Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 06.07.2012

Возмущённая паства бурлит

 Руки прочь от сельского священника

Ниж­ний Нов­го­род – и не толь­ко – бур­лит. Все оза­бо­че­ны судь­бой сель­ско­го свя­щен­ни­ка Вла­ди­ми­ра Чу­гу­но­ва, бро­сив­ше­го в на­шей га­зе­те весь­ма се­рь­ёз­ные уп­рё­ки в ад­рес свет­ской и цер­ков­ной вла­с­ти. Каж­дый день ре­дак­ция «ЛР» по­лу­ча­ет но­вые от­кли­ки. Го­во­рят, что но­ме­ра «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» с ма­те­ри­а­ла­ми Чу­гу­но­ва до дыр за­чи­та­ли ни­же­го­род­ский гу­бер­на­тор Ва­ле­рий Шан­цев и па­т­ри­арх Ки­рилл. Мы бы­ли бы ра­ды, ес­ли б они пуб­лич­но оз­ву­чи­ли свою по­зи­цию, и го­то­вы пре­до­ста­вить им га­зет­ную пло­щадь. А по­ка про­дол­жа­ем зна­ко­мить чи­та­ю­щий мир с мне­ни­ем на­ро­да.


 

ЕПАР­ХИ­АЛЬ­НАЯ ТРАВ­ЛЯ

 

Хо­тел бы на­чать с то­го, что я пол­но­стью раз­де­ляю ос­нов­ные по­ло­же­ния ста­тей Вла­ди­ми­ра Чу­гу­но­ва «Кри­зис до­ве­рия» («ЛР», 2012, № 18–19) и «По­каз­ное цар­ст­во прав­ды» («ЛР», 2012, № 22)». Един­ст­вен­ное за­ме­ча­ние: мож­но бы­ло бы ска­зать не так рез­ко, по­мяг­че, хо­тя и это мож­но по­нять – на­бо­ле­ло.

От се­бя ко все­му, ска­зан­но­му в этих ста­ть­ях, мо­гу до­ба­вить сле­ду­ю­щее.

Как мно­гие не­рав­но­душ­ные свя­щен­ни­ки и ми­ря­не, я с тре­во­гой ви­жу в церк­ви се­рь­ёз­ные про­бле­мы. Из­ве­ст­но, что ос­лаб­лен­ный ор­га­низм ме­нее спо­со­бен от­ра­жать ата­ки ви­ру­сов и бак­те­рий. По­доб­но и цер­ковь, имея вну­т­рен­ние не­мо­щи и не­ус­т­рой­ст­ва, бо­лее уяз­ви­ма пе­ред ли­цом не­на­ви­ст­ни­ков. По на­шей же ви­не вра­ги на­хо­дят по­во­ды для дис­кре­ди­та­ции церк­ви. При­ме­ня­ет­ся ко­вар­ный при­ём раз­де­ле­ния церк­ви и ве­ру­ю­щих. «Мол, цер­ков­ни­ки все раз­жи­ре­ли, по­гряз­ли в ко­ры­с­то­лю­бии, ка­рь­е­риз­ме и ин­три­гах, а вот мы, про­стой на­род, все ис­тин­но ве­ру­ю­щие, на об­ман не под­да­дим­ся, а бу­дем жить са­ми, без церк­ви». Мож­но ска­зать так: на­ша кровь – это прав­да, да­ру­е­мая бла­го­да­тью Свя­то­го Ду­ха. А где нет «по­ко­ре­ния» бла­го­да­ти, там ца­рит не­прав­да – и эта не­прав­да в церк­ви как рак кро­ви.

Ко­неч­но, речь идёт не о том, что­бы «спа­сать Цер­ковь», ибо хо­ро­шо зна­ем, что и «вра­та адо­вы не одо­ле­ют её» (Матф. 16:18). Но цер­ковь – это все мы, пра­во­слав­ные хри­с­ти­а­не, и имен­но мы долж­ны быть стой­ки, му­д­ры и еди­но­мы­ш­лен­ны. Тем не ме­нее мно­гие па­с­ты­ри и, к ве­ли­ко­му со­жа­ле­нию, да­же ар­хи­па­с­ты­ри ещё не осо­зна­ют всю пол­но­ту воз­ло­жен­ной на них Бо­гом от­вет­ст­вен­но­с­ти за спа­се­ние вве­рен­ной им па­ст­вы. Уж слиш­ком ча­с­то ста­ло из­вра­щать­ся од­но важ­ное пред­наз­на­че­ние Хри­с­то­вой Церк­ви – быть на­дёж­ным оп­ло­том люб­ви и спра­вед­ли­во­с­ти. Вме­с­то это­го в цер­ков­ном уп­рав­ле­нии и в сре­де свя­щен­ст­ва ча­с­то бе­рёт верх ложь, ли­це­ме­рие, ко­рысть и да­же же­с­то­кость. Лю­ди при­хо­дят в храм ча­ще все­го за уте­ше­ни­ем, за ис­це­ле­ни­ем ду­шев­ных ран. И ког­да их ни­кто не хо­чет слу­шать и тем бо­лее по­мочь, им уже не­ку­да ид­ти!

По­это­му не мо­гу не раз­де­лить тре­во­гу мно­гих че­ст­ных па­с­ты­рей о бо­лез­нен­ных ра­нах на те­ле церк­ви, на­но­си­мых воз­гор­див­ши­ми­ся и раз­вра­тив­ши­ми­ся па­с­ты­ря­ми и ар­хи­па­с­ты­ря­ми. А па­с­тырь яв­ля­ет­ся лишь по­сред­ни­ком меж­ду Бо­гом и вве­рен­ной ему па­ст­вой. Увы, ча­с­то мы на­блю­да­ем сов­сем иную кар­ти­ну. По­лу­чив свя­щен­ный сан, не­ко­то­рые кли­ри­ки счи­та­ют: всё, что они де­ла­ют, – свя­то и не­по­роч­но! Уже мно­го го­во­ри­лось о мла­до­с­тар­че­ст­ве, ко­то­рое ещё не ис­чез­ло сов­сем и ино­гда при­но­сит свои горь­кие пло­ды. Но бо­лее страш­но, ког­да по­доб­ная бо­лезнь на­чи­на­ет раз­ви­вать­ся в сре­де ар­хи­па­с­ты­рей, толь­ко в бо­лее тя­жё­лой фор­ме. В их де­я­тель­но­с­ти яв­но на­чи­на­ет про­яв­лять­ся фа­ри­сей­ско-сад­ду­кей­ский ком­плекс: вы­со­ко­ме­рие и глу­бо­кое не­ува­же­ние к свя­щен­ст­ву и к на­ро­ду, при очень воль­ном от­но­ше­нии к ка­но­нам и дог­ма­ти­че­с­ко­му уче­нию церк­ви. При­ве­ду не­сколь­ко при­ме­ров из прак­ти­ки цер­ков­ной жиз­ни Ни­же­го­род­ской епар­хии.

У од­но­го свя­щен­ни­ка про­изо­ш­ла се­мей­ная тра­ге­дия: в ре­зуль­та­те ава­рии у не­ве­ст­ки был сло­ман по­зво­ноч­ник, ма­ло­лет­няя дочь, мла­де­нец, тре­бу­ет по­сто­ян­ной за­бо­ты, но све­кровь ле­жит с ин­фарк­том и ин­суль­том од­но­вре­мен­но, мо­ло­дой отец раз­ры­ва­ет­ся меж­ду же­ной, доч­кой, ра­бо­той и ма­те­рью, а ста­рый отец не мо­жет по­мочь, т.к. от­прав­лен слу­жить, как во­дит­ся в Ни­же­го­род­ской епар­хии, за три­де­вять зе­мель от род­но­го до­ма. Он об­ра­ща­ет­ся к ар­хи­ерею че­рез бла­го­чин­но­го с прось­бой пе­ре­ве­с­ти по­бли­же, но по­лу­ча­ет ре­ши­тель­ный от­каз. Тог­да, ду­мая, что его прось­ба не до­шла до ар­хи­ерея, он, поль­зу­ясь слу­ча­ем, об­ра­ща­ет­ся на­пря­мую на епар­хи­аль­ном со­бра­нии и по­лу­ча­ет хо­лод­ный от­вет: «Это­го ни­ког­да не бу­дет, по­то­му что у нас прин­цип – не на­зна­чать свя­щен­ни­ка близ­ко к до­му». Сви­де­те­лем это­му бы­ло всё свя­щен­ст­во Ни­же­го­род­ской епар­хии.

И по­доб­ных слу­ча­ев тьма, и все они сви­де­тель­ст­ву­ют о вне­д­ре­нии в цер­ковь не­ких прин­ци­пов, ко­то­рые вос­при­ня­ты не от апо­с­то­лов и свя­тых от­цов.

Но есть го­раз­до бо­лее се­рь­ёз­ные про­бле­мы.

Не знаю, как у дру­гих, но в Ни­же­го­род­ской епар­хии ру­ко­во­дят не толь­ко прин­ци­пы, но и «их ко­ро­лев­ское ве­ли­че­ст­во» День­ги. День­ги на­гло вме­ши­ва­ют­ся во все про­цес­сы, из­вра­щая и ис­крив­ляя бла­го­дат­ное ус­т­ро­е­ние цер­ков­ной жиз­ни. Все свя­щен­ни­ки за­ра­нее объ­яв­ля­ют­ся во­ра­ми. Со­зда­ёт­ся си­с­те­ма то­таль­но­го кон­тро­ля за каж­дой ко­пей­кой, слож­ней­шая бух­гал­те­рия, КРГ (кон­троль­но-ре­ви­зи­он­ная груп­па) с без­гра­нич­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми (опыт­ные бух­гал­те­ры из ми­ра по­рою про­сто в шо­ке от тре­бо­ва­ний КРГ). Со­вет­ская си­с­те­ма кви­тан­ций за все цер­ков­ные «ус­лу­ги» те­перь бла­го­с­клон­но при­ня­та ар­хи­ере­ем и по­сто­ян­но со­вер­шен­ст­ву­ет­ся. Иные при­хо­ды не мо­гут от­крыть­ся из-за то­го, что не мо­гут най­ти и оп­ла­тить бух­гал­те­ра. Под­ни­ма­ют­ся це­ны на кни­ги, ут­варь, вво­дят­ся стро­жай­шие за­ко­ны о за­куп­ках то­ва­ра, взвин­чи­ва­ют­ся на­ло­ги, при­хо­ды оби­ра­ют­ся до нит­ки, и за ма­лей­шее на­ру­ше­ние сле­ду­ет же­с­то­кая рас­пра­ва. Тем вре­ме­нем при­ход­ская жизнь ед­ва теп­лит­ся.

Вот свя­щен­ник не су­мел во­вре­мя за­пла­тить на­лог, т.к. ед­ва хва­ти­ло на оп­ла­ту тру­да слу­жи­те­лей церк­ви. И тот­час ба­тюш­ку пе­ре­во­дят на худ­ший при­ход, а оси­ро­тев­ший при­креп­ля­ют к со­сед­не­му при­хо­ду. Бы­ва­ют и бес­при­чин­ные пе­ре­во­ды, име­ю­щие цель по­ста­вить на бо­га­тые при­хо­ды «из­бран­ных», а  «вто­ро­сорт­ны­ми» за­тк­нуть ка­кую-ни­будь ды­ру. А как же па­ст­ва? Как же ча­да, тра­ди­ции, ус­то­яв­ши­е­ся от­но­ше­ния с вла­с­тя­ми, не­за­вер­шён­ные про­ек­ты и про­чее? Свя­щен­ни­ка по­хо­дя вы­ры­ва­ют из ду­хов­ной се­мьи, и стра­да­ния лю­дей ни­ко­го не ин­те­ре­су­ют. Это очень по­хо­же на сво­е­го ро­да «юве­наль­ную юс­ти­цию» в от­но­ше­нии при­ход­ской се­мьи. Впро­чем, те­перь при­ход в Ни­же­го­род­ской епар­хии, ви­ди­мо, не рас­сма­т­ри­ва­ет­ся как се­мья. Ско­рее как «про­из­вод­ст­вен­ный ста­нок», к ко­то­ро­му мож­но по­ста­вить лю­бо­го «ра­бот­ни­ка». Од­них к хо­ро­ше­му стан­ку, дру­гих по­ху­же – яко­бы для сми­ре­ния. Яви­лось не­что но­вое и стран­ное – мо­ло­дой, но по­слуш­ный свя­щен­ник на­зна­ча­ет­ся бла­го­чин­ным сра­зу трёх бла­го­чи­ний и на­сто­я­те­лем 5–8 хра­мов, в каж­дом из ко­то­рых по­лу­ча­ет зар­пла­ту! А это зна­чит, что все они ре­аль­но бу­дут си­рот­ст­во­вать.

В стро­и­тель­ст­ве и от­дел­ке хра­мов ру­ко­во­дит не це­ле­со­об­раз­ность, не эс­те­ти­ка и не бла­го­ра­зум­ная рас­чёт­ли­вость. Нет, толь­ко день­ги! Бу­дут рас­пи­сы­вать не те, кто бе­рёт де­шев­ле, и не те, ко­то­рые де­ла­ют луч­ше всех, а те, ко­го на­зна­чит вла­ды­ка, ис­хо­дя из рас­чё­та ур­вать вез­де часть в кас­су епар­хии за счёт раз­ду­ва­ния сме­ты. Ма­ни­пу­ля­ции с день­га­ми, аб­со­лю­ти­зи­ро­ван­ные как выс­шая за­да­ча лю­бой за­теи, на­пол­ня­ют все цер­ков­ные от­но­ше­ния ло­жью. Это очень пло­хо ска­зы­ва­ет­ся на ис­ко­мом еди­но­мыс­лии и стой­ко­с­ти. А иные свя­щен­ни­ки чёт­ко улав­ли­ва­ют об­щий дух ру­ко­вод­ст­ва и лов­ко на­прав­ля­ют ру­чей­ки до­хо­дов в свой кар­ман. С бу­ма­га­ми ведь все­гда мож­но «до­го­во­рить­ся», бу­ма­га всё стер­пит. А вот с со­ве­с­тью не до­го­во­ришь­ся, она не­под­куп­на. Но о со­ве­с­ти ни­кто не спра­ши­ва­ет, по­это­му го­лос её сла­бе­ет. А что та­кое па­с­тырь без со­ве­с­ти? Ко­го он упа­сёт, ка­ко­го тут мож­но ждать еди­но­мыс­лия и стой­ко­с­ти?

Глав­ным кри­те­ри­ем ус­пеш­но­с­ти при­ход­ско­го па­с­ты­ря ста­ла его спо­соб­ность до­бы­вать и свое­вре­мен­но пла­тить день­ги, уме­ние стро­ить – бы­с­т­ро и ев­ро­эф­фект­но. О мо­лит­ве, ду­хов­но­с­ти и ре­чи нет, ка­кая там ещё ду­хов­ность, это из древ­них книг и про­по­ве­дей. Обед­ни, мо­леб­ны и па­ни­хи­ды слу­жит и лад­но – они же до­ход при­но­сят! А то, что по ус­та­ву па­с­тырь дол­жен по­сто­ян­но быть в мо­лит­ве, стро­го ис­пол­нять еже­днев­ное пра­ви­ло, со­сто­я­щее из чте­ния ка­но­нов, ка­физм и ака­фи­с­тов, – на это у не­го про­сто вре­ме­ни не хва­та­ет. Ду­хов­ность па­с­ты­рей не­из­беж­но па­да­ет в та­ких ус­ло­ви­ях, сни­жа­ет­ся ка­че­ст­во их слу­же­ния, ста­но­вят­ся бес­со­дер­жа­тель­ны­ми или во­об­ще ос­тав­ля­ют­ся про­по­ве­ди. Па­с­ты­ри пре­вра­ща­ют­ся в на­ём­ни­ков, их слу­же­ние ста­но­вит­ся фор­маль­ным.

А ведь свя­щен­ник при­зван быть при­ме­ром, он учит, а учить мо­жет толь­ко тот, чье­го серд­ца кос­ну­лась бла­го­дать, ибо бла­го­дать – са­мое дра­го­цен­ное со­кро­ви­ще церк­ви, ко­то­рое не име­ет эк­ви­ва­лен­та в де­неж­ном вы­ра­же­нии. Но бла­го­дать дей­ст­ву­ет не са­ма по се­бе, а толь­ко че­рез тех, кто ищет её и по­ко­ря­ет­ся ей. Толь­ко она да­ёт церк­ви си­лу по­беж­дать, ибо си­ла церк­ви в бе­зу­преч­ной прав­де, ко­то­рую очень хо­ро­шо ви­дят и свои, и чу­жие. Её бо­ят­ся бе­сы, по­то­му что она раз­ру­ша­ет их коз­ни. Но уди­ви­тель­но, этой прав­ды бо­ят­ся и ар­хи­ереи! За прав­ду в Ни­же­го­род­ской епар­хии мож­но мо­мен­таль­но по­пасть в за­прет или под ка­ток ре­прес­сий. И как нам быть, ког­да да­же Па­т­ри­ар­хия не в со­сто­я­нии за­щи­тить ни­же­го­род­скую па­ст­ву от ар­хи­ерей­ско­го про­из­во­ла и без­за­ко­ния со­здан­ной им кан­це­ляр­ской бю­ро­кра­тии?

 

Бо­рис СЕ­ЛЕЗ­НЁВ, 

г. НИЖ­НИЙ НОВ­ГО­РОД


 

УВОЛЬ­НЕ­НИЕ ПОД ДАВ­ЛЕ­НИ­ЕМ

 

Ис­то­рия с ду­хов­ни­ком го­ро­да Се­мё­но­ва от­цом Иго­рем Иу­ди­ным – это толь­ко од­на из со­тен су­деб свя­щен­ни­ков Ни­же­го­род­ской епар­хии, за каж­дой из ко­то­рых се­мья, ча­ще все­го мно­го­дет­ная, и сот­ни при­хо­жан.

Я думала, всё ушло в прошлое, всё забылось...

Вспо­ми­наю де­кабрь 2006 го­да. От­ца Иго­ря Иу­ди­на вы­зва­ли в епар­хи­аль­ное уп­рав­ле­ние, а ме­ня – с от­чё­та­ми по гим­на­зии…

За­чем его вы­зва­ли, да­же не до­га­ды­ва­лись. Отец за­ни­мал долж­ность бла­го­чин­но­го Се­мё­нов­ско­го ок­ру­га, на­сто­я­те­ля един­ст­вен­но­го в го­ро­де пра­во­слав­но­го хра­ма, ду­хов­ни­ка пер­вой в об­ла­с­ти клас­си­че­с­кой пра­во­слав­ной гим­на­зии. Я, дочь, как ни­кто дру­гой зна­ла рас­по­ря­док его са­мо­от­вер­жен­но­го слу­же­ния. В че­ты­ре ча­са отец вста­вал на мо­лит­вен­ное пра­ви­ло. Мо­лить­ся он лю­бит с по­кло­на­ми и… со сле­за­ми. До ше­с­ти ут­ра он мо­лил­ся, за­тем шёл на при­ход к се­ми ча­сам бла­го­сло­вить клир, про­с­фор­ниц, про­дав­цов и ра­бот­ни­ков на­ше­го хра­ма. Он уме­ет од­ним взгля­дом сво­их до­б­рых лу­чи­с­тых глаз об­ла­с­кать че­ло­ве­ка. И его на при­хо­де все­гда жда­ли, как сол­ныш­ко. В на­шем хра­ме служ­бы про­во­ди­лись еже­днев­но ут­ром и ве­че­ром. Слу­жи­ли три свя­щен­ни­ка, счи­тая от­ца, по не­де­ле: не­де­ля – слу­жеб­ная, не­де­ля – треб­ная, не­де­ля – вы­ход­ная. Тре­бы па­па ча­ще от­да­вал мо­ло­дым свя­щен­ни­кам, им се­мьи кор­мить, а он пен­си­о­нер. Прав­да, пен­сию свою он от­да­вал в гим­на­зию… Как на­сто­я­тель отец, кро­ме сво­их служб по гра­фи­ку, все­гда слу­жил все вос­крес­ные, Ве­ли­кие, Дву­на­де­ся­тые и осо­бо чти­мые по­ли­елей­ные пра­зд­ни­ки. А к се­ми ча­сам на при­ход он шёл каж­дый день, ис­клю­че­ние со­став­ля­ли те дни, ког­да его вы­зы­ва­ли в епар­хи­аль­ное уп­рав­ле­ние, или он был в отъ­ез­де по ка­ким-ли­бо де­лам, или уез­жал не­на­дол­го от­дох­нуть в свою де­рев­ню, но это бы­ва­ло очень ред­ко, па­па не лю­бил уез­жать с при­хо­да.

Бла­го­сло­вив всех, отец, ес­ли не слу­жил, шёл в гим­на­зию к вось­ми ча­сам на мо­лит­ву, с ко­то­рой на­чи­нал­ся каж­дый учеб­ный день. По по­не­дель­ни­кам у нас про­во­ди­лись не­боль­шие мо­леб­ны на на­ча­ло не­де­ли и гим­на­зи­че­с­кие ли­ней­ки, на ко­то­рых ко­го-то по­ощ­ря­ли, ко­го-то вра­зум­ля­ли и всех на­це­ли­ва­ли на се­рь­ёз­ное от­но­ше­ние к жиз­ни, к учё­бе. Ни­че­го в гим­на­зии не бы­ло для не­го ма­ло­важ­ным, до все­го ему бы­ло де­ло. Ба­тюш­ка сам пре­по­да­вал в каж­дом клас­се пред­ме­ты Бла­го­че­с­тие и За­кон Бо­жий. Он сам раз­ра­бо­тал про­грам­му и учеб­ные по­со­бия для этих пред­ме­тов. Его уро­ки все­гда про­хо­ди­ли очень жи­во и ин­те­рес­но. Это был все­гда жи­вой ди­а­лог. Ес­ли он рас­ска­зы­вал что-то из ис­то­рии Свя­щен­но­го Пи­са­ния или из ис­то­рии Церк­ви, де­ти си­де­ли за­та­ив ды­ха­ние – так это бы­ло ин­те­рес­но. Он ни­ког­да не чи­тал де­тям но­та­ций, но все­гда под­во­дил их к то­му, что со­зи­да­ние са­мо­го се­бя в ве­ре Хри­с­то­вой – глав­ное де­ло жиз­ни каж­до­го. И он под­ска­зы­вал, как бо­роть­ся с те­ми или ины­ми стра­с­тя­ми, как на­блю­дать за со­бой, как сле­дить за сво­им вну­т­рен­ним ус­т­ро­е­ни­ем. Ин­те­рес­но то, что ког­да мы про­во­ди­ли еже­год­ный ано­ним­ный оп­рос уча­щих­ся в кон­це учеб­но­го го­да, то на во­прос «лю­би­мый пред­мет» по­бе­ди­те­лем не­из­мен­но ос­та­ва­лось Бла­го­че­с­тие или За­кон Бо­жий. На­до бы­ло ви­деть, как к не­му бе­жа­ли де­ти, ког­да он по­яв­лял­ся в гим­на­зии! Они бук­валь­но об­леп­ля­ли его, как пчёл­ки, и так, жуж­жа­щим уль­ем, шли до са­мой учи­тель­ской – он им что-то го­во­рил, они его о чём-то рас­спра­ши­ва­ли… Но и бо­я­лись его ре­бя­тиш­ки. Бо­я­лись рас­ст­ро­ить, ра­зо­ча­ро­вать, все­гда го­то­вы бы­ли для не­го рас­ста­рать­ся. Я уве­ре­на, что это и есть лю­бовь. Имен­но так мы лю­би­ли по­кой­но­го ны­не ми­т­ро­по­ли­та Ни­ко­лая Ку­те­по­ва.

И вот из Па­т­ри­ар­хии нам со­об­ща­ют, что «о. Игорь Иу­дин уже два го­да на­хо­дит­ся в шта­те Ива­нов­ской епар­хии РПЦ, в свя­зи с чем воз­вра­щать­ся к во­про­су о ме­с­те его слу­же­ния в Ни­же­го­род­ской епар­хии нет це­ле­со­об­раз­но­с­ти.»

Да, отец Игорь уже тре­тий год слу­жит в п. Пе­с­тя­ки Ива­нов­ской об­ла­с­ти и слу­жит, как и рань­ше, са­мо­от­вер­жен­но, с пол­ной от­да­чей сво­их, уже не мо­ло­дых, сил. Я уве­ре­на, что он и сам не хо­тел бы сры­вать­ся с вве­рен­но­го ему при­хо­да, ко­то­рый по­ти­хонь­ку ста­но­вит­ся род­ным. Ведь на со­зи­да­ние при­хо­да ухо­дят «го­ды кро­пот­ли­во­го тру­да», это не ма­ши­ну по­ме­нять и не квар­ти­ру! Это рав­но­силь­но ухо­ду от­ца из се­мьи.

Увы, но но­вый ни­же­го­род­ский Вла­ды­ко гру­бо со­ве­ту­ет всем, кто пе­ре­жи­ва­ет за судь­бу о. Иго­ря, «не лезть не в свои де­ла!»

По­мнит­ся, наш ба­тюш­ка вдруг был раз­жа­ло­ван из бла­го­чин­ных Се­мё­нов­ско­го ок­ру­га и из на­сто­я­те­лей хра­ма в млад­ше­го кли­ри­ка, но он ещё ос­та­вал­ся ду­хов­ни­ком гим­на­зии. Вы со­гла­си­тесь со мной, что это на­ка­за­ние, и на­ка­за­ние за очень се­рь­ёз­ную про­вин­ность. И имен­но так это долж­на бы­ла вос­при­нять вся вве­рен­ная свя­щен­ни­ку па­ст­ва. Я как ди­рек­тор гим­на­зии не мог­ла мол­чать и за­яви­ла о не­воз­мож­но­с­ти да­лее ра­бо­тать под на­ча­лом епар­хи­аль­но­го от­де­ла об­ра­зо­ва­ния, в ко­то­ром ца­ри­ли под­лость и ни­зость. Я бы­ла убеж­де­на, что, ос­тав­ляя всё, как есть, я пре­даю на­ше­го ду­хов­ни­ка, как бы со­гла­ша­ясь с об­ви­не­ни­я­ми в его ад­рес. Та­кой ре­ши­мо­с­ти был по­лон весь кол­лек­тив. Что тво­ри­лось в гим­на­зии! Де­ти, учи­те­ля, ра­бот­ни­ки – все пла­ка­ли, ка­кая там учё­ба! А ведь шёл са­мый от­вет­ст­вен­ный пе­ри­од учеб­но­го го­да, олим­пи­а­ды, кон­кур­сы… Как мы всё это оси­ли­ли – толь­ко с Бо­жи­ей по­мо­щью по мо­лит­вам ба­тюш­ки. Ро­ди­те­ли уче­ни­ков при­хо­ди­ли к нам до­мой, со сле­за­ми про­ся не ухо­дить, не ос­тав­лять де­тей. Мы и са­ми бы­ли в смя­те­нии. Ба­тюш­ка со­брал нас, ска­зал, что это ис­пы­та­ние нис­пос­ла­но нам от Гос­по­да, а зна­чит, для поль­зы ду­хов­ной, и нам уны­вать нель­зя, нам де­ти Бо­гом на вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние вве­ре­ны, по­это­му и на­до че­ст­но про­дол­жать это глав­ное в на­шей жиз­ни де­ло.

За всё это вре­мя мы ни ра­зу не ви­де­ли уны­ния или смя­те­ния на его ли­це, он был со­вер­шен­но спо­ко­ен и све­тел. Су­мел ус­по­ко­ить и нас. Мы опять взя­лись за ра­бо­ту. Олим­пи­а­ды, кон­троль­ные, кон­кур­сы – как все­гда, с Бо­жь­ей по­мо­щью, гим­на­зия бы­ла на вы­со­те. По­лу­че­на но­вая ли­цен­зия на об­ра­зо­ва­тель­ную де­я­тель­ность, с боль­шим тру­дом по­лу­че­ны но­вые по­ме­ще­ния под учеб­ные клас­сы, ко­то­рые тре­бо­ва­ли ка­пи­таль­но­го ре­мон­та. Гим­на­зия су­ще­ст­во­ва­ла уже семь лет, с пер­вых дней име­ла ли­цен­зию на об­ра­зо­ва­тель­ную де­я­тель­ность, все­гда во­вре­мя её про­дле­ва­ла. До­стой­но про­шла Го­су­дар­ст­вен­ную ат­те­с­та­цию, за­тем Го­су­дар­ст­вен­ную ак­кре­ди­та­цию, но фи­нан­си­ро­ва­ния бю­д­жет­но­го не име­ла. Ог­ром­но­го тру­да нам сто­и­ло со­дер­жать гим­на­зию, ко­то­рая с каж­дым го­дом рос­ла и по чис­лен­но­с­ти уча­щих­ся, и по ко­ли­че­ст­ву пре­по­да­ва­те­лей. Но за это вре­мя сфор­ми­ро­вал­ся за­ме­ча­тель­ный кол­лек­тив пре­по­да­ва­те­лей, ро­ди­те­лей и де­тей. Это бы­ла од­на се­мья. У нас не бы­ло ни дрязг, ни ин­триг, ни рав­но­ду­шия, ни без­раз­ли­чия. Но, как го­во­рит­ся, «в се­мье не без «та­лан­та». И один та­кой «та­лант» (все­го один из се­ми­де­ся­ти с лиш­ним че­ло­век кол­лек­ти­ва!) – наш но­вый бла­го­чин­ный – рас­ко­пал в уго­ду от­де­лу об­ра­зо­ва­ния епар­хии, фак­ты не­до­воль­ст­ва ду­хов­ни­ком в кол­лек­ти­ве гим­на­зии. Не­сколь­ко раз они при­ез­жа­ли, про­во­ци­руя скан­дал, но на­ты­ка­лись на пол­ное еди­но­ду­шие, вза­и­мо­по­ни­ма­ние, лю­бовь и до­ве­рие в кол­лек­ти­ве, ко­то­рый ни­как не мог по­нять, че­го от не­го хо­тят эти стран­ные лю­ди в ря­сах с кре­с­та­ми, так на­по­ми­на­ю­щие свя­щен­но­слу­жи­те­лей, но бес­ко­неч­но да­лё­кие от это­го ве­ли­ко­го зва­ния сво­им по­ве­де­ни­ем!

«За­вер­бо­ван­ный» член на­ше­го кол­лек­ти­ва (в кол­лек­ти­ве-то этот че­ло­век тру­дил­ся все­го пол­го­да!) ре­гу­ляр­но от­зва­ни­вал­ся в от­дел об­ра­зо­ва­ния и до­кла­ды­вал, что де­ла­ет­ся в гим­на­зии. Од­наж­ды, ког­да в епар­хии про­хо­ди­ло ка­кое-то ме­ро­при­я­тие и ни ме­ня, ни ду­хов­ни­ка там не бы­ло, а в гим­на­зии мы то­же с ут­ра не по­яв­ля­лись, наш «то­ва­рищ» ре­шил, что мы про­гу­ли­ва­ем ра­бо­чее вре­мя, и ско­рее от­зво­нил­ся сво­е­му «на­чаль­ст­ву». Путь из г. Ниж­не­го до г. Се­мё­но­ва не близ­кий, но, бро­сив все де­ла, на­ши «до­б­ро­же­ла­те­ли» очень бы­с­т­ро при­бы­ли в гим­на­зию и по­тре­бо­ва­ли от ис­пу­ган­ной де­воч­ки-се­к­ре­та­ря от­крыть ка­би­нет ди­рек­то­ра и вы­дать все до­ку­мен­ты. Се­к­ре­тарь сто­я­ла на­смерть, за­явив, что без ди­рек­то­ра ни­че­го не вы­даст. А на во­прос, где ди­рек­тор и ду­хов­ник, она от­ве­ти­ла, что ду­хов­ник на боль­нич­ном, а ди­рек­тор взя­ла от­пуск на один день за свой счёт, что­бы съез­дить с боль­ным ре­бён­ком в об­ла­ст­ную боль­ни­цу, предъ­я­вив со­от­вет­ст­ву­ю­щий при­каз.

Хо­чу до­ба­вить, что у ме­ня чет­ве­ро де­тей, трое из ко­то­рых на тот мо­мент бы­ли до­школь­ни­ки: 4 го­да, 3 го­да и 1,5 го­да. В де­к­рет­ный от­пуск я ни ра­зу не ухо­ди­ла, не мог­ла се­бе это­го поз­во­лить. Кро­ме то­го, в 2005 го­ду, ког­да млад­шая доч­ка толь­ко ро­ди­лась, ме­ня вклю­чи­ли в со­став епар­хи­аль­ной ко­мис­сии по над­зо­ру за пра­во­слав­ны­ми об­ра­зо­ва­тель­ны­ми уч­реж­де­ни­я­ми. И я мо­та­лась в г. Ар­за­мас, г. Дзер­жинск, г. Прав­динск, п. Гни­ли­цы, д. Ди­ве­е­во и т.д. на ма­ши­не вме­с­те с груд­ным ре­бён­ком. Раз про­сят по­мочь, раз­ве мож­но от­ка­зать!

На сле­ду­ю­щий день от ме­ня по­тре­бо­ва­ли предъ­я­вить справ­ку из об­ла­ст­ной боль­ни­цы, а от от­ца – боль­нич­ный лист. Всю эту ис­то­рию я уз­на­ла впос­лед­ст­вии от на­чаль­ни­ка ка­д­ро­вой служ­бы епар­хии, ко­то­рый то­же был в этой ко­мис­сии, це­лью ко­то­рой бы­ло снять ме­ня и ду­хов­ни­ка с долж­но­с­тей по ста­тье. Не по­лу­чи­лось… Мы про­дол­жа­ли ра­бо­тать, бла­го – ра­бо­ты бы­ло по вы­би­ва­нию но­вых по­ме­ще­ний и по под­го­тов­ке до­ку­мен­тов к ли­цен­зи­ро­ва­нию очень мно­го, но нер­вы нам мо­та­ли с за­вид­ной ре­гу­ляр­но­с­тью.

И вот вско­ре, в кон­це учеб­но­го го­да, но­вый удар! Ба­тюш­ку раз­жа­ло­ва­ли из ду­хов­ни­ков гим­на­зии! И опять без офи­ци­аль­но­го ос­но­ва­ния! Отец и здесь ос­та­вал­ся спо­ко­ен: «Не пе­ре­жи­вай­те, ми­ло­с­тью Бо­жи­ей, ме­ня пе­ре­во­дят на по­дво­рье Ди­ве­ев­ско­го мо­на­с­ты­ря, и в сво­бод­ные от служ­бы дни я бу­ду при­ез­жать к вам, ве­с­ти уро­ки Бла­го­че­с­тия и За­ко­на Бо­жия». Де­ло в том, что но­вый бла­го­чин­ный и ду­хов­ник гим­на­зии ни в ка­кую не хо­тел ве­с­ти уро­ки За­ко­на Бо­жия, он был слиш­ком мо­лод – 25 лет от ро­ду, не имел пе­да­го­ги­че­с­ко­го об­ра­зо­ва­ния. Он и сам был бы рад, что­бы ба­тюш­ка при­ез­жал ве­с­ти уро­ки, о чём его сам и по­про­сил.

Опять всё по­ти­хонь­ку ус­по­ко­и­лось. На­сту­пи­ло ле­то, а оно да­ёт си­лы. Мы по­лу­чи­ли тре­бу­е­мые по­ме­ще­ния, ли­цен­зию, про­ду­мы­ва­ли ре­монт но­вых класс­ных ком­нат и жда­ли на не­го обе­щан­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния из епар­хии.

В се­ре­ди­не ию­ня ме­ня вы­зва­ли в от­дел ка­д­ров епар­хии и предъ­я­ви­ли жа­ло­бу от ро­ди­те­лей гим­на­зи­с­тов. Я ска­за­ла, что со­бе­ру об­щее ро­ди­тель­ское со­бра­ние и раз­бе­русь. На что на­чаль­ник от­де­ла ка­д­ров мне от­ве­тил: «Не мо­тай­те се­бе нер­вы, уй­ди­те по соб­ст­вен­но­му же­ла­нию, у вас же де­ти ма­лень­кие. Вас всё рав­но не ос­та­вят в по­кое».

Об­су­див с за­ву­ча­ми сло­жив­шу­ю­ся си­ту­а­цию, мы ре­ши­ли, что для гим­на­зии бу­дет луч­ше, ес­ли мы уй­дём. Но лег­ко бы­ло ска­зать, а ког­да до­шло до де­ла, как это бы­ло боль­но!

 

А. БОР­Ш­НЯ­КО­ВА,

быв­ший ди­рек­тор Се­мё­нов­ской пра­во­слав­ной гим­на­зии


 

КУ­ДА МЫ КА­ТИМ­СЯ?

 

Во-пер­вых, сра­зу хо­чу ска­зать, что я пол­но­стью под­дер­жи­ваю по­ло­же­ния обе­их ста­тей свя­щен­ни­ка Вла­ди­ми­ра Чу­гу­но­ва в «ЛР», го­тов сви­де­тель­ст­во­вать и до­ку­мен­таль­но под­твер­дить всё, что ска­за­но в них по по­во­ду ис­то­рии в го­ро­де Се­мё­но­ве, где я, про­то­и­е­рей Игорь Иу­дин, про­слу­жил 15 лет до сво­е­го из­гна­ния на­сто­я­те­лем и бла­го­чин­ным. Ког­да я за­дал се­к­ре­та­рю епар­хии про­то­и­е­рею Иго­рю По­на­ма­рё­ву во­прос: «За что ме­ня сни­ма­ют с долж­но­с­ти бла­го­чин­но­го и на­сто­я­те­ля, раз­ве я с обя­зан­но­с­тя­ми не справ­ля­юсь?», он не по­сты­дил­ся от­ве­тить с обыч­ной сво­ей из­дёв­кой: «Мо­ло­дым вез­де у нас до­ро­га».

От се­бя хо­тел бы до­ба­вить сле­ду­ю­щее.

Ду­хов­ный за­ряд свя­щен­ст­ва, его ра­бо­то­спо­соб­ность в ог­ром­ной сте­пе­ни за­ви­сит от лич­но­с­ти пра­вя­ще­го ар­хи­ерея. Свя­щен­ник и его се­мья на­хо­дят­ся в пол­ной за­ви­си­мо­с­ти от ар­хи­ерея. От пло­хо­го свя­щен­ни­ка при­хо­жа­нин мо­жет уй­ти в дру­гой при­ход, а от пло­хо­го ар­хи­ерея свя­щен­ни­ку де­вать­ся не­ку­да.

Я стал свя­щен­ни­ком в 50 лет, до это­го был ди­рек­то­ром тех­ни­ку­ма, пе­да­го­гом. Став на­сто­я­те­лем при­хо­да го­ро­да Се­мё­но­ва, под­дер­жи­вал и раз­ви­вал в при­хо­жа­нах ини­ци­а­ти­ву на до­б­рые де­ла, под­дер­жи­вал лю­бую ини­ци­а­ти­ву, ко­то­рая не во вред Церк­ви. При­ход сло­жил­ся боль­шой и друж­ный: ка­те­хи­за­тор­ские кур­сы, вос­крес­ная шко­ла на 300 де­тей, во­ен­но-па­т­ри­о­ти­че­с­кий клуб, при­ход­ская га­зе­та, се­мей­ный клуб, пра­во­слав­ные лет­ние дет­ские ла­ге­ря, пра­во­слав­ная клас­си­че­с­кая гим­на­зия. Был в то вре­мя в епар­хии му­д­рый, мо­лит­вен­ный ми­т­ро­по­лит Ни­ко­лай (Ку­те­пов), очень стро­гий и лю­бя­щий отец. Он был очень до­сту­пен и для свя­щен­ни­ков, и для при­хо­жан. Ми­ни­мум два дня в не­де­лю он при­ни­мал при­хо­дя­щих к не­му лю­дей. Его лю­би­ли и бо­я­лись огор­чить.

Сме­нил его мо­ло­дой вла­ды­ка, ны­не ми­т­ро­по­лит Ни­же­го­род­ский и Ар­за­мас­ский Ге­ор­гий (Да­ни­лов). У не­го силь­ная во­ля, но в то же вре­мя ка­п­риз­ная и сво­е­нрав­ная. Бес­сер­деч­ный че­ло­век. «Ес­ли пре­об­ла­да­ет во­ля, то это все­гда со­про­вож­да­ет­ся од­но­сто­рон­ним на­прав­ле­ни­ем, упор­ным, не вни­ма­ю­щим ни­ка­ким до­во­дам, – там ду­ша не слу­ша­ет ни­ка­ких убеж­де­ний и не­до­ступ­на для по­тря­се­ний сер­деч­ных», – пре­до­сте­ре­га­ет свя­ти­тель Фе­о­фан За­твор­ник. Это тип ту­по­го бес­сер­деч­но­го де­с­по­та, «гос­под­ст­ву­ю­ще­го над ста­дом», ко­то­рый лю­бит, что­бы его бо­я­лись. Та­ков но­вый ар­хи­ерей. Он всё пе­ре­ина­чил. Со­здал ре­прес­сив­ный бю­ро­кра­ти­че­с­кий ап­па­рат, на­ча­лись по­ли­цей­ские ме­ры в уп­рав­ле­нии епар­хи­ей: ре­прес­сии (мно­гие свя­щен­ни­ки по­лу­чи­ли «мо­на­с­тыр­ские сро­ки» по­лу­го­до­вые и го­до­вые «за здо­ро­во жи­вёшь»), ог­ром­ные штра­фы на при­хо­ды, бес­ко­неч­ные и мас­со­вые сме­ще­ния на­сто­я­те­лей, бла­го­чин­ных; по­сто­ян­ные пе­ре­ме­ще­ния свя­щен­ни­ков (это ста­ло си­с­те­мой). Млад­ших свя­щен­ни­ков по са­ну и слу­же­нию ар­хи­ерей ста­вит на­чаль­ни­ка­ми в при­хо­дах над стар­ши­ми. По­яви­лись чи­нов­ни­ки в ря­сах, под­ха­ли­маж, на­уш­ни­че­ст­во, хам­ст­во. На­пле­ва­тель­ское от­но­ше­ние и хам­ст­во осо­бен­но уг­не­та­ли.

Вла­ды­ка – мо­ло­дой, от­лич­ный эко­ном, ге­ни­аль­ный хо­зяй­ст­вен­ник, но бес­сер­деч­ный че­ло­век. Со­вер­шен­но не­до­сту­пен не толь­ко для ми­рян, но и для свя­щен­ни­ков. На пер­вом ме­с­те – День­ги. Мы в то вре­мя де­ла­ли ка­пи­таль­ный ре­монт зда­ния для гим­на­зии и про­си­ли вла­ды­ку ос­во­бо­дить нас на это вре­мя от на­ло­га. Вла­ды­ка не­умо­лим: «На­ло­ги пла­ти­те, как все, а на ре­монт я вам день­ги дам. Толь­ко най­ди­те фир­му, ко­то­рая со­гла­сит­ся ра­бо­тать в долг». Мы на­шли та­кую фир­му, она де­ла­ла ра­бо­ты в долг, но че­рез во­семь ме­ся­цев, ког­да за­пла­ни­ро­ван­ные ре­монт­ные ра­бо­ты бы­ли окон­че­ны, фир­ма по­тре­бо­ва­ла день­ги. И вот тут при­клю­чи­лось са­мое не­о­жи­дан­ное. Вла­ды­ка не при­ни­ма­ет, на ра­пор­ты не от­ве­ча­ет, а фир­ма на­се­да­ет на нас. Я вы­нуж­ден был на­стой­чи­во зво­нить в при­ём­ную и ска­зать, что мне уг­ро­жа­ют. В кон­це кон­цов, с про­во­лоч­ка­ми, че­рез не­сколь­ко ме­ся­цев день­ги вы­де­ли­ли. Но вла­ды­ка ус­т­ро­ил мне раз­нос и ска­зал, что я «не умею с ним ра­бо­тать». Вско­ре ме­ня вы­швыр­ну­ли «це­ле­со­об­раз­но­с­ти ра­ди» с при­хо­да и с бла­го­чи­ния.

Рас­ска­жу ещё один слу­чай.

Ког­да я ещё был на­сто­я­те­лем и бла­го­чин­ным хра­ма г. Се­мё­но­ва, то об­ра­тил­ся в стро­и­тель­ную фир­му «ДАРС» сде­лать в долг ог­ра­ду и во­ро­та для церк­ви. Га­ран­том то­го, что мы в те­че­ние го­да рас­счи­та­ем­ся, вы­сту­пил мой сын А.И. Иу­дин (ди­рек­тор ТД «До­б­ры­ня»), ко­то­рый все­гда охот­но по­мо­гал при­хо­ду и гим­на­зии по ме­ре сво­их воз­мож­но­с­тей. Ог­ра­да и во­ро­та бы­ли сде­ла­ны ка­че­ст­вен­но. Но ме­ня сня­ли со всех долж­но­с­тей, по­сле че­го ни­ка­кие мои об­ра­ще­ния к ар­хи­ерею по по­во­ду уп­ла­ты дол­га не име­ли ус­пе­ха (пись­мо ди­рек­то­ра фир­мы ко мне, ко­то­рое я при­ло­жил к Про­ше­нию, на­прав­лен­но­му тог­даш­не­му ар­хи­епи­с­ко­пу Ге­ор­гию, у ме­ня хра­нит­ся, мо­гу пред­ста­вить в лю­бую ко­мис­сию по пер­во­му за­про­су). Мо­жет, это и ме­лочь в чьём-то по­ни­ма­нии, но го­во­рит о мно­гом. Но я ещё на­де­ял­ся, что вла­ды­ка от­зо­вёт­ся. На­прас­ная на­деж­да. Мне по­мог сын, хо­тя у не­го се­ме­ро де­тей и он не очень бо­га­тый че­ло­век.

При­ход­ская жизнь транс­фор­ми­ро­ва­лась в об­ще­епар­хи­аль­ную, пе­ре­ста­ла быть пра­во­слав­ной, ста­ло то­с­к­ли­во жить. Всё это ко­рё­жит ду­ши свя­щен­ни­ков, осо­бен­но мо­ло­дых. Я знаю мно­го слу­ча­ев ду­хов­но­го уны­ния и де­прес­сии сре­ди свя­щен­ни­ков по при­чи­не не­мо­ти­ви­ро­ван­ных пе­ре­ме­ще­ний и на­пле­ва­тель­ско­го от­но­ше­ния к ним.

Сла­ва Бо­гу, мне уже вось­мой де­ся­ток, де­тей я вы­ра­с­тил, к ма­те­ри­аль­ным бла­гам не при­вя­зан, мне не­че­го те­рять, я пе­ре­шёл в дру­гую епар­хию, где нор­маль­ная пра­во­слав­ная жизнь. Я знаю, что здесь ме­ня не вы­швыр­нут с при­хо­да про­сто так, «за здо­ро­во жи­вёшь» и я мо­гу, не ог­ля­ды­ва­ясь, вы­пол­нять свой свя­щен­ни­че­с­кий долг.

 

Про­то­и­е­рей Игорь ИУ­ДИН,

на­сто­я­тель Св.-Ус­пен­ско­го хра­ма п. Пе­с­тя­ки

и бла­го­чин­ный 14 ок­ру­га Ива­но­во-Воз­не­сен­ской и Ки­не­шем­ской епар­хии





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования