Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 06.07.2012

Нам ещё шагать и шагать

С Бо­ри­сом Пе­т­ро­ви­чем Еки­мо­вым мы встре­ти­лись в Во­ро­не­же на Пла­то­нов­ском фе­с­ти­ва­ле. Я не мог не за­дать од­но­му из лю­би­мых сво­их пи­са­те­лей не­сколь­ко во­про­сов. О ли­те­ра­ту­ре, зем­ле, ми­тин­гах, стра­не…

 

Ро­ман СЕН­ЧИН


 

Борис Екимов
Борис Екимов

– Бо­рис Пе­т­ро­вич, вы, знаю, вни­ма­тель­но сле­ди­те за со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­рой, но от­но­си­тесь к её пло­дам кри­ти­че­с­ки. Че­го вам как чи­та­те­лю не хва­та­ет? Что ме­ша­ет?

– Вы оши­ба­е­тесь. Я не мо­гу вни­ма­тель­но сле­дить за со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­рой. Во-пер­вых, по воз­ра­с­ту: вре­ме­ни и здо­ро­вья всё мень­ше, ста­ра­юсь пе­ре­чи­ты­вать то, что люб­лю. Во-вто­рых, жи­ву в Ка­ла­че, в Вол­го­град лишь на­ез­жаю. В рай­он­ной биб­ли­о­те­ке, из-за ува­же­ния ко мне, вы­пи­сы­ва­ют лишь «Но­вый мир»; га­зет, кста­ти, то­же нет, да­же офи­ци­аль­ной «Рос­сий­ской га­зе­ты». Вол­го­град­ская го­род­ская биб­ли­о­те­ка, ко­неч­но, по­бо­га­че. Но ли­те­ра­тур­ных жур­на­лов – лишь один-два, про ос­таль­ное не го­во­ря. И по­то­му, лишь бы­вая в Моск­ве, что-то чи­таю, поль­зу­ясь со­ве­та­ми лю­дей зна­ко­мых.

В Рос­сии, сла­ва бо­гу, жи­вы поч­ти все ли­те­ра­тур­ные жур­на­лы, от «Но­во­го ми­ра» и «На­ше­го со­вре­мен­ни­ка» до «Даль­не­го Вос­то­ка» и «Си­бир­ских ог­ней». К ним при­ба­ви­лось ве­ли­кое мно­же­ст­во про­вин­ци­аль­ных жур­на­лов, с во­все не­ве­ли­ки­ми ти­ра­жа­ми. Зна­чит, есть что пе­ча­тать; пи­шут лю­ди. Все­го это­го ли­те­ра­тур­но­го, мне не­ве­до­мо­го ма­те­ри­ка я не знаю. Но ве­рю в не­го.

«Кри­ти­че­с­ки» же от­но­шусь к не­ве­ли­ко­му шум­но­му кру­гу ли­те­ра­то­ров, ко­то­рые сби­лись во­круг вся­ко­го ро­да «кор­му­шек». Они энер­гич­ны, не­ко­то­рые – гор­ла­с­ты, са­мо­на­де­ян­ны.

«Так как пи­шу я, се­го­дня не пи­шет ни­кто», – со­об­ща­ет Гриш­ко­вец.

«Я пря­мо ска­жу: то, что я де­лаю, не уме­ет ни­кто», – вто­рит ему За­хар При­ле­пин.

Но взды­ха­ет На­та­лья Ива­но­ва над ро­ма­ном Или­чев­ско­го и при­зна­ёт­ся:

«Не про­де­рёт­ся чи­та­тель че­рез пер­вые да­же пять­де­сят стра­ниц».

А та­ких стра­ниц уже ты­ся­чи. У Или­чев­ско­го, Шиш­ки­на (швей­цар­ско­го) и дру­гих.

А тот же Или­чев­ский спо­кой­но от­ве­ча­ет: «Ес­ли чи­та­тель не по­ни­ма­ет мои ро­ма­ны – это про­бле­мы чи­та­те­ля». Дру­гой не ме­нее из­да­ва­е­мый ав­тор со­ве­ту­ет «ме­ди­та­тив­но по­гру­жать­ся в текст». Под­ска­жут и кри­ти­ки-ли­те­ра­ту­ро­ве­ды, со­об­щив, что дан­ное про­из­ве­де­ние «при­об­ре­та­ет ха­рак­тер эк­зи­с­тен­ци­о­наль­ной про­грам­мы, по­ст­ро­ен­ной на… со­че­та­нии би­хе­ви­о­риз­ма, это­ло­гии – с ме­та­фи­зи­кой».

А в об­щем, это бе­да дав­няя, и не толь­ко ли­те­ра­ту­ры, но те­а­т­ра, ки­но, жи­во­пи­си, осо­бен­но в по­ру без­вре­ме­нья.

Не­дав­но ушед­ший Ви­та­лий Вульф, ко­то­ро­го в ре­ак­ци­о­не­ры ни­как не за­пи­шешь, ска­зал вслух на всю стра­ну: «Смо­т­рел «Дя­дю Ва­ню» в по­ста­нов­ке Не­кро­щю­са. Вы­хо­жу, слы­шу: «По­тря­са­ю­ще! Ге­ни­аль­но!» Ду­маю, ли­бо я су­мас­шед­ший, ли­бо они су­мас­шед­шие…»

– Да, куль­ту­ра – ин­ди­ка­тор про­ис­хо­дя­ще­го. Но всё-та­ки как оце­ни­ва­е­те по­след­ние двад­цать лет ис­то­рии Рос­сии?

– Уже, на­вер­ное, не двад­цать, а це­лых трид­цать лет в Рос­сии эпо­ха раз­ру­ше­нья эко­но­ми­ки, куль­ту­ры, нра­вов. Но жизнь про­дол­жа­ет­ся, сла­ва бо­гу, без го­ло­да и поч­ти без вой­ны. В Ка­ла­че-на-До­ну в по­след­ние го­ды мно­гие лю­ди обу­с­т­ра­и­ва­ют свои до­ми­ки и но­вые стро­ят, но по­дол­гу. С день­га­ми ту­го. И зем­ля, её паш­ни не пу­с­ту­ют.

– Мно­гие ва­ши рас­ска­зы 70–80-х го­дов по­ра­жа­ют – в них по­ка­за­на прав­да жиз­ни ря­до­во­го со­вет­ско­го че­ло­ве­ка, и прав­да эта тя­жё­лая. Не воз­ни­ка­ло ли слож­но­с­тей с пуб­ли­ка­ци­ей?

Борис Екимов
Борис Екимов

– Важ­ным бы­ло в те вре­ме­на, уже да­лё­кие, что­бы на­пе­ча­та­ли, не по­бо­я­лись. Зна­чит – еди­но­мы­ш­лен­ни­ки. Сер­гей Ви­ку­лов – глав­ный ре­дак­тор «На­ше­го со­вре­мен­ни­ка» – был че­ло­ве­ком сме­лым. Пе­ча­тал. Прав­да, не всё. Де­сять лет про­ле­жал рас­сказ «По­след­няя ха­та». Поч­ти столь­ко же «Ночь про­хо­дит…». «Ночь-то про­хо­дит, но су­мер­ки ос­та­ют­ся», – горь­ко шу­ти­ли в ре­дак­ции «Но­во­го ми­ра». Очерк «За дро­ва­ми» обо­шёл все жур­на­лы, но да­же из кни­ги был снят цен­зу­рой.

Прав­да, и во вре­ме­на но­вые, бес­цен­зур­ные очерк «Де­ла ко­ло­с­ко­вые» и «Но­вый мир», и «Наш со­вре­мен­ник» от­ка­за­лись пе­ча­тать. Пер­вый, по­то­му что «Со­лже­ни­цын уже всё ска­зал», вто­рой: «Не поз­во­лим рас­ст­ре­ли­вать кол­хо­зы».

Но, в об­щем, про­шлое вспо­ми­ная, жа­ло­вать­ся грех. Всё на­пе­ча­тан­ное от­зы­ва­лось до­б­рым чи­та­тель­ским эхом от всех кра­ёв. Ти­ра­жи бы­ли, по­рой, мил­ли­он­ные и мно­го­мил­ли­он­ные. На за­висть вре­ме­нам и ав­то­рам ны­неш­ним. Мне в том чис­ле.

– Как от­но­си­тесь к ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ке? Су­ще­ст­ву­ет ли она, по ва­ше­му мне­нию, се­го­дня?

– Кри­ти­ка как часть ли­те­ра­ту­ры су­ще­ст­ву­ет вне за­ви­си­мо­с­ти от мо­е­го мне­ния. Дру­гое де­ло, ус­т­ра­и­ва­ет ли она ме­ня как чи­та­те­ля. Спа­си­бо Ан­д­рею Нем­зе­ру за дол­гие го­ды че­ст­ных тру­дов. И за то, что не пе­ре­брал­ся в про­за­и­ки. Ведь из его по­ко­ле­ния ни­ко­го в кри­ти­ке не ос­та­лось. К со­жа­ле­нию, ни­ку­да не уш­ла из жур­на­лов и га­зет за­каз­ная кри­ти­ка, груп­по­вое «брат­ст­во». Опять-та­ки, к со­жа­ле­нию, нет та­ких лю­дей, как Игорь Дед­ков, с вы­со­ким да­ром, нрав­ст­вен­но­с­тью, про­фес­си­о­на­лиз­мом.

– Вы те­перь поч­ти по­сто­ян­но жи­вё­те вда­ли от Вол­го­гра­да. Ме­ня­ет­ся ли, на ваш взгляд, что-то в луч­шую сто­ро­ну в рос­сий­ской де­рев­не? Есть ли се­го­дня не про­сто хо­зя­е­ва сво­их ого­ро­дов, а лю­ди, спо­соб­ные кор­мить го­род?

– Ме­ня­ет­ся, но для сель­ских жи­те­лей на­ших кра­ёв толь­ко в худ­шую сто­ро­ну. Идёт опу­с­ты­ни­ва­ние ху­то­ров, сёл и да­же ма­лых го­род­ков, та­ких как мой Ка­лач-на-До­ну. На зем­ле, с при­хо­дом «ка­пи­та­лиз­ма», рез­ко, в пять-де­сять раз умень­ши­лось ко­ли­че­ст­во ра­бо­чих мест. Ого­род да ко­ро­ва се­мью не спа­сут. А зна­чит, гла­ве се­мей­ст­ва нуж­но уез­жать на за­ра­бот­ки: Моск­ва, Се­вер, Со­чи, же­лез­ная до­ро­га, на­дол­го бро­сая же­ну и де­тей.

Что же ка­са­ет­ся «лю­дей, спо­соб­ных кор­мить го­род», то они бы­ли и есть. Но у го­ро­да ста­ло слиш­ком мно­го кор­миль­цев: Ки­тай, Тур­ция, Из­ра­иль и дру­гие го­су­дар­ст­ва. И по­то­му гни­ют на по­лях и в скла­дах по­ми­до­ры, ка­пу­с­та, ар­бу­зы, лук, не­ку­да де­вать мо­ло­ко. Дав­ным-дав­но сто­и­ло бы при­смо­т­реть­ся к сель­ской Бел­го­род­чи­не, её опы­ту. Но где взять дру­го­го да тре­ть­е­го Ев­ге­ния Сав­чен­ко? Вот ещё в чём за­да­ча. А ведь впе­ре­ди – ВТО. Ко­му-то ра­дость, а се­ля­нам – гроб. Взгля­ни­те на При­бал­ти­ку, на стра­ны быв­ше­го «соц­ла­ге­ря». Горь­кий при­мер.

– Мы с ва­ми встре­ти­лись в Во­ро­не­же. Мно­го ли ез­ди­те по стра­не, по ми­ру?

– Преж­де, по мо­ло­до­с­ти и воз­мож­но­с­ти, ез­дил мно­го, лю­бо­пыт­ст­вуя. По­том по­ос­тыл, по­нем­но­гу по­ни­мая, что зем­ля, во­да, не­бо оди­на­ко­во пре­крас­ны во всех кра­ях, но своё – ми­лее. Гре­зит­ся по­рой не­бо, мо­ре и го­ры Ита­лии, но с те­пе­реш­ни­ми за­ра­бот­ка­ми ли­те­ра­то­ра и до Моск­вы не до­едешь.

– В Моск­ве и в не­ко­то­рых ре­ги­о­нах стра­ны уже бо­лее по­лу­го­да про­хо­дят про­те­ст­ные ше­ст­вия, ми­тин­ги, со­би­ра­ю­щие до­ста­точ­но боль­шое ко­ли­че­ст­во лю­дей. Как вы к это­му от­но­си­тесь? Гру­бо го­во­ря, вра­ги ли Рос­сии ми­тин­гу­ют или лю­ди, чув­ст­ву­ю­щие, что ны­неш­нее по­ло­же­ние дел мо­жет по­гу­бить Рос­сию?

– Это со­вер­шен­но ес­те­ст­вен­ные, ещё сла­бень­кие рост­ки ев­ро­пей­ско­го тол­ка де­мо­кра­тии, впе­ре­меш­ку с «ази­ат­чи­ной», «по­ли­ти­кан­ст­вом», «гряз­ной пе­ной». По­нят­на тре­во­га вла­с­ти: а вдруг?

Де­мо­кра­тия – это не кон­сти­ту­ция и ука­зы, а преж­де все­го вос­пи­тан­ный сто­ле­ти­я­ми об­раз мыс­ли, об­раз жиз­ни обы­ден­ной в сво­ём до­ме, в сво­ём кру­гу, по­сте­пен­но рас­про­ст­ра­ня­е­мый на всё об­ще­ст­во. Так что нам ещё ша­гать и ша­гать, в ря­дах де­мон­ст­ран­тов – то­же.

 

 

 

 

 


Беседовал Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования