Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №28. 13.07.2012

Я рассчитываю на непредсказуемый ход истории

 

Валерия Пустовая дебютировала как литературный критик в 2003 году. Вроде бы, недавно, но с тех пор случилось немало, наша словесность заметно изменилась, да и так называемая общественно-политическая жизнь страны не стояла на месте. Что же именно изменилось, в какую сторону? Это мы и попытались выяснить с Валерией Пустовой.

 

Рис. Евгения ТОНКОНОГОГО
Рис. Евгения ТОНКОНОГОГО

– В се­ре­ди­не ну­ле­вых ты бук­валь­но во­рва­лась в ли­те­ра­ту­ру с же­ла­ни­ем пе­ре­оце­нить цен­но­с­ти то­го вре­ме­ни, встрях­нуть вя­ло­те­ку­щий лит­про­цесс. Как счи­та­ешь, что-то уда­лось?

– Как здо­ро­во, я уже и не по­мню тог­даш­них сво­их це­лей, а ока­зы­ва­ет­ся, пе­ре­оце­нить и встрях­нуть. Точ­но, встрях­нуть уда­лось. Мо­ло­до­му, но­во­му ав­то­ру во­об­ще это лег­че сде­лать, чем уже при­знан­но­му или дав­но пи­шу­ще­му. Труд­нее ос­та­вать­ся но­во­стью всю жизнь – го­во­рят, да­же Пе­ле­вин не справ­ля­ет­ся.

Да и встрях­нуть лег­че, чем убе­дить. Со вре­ме­нем да­же ос­тав­ля­ешь эту уто­пи­че­с­кую за­да­чу – убеж­дать, на­чи­на­ет ка­зать­ся, что до­ста­точ­но за­деть, спро­во­ци­ро­вать чи­та­те­ля и де­ло мож­но счи­тать сде­лан­ным. Так, по­мню, что са­мой чи­та­е­мой и об­суж­да­е­мой мо­ей ста­ть­ёй ста­ло эс­се о «но­вом ре­а­лиз­ме», на­пи­сан­ное на вол­не вдох­но­ве­ния за па­ру дней. Се­рь­ёз­ные ста­тьи, к ко­то­рым дол­го го­то­вишь­ся, ску­па­ешь и про­чи­ты­ва­ешь стоп­ки книг, – рань­ше я ещё и вы­пи­с­ки де­ла­ла, есть у ме­ня где-то фот­ка: весь стол усы­пан ку­соч­ка­ми ис­пи­сан­ной бу­ма­ги, – не по­лу­ча­ют та­ко­го от­кли­ка.

В бло­гах это ста­ло сов­сем оче­вид­ным: на­пи­шешь хо­ро­шо и ос­но­ва­тель­но – ну что те­бе ска­жут, кро­ме «плюс один»? А ка­кую-ни­будь глу­пость черк­нёшь – сра­зу на­бе­гут об­щать­ся.

Что ка­са­ет­ся пе­ре­оцен­ки цен­но­с­тей, то она ско­рее про­ис­хо­ди­ла вну­т­ри. Для ме­ня цен­но­ст­ный ас­пект в ли­те­ра­ту­ре, во­об­ще в ис­кус­ст­ве, очень ва­жен. Я люб­лю кни­ги, ко­то­рые пе­ре­во­ра­чи­ва­ют вос­при­я­тие ми­ра, та­кие, по­сле ко­то­рых нель­зя жить по-преж­не­му, буд­то их не чи­тал.

– На­сто­я­щие кри­ти­ки име­ют дар оча­ро­вы­вать­ся. Ты это­му то­же под­вер­же­на. А ра­зо­ча­ро­ва­ния есть?

– Ра­зо­ча­ро­ва­ния все­гда след­ст­вие оча­ро­ва­ний. Ни­как ина­че. Ес­ли бы я не счи­та­ла, что За­хар При­ле­пин кру­той эс­се­ист, вряд ли бы ме­ня за­де­ло, что его ро­ман «Чёр­ная обе­зь­я­на», мно­го­обе­ща­ю­щий в язы­ко­вом от­но­ше­нии, раз­ва­ли­ва­ет­ся на ку­с­ки и сам не зна­ет, че­му по­свя­щён и что ему де­лать с вы­ве­ден­ной ав­то­ром ора­вой де­тей. И ес­ли бы не счи­та­ла Льва Да­нил­ки­на вир­ту­оз­ным кри­ти­ком, вряд ли бы мне по­ка­за­лось не­до­б­ро­со­ве­ст­ным его за­ме­ча­ние, что При­ле­пин, мол, «оп­рав­дал все вос­тор­жен­ные аван­сы в «Чёр­ной обе­зь­я­не». И ес­ли бы не влю­би­лась в ум­ный блог Сер­гея Куз­не­цо­ва, раз­ве бы­ла бы огор­че­на тем, как он в ро­ма­не для под­ро­ст­ков «Жи­вые и взрос­лые» спе­ку­ли­ру­ет на иде­ях, вы­ра­жен­ных ку­да бо­лее тон­ко и ху­до­же­ст­вен­но в его се­мей­ной са­ге «Хо­ро­вод во­ды»? На­ко­нец, моя и во­все лю­би­мая пи­са­тель­ни­ца Ан­на Ста­ро­би­нец, ко­то­рая пер­вые свои ми­с­ти­че­с­кие ве­щи со­зда­ла на та­ком раз­дра­жён­ном нер­ве, поч­ти ин­стинк­те ужас­но­го, в ро­ма­не «Жи­ву­щий» вдруг взя­лась хлад­но­кров­но, ло­ги­че­с­ки сво­дить кон­цы с кон­ца­ми, про­ва­лив, как мне ка­жет­ся, вто­рую по­ло­ви­ну. Этот её ро­ман вы­ст­ро­ен слож­но – а зву­чит на­ив­но. В бо­лее ран­ней по­ве­с­ти «До­мо­сед» бы­ло на­обо­рот.

Ра­зо­ча­ро­ва­ние – по­то­му что по­ни­ма­ешь: ав­тор обе­щал боль­шее. С дру­гой сто­ро­ны, по­то­му и ли­те­ра­ту­ра – про­цесс, что жизнь идёт, ав­тор ме­ня­ет­ся. Ес­ли ог­ля­ды­вать­ся всё вре­мя на то, ка­кие ты там раз­дал в де­бют­ной ве­щи аван­сы и че­го от те­бя ожи­да­ют, луч­ше во­об­ще бро­сить пи­сать. По­это­му я к сво­им и чу­жим ра­зо­ча­ро­ва­ни­ям от­но­шусь сни­с­хо­ди­тель­но. Глав­ное – по­чув­ст­во­вать, что в че­ло­ве­ке ис­кра, све­че­ние, тог­да мож­но пре­спо­кой­но ждать ве­щей, до­стой­ных его та­лан­та.

– Ты сра­зу на­чи­на­ла как тол­сто­жур­наль­ный кри­тик. Что се­го­дня для те­бя тол­стые жур­на­лы?

– От­лич­ная пло­щад­ка для де­бю­та, преж­де все­го. В жур­на­ле в са­мом де­ле лег­че де­бю­ти­ро­вать, по­сколь­ку к ав­то­рам там от­но­сят­ся до­ста­точ­но бес­ко­ры­ст­но, не ожи­дая от них при­бы­ли. К то­му же ни­ка­кая дру­гая ли­те­ра­тур­ная сре­да так рев­но­ст­но не сле­дит за но­вы­ми име­на­ми. Ну и ес­ли го­во­рить об от­де­ле, где я сей­час под­ви­за­юсь, – ни в ка­ком дру­гом ме­с­те так ра­бо­тать с мо­ло­дым кри­ти­ком, идя на­вст­ре­чу его ин­те­ре­сам и уга­ды­вая скры­тый по­тен­ци­ал, не бу­дут.

Что ка­са­ет­ся мо­ей ори­ен­та­ции на тол­стые жур­на­лы – в ка­кой-то мо­мент я по­чув­ст­во­ва­ла её как ог­ра­ни­че­ние. Нор­маль­но ведь как? Пи­шет кри­тик ре­цен­зии в га­зе­ту, ко­лон­ки на сайт – тут при­хо­дит ре­дак­тор тол­сто­го жур­на­ла и го­во­рит: а на­пи­ши всё это обоб­щён­но, рас­ска­жи про кар­ти­ну в це­лом. У ме­ня всё на­обо­рот бы­ло. Я та­кая бы­ла де­воч­ка с длин­ны­ми ста­ть­я­ми, длин­ны­ми мыс­ля­ми, со­чи­не­ния в шко­ле пи­са­ла на те­т­рад­ку, дип­лом в уни­вер­си­те­те – на дис­сер­та­цию, ста­тьи – в сред­нем по­лос на двад­цать. И вот од­наж­ды слу­чил­ся, прям как у пи­са­те­лей, рань­ше бы не по­ве­ри­ла – кри­зис язы­ка. До не­мо­ты, не мог­ла фра­зы вы­да­вить. Ста­ла с этим ра­бо­тать, учи­лась пи­сать мо­биль­нее, лег­че, ём­че. ЖЖ на этой вол­не за­ве­ла. И по­сте­пен­но вер­ну­лось за­бы­тое уже удо­воль­ст­вие от са­мо­го про­цес­са пись­ма, ощу­ще­ние вы­ска­зы­ва­ния как твор­че­ст­ва. Са­мой ве­се­лее ста­ло.

По­это­му те­перь я ста­ра­юсь не толь­ко в жур­на­лы, но и в га­зе­ту и на сай­ты пи­сать. Что­бы бо­лее жё­ст­кие рам­ки чув­ст­во­вать. И что уди­ви­тель­но – длин­но пи­сать да­же ра­зу­чи­лась. Не мо­гу пред­ста­вить, как рань­ше по­лу­ча­лось.

Кста­ти, у ме­ня же толь­ко что книж­ка вы­шла! В из­да­тель­ст­ве РГГУ. Так и на­зы­ва­ет­ся: «Тол­стая кри­ти­ка». В ней со­бра­ны ста­тьи, на­пи­сан­ные для тол­стых жур­на­лов. Каж­дая ста­тья как ма­лень­кая по­весть про ли­те­ра­ту­ру. Про вой­ну, сказ­ки, ан­ти­уто­пию, ге­роя и на дру­гие по­пу­ляр­ные у пи­са­те­лей сю­же­ты. С глав­ка­ми. На сай­те из каж­дой та­кой жур­наль­ной ста­тьи сде­ла­ли бы пять.

– Есть ли се­го­дня пи­ща для ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки?

– Боль­ше, чем ког­да-ли­бо. Са­мые раз­ные на­прав­ле­ния ужи­ва­ют­ся, сме­ши­ва­ют­ся и на книж­ных пол­ках, и в про­из­ве­де­ни­ях. Ли­те­ра­ту­ру ожи­ви­ла и эта но­вая её ори­ен­та­ция на зло­бу дня. Но­вый, бо­лее при­клад­ной ста­тус ли­те­ра­ту­ры, да и ис­кус­ст­ва в це­лом. Слу­жа об­ще­ст­ву, от­кли­ка­ясь на его ин­те­ре­сы, ли­те­ра­ту­ра по­сба­ви­ла са­мо­до­воль­ст­ва, оза­бо­ти­лась чем-то по­ми­мо се­бя. Это, я счи­таю, на поль­зу. Сло­ву луч­ше быть про­вод­ни­ком, а не идо­лом. В то же вре­мя мгно­вен­ная ре­ак­ция ис­кус­ст­ва на со­бы­тия: по­яв­ле­ние ху­до­же­ст­вен­ных книг об ак­ту­аль­ной си­ту­а­ции на Кав­ка­зе, рас­цвет граж­дан­ской ли­ри­ки, рост дра­ма­тур­гии на по­ли­ти­че­с­кие те­мы – ук­ре­пи­ла ав­то­ри­тет ли­те­ра­ту­ры в гла­зах пуб­ли­ки.

– Как по­жи­ва­ет «По­пу­ган»?

– Спа­си­бо, здо­ро­вы. Про­ект раз­ви­ва­ет­ся. Вот впер­вые с Али­сой Га­ни­е­вой (тре­тья уча­ст­ни­ца груп­пы, Еле­на По­го­ре­лая, по­ехать не смог­ла) про­ве­ли ве­чер на­ших ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­с­ких игр и за­га­док на ан­г­лий­ском язы­ке. Это бы­ло в Нью-Йор­ке, в рам­ках дней рус­ских ис­кусств, под­го­тов­лен­ных не­ком­мер­че­с­кой ор­га­ни­за­ци­ей «Causa Artium». На ве­че­ре при­сут­ст­во­ва­ли про­за­и­ки Сер­гей Шар­гу­нов и Алек­сандр Сне­ги­рёв – они то­же уча­ст­во­ва­ли в нью-йорк­ской про­грам­ме – так они сна­ча­ла от­се­ли от нас на са­мый даль­ний стол (де­ло бы­ло в уни­вер­си­тет­ской ау­ди­то­рии), но­ги све­си­ли да­же в про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну. Ти­па они с эти­ми дву­мя чу­дач­ка­ми – в пё­с­т­рых пла­ть­ях, с плю­ше­вым мед­ве­дем в ру­ках – не зна­ко­мы. А в те­че­ние ве­че­ра – ни­че­го, раз­вер­ну­лись, вклю­чи­лись в про­цесс.

Но фор­мат иг­ро­вых ве­че­ров нам уже не­мно­го при­ел­ся. Сей­час мы за­хва­че­ны но­вой иде­ей, ре­зуль­та­ты на­де­ем­ся пред­ста­вить осе­нью.

– Я встре­чал те­бя на про­те­ст­ных ше­ст­ви­ях и ми­тин­гах. За­чем ты их по­се­ща­ешь?

– А ты за­чем?.. Ну, что­бы со­здать у вла­с­ти ус­той­чи­вое ощу­ще­ние, что её ре­ше­ния в об­ще­ст­ве вос­при­ни­ма­ют­ся не­од­но­знач­но и с этим ей нуж­но счи­тать­ся. По­ка­зать своё не­рав­но­ду­шие.

Глав­ным же об­ра­зом хо­чет­ся по­быть сре­ди че­ст­ных, ду­ма­ю­щих, ини­ци­а­тив­ных и изо­б­ре­та­тель­ных лю­дей. Это ок­ры­ля­ет.

Во­об­ще я своё по­ли­ти­че­с­кое не­рав­но­ду­шие не пе­ре­оце­ни­ваю. Есть на­сто­я­щие граж­дан­ские ак­ти­ви­с­ты, ко­то­рые по­ли­ти­ку, борь­бу за пра­ва, от­сле­жи­ва­ние не­спра­вед­ли­во­с­ти сде­ла­ли вто­рой про­фес­си­ей. Я бес­ко­неч­но ува­жаю этих лю­дей, но са­му ме­ня боль­ше во­оду­шев­ля­ет ис­кус­ст­во, чем пра­во. К то­му же я во­об­ще не ве­рю ни в ре­во­лю­цию, ни в воз­мож­ность кар­ди­наль­но и на­дол­го улуч­шить ту­тош­нее су­ще­ст­во­ва­ние. По­то­му что тут зем­ля, мир во зле, вол­ки зай­чи­ка гры­зут, ну и по­доб­ные уже ба­наль­но­с­ти, ко­то­рые я, од­на­ко, жи­во чув­ст­вую на опы­те. На зем­ле всё не на­всег­да, всё вы­те­ка­ет из рук, и дей­ст­ви­тель­ный итог лю­бо­го по­ступ­ка ни­ког­да не про­счи­тать. Ина­че как бы так по­лу­чи­лось, что в про­шлом ве­ке по­бе­да над не­ра­вен­ст­вом окон­чи­лась за­ка­ба­ле­ни­ем на­ро­дов?

Ну и да, я тот жал­кий, сво­ей ду­шой оза­бо­чен­ный объ­ект са­ти­ры При­ле­пи­на. Бле­с­тя­щий у не­го, ри­то­ри­че­с­ки бе­зу­преч­ный ро­лик на «Дож­де» – про то, что на­до на­ка­зы­вать по­дон­ка, а не се­бя. Это пря­мо в мой ого­род, и, яс­но, та­ких, как я, – ко­то­рые ду­ма­ют, что, ме­няя се­бя, мож­но что-то из­ме­нить в Рос­сии.

Про­бле­ма в том, что ро­лик При­ле­пи­на име­ет и об­рат­ную ло­ги­ку. Он го­во­рит, что не обя­за­тель­но ста­но­вить­ся сча­ст­ли­вым, что­бы сде­лать сча­ст­ли­вой стра­ну. Вер­но и об­рат­ное: в сча­ст­ли­вой стра­не ты не обя­за­тель­но бу­дешь до­во­лен со­бой и ми­ром.

В ча­ст­ной, обы­ден­ной жиз­ни пра­ви­ло «нач­ни с се­бя» ра­бо­та­ет, как я мно­го раз убеж­да­лась. В ча­ст­ной жиз­ни, что­бы одо­леть по­дон­ка – бы­ва­ет до­ста­точ­но его про­стить. И ни­ког­да ни­че­го ни­ко­му нель­зя до­ка­зать, вну­шить, вме­нить – толь­ко се­бе, по­это­му ре­ше­ние вся­кой си­ту­а­ции и при­хо­дит­ся на­чи­нать с се­бя, что ты – един­ст­вен­ная ре­аль­ность, по-на­сто­я­ще­му на­хо­дя­ща­я­ся в тво­ей во­ле.

Ра­бо­та­ет ли это в боль­ших мас­шта­бах го­су­дар­ст­ва – во­прос. И При­ле­пин не на­прас­но его ста­вит, он мо­ло­дец. И всё же я про­дол­жаю ве­рить, что лю­бой от­дель­ный сча­ст­ли­вый, ре­а­ли­зо­вав­ший­ся, че­ст­ный че­ло­век уже спа­са­ет мир.

– Ме­ня в по­след­нее вре­мя вол­ну­ет та­кой во­прос: чем кон­крет­но мож­но объ­яс­нить не­лю­бовь не­ма­лой ча­с­ти ли­те­ра­то­ров к су­ще­ст­ву­ю­щей вла­с­ти? Ведь, су­дя по их ху­до­же­ст­вен­ным про­из­ве­де­ни­ям, при­чин-то осо­бых нет…

– По ка­ким имен­но ху­до­же­ст­вен­ным про­из­ве­де­ни­ям су­дя? Дми­т­рий Бы­ков дав­но ве­дёт борь­бу с ре­жи­мом ста­биль­но­с­ти и теп­ло­хлад­но­го ну­ля, под­кла­ды­вая под не­го за­мед­лен­ные бом­бы «Эва­ку­а­тор» и «ЖД». Иль­дар Абу­зя­ров что ни ро­ман на­пи­шет, то о ре­во­лю­ци­о­не­рах, бро­сив­ших вы­зов гло­баль­но­му об­ще­ст­ву сы­тых, – «ХУШ», «Аг­ро­бле­ние по-ол­бан­ски». Алек­сей Ива­нов в «Блу­де и МУ­ДО», Па­вел Кру­са­нов в «Во­ро­не бе­лом», Ири­на Бо­га­ты­рё­ва в «Сек­тан­тах» ищут аль­тер­на­тив­ные фор­мы со­ци­аль­но­го ус­т­рой­ст­ва. Твои вот про­из­ве­де­ния по­чи­та­ешь – во­об­ще хо­чет­ся рос­сий­ские го­ро­да и де­рев­ни сбрыз­нуть вто­рым По­то­пом.

Не­до­воль­ст­во, не­бла­го­по­лу­чие, уду­ша­ю­щая, не твор­че­с­кая, не сво­бод­ная жизнь – глав­ная те­ма ли­те­ра­ту­ры «ну­ле­вых». Пре­до­щу­ще­ние или гро­зы, или кол­лап­са. Дру­гое де­ло, что не­до­воль­ст­во для пи­са­те­ля – во­об­ще глав­ный твор­че­с­кий им­пульс. И для че­ло­ве­ка, при­ча­ст­но­го к ис­кус­ст­ву, очень это ха­рак­тер­но – ото­звать­ся на про­те­ст­ные на­ст­ро­е­ния в об­ще­ст­ве.

Про­сто не пи­са­тель­ское это де­ло – ре­жим под­дер­жи­вать. Пи­са­тель, как, кста­ти, и ин­тел­ли­гент, дол­жен быть не­мно­го в сто­ро­не, что­бы объ­ём­но и ос­т­ро вос­при­ни­мать си­ту­а­цию. Что­бы не знать за­ра­нее, что он хо­чет ска­зать.

– Ны­неш­ние пер­вые ли­ца го­су­дар­ст­ва в кон­це кон­цов со­ста­рят­ся, не смо­гут ру­лить или во­все уй­дут в мир иной. Что, по тво­им про­гно­зам, бу­дет даль­ше, ес­ли нефть и газ не упа­дут в це­не и не за­кон­чат­ся, – длин­ная ве­ре­ни­ца пре­ем­ни­ков или не­что иное?

– Я рас­счи­ты­ваю на не­пред­ска­зу­е­мый ход ис­то­рии. На­де­юсь, что этим хо­дом не ста­нет ми­ро­вая вой­на, тог­да но­во­го рас­цве­та ци­ви­ли­за­ции при­дёт­ся ждать очень дол­го и боль­но. В лю­бом слу­чае мно­гие мои дру­зья ощу­ща­ют, что гря­дут пе­ре­ме­ны, на фо­не ко­то­рых сме­на рос­сий­ской вла­с­ти – толь­ко де­таль па­но­ра­мы. Власть, так упор­но со­хра­ня­ю­щая преж­ние при­выч­ки, ори­ен­ти­ро­ван­ная на ржа­вые тех­но­ло­гии, ока­ме­не­лую куль­ту­ру и ус­та­рев­шие мо­де­ли эко­но­ми­ки, не удер­жит­ся в но­вых ус­ло­ви­ях. 


Беседовал Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования