Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №27. 06.07.2012

Запахи тюрьмы и ароматы свободы

Ав­тор кни­ги «Зо­на пу­тин­ской эпо­хи» Бо­рис Зем­цов (из­да­тель­ст­во «Ал­го­ритм») так­же по­имел опыт тю­рем­ной жиз­ни, хо­тя и не столь дли­тель­ный и дра­ма­тич­ный. Впол­не бла­го­по­луч­ный че­ло­век, из­ве­ст­ный жур­на­лист, он, в быт­ность за­мом глав­но­го ре­дак­то­ра «Не­за­ви­си­мой га­зе­ты», по­пал в скан­даль­ную ис­то­рию, свя­зан­ную с со­кры­ти­ем фак­тов ком­про­ма­та, и был осуж­дён за вы­мо­га­тель­ст­во и, «ес­те­ст­вен­но», за хра­не­ние нар­ко­ти­ков, до ку­чи. Толь­ко ору­жие не под­бро­си­ли. Не знаю, что там про­изо­ш­ло на са­мом де­ле, ско­рее все­го, не уго­дил вла­с­тям. Но срок да­ли при­лич­ный – 8 лет в зо­не стро­го­го ре­жи­ма. Прав­да, в кон­це 2011-го, че­рез три го­да по­сле при­го­во­ра, Зем­цов вы­шел на сво­бо­ду. Что лиш­ний раз до­ка­зы­ва­ет, что от су­мы и от тюрь­мы не за­ре­кай­ся, а по­са­дить в на­шем со­ци­аль­но-пра­во­вом и са­мом спра­вед­ли­вом из всех спра­вед­ли­вых го­су­дарств По­ли­не­зии мож­но каж­до­го.

Майк Кар­ле­о­не ус­та­ми Аль Па­чи­но в «Крё­ст­ном от­це» го­во­рил, что един­ст­вен­ное, че­му нас на­учи­ла вся ми­ро­вая ис­то­рия, это то­му, что убить мож­но лю­бо­го. И это то­же к нам от­но­сит­ся, да­же в боль­шей сте­пе­ни, чем где-ли­бо. Так что Зем­цов ещё лег­ко от­де­лал­ся. А ито­гом его тю­рем­но­го опы­та ста­ла эта уни­каль­ная кни­га о со­вре­мен­ной зо­не. Кни­га-спра­воч­ник, или кни­га-пу­те­во­ди­тель, на­пи­сан­ная без при­крас, а глав­ное, с ка­ким-то жиз­нен­ным оп­ти­миз­мом и да­же юмо­ром. Сло­вом, без жа­лоб и со­кру­ше­ний, а как и по­до­ба­ет муж­чи­не, чей дух не так-то лег­ко сло­мить.

Дру­гое де­ло, за­да­ёт­ся ав­тор во­про­сом, мож­но ли во­об­ще счи­тать си­ту­а­цию, ког­да че­ло­век на­хо­дит­ся в тюрь­ме, нор­маль­ной? Сам он пи­шет об этом так (ос­но­ву кни­ги со­ста­вил днев­ник, ко­то­рый Зем­цов вёл в не­во­ле и боль­шую часть ко­то­ро­го ему все­ми прав­да­ми и не­прав­да­ми уда­лось пе­ре­пра­вить дру­зь­ям): «Мно­гие из мо­их ны­неш­них со­се­дей го­во­рят с па­фос­ной гор­до­с­тью: «Я здесь до­ма, и мне здесь хо­ро­шо!» По­хо­же, врут. Не­во­ля для нор­маль­но­го че­ло­ве­ка со­вер­шен­но про­ти­во­ес­те­ст­вен­на. Воз­ду­ха и не­ба у не­го долж­но быть сколь­ко угод­но, и дви­гать­ся он дол­жен по соб­ст­вен­но­му вы­бо­ру в лю­бом на­прав­ле­нии, в лю­бое удоб­ное для не­го вре­мя, и рас­по­ря­док дня ему не дол­жен на­вя­зы­вать по­лу­гра­мот­ный, веч­но луз­га­ю­щий се­меч­ки пра­пор­щик. Впро­чем, стоп! До­воль­но фи­ло­со­фии! Зо­на – это на­ка­за­ние, для ко­го-то за­слу­жен­ное, для ко­го-то не очень, кто-то по­пал сю­да по не­до­ра­зу­ме­нию, кто-то – в ито­ге тща­тель­но спла­ни­ро­ван­ной про­во­ка­ции. И в лю­бом слу­чае это на­ка­за­ние – ис­пы­та­ние, ко­то­рое на­до вы­не­с­ти до­стой­но».

А Ма­хат­ма Ган­ди во­об­ще счи­тал, что каж­дый че­ло­век в сво­ей жиз­ни дол­жен прой­ти че­рез три ис­пы­та­ния – се­мь­ёй, тюрь­мой и вой­ной. Тог­да толь­ко и мож­но ре­шать, че­го он сто­ит. Зем­цов пи­шет: «Мне во­все не­сим­па­тич­на про­ти­во­ре­чи­вая, ме­с­та­ми про­сто лжи­вая, си­с­те­ма тю­рем­ных цен­но­с­тей. У ме­ня нет ни­ка­ких ос­но­ва­ний осуж­дать тех, кто, по­пав в зо­ну, стал на путь до­б­ро­воль­но­го со­труд­ни­че­ст­ва с ад­ми­ни­с­т­ра­ци­ей, «одел ро­га», стал «коз­лом», как здесь го­во­рят. Это их лич­ный вы­бор. Но я не мо­гу не за­ме­чать, ка­кие у боль­шин­ст­ва пред­ста­ви­те­лей «ак­ти­ва» мерз­кие ли­ца, под­лые гла­за, от­вра­ти­тель­ные ма­не­ры… Уни­каль­ный при­мер «коз­ли­ной» ка­те­го­рии – от­ряд­ный за­вхоз Юра, здо­ро­во сма­хи­ва­ю­щий на Вия из той пер­вой со­вет­ской за­ме­ча­тель­ной эк­ра­ни­за­ции бес­смерт­ной го­го­лев­ской по­ве­с­ти. В не­пол­ные со­рок лет он име­ет поч­ти двух­сот­ки­ло­грам­мо­вое сту­де­ни­с­тое рых­лое те­ло. Ку­да от­вра­ти­тель­нее его мсти­тель­ность и жад­ность до жрат­вы и про­чих под­но­ше­ний, не­по­мер­ная за­ви­ст­ли­вость. По­хо­же, ад­ми­ни­с­т­ра­ция, ре­шая глав­ную свою про­бле­му – со­дер­жать зо­ну в по­ви­но­ве­нии, де­ла­ет став­ку имен­но на под­ле­цов. Зна­чит, что-то – из­на­чаль­но не­пра­виль­но, не­че­ст­но, по­роч­но в си­с­те­ме, при­зван­ной кон­тро­ли­ро­вать, вос­пи­ты­вать и пе­ре­вос­пи­ты­вать по­па­да­ю­щих в зо­ну лю­дей. Ко­неч­но, прин­цип став­ки на «сво­ло­чей» – не но­вый, но по­че­му-то имен­но здесь он до­ве­дён до со­вер­шен­ст­ва…»

А я, про­чи­тав в кни­ге эти строч­ки, вот о чём вдруг по­ду­мал. Да ведь не толь­ко тю­рем­ная ад­ми­ни­с­т­ра­ция се­бя так ве­дёт. А и та, дру­гая, Боль­шая ад­ми­ни­с­т­ра­ция, крем­лёв­ская. И си­ту­а­ция ана­ло­гич­ная, и па­рал­ле­ли са­ми со­бой на­пра­ши­ва­ют­ся. И что­бы дер­жать Рос­сию в по­ви­но­ве­нии, то­же нуж­ны сплош­ные под­ле­цы и сво­ло­чи, вро­де за­вхо­зов юри­ков и ту­пых пра­пор­щи­ков, толь­ко ран­гом по­вы­ше. Ина­че – бунт. Ко­то­рый, кста­ти, весь­ма воз­мож­но, очень ско­ро и про­изой­дёт. Сил боль­ше нет тер­петь их сви­ную жад­ность и пу­с­тое хрю­ка­нье. До­ста­ли уже че­ст­ных фрай­е­ров… А всех не пе­ре­са­жа­е­те.

Пост­скрип­тум. Бо­рис Зем­цов так­же пре­ду­преж­да­ет: «…в ны­неш­ней си­ту­а­ции власть вы­нуж­де­на бу­дет вы­пол­нять свои обя­за­тель­ст­ва пе­ред на­ро­дом и са­жать оли­гар­хов, или, ес­ли она это­го не сде­ла­ет, при­дёт­ся са­жать тех, кто бу­дет тре­бо­вать от вла­с­ти ис­пол­не­ния сво­их обе­ща­ний». Ко­ро­че, ждут ве­сё­лень­кие вре­ме­на. Од­но­го толь­ко не мо­гу по­нять: по­че­му на об­лож­ке кни­ги в кол­ла­же зна­ме­ни­той кар­ти­ны Яро­шен­ко «Всю­ду жизнь» на­ря­ду с Ба­ту­ри­ным, Ма­в­ро­ди и Хо­дор­ков­ским изо­б­ра­же­на и Юлия Ти­мо­шен­ко? Она, вро­де бы как, из со­сед­ней стра­ны, Хох­лян­дии, там срок мо­та­ет. Или то­же уже в на­шей пу­тин­ской зо­не на шкон­ке па­рит­ся? 


Александр ТРАПЕЗНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования