Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 06.07.2012

Трудно жить безродным

Тайна русского народа заключалась в его способности к самовоспроизведению, в умении выжить в любых условиях. Источником русского народа всегда была деревня. Но старой деревни нет уже с конца прошлого века, те её уроженцы, которые строили различные Магнитки, рубили просеки в тайге и поднимали целину – давно на пенсии. Дорабатывают свой трудовой стаж ветераны комсомольских строек…

Старой деревни нет, стало быть, нет и высокой рождаемости, характерной для прежнего уклада жизни. А ведь именно деревня во все предыдущие эпохи поставляла государству российскому в изобилии живые и «мёртвые» списочные души.

Рез­кое ухуд­ше­ние рос­сий­ской де­мо­гра­фии про­изо­ш­ло в ре­зуль­та­те ис­чез­но­ве­ния древ­них кре­с­ть­ян­ских ро­дов. Се­ля­не вы­нуж­де­ны бы­ли жить со­об­ща, род­нёй. Они за­щи­ща­ли друг дру­га в ми­ру, по­мо­га­ли друг дру­гу стро­ить­ся, ра­бо­тать на зем­ле и т.д. Бы­ли ро­ды бо­га­че или бед­нее, не­ко­то­рые ро­ды кре­с­ть­ян­ст­во­ва­ли из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, дру­гие пе­ре­хо­ди­ли в иные со­ци­аль­ные со­сло­вия.

Род как р о й – как прин­цип са­мо­ор­га­ни­за­ции сель­ских лю­дей, ос­но­ва вы­жи­ва­ния де­рев­ни во все пре­ды­ду­щие вре­ме­на.

Ро­ды, как мне по­мнит­ся, су­ще­ст­во­ва­ли до се­ре­ди­ны 50-х. И по­сле вой­ны они ещё бы­ли. На­при­мер, мой отец был седь­мым в се­мье кол­хоз­ни­ка. Чет­ве­ро его бра­ть­ев и се­с­тёр умер­ли. Ус­ло­вия вы­жи­ва­ния ро­да – по не­об­хо­ди­мо­с­ти боль­шая не­пре­рыв­ная рож­да­е­мость, род та­ким ес­те­ст­вен­ным пу­тём по­беж­дал и от­ри­цал смерть.

Мой отец был на фрон­те тан­ки­с­том, за­тем по­сле ра­не­ния шо­фё­ром, вер­нул­ся из Бер­ли­на до­мой, же­нил­ся, род­ня по­мог­ла ему по­ст­ро­ить дом (в нём и я те­перь до­жи­ваю свой век), род­ня со­об­ща вы­жи­ва­ла в го­лод 46-го, умер­ла лишь се­с­т­ра мо­е­го от­ца – две­над­ца­ти­лет­няя Ли­за.

Каж­дый род имел про­зви­ще. Наш род про­зы­вал­ся «Гор­ш­ки», ви­ди­мо, ос­но­ва­тель ро­да был гор­шеч­ни­ком, я до сих пор на­хо­жу на ого­род­ных гряд­ках гли­ня­ные, по­кры­тые гла­зу­рью че­реп­ки по­су­ды...

Ху­же все­го бы­ло быть без­род­ным. Без­род­ный – си­ро­та сре­ди про­чих ро­дов, по­не­во­ле ин­ди­ви­ду­а­лист, ко­то­ро­му труд­но бы­ло най­ти свою со­ци­аль­ную ни­шу.

Без от­дель­ных кре­с­ть­ян­ских ро­дов нет креп­ко­го здо­ро­во­го на­ро­да, ис­че­за­ет би­о­ло­ги­че­с­кая под­пит­ка на­ции, зем­ли пу­с­те­ют, на эти зем­ли при­ез­жа­ют жить лю­ди из дру­гих стран… Так бы­ло вез­де во все вре­ме­на. Ста­рый боль­ной на­род вы­ми­ра­ет, а при­ез­жий мо­ло­дой и здо­ро­вый на­род ос­та­ёт­ся жить на опу­с­тев­шей бес­хоз­ной зем­ле. Ка­кая уж тут «ас­си­ми­ля­ция»…

Увы, в со­вре­мен­ной Рос­сии прак­ти­че­с­ки уже нет де­рев­ни в тра­ди­ци­он­ном смыс­ле сло­ва. Ос­та­лись круп­ные сель­ские по­се­ле­ния, в ко­то­рых есть свои ад­ми­ни­с­т­ра­ции, клу­бы, биб­ли­о­те­ки, шко­лы.

А ведь бы­ла не­ког­да ду­ма­ю­щая, за­та­ён­ная, ир­ра­ци­о­наль­ная – в хо­ро­шем смыс­ле сло­ва – де­рев­ня, ду­хов­ная ос­но­ва на­ции, от неё шла под­пит­ка всех важ­ных го­су­дар­ст­вен­ных дел, будь то вой­на или стро­и­тель­ст­во го­ро­дов.

Те­перь ма­лень­ких де­ре­вень нет, от­да­лён­ные про­сто­ры стра­ны пу­с­те­ют, я за­пи­сы­ваю в блок­нот ре­лик­то­вые сло­ва, ино­гда раз­го­ва­ри­ваю с ворч­ли­вы­ми ста­ри­ка­ми.

За­даю се­бе во­прос: в чём кон­крет­но за­клю­ча­лась эта та­ин­ст­вен­ная ду­хов­ная «под­пит­ка», при­хо­див­шая и в по­зд­ние вре­ме­на к го­род­ским и ма­с­те­ро­вым лю­дям из глу­хо­ман­ной де­рев­ни? Воз­мож­но, это бы­ла мысль о том, что там, в де­рев­не, жи­вут па­ха­ри и во­и­ны и по­то­му Рос­сия ни­ког­да не бу­дет по­беж­де­на. Но де­ре­вен­ская ог­ром­ная Рос­сия уш­ла, рус­ская Ат­лан­ти­да ис­чез­ла, ушёл из неё на­всег­да де­ре­вен­ский все­про­ща­ю­щий и в то же вре­мя стро­го су­дя­щий дух.

Воз­мож­но, я пре­уве­ли­чи­ваю зна­че­ние ста­рой де­рев­ни. Но те­перь её нет, и без неё на ду­ше то­с­ка.

Не­ко­то­рые «быв­шие де­ре­вен­ские» ни ка­пель­ки не жа­ле­ют ту ушед­шую де­рев­ню «с по­ко­сив­ши­ми­ся до­ми­ка­ми и без эле­мен­тар­ных удобств». Да, бы­ла со­лид­ная до­ля ро­ман­ти­ки в про­из­ве­де­ни­ях «де­ре­вен­щи­ков», они лю­бо­ва­лись ею, по­рой пре­уве­ли­чи­вая её внеш­ние ат­ри­бу­ты, го­вор, быт, ук­лад де­рев­ни ка­за­лись им иде­аль­ны­ми. Но был ещё и дух де­рев­ни, дух в вы­со­ком смыс­ле это­го сло­ва, дух жи­во­тво­ря­щей на­ци­о­наль­ной си­лы. Бы­ла «ро­ди­на че­ло­ве­ков», по А.Пла­то­но­ву.

В каж­дой де­рев­не вер­хо­во­дил р о д, со­юз не­сколь­ких се­мей, скреп­лён­ных уза­ми род­ст­ва. А в боль­ших по­се­ле­ни­ях вы­де­ля­лись, как пра­ви­ло, да­же не­сколь­ко ро­дов, со­еди­нён­ных об­щей ис­то­рией, пре­да­ни­я­ми. Де­ре­вен­ские лю­ди по­мо­га­ли сво­им ро­ди­чам, каж­дый че­ло­век знал, что его по­мнят и лю­бят на ро­ди­не, ес­ли, ко­неч­но, он ни­чем не про­ви­нил­ся в сво­ём краю.

По хи­ба­рам, кры­тым со­ло­мой, ког­да зи­мо­ва­ли в од­ной ха­те вме­с­те со ско­ти­ной, ког­да то­пи­ли печ­ку ко­ро­вь­им по­мё­том, со­жа­ле­ния нет. Но по та­ин­ст­вен­но­му ис­то­ри­че­с­ко­му за­ко­ну в этих хи­ба­рах ре­бя­ти­шек бы­ла це­лая ку­ча по лав­кам и печ­кам.

В по­зд­ние со­вет­ские вре­ме­на по­яви­лись ук­руп­нён­ные сё­ла с клу­ба­ми и биб­ли­о­те­ка­ми, га­зом в до­мах и ка­на­ли­за­ци­ей.

Од­на­ко что-то в а ж н о е, во­ис­ти­ну об­ще­на­род­ное, по­те­ря­лось в этих боль­ших сё­лах, раз­бав­лен­ных но­вы­ми людь­ми, при­ехав­ши­ми из быв­ших со­вет­ских ре­с­пуб­лик. Ма­ло ста­ло ре­бя­ти­шек, на­ча­ли пу­с­теть про­стор­ные шко­лы…

В на­ше вре­мя уце­ле­ла по­след­няя де­мо­гра­фи­че­с­кая точ­ка – обыч­ная се­мья из трёх, ино­гда – чуть боль­ше, че­ло­век. Со­вре­мен­ные мо­ло­дые се­мьи на «жи­вую нит­ку скреп­ле­ны» так на­зы­ва­е­мым граж­дан­ским бра­ком и рас­сы­па­ют­ся при ма­лей­шем жиз­нен­ном ис­пы­та­нии. Род­ст­вен­ни­ки об­ща­ют­ся ред­ко, по­мо­га­ют толь­ко са­мым близ­ким лю­дям в слу­чае край­ней не­об­хо­ди­мо­с­ти.

Вот ес­ли бы ста­рин­ный рус­ский дух р о д с т в а пе­ре­шёл бы ка­ким-ли­бо вол­шеб­ным об­ра­зом в го­ро­да и ук­руп­нён­ные сё­ла, то и со­вре­мен­ный ис­то­ри­че­с­кий путь стра­ны мог бы стать сов­сем дру­гим.

Весь мой не­ког­да об­шир­ный род су­зил­ся до раз­ме­ров мо­ей кон­крет­ной се­мьи, ген мо­е­го боль­шо­го «гор­шеч­но­го» ро­да жи­вёт лишь в мо­ём во­об­ра­же­нии. Пы­та­юсь по­нять, по­че­му рас­сы­па­лись, увя­ли ста­рые де­ре­вен­ские ро­ды, ка­кую роль в этом сы­г­ра­ли ре­во­лю­ция, вой­ны, строй­ки, це­ли­на, рас­ши­ря­ю­щи­е­ся го­ро­да… Нет от­ве­та! И стран­ная то­с­ка вре­ме­на­ми одо­ле­ва­ет ме­ня: что-то древ­нее, ис­кон­но м о ё на­по­ми­на­ет о ка­ком-то не­вы­пол­нен­ном ро­до­вом дол­ге…

Мне ка­жет­ся, что по­пу­ляр­ная фра­за «воз­рож­де­ние ге­но­фон­да стра­ны» со вре­ме­нем най­дёт свою рас­ши­ф­ров­ку в но­вых тру­дах фи­ло­со­фов, со­ци­о­ло­гов, по­ли­ти­ков, эта те­ма долж­на вол­но­вать всех ду­ма­ю­щих лю­дей стра­ны.


Александр ТИТОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования