Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 06.07.2012

Слова и дела

Не­дав­но на те­ле­ка­на­ле «Рос­сия 24», в еже­не­дель­ной про­грам­ме «Цер­ковь и мир», ми­т­ро­по­лит Во­ло­ко­лам­ский Ил­ла­ри­он, от­ве­чая на во­прос ве­ду­ще­го про­грам­мы, с чем свя­за­ны пе­ре­ме­ще­ния свя­щен­ст­ва с при­хо­да на при­ход, ска­зал бук­валь­но сле­ду­ю­щее: «Пе­ре­во­ды как свя­щен­ни­ков, так и ар­хи­ере­ев есть яв­ле­ние ис­клю­чи­тель­ное в прак­ти­ке цер­ков­ной жиз­ни, так как пе­ре­во­ды свя­щен­ни­ков, осо­бен­но тех, ко­то­рые про­слу­жи­ли на при­хо­дах мно­го лет, бо­лез­нен­но ска­зы­ва­ют­ся на при­хо­жа­нах». И при­вёл при­мер, что в хра­ме, где он слу­жит, есть свя­щен­ник, ко­то­рый ещё маль­чи­ком стал при­слу­жи­вать в этом хра­ме с 1946 го­да, и за­ве­рил, что «та­ко­го свя­щен­ни­ка ни­кто не мо­жет пе­ре­ве­с­ти».

Владимир ЧУГУНОВ
Владимир ЧУГУНОВ

Со сло­ва­ми хо­тя и мо­ло­до­го, но по­ни­ма­ю­ще­го суть при­ход­ской жиз­ни ми­т­ро­по­ли­та Ил­ла­ри­о­на нель­зя не со­гла­сить­ся, и толь­ко не по­нят­но, по­че­му по­сто­ян­ный член Свя­щен­но­го Си­но­да по­ни­ма­ет, что пе­ре­во­ды – яв­ле­ние ис­клю­чи­тель­ное и край­не не­же­ла­тель­ное, а ми­т­ро­по­лит Ни­же­го­род­ский и Ар­за­мас­ский Ге­ор­гий пре­вра­тил их в нор­му, ис­поль­зуя в ка­че­ст­ве ка­ра­тель­ной ме­ры и спо­со­ба вы­ко­ла­чи­ва­ния из при­хо­дов де­нег. И глав­ное, ни­кто ему в этом не указ, что хо­чет, то и тво­рит, со­вер­шен­но не со­об­ра­зу­ясь не толь­ко с же­ла­ни­ем свя­щен­ст­ва, ко­то­рое он по­чи­та­ет за ра­бов, но и с мне­ни­ем при­хо­жан. В ста­тье «Кри­зис до­ве­рия» на­ми уже был при­ве­дён слу­чай про­из­во­ла пра­вя­ще­го ар­хи­ерея, но мы при­ве­дём ещё не­сколь­ко слу­ча­ев, ко­то­рые на­гляд­но сви­де­тель­ст­ву­ют о по­пра­нии не толь­ко эле­мен­тар­ной сво­бо­ды, но и за­по­ве­дей Бо­жи­их, а по­том при­ве­дём ста­ти­с­ти­ку из ар­хи­ерей­ских Ука­зов о пе­ре­ме­ще­ни­ях свя­щен­ст­ва.

В Го­ро­дец­ком бла­го­чи­нии при уп­рав­ле­нии пре­дан­но­го ис­пол­ни­те­ля ар­хи­ерей­ской во­ли про­то­и­е­рея Алек­сея Пар­фё­но­ва, за­во­е­вав­ше­го вы­со­кое до­ве­рие пу­тём ре­гу­ляр­но­го пи­са­ния до­но­сов на свя­щен­ст­во (са­мая ма­лая часть ко­пий ко­то­рых хра­нит­ся у нас для до­ка­за­тель­ст­ва, тог­да как до­но­си­тель об этом да­же и не по­до­зре­ва­ет), про­изо­шёл та­кой слу­чай.

Ше­с­ти­де­ся­ти­лет­не­го ие­рея Ни­ко­лая Смир­но­ва со­сла­ли на по­ка­я­ние в мо­на­с­тыр­скую тюрь­му (у нас же те­перь, как и до ре­во­лю­ции, опять вве­ли свои су­ды и тюрь­мы). Бу­ду­чи боль­ным са­хар­ным ди­а­бе­том, да ещё ги­пер­то­ни­ком, отец Ни­ко­лай от мо­на­с­тыр­ской пи­щи и ус­ло­вий жиз­ни вско­ре по­пал в боль­ни­цу. Я сам тог­да от вни­ма­тель­ной за­бо­ты ар­хи­ерей­ских бор­зых по­пал в боль­ни­цу с сер­деч­но­со­су­ди­с­тым за­бо­ле­ва­ни­ем. И ког­да уви­дел, как раз­нес­ло от­ца Ни­ко­лая от мо­на­с­тыр­ских хар­чей и оте­че­с­кой ар­хи­ерей­ской за­бо­ты, да­же не­воль­но вос­клик­нул:

– Ты что де­ла­ешь? Они же те­бя уг­ро­бят!

– Так ведь ар­хи­ерей бла­го­сло­вил…

– Бла­го­сло­вил! И од­но­но­го­го мож­но бла­го­сло­вить сто­ме­т­ров­ку бе­жать, так от­то­го, что его бла­го­сло­ви­ли, но­га у не­го, что ли, вы­ра­с­тет?

И по­мог ему на­пи­сать про­ше­ние (он в этом от­но­ше­нии со­вер­шен­но бес­по­мощ­ный), что­бы пе­ре­ве­ли на бо­лее при­ем­ле­мое для его здо­ро­вья по­слу­ша­ние.

Пе­ре­ве­ли, за­ста­вив боль­но­го че­ло­ве­ка с ут­ра до ве­че­ра де­жу­рить в цен­т­раль­ном хра­ме Го­род­ца. И боль­ной свя­щен­ник, по­мнит­ся, вы­си­жи­вал то на улич­ной лав­ке, в ок­ру­же­нии ста­рых мо­гил, так как храм – клад­би­щен­ский, то на та­кой же жё­ст­кой лав­ке в са­мом хра­ме. Ина­че боль­но­му че­ло­ве­ку со­вер­шен­но не­где бы­ло да­же при­лечь, что­бы пе­ре­ве­с­ти дух. Де­жур­ст­во в пу­с­том хра­ме бы­ло со­вер­шен­но бес­смыс­лен­ным, на­сто­я­щим из­де­ва­тель­ст­вом над боль­ным че­ло­ве­ком. И боль­но­го че­ло­ве­ка па­ра­ли­зо­ва­ло. Но это ещё не всё. Ар­хи­ерей­ский лю­бим­чик, этот сы­тень­кий ухо­жен­ный про­то­и­е­рей Алек­сей Пар­фё­нов, не по­стес­нял­ся в при­сут­ст­вии свя­щен­ст­ва все­го бла­го­чи­ния, на со­бра­нии, за­явить, что па­ра­ли­зо­ва­ло, ока­зы­ва­ет­ся, от­ца Ни­ко­лая от­то­го, что он яко­бы скры­вал ка­кие-то смерт­ные гре­хи. То есть сам ви­но­ват, а не он, без­рас­суд­ный ис­пол­ни­тель ар­хи­ерей­ской во­ли. Се­мья свя­щен­ни­ка ос­та­лась без кор­миль­ца. Же­на – пен­си­о­нер­ка, один сын – ин­ва­лид, вто­рой – окон­чил ни­же­го­род­скую се­ми­на­рию, но ру­ко­по­ла­гать­ся не то­ро­пит­ся, чи­та­ет на кли­ро­се в од­ном из го­род­ских хра­мов. А те­перь про­шу осо­бен­но от­ме­тить. Еже­ме­сяч­но по спу­с­ка­е­мо­му свер­ху фи­нан­со­во­му пла­ну Го­ро­дец­кое бла­го­чи­ние в мою быт­ность бла­го­чин­ным пе­ре­чис­ля­ло в епар­хию по­ряд­ка трёх­сот ты­сяч руб­лей на­ло­га (те­перь, мо­жет, и пол­мил­ли­о­на), и ни у ко­го за всё вре­мя (с 2007 го­да) бо­лез­ни от­ца Ни­ко­лая да­же не воз­ник­ла мысль вы­де­лять из этих де­нег на со­дер­жа­ние се­мьи боль­но­го свя­щен­ни­ка хо­тя бы пять ты­сяч руб­лей в ме­сяц.

Но и это ещё не всё. Ар­хи­ерей­ский лю­бим­чик всё-та­ки че­ло­век не со­вер­шен­но бес­сер­деч­ный. И де­ло вот в чём. Ему уда­лось ус­т­ро­ить на тёп­лень­кое ме­с­то в тот же цен­т­раль­ный храм Го­род­ца сво­е­го мо­ло­день­ко­го пле­мян­ни­ка, ие­рея Пав­ла. Не­смо­т­ря на мо­ло­дость, пле­мян­ник ока­зал­ся ду­шев­но боль­ным че­ло­ве­ком. Во вре­мя чте­ния на Все­нощ­ном бде­нии Еван­ге­лия по­сре­ди хра­ма, на ви­ду у всех при­хо­жан, упал в об­мо­рок, ма­ло то­го, он не мо­жет кре­с­тить от­то­го, что не пе­ре­но­сит дей­ст­вия бла­го­да­ти, за­то пре­крас­но на­учил­ся у дя­ди стро­чить до­но­сы (они то­же в на­шем ар­хи­ве име­ют­ся). По ка­но­нам слу­жить ему нель­зя, но раз­ве мо­жет сер­до­боль­ный дя­дюш­ка это до­пу­с­тить, то есть ос­та­вить род­ную кровь без ку­с­ка хле­ба? И бо­ля­щий про­дол­жа­ет слу­же­ние уже на Бо­ру, где дя­дюш­ка хо­ро­шо «сел», как вы­ра­зи­лась в сво­ей ста­тье быв­шая ста­ро­ста Вет­луж­ско­го хра­ма, «кня­жить».

Дру­гой слу­чай.

На про­тя­же­нии поч­ти двад­ца­ти лет в Спас­ском хра­ме Го­род­ца слу­жил, по­жа­луй, са­мый де­я­тель­ный из все­го бла­го­чи­ния свя­щен­ник, на­сто­я­щий тру­же­ник, про­то­и­е­рей Фё­дор Сквор­цов, ко­то­ро­го, как в ста­ри­ну, при­хо­жа­не ува­жи­тель­но ве­ли­ча­ют по име­ни-от­че­ст­ву, Фё­дор Фё­до­ро­вич. Вы да­же пред­ста­вить се­бе не мо­же­те, сколь­ко мук при­нял он с ре­с­та­в­ра­ци­ей вве­рен­но­го ему хра­ма! И всё это в те­че­ние двад­ца­ти лет про­ис­хо­ди­ло на мо­их гла­зах. В хра­ме в со­вет­ское вре­мя был мо­ло­ко­за­вод, про­пи­тав­ший кир­пич­ную клад­ку до то­го, что чуть ли не пять раз при­шлось на­кла­ды­вать и сби­вать от­ва­ли­вав­шу­ю­ся шту­ка­тур­ку. Отец Фё­дор не уны­вал. Что­бы не на­ла­гать фи­нан­со­во­го бре­ме­ни на на­род Бо­жий, он со­ору­дил не­боль­шой кир­пич­ный за­вод, ус­т­ро­ил пи­ло­ра­му, за­се­и­вал по­ля кар­тош­кой и да­же вы­ра­щи­вал сви­ней. Це­ны на све­чи, на за­пи­с­ки, на со­ро­ко­ус­ты и го­до­вые у не­го бы­ли са­мы­ми низ­ки­ми, про­сто ко­пе­еч­ны­ми («От­ку­да у пен­си­о­не­ров день­ги?» – го­во­рил он, и по­жи­лой на­род ва­лил к не­му тол­па­ми). Храм жил, мож­но ска­зать, на­ту­раль­ным хо­зяй­ст­вом. И храм этот свя­щен­ник (1931 го­да рож­де­ния, кста­ти) пре­вра­тил в па­с­халь­ное яич­ко. Он да­же пол в хра­ме сде­лал де­ре­вян­ным, сбив до­с­ки, как на па­лу­бах ко­раб­ля, тор­цом – для теп­ла и ую­та при­хо­жан, опять же. Ма­ло то­го, он при­ку­пил не­сколь­ко до­мов, в од­ном из ко­то­рых ус­т­ро­ил бо­га­дель­ню, гос­ти­ни­цу и вос­крес­ную шко­лу, а во вто­ром – тра­пез­ную, ком­на­ту от­ды­ха для свя­щен­ст­ва, про­сфор­ню, ком­на­ту для бух­гал­те­ра, ка­би­нет на­сто­я­те­ля (са­мый ма­лень­кий, ра­зу­ме­ет­ся). Он вос­пи­тал из ме­ст­ных жи­те­лей трёх свя­щен­ни­ков. К со­жа­ле­нию, толь­ко один в на­сто­я­щее вре­мя слу­жит в Го­ро­дец­ком бла­го­чи­нии, и то­же все­ми ува­жа­е­мый свя­щен­ник. До при­хо­да но­во­го ар­хи­ерея отец Фё­дор, как стар­ший по хи­ро­то­нии, был бла­го­чин­ным (так по цер­ков­ным ка­но­нам по­ло­же­но) и за всё вре­мя сво­е­го на­чаль­ст­во­ва­ния ни на ко­го и ни­ког­да из со­бра­ть­ев не по­вы­сил го­ло­са (про до­но­сы во­об­ще мол­чим). Но при­шёл «вер­ши­тель су­деб че­ло­ве­че­с­ких» с оз­ву­чен­ным се­к­ре­та­рём епар­хии ло­зун­гом: «мо­ло­дым вез­де у нас до­ро­га», и ува­жа­е­мо­го свя­щен­ни­ка с долж­но­с­ти бла­го­чин­но­го вско­ре сня­ли, но ка­ким-то чу­дом ещё ос­та­ви­ли в на­сто­я­те­лях. Встав­ший на его ме­с­то мо­ло­дой бла­го­чин­ный (из «на­ших») то­же не по­смел под­нять ру­ку на ува­жа­е­мо­го все­ми стар­ца, вся­че­с­ки обе­ре­гал его в свою быт­ность бла­го­чин­ным и «аз мно­го­греш­ный». За­то ру­ка ар­хи­ерей­ско­го лю­бим­чи­ка («Лёш­ки», как зо­вут его за гла­за при­хо­жа­не) не дрог­ну­ла. Тут же с по­мо­щью ар­хи­ерея он снял «вы­жив­ше­го из ума ста­ри­ка», по­ста­вив «кня­жить» при­шло­го из дру­гой епар­хии свя­щен­ни­ка на­сто­я­те­лем аж сра­зу двух хра­мов. Сам он то­же вла­де­ет сра­зу не­сколь­ки­ми хра­ма­ми, по­лу­чая в каж­дом зар­пла­ту, хо­тя и не слу­жит, то есть не не­сёт, как и по­ла­га­ет­ся всем, не­дель­ную чре­ду – не­ког­да.

Это ведь толь­ко ми­т­ро­по­лит Ил­ла­ри­он ни­ко­го ни­ку­да пе­ре­ве­с­ти не мо­жет, а ни­же­го­род­ский ми­т­ро­по­лит Ге­ор­гий ко­го угод­но и ку­да угод­но мо­жет за­су­нуть, и не то ещё мо­жет.

На­при­мер. В те­че­ние трёх лет мо­ло­до­го свя­щен­ни­ка Дми­т­рия По­кров­ско­го (у них с ма­туш­кой чет­ве­ро де­тей мал ма­ла мень­ше, на под­хо­де пя­тый) уже де­вять раз пе­ре­во­ди­ли с при­хо­да на при­ход. Ма­туш­ка до­шла до по­след­ней сте­пе­ни от­ча­я­ния, гля­дя на стра­да­ния сво­их де­тей. И од­наж­ды, не вы­тер­пев, по­еха­ла на при­ём к ар­хи­епи­с­ко­пу, а ны­не ми­т­ро­по­ли­ту Ге­ор­гию. Ка­ким об­ра­зом до­би­лась ау­ди­ен­ции, не зна­ем, ибо да­же свя­щен­ни­ки по­рой не в со­сто­я­нии по­пасть на при­ём. Я, на­при­мер, бу­ду­чи бла­го­чин­ным, за пол­то­ра го­да не смог по­пасть на при­ём ни ра­зу. И хо­тя ме­ня уве­ря­ли, что это ра­бо­та дру­го­го ар­хи­ерей­ско­го лю­бим­чи­ка, Ви­та­ли­ка, тог­да ипо­дь­я­ко­на, ны­не свя­щен­ни­ка, я не мог в это по­ве­рить, зная са­мо­вла­с­тие вла­ды­ки.

Но что же ар­хи­ерей?

Вни­ма­тель­но вы­слу­шав ма­туш­ку, на её во­прос, с чем свя­за­ны по­сто­ян­ные пе­ре­ме­ще­ния, и при­том в при­хо­ды, где нет нор­маль­ных ус­ло­вий жи­лья для де­тей, он от­ве­тил: «Це­ле­со­об­раз­ность». И по­да­рил ей не­сколь­ко бро­шюр сми­ри­тель­но­го со­дер­жа­ния. И это ещё не всё. На епар­хи­аль­ном со­бра­нии ма­туш­ка бы­ла вы­став­ле­на бун­тар­кой, ви­ди­те ли, по­смев­шей по­бес­по­ко­ить ар­хи­ерея по та­ким пу­с­тя­кам, как ка­кие-то соп­ли­вые де­ти.

Не слиш­ком ли уж мно­го без­за­ко­ния вме­ща­ет в се­бя эта пре­сло­ву­тая «це­ле­со­об­раз­ность»?

Кста­ти, о Ви­та­ли­ке. Став свя­щен­ни­ком, он был на­зна­чен бла­го­чин­ным и на­сто­я­те­лем в г. Се­мё­нов, в тот са­мый храм, от­ку­да был из­гнан «По­чёт­ный граж­да­нин го­ро­да» про­то­и­е­рей Игорь Иу­дин. С че­го на­чал? Ра­зу­ме­ет­ся, с «це­ле­со­об­раз­но­с­ти», на ос­но­ва­нии ко­то­рой по­че­му-то в пер­вую оче­редь от­ме­нил еже­не­дель­ные вос­крес­ные во­до­свят­ные мо­леб­ны, со­вер­ша­е­мые не­укос­ни­тель­но в те­че­ние пят­над­ца­ти лет. По­нят­но, что за это вре­мя на­род Бо­жий к ним при­вык. И, на­до сра­зу за­ме­тить, на­род очень лю­бит во­до­свят­ные мо­леб­ны, во­об­ще свя­тую во­ду, ко­то­рой кро­пит не толь­ко жи­льё, но и хлев, и ско­тин­ку, и са­мих се­бя. И вдруг – нель­зя. По­че­му? Од­на­ко на та­кой «глу­пый во­прос» Ви­та­лик не со­из­во­лил от­ве­тить. Мол­ча про­шёл ми­мо, сел в ма­ши­ну и уе­хал. Лю­ди по­шеп­та­лись-по­шеп­та­лись да уго­во­ри­ли вто­ро­го свя­щен­ни­ка от­слу­жить мо­ле­бен – зря, что ли, они трёх­ли­т­ро­вые бан­ки с ве­дёр­ка­ми «в та­кую да­ли­щу та­щи­ли». Ска­за­но – сде­ла­но. На­та­с­ка­ли пол­ные ба­ки во­ды, толь­ко на­ча­ли – по­яв­ля­ет­ся «князь» и с хо­ду за­да­ёт ко­рон­ный в ни­же­го­род­ской епар­хии во­прос: «Кто бла­го­сло­вил?». От­ве­та на этот во­прос нет, по­сколь­ку бла­го­сло­вить мо­жет толь­ко свя­щен­ник, а как он мо­жет бла­го­сло­вить по­сле то­го, как «князь» не бла­го­сло­вил? На­род Бо­жий за­мер в стра­хе за вто­ро­го ба­тюш­ку, судь­ба ко­то­ро­го по­вис­ла на во­ло­с­ке. И тог­да «князь», сжа­лив­шись над про­ви­нив­ши­ми­ся, про­це­дил сквозь стис­ну­тые зу­бы: «Всё вы­лить». И во­ду вы­та­с­ка­ли и вы­ли­ли на зем­лю воз­ле хра­ма.

И та­кие Ви­та­ли­ки те­перь си­дят по всей Ни­же­го­род­ской епар­хии. И при жур­на­лах, и при га­зе­тах си­дят в ка­че­ст­ве шеф-ре­дак­то­ров и по­го­лов­но на­сто­я­тель­ст­ву­ют в мно­го­штат­ных го­род­ских хра­мах, эф­фек­тив­но (то­же сло­во епар­хи­аль­но­го се­к­ре­та­ря) «бла­го­чин­ст­вуя».

Ещё слу­чай.

В го­ро­де Вы­ксе с са­мо­го от­кры­тия хра­ма (с кон­ца вось­ми­де­ся­тых го­дов) слу­жил про­то­и­е­рей Ген­на­дий Ко­ло­ко­лов. Отец Ген­на­дий – сво­е­го ро­да че­ло­век-ле­ген­да. Во вре­ме­на хру­щёв­ских го­не­ний он был от­нят у ве­ру­ю­щей ма­те­ри и по­ме­щён в дет­ский дом, где про­был до со­вер­шен­но­ле­тия, но ве­ры не по­те­рял. Ког­да при­шло вре­мя, он стал свя­щен­ни­ком. Ему те­перь за шесть­де­сят. В Вы­ксе он под­нял храм с ну­ля, со­здал епар­хи­аль­ное ду­хов­ное учи­ли­ще, при­нял на вос­пи­та­ние из дет­до­ма не­сколь­ко де­тей (ес­ли не оши­ба­юсь, вме­с­те со сво­и­ми у не­го их че­ло­век 12, ес­ли не боль­ше). Был в го­ро­де все­ми ува­жа­ем, на­ла­дил пре­крас­ные от­но­ше­ния и с вла­с­тя­ми, и с за­вод­ским на­чаль­ст­вом. Так это­го от­ца Ген­на­дия ар­хи­ерей ли­шил всех по­стов, по­жа­луй, са­мо­го пер­во­го в епар­хии. Снял с долж­но­с­ти бла­го­чин­но­го, на­сто­я­те­ля, на­чаль­ни­ка и ду­хов­ни­ка учи­ли­ща и за­су­нул в се­ло вос­ста­нав­ли­вать раз­ру­шен­ный храм. И ба­тюш­ка с по­мо­щью бла­го­де­те­лей, ко­то­рые не ос­та­ви­ли его, храм этот вос­ста­но­вил. Сы­на от­ца Ген­на­дия, от­ца Дми­т­рия, ар­хи­ерей сна­ча­ла воз­вы­сил, сде­лав бла­го­чин­ным вда­ли от ро­ди­ны, в Ба­лах­не, по­том не­мно­го по­ни­зил, сде­лав по­мощ­ни­ком бла­го­чин­но­го в го­ро­де Пав­ло­ве, по­том ещё по­ни­зил и так, по­ни­жая и по­ни­жая, на­ко­нец вер­нул опять на ро­ди­ну. И та­ких ис­то­рий тьма. Мы ни­же, как обе­ща­ли, при­ве­дём ста­ти­с­ти­ку пе­ре­ме­ще­ний на ос­но­ва­нии ар­хи­ерей­ских Ука­зов, ко­то­рая на­гляд­но сви­де­тель­ст­ву­ет, как ни­же­го­род­ский ми­т­ро­по­лит ещё как «мо­жет ко­го угод­но и ку­да угод­но пе­ре­ве­с­ти», а по­ка оз­ву­чим од­ну из са­мых гром­ких по­след­них ис­то­рий.

Речь об от­це Алек­сан­д­ре Дол­бу­но­ве. Отец Алек­сандр – внук по­чи­та­е­мо­го в ни­же­го­род­ской епар­хии пра­вед­ни­ка про­то­и­е­рея Гри­го­рия Дол­бу­но­ва, при­няв­ше­го сан в 50 лет и от­слу­жив­ше­го по­след­нюю ли­тур­гию в 90 лет. От­ца Гри­го­рия ми­т­ро­по­лит Ни­ко­лай дей­ст­ви­тель­но ни­ку­да не мог пе­ре­ве­с­ти. До са­мой смер­ти ста­рец слу­жил в Ве­ли­ком Вра­ге, не­да­ле­ко от Ксто­ва. И слу­жил все­гда при пол­ном хра­ме. Сын его, про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Дол­бу­нов, был ру­ко­по­ло­жён по окон­ча­нии се­ми­на­рии ми­т­ро­по­ли­том Ни­ко­ла­ем (Ку­те­по­вым), ес­ли не оши­ба­юсь, в се­ре­ди­не се­ми­де­ся­тых. До на­ча­ла пе­ре­ст­рой­ки слу­жил в Кар­пов­ской церк­ви (там, где на­хо­дит­ся епар­хи­аль­ное уп­рав­ле­ние). С на­ча­лом пе­ре­ст­рой­ки по­лу­чил для вос­ста­нов­ле­ния храм на ок­ра­и­не го­ро­да, ко­то­рый в со­вет­ское вре­мя был клу­бом. Вос­ста­но­вил, по­ст­ро­ил зда­ние для гим­на­зии. Ког­да пре­ста­вил­ся отец Гри­го­рий, по бла­го­сло­ве­нию ми­т­ро­по­ли­та Ни­ко­лая сын по­хо­ро­нил пра­вед­но­го от­ца воз­ле вос­ста­нов­лен­но­го хра­ма. У от­ца Ни­ко­лая с ма­туш­кой Та­и­си­ей 12 де­тей. Трое сы­но­вей – свя­щен­ни­ки. Так это­го от­ца Ни­ко­лая ар­хи­ерей не про­сто ра­ди «це­ле­со­об­раз­но­с­ти» снял, но снял с ка­ким-то оз­лоб­ле­ни­ем, ко­то­рое не по­стес­нял­ся вы­плес­нуть на епар­хи­аль­ном со­бра­нии. Оз­ло­бил­ся же ар­хи­ерей на то, что отец Ни­ко­лай, ви­ди­те ли, по­смел по­ста­вить пор­т­рет от­ца Гри­го­рия в ал­та­ре. Об­щи­на, ко­то­рую ско­ло­тил бла­го­че­с­ти­вый свя­щен­ник, бы­ла про­сто по­тря­се­на ар­хи­ерей­ским Ука­зом. А за­тем ста­ла сви­де­те­лем по­сто­ян­ных пе­ре­ме­ще­ний, «це­ле­со­об­раз­но­с­ти» ра­ди, сво­е­го ду­хов­но­го от­ца. И ко­неч­но – всё по сё­лам, и да­же не в ка­че­ст­ве на­сто­я­те­ля, а в ка­че­ст­ве вто­ро­го, со­вер­шен­но не­нуж­но­го в сель­ском хра­ме свя­щен­ни­ка – для сми­ре­ния, как лю­бит вы­ра­жать­ся ар­хи­ерей (его бы са­мо­го для сми­ре­ния со­слать в Ана­дырь, и не пра­вя­щим, а ви­кар­ным ар­хи­ере­ем, и по­смо­т­реть, как он бу­дет сми­рять­ся). Не бу­дем вда­вать­ся в по­дроб­но­с­ти, а толь­ко за­ме­тим, что в то вре­мя, ког­да от­ца Ни­ко­лая по­ни­жа­ли, сы­на его, от­ца Алек­сан­д­ра, по­вы­ша­ли. Чуть ли не че­ты­рёх бла­го­чи­ний од­но­вре­мен­но ко­ман­ду­ю­щим в ито­ге по­ста­ви­ли. Ка­за­лось, всё, не­по­топ­ля­ем. И вдруг сов­сем не­дав­но, спу­с­тя де­сять лет, без объ­яс­не­ния при­чин, от всех долж­но­с­тей и обя­зан­но­с­тей, «це­ле­со­об­раз­но­с­ти» же ра­ди, был он ос­во­бож­дён. Те­перь – клю­чарь Спас­ско­го со­бо­ра. Клю­чарь – это во­все не на­сто­я­тель, а про­сто стар­ший свя­щен­ник хра­ма, на­сто­я­те­лем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся пра­вя­щий ар­хи­ерей. Для че­го, спра­ши­ва­ет­ся, воз­вы­шал, в чём «це­ле­со­об­раз­ность» не­мыс­ли­мых воз­вы­ше­ний и не­о­жи­дан­но­го низ­ло­же­ния? Ну пря­мо как Ио­сиф Вис­са­ри­о­но­вич, со сво­им ма­лень­ким Гу­ла­гом (мо­на­с­тыр­ски­ми тюрь­ма­ми), или Ве­ли­кий ин­кви­зи­тор, но по­ка без ко­ст­ров (не вве­ли ещё в оби­ход).

И это толь­ко ма­лая часть тех скор­бей, уни­же­ний и по­пра­ний че­ло­ве­че­с­ко­го до­сто­ин­ст­ва, ко­то­рые за де­ся­ти­ле­тие прав­ле­ния ми­т­ро­по­ли­та Ге­ор­гия (Да­ни­ло­ва) пре­тер­пе­ло свя­щен­ст­во и па­ст­ва ни­же­го­род­ская. Это ведь толь­ко сво­е­го спив­ше­го­ся бра­та, свя­щен­но­и­но­ка, ар­хи­ерей ни­ку­да пе­ре­ве­с­ти не мо­жет, а вто­ро­го – снять с долж­но­с­ти глав­но­го ком­мер­сан­та епар­хии, а ос­таль­ных – ку­да и ког­да угод­но.

И на­пос­ле­док обе­щан­ная ста­ти­с­ти­ка.

Толь­ко за 2011 год вла­ды­кой Ге­ор­ги­ем (Да­ни­ло­вым) бы­ло из­да­но 114 Ука­зов о пе­ре­во­де свя­щен­ст­ва (дья­ко­нов не счи­та­ли, с ни­ми – око­ло 150) с ме­с­та на ме­с­то. Это зна­чит, что при­мер­но каж­дый чет­вёр­тый свя­щен­ник вме­с­те с се­мь­ёй и па­ст­вой еже­год­но по­па­да­ет под ка­ток пре­сло­ву­той «це­ле­со­об­раз­но­с­ти». И это ещё один из са­мых «спо­кой­ных» го­дов «цар­ст­во­ва­ния». За де­сять лет, в об­щей слож­но­с­ти, 1500 пе­ре­во­дов. Не пе­ре­во­ди­ли толь­ко тех, ко­то­рых уже не­ку­да пе­ре­во­дить, раз­ве толь­ко в мо­ги­лу, а тех, ко­го мож­но, раз по де­вять, по де­сять пе­ре­ве­ли.

И, вот хоть убей­те, не по­нят­но, по­че­му Мос­ков­ская Па­т­ри­ар­хия, по­кры­вая все эти без­за­ко­ния, в ли­це ми­т­ро­по­ли­та Ил­ла­ри­о­на с эк­ра­на те­ле­ви­зо­ра пы­та­ет­ся убе­дить на­род (во вся­ком слу­чае ни­же­го­род­скую па­ст­ву), что пе­ре­во­ды есть де­ло ис­клю­чи­тель­ное и не­же­ла­тель­ное в прак­ти­ке цер­ков­ной жиз­ни?


Владимир ЧУГУНОВ,
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования