, в на­зва­нии но­во­го жур­на­ла да­же ти­по­граф­ски под­чёрк­ну­то, что речь идёт не толь­ко и не столь­ко о зем­ле как о поч­ве, сколь­ко о пла­не­те Зем­ля с боль­шой бук­вы. И дей­ст­ви­тель­но, ли­с­тая про­за­и­че­с­кие и по­эти­че­с­кие стра­ни­цы пер­во­го но­ме­ра, вряд ли мож­но за­по­до­зрить ре­дак­то­ров в апо­ло­гии ис­клю­чи­тель­но «поч­вен­но­го» на­прав­ле­ния в рус­ской ли­те­ра­ту­ре. Один из ав­то­ров пи­лот­но­го но­ме­ра Алек­сандр Кор­ма­шов (по­весть «Мо­ре­на») вы­ра­зил в сво­ём вы­ступ­ле­нии вос­хи­ще­ние и удив­ле­ние та­ким сме­лым на­зва­ни­ем, пре­тен­ду­ю­щим на уни­вер­саль­ность и ко­с­мич­ность: «Вы зна­е­те, у каж­до­го до­ма, у каж­дой квар­ти­ры, у каж­до­го го­ро­да и стра­ны есть свой за­по­ми­на­ю­щий­ся за­пах. Но вот ка­ко­го за­па­ха мы не зна­ем и не ощу­ща­ем, так это за­па­ха на­шей пла­не­ты, по­то­му что нам про­сто не с чем срав­ни­вать. И бу­дет здо­ро­во, ес­ли по­явит­ся та­кой жур­нал, ко­то­рый по­мо­жет этот за­пах пла­не­ты ощу­тить...» Са­ма ге­о­гра­фия жур­на­ла, по пла­нам со­ста­ви­те­лей, ох­ва­тит всё про­ст­ран­ст­во рус­ско­языч­ной сло­вес­но­с­ти: «от Вла­ди­во­с­то­ка до Лос-Ан­д­же­ле­са и от Но­риль­ска до Тель-Ави­ва». В пер­вом но­ме­ре чи­с­то фор­маль­ный про­рыв в уни­вер­саль­ность обо­зна­чен под­бор­кой пе­ре­во­дов Ев­ге­ния Вит­ков­ско­го из гэль­ской по­эзии (с его же экс­клю­зив­ны­ми ком­мен­та­ри­я­ми). На са­мом де­ле, бу­дет здо­ро­во, ес­ли жур­нал по­мо­жет ощу­тить хо­тя бы це­ло­куп­ный «за­пах» со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ры.

Бе­зус­лов­но, ра­ду­ет и об­на­дё­жи­ва­ет ус­та­нов­ка ред­кол­ле­гии жур­на­ла на от­тор­же­ние лю­бой «пар­тий­но­с­ти», на ис­клю­че­ние вся­кой по­ли­ти­ки, груп­пов­щи­ны и «куч­киз­ма»: «...ос­нов­ная мис­сия на­ше­го жур­на­ла про­ста и оче­вид­на – по­иск и предъ­яв­ле­ние чи­та­те­лям та­лант­ли­вых ав­то­ров». «Спо­соб рас­поз­на­ва­ния «та­лант­ли­во­с­ти», – по­яс­ня­ет Та­ть­я­на Сур­га­но­ва, – сфор­му­ли­ро­ван дав­но и точ­но: «над вы­мыс­лом сле­за­ми обо­льюсь». Ко­ли­че­ст­во про­ли­тых слёз, этот вы­со­кий (или, ско­рее «глу­бо­кий») кри­те­рий преж­де дру­гих бу­дет вли­ять на по­ло­жи­тель­ное ре­ше­ние Ре­дак­ци­он­но­го со­ве­та. Зна­чи­ма так­же, бе­зус­лов­но, со­лё­ность слёз­но­го мо­ря, из­ме­ря­е­мая со­дер­жа­тель­но­с­тью про­из­ве­де­ния и ли­те­ра­тур­ным ма­с­тер­ст­вом ав­то­ра (прось­ба не пу­тать с ма­с­те­ро­ви­то­с­тью)».

Осу­ще­ств­лять этот прин­цип в жа­н­ре по­эзии в жур­на­ле при­зван ре­дак­тор со­от­вет­ст­ву­ю­щей ру­б­ри­ки Мак­сим Край­нов, ко­то­рый ото­б­рал в пер­вый но­мер сти­хи Оль­ги Коль­цо­вой, Сер­гея Ма­ги­да, Ми­ха­и­ла Сви­щё­ва, Ган­ны Шев­чен­ко и Ири­ны Ле­гонь­ко­вой. Не­ко­то­рые из этих по­эти­че­с­ких про­из­ве­де­ний про­зву­ча­ли на пре­зен­та­ции и дей­ст­ви­тель­но по­ка­за­лись весь­ма ин­те­рес­ны­ми. Кро­ме Та­ть­я­ны Сур­га­но­вой и Мак­си­ма Край­но­ва в Ре­дак­ци­он­ный со­вет жур­на­ла во­шли про­за­ик и дра­ма­тург из Ша­д­рин­ска Вла­ди­мир Бур­ла­ков, по­эт, кри­тик и жур­на­лист Сер­гей Гон­цов, а так­же опыт­ный жур­на­лист и ре­дак­тор Еле­на Ру­са­ко­ва.

Хо­ро­шо за­пом­ни­лась не­сколь­ко сбив­чи­вая, но очень ис­крен­няя и про­ник­но­вен­ная речь глав­но­го ре­дак­то­ра, ха­рак­те­ри­зу­ю­щая в це­лом пред­став­лен­ный кол­лек­тив:

«Поль­зу­ясь кра­си­вой ме­та­фо­рой, мож­но ска­зать, что спу­щен на во­ду ещё один ко­рабль, и мы здесь со­бра­лись, что­бы по­же­лать ему по­пут­но­го ве­т­ра и вер­но­го кур­са. Мо­жет быть, это слиш­ком сме­ло про­зву­чит, но в хри­с­ти­ан­ской тра­ди­ции сим­вол ко­раб­ля – это цер­ковь. У нас свет­ское из­да­ние, но лю­ди, ко­то­рые со­бра­лись, что­бы этот жур­нал сде­лать, на­столь­ко ве­ру­ют в сло­во, на­столь­ко лю­бят ли­те­ра­ту­ру, что это впол­не мож­но, на­вер­ное, срав­нить с на­сто­я­щим глу­бо­ким ре­ли­ги­оз­ным чув­ст­вом. По­то­му что без это­го ни­че­го бы не со­сто­я­лось».

Хва­тит ли сил и вы­держ­ки у этих кре­с­то­нос­цев ли­те­ра­ту­ры? Вы­сто­ит ли Че­ло­век на Зем­ле? Не­ко­то­рую тре­во­гу вы­зы­ва­ет то, что вме­с­то ука­за­ния на пе­ри­о­дич­ность из­да­ния по­ка обо­зна­чен лишь его «про­дол­жа­ю­щий­ся» ха­рак­тер. Хо­те­лось бы на­де­ять­ся, что все за­яв­лен­ные це­ли и прин­ци­пы бу­дут ре­а­ли­зо­ва­ны и жур­нал дей­ст­ви­тель­но зай­мёт до­стой­ное и проч­ное ме­с­то в рос­сий­ском ли­те­ра­тур­ном про­цес­се. Бу­дем ждать сле­ду­ю­щих но­ме­ров.


Евгений Богачков




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования