Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №28. 13.07.2012

Линия наготы

– Как вы по­ни­ма­е­те, по­во­дом для на­ше­го раз­го­во­ра по­слу­жил фильм «Ли­ния на­го­ты».

– Это не удив­ля­ет. Бы­ло бы стран­но, ес­ли бы по­во­дом был фильм «Пе­ре­си­лие».

– Ан­д­рей, а по­че­му бы нет? Да­вай­те от­тал­ки­вать­ся от «Пе­ре­си­лия». «Ли­ния на­го­ты» – это ведь на­го­та в пря­мом смыс­ле сло­ва, об­на­жён­ные фо­то­мо­де­ли…

– И их вну­т­рен­ний мир, ко­то­рый в оп­ре­де­лён­ном смыс­ле про­ти­во­по­с­тав­ля­ет­ся то­му, что по­лу­ча­ет­ся в ре­зуль­та­те фо­то­съём­ки.

Андрей ВЕТЕР
Андрей ВЕТЕР

– В филь­ме «Пе­ре­си­лие» то­же есть об­на­жён­ное те­ло. И по со­вет­ским вре­ме­нам, та­кая об­на­жён­ка бы­ла за­пре­дель­ной. Как вы ре­ши­лись? И как ре­ши­лись ва­ши ак­т­ри­сы? Дол­го при­шлось уго­ва­ри­вать?

– Не по­ве­ри­те, но уго­ва­ри­вать не при­хо­ди­лось ни­ко­го. Все до­ве­ря­ли мне. Не мо­гу объ­яс­нить при­чи­ну та­ко­го до­ве­рия, но все до­ве­ря­ли. Нуж­но за­лезть в бо­ло­то – ны­ря­ли в бо­ло­то, вы­ма­зы­ва­лись с го­ло­вы до ног гря­зью. Нуж­но раз­деть­ся – раз­де­ва­лись. Это ка­са­ет­ся как фо­то­мо­де­лей, так и ак­т­рис. Соб­ст­вен­но, кто сни­мал­ся в мо­их филь­мах? Мне во всём по­мо­га­ли дру­зья, ни о ка­ких про­фес­си­о­наль­ных ак­тё­рах ре­чи не мог­ло быть. Это был та­кой меж­ду­со­бой­чик, ко­то­рый вно­сил в на­шу обы­ден­ность яр­кие кра­с­ки: лю­бая ки­но­съём­ка пре­вра­ща­лась в ув­ле­ка­тель­ное со­бы­тие. Ес­ли нуж­ны бы­ли ло­ша­ди, мы от­прав­ля­лись в Дуб­ну, там на­хо­ди­лась ко­нюш­ня, ко­то­рой нам раз­ре­ша­лось поль­зо­вать­ся по на­ше­му же­ла­нию. Мы там ос­та­ва­лись на не­сколь­ко дней, спа­ли на се­но­ва­ле, чи­с­ти­ли ло­ша­дей и т.д. Ес­ли в го­ло­ве воз­ни­кал за­мы­сел ка­кой-то эро­ти­че­с­кой сце­ны, я зво­нил тем, кто ка­зал­ся мне при­год­ным для та­кой сце­ны, и они при­ез­жа­ли.

– А «Пе­ре­си­лие»? Кто там сни­мал­ся?

– Пер­вой, кто раз­дел­ся для это­го филь­ма, бы­ла ба­ле­ри­на. Ма­ри­ан­на Рыж­ки­на. Те­перь она со­ли­ст­ка Боль­шо­го те­а­т­ра, а тог­да учи­лась на по­след­нем кур­се хо­рео­гра­фи­че­с­ко­го учи­ли­ща. Мне труд­но объ­яс­нить, что по­бу­ди­ло её к это­му. Мы не на­столь­ко уж бы­ли близ­ки­ми дру­зь­я­ми, что­бы она вот так взя­ла и при­ня­ла моё пред­ло­же­ние. И это ведь не ра­ди скан­даль­ной сла­вы, че­рез ко­то­рую мож­но лег­ко «за­све­тить­ся» и за­ра­бо­тать пер­вые оч­ки по­пу­ляр­но­с­ти. Фильм-то не пред­наз­на­чал­ся для по­ка­за. Мы сни­ма­ли под­поль­ные филь­мы, на­сто­я­щий ан­де­г­ра­унд, их по­ка­зы­ва­ли на фе­с­ти­ва­лях так на­зы­ва­е­мо­го аль­тер­на­тив­но­го ки­но.

– А кто ещё при­ни­мал уча­с­тие в ва­ших про­ек­тах?  

– Дру­зья, толь­ко мои дру­зья. Ес­ли вы спра­ши­ва­е­те, уча­ст­во­вал ли в мо­их филь­мах кто-ни­будь из зна­ме­ни­то­с­тей, то нет, не уча­ст­во­вал. Мне по­мо­гал ино­гда Ки­рилл Не­мо­ля­ев (ны­не из­ве­ст­ный му­зы­кант), прав­да, «Пе­ре­си­лие» обо­шло его сто­ро­ной. Там бы­ли мои то­ва­ри­щи по ин­сти­ту­ту, но они не раз­де­ва­лись, ес­ли вы спра­ши­ва­е­те про об­на­жён­ку. Для «Пе­ре­си­лия» раз­де­лась и до­воль­но сме­ло по­ка­за­ла се­бя Ве­ра Бра­тусь, моя хо­ро­шая при­ятель­ни­ца в те го­ды. Об­ра­щаю вни­ма­ние, что это не по­друж­ка для ин­тим­ных встреч, а оба­я­тель­ней­шая де­вуш­ка, с ко­то­рой мы об­суж­да­ли На­бо­ко­ва и До­сто­ев­ско­го. То есть в этих ки­но­съём­ках от­сут­ст­во­вал вся­кий сек­су­аль­ный под­текст, ни­ка­ких сек­су­аль­ных по­полз­но­ве­ний. Но как она по­зи­ро­ва­ла с мор­ской ра­ко­ви­ной! Это бы­ло ба­лан­си­ро­ва­ние на гра­ни не­при­ли­чия.

Осо­бен­ность лю­бых съё­мок у ме­ня за­клю­ча­лась в том, что ни­кто по­ня­тия не имел о сце­на­рии. Ни­ка­ко­го сце­на­рия в та­ких филь­мах не су­ще­ст­во­ва­ло. И тем цен­нее мне до­ве­рие мо­их дру­зей. На­вер­ное, бы­ла во мне в те го­ды убе­ди­тель­ность, ко­то­рая за­став­ля­ла их со­гла­шать­ся на лю­бой экс­пе­ри­мент. Я го­во­рил, что мне это на­до, и они со­гла­ша­лись без ко­ле­ба­ний. Это ведь ещё и опыт, очень не­о­быч­ный опыт. Ду­маю, что ма­ло кто пред­став­ля­ет на са­мом де­ле, что та­кое раз­деть­ся пе­ред ки­но­ка­ме­рой, под яр­ки­ми ос­ве­ти­те­ля­ми. В этот мо­мент воз­ни­ка­ет на фи­зи­че­с­ком уров­не ощу­ще­ние, буд­то на те­бе сфо­ку­си­ро­ва­ны взгля­ды все­го ми­ра. Про­сто пе­ред за­ст­ре­ко­тав­шей ки­но­ка­ме­рой ту­шу­ют­ся мно­гие, а уж раз­дев­шись до­го­ла… Опыт со­вер­шен­но чу­жой жиз­ни, в ко­то­рой мож­но то, че­го нель­зя в обыч­ной жиз­ни. 

Од­на из мо­их пер­вых мо­де­лей ска­за­ла, что я рас­кре­по­с­тил её, она из­ба­ви­лась от мно­гих ком­плек­сов, на­чав фо­то­гра­фи­ро­вать­ся у ме­ня. А бы­ла ведь за­жа­той. Ког­да я впер­вые при­от­крыл её грудь, толь­ко на­мек­нул на то, что сей­час из-под одеж­ды мо­жет по­явить­ся грудь, она чуть со­зна­ние не по­те­ря­ла, – на­столь­ко ве­лик был её ужас пе­ред раз­де­ва­ни­ем на гла­зах у муж­чи­ны… А дру­гие лег­ко ски­ды­ва­ли одеж­ду. При­хо­ди­ли и на пер­вой же встре­че сни­ма­ли с се­бя всё. Это у ко­го как. Вто­рой ва­ри­ант, ко­неч­но, удоб­нее для ра­бо­ты, но для мо­е­го филь­ма «Ли­ния на­го­ты» ин­те­рес­нее судь­ба тех, кто об­на­жал­ся, что­бы пре­одо­леть се­бя.   

– Ну и те­перь са­мое вре­мя пе­рей­ти к «Ли­нии на­го­ты». Как при­шла в го­ло­ву идея снять та­кой фильм?

– Сна­ча­ла про­сто хо­те­лось по­рас­суж­дать об эро­ти­ке. Зна­е­те, у каж­до­го ведь свои пред­став­ле­ния о том, что та­кое эро­ти­ка. Мно­гие пу­та­ют эро­ти­ку и пор­но, эро­ти­ку и об­на­жён­ку. А ведь эро­ти­ка – не обя­за­тель­но на­го­та. Эро­тич­ной мо­жет быть одеж­да, ма­ки­яж, при­чё­с­ка, взгляд. Жен­щи­на в одеж­де ча­с­то вы­гля­дит эро­тич­нее и сек­су­аль­нее, чем во­все без одеж­ды. Вот ещё один тер­мин – сек­су­аль­ность. И это то­же не эро­ти­ка.

– И что же та­кое эро­ти­ка, по-ва­ше­му?

– Вряд ли мож­но сфор­му­ли­ро­вать это од­ной фра­зой. Эро­ти­ка – это та­нец, за­став­ля­ю­щий на­ше серд­це бить­ся бы­с­т­рее, по­то­му что мы при­бли­жа­ем­ся к кра­со­те че­ло­ве­че­с­кой при­ро­ды по до­ро­ге, ко­то­рая мо­жет при­ве­с­ти нас к сек­су, но не при­во­дит. Та­нец – это ус­лов­ность, ко­неч­но. Та­нец – в том смыс­ле, что это не про­сто дви­же­ния и по­зы, а тон­ко вы­ст­ро­ен­ная пла­с­ти­ка те­ла. Но секс – это не эро­ти­ка. Сек­су­аль­ная сце­на не име­ет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к эро­ти­ке.

– А как же клас­си­че­с­кие филь­мы это­го жа­н­ра «Эм­ма­ну­эль», «9 1/2 не­дель» и про­чие? Это же эро­ти­ка?

– Нет, это кра­си­во сня­тые сек­су­аль­ные сце­ны, но не эро­ти­ка. Есть тан­цу­ю­щая ба­ле­ри­на, а есть жен­щи­на в ба­лет­ной «пач­ке», раз­гу­ли­ва­ю­щая ту­да и об­рат­но по сце­не. Од­на из де­ву­шек ска­за­ла мне в филь­ме «Ли­ния на­го­ты», что на­го­та – это осо­бый вид кра­с­ки для ху­дож­ни­ка. Кто и как поль­зу­ет­ся ею – это дру­гой во­прос. Ес­ли жен­щи­на при­ни­ма­ет душ или ку­па­ет­ся на­ги­шом в ре­ке, у нас при­ня­то на­зы­вать это эро­ти­че­с­кой сце­ной. По­че­му? В чём тут эро­ти­ка? А ес­ли за­снять ро­ды? То­же эро­ти­ка, толь­ко жё­ст­кая? Или как? Нет, эро­ти­ка – это иг­ра. Это не за­иг­ры­ва­ние с сек­су­аль­ной те­мой, а иг­ра с об­на­жён­ным те­лом. Ког­да по­ка­зан сек­су­аль­ный акт – это уже не эро­ти­ка, по­то­му что секс – это не эро­ти­ка, да­же ес­ли его очень кра­си­во за­снять на плён­ку. 

– Вы же ска­за­ли, что эро­ти­ка не обя­за­тель­но оз­на­ча­ет об­на­же­ние.

– Не обя­за­тель­но об­на­же­ние. Но ес­ли те­ло оде­то, то в нём всё рав­но долж­на ощу­щать­ся на­го­та, одеж­да бу­дет вы­сту­пать об­ма­ном, лож­ным зер­ка­лом. Тог­да это эро­ти­ка. По­ни­ма­е­те? Одеж­да долж­на под­чёр­ки­вать те­ло. Это труд­но объ­яс­нить, по­то­му что ото­всю­ду под­кра­ды­ва­ет­ся сек­су­аль­ность, с по­мо­щью ко­то­рой лю­ди ма­ни­пу­ли­ру­ют друг дру­гом.

– Вам не ка­жет­ся, что секс и эро­ти­ка – са­мые слож­ные ма­те­рии? 

– Ес­ли не са­мые слож­ные, то очень слож­ные, не­од­но­знач­ные, по­рой опас­ные. Секс про­буж­да­ет в че­ло­ве­ке зве­ря. Толь­ко ду­хов­но раз­ви­тые лю­ди уме­ют за­ни­мать­ся лю­бо­вью, ос­таль­ные про­сто со­во­куп­ля­ют­ся. И рев­ность – она ведь из чув­ст­ва сек­су­аль­ной соб­ст­вен­но­с­ти про­ис­те­ка­ет. Са­мое ужас­ное в че­ло­ве­че­с­ких от­но­ше­ни­ях – рев­ность. Не будь рев­но­с­ти, ис­чез­ла бы до­б­рая по­ло­ви­на кон­флик­тов. Ра­зу­ме­ет­ся, вся эро­ти­ка по­ст­ро­е­на на ин­те­ре­се к сек­су. Сколь­ко бы ни го­во­ри­ли ху­дож­ни­ки, что они ин­те­ре­су­ют­ся об­на­жён­ным те­лом толь­ко из эс­те­ти­че­с­ких со­об­ра­же­ний, это ложь. Их все­гда ин­те­ре­су­ет сек­су­аль­ность, воз­буж­да­ю­щая сто­ро­на че­ло­ве­ка (и преж­де все­го жен­щи­ны). Это при­вле­ка­ет и зри­те­ля в кар­ти­нах, фо­то­гра­фи­ях, филь­мах. Это ос­но­ва от­но­ше­ний муж­чи­ны и жен­щи­ны, об этом да­же го­во­рить скуч­но.

– Но всё-та­ки вы взя­лись за раз­го­вор об эро­ти­ке в ис­кус­ст­ве? «Ли­ния на­го­ты» по­свя­ще­на кон­крет­но этой те­ме?

– Не столь­ко всё-та­ки об эро­ти­ке, сколь­ко о ра­бо­те мо­де­лей в жа­н­ре «Ню». По боль­шо­му счё­ту, об этом ни­кто до сих пор не снял ни од­но­го филь­ма. Мне хо­те­лось и с фо­то­гра­фа­ми об­су­дить, как они де­ла­ют и по­че­му де­ла­ют свои фо­то­гра­фии. И с мо­де­ля­ми. Но ока­за­лось, что фо­то­гра­фы за­комп­лек­со­ван­нее, чем их мо­де­ли. Они бо­ят­ся от­крыть­ся. Де­вуш­ки рас­ска­зы­ва­ют о се­бе очень ин­те­рес­но, они че­ст­ны и от­кро­вен­ны, а фо­то­гра­фы пря­чут­ся в сво­ей «твор­че­с­кой» скор­лу­пе. В ос­нов­ном они лгут, вы­ду­мы­ва­ют ка­кие-то вы­со­кие ма­те­рии, а ис­ти­на про­ста – им нра­вит­ся секс. Они за­ни­ма­ют­ся сек­сом, ког­да фо­то­гра­фи­ру­ют. Не в пря­мом смыс­ле сло­ва, ко­неч­но, но это оп­ре­де­лён­ный вид сек­су­аль­но­го удо­воль­ст­вия для них. Есть же лю­ди, ко­то­рым нра­вит­ся про­сто смо­т­реть на го­лое те­ло, не всту­пая с ним в кон­такт. Та­кие лю­ди по­лу­ча­ют фи­зи­че­с­кое удо­воль­ст­вие, а не эс­те­ти­че­с­кое. И мне ка­жет­ся, что мно­гие фо­то­гра­фы от­но­сят­ся к этой ка­те­го­рии. Ина­че они мог­ли бы рас­ска­зать о се­бе без бо­яз­ни быть не­по­ня­ты­ми. «Это кра­си­во», – слиш­ком аб­ст­ракт­но, рас­плыв­ча­то, что­бы слу­жить дей­ст­ви­тель­ным объ­яс­не­ни­ем. Всё во­круг кра­си­во. Не­бо, цве­ты, ко­шеч­ки, по­пу­гай­чи­ки. Од­на­ко эти фо­то­гра­фы пред­по­чи­та­ют ра­бо­тать с го­лым жен­ским те­лом. И при­чи­ну на­звать не мо­гут. А вот де­вуш­ки рас­ска­зы­ва­ют, от­кры­ва­ют са­мые по­та­ён­ные угол­ки ду­ши. Они не стес­ня­ют­ся го­во­рить, у них есть сме­лость по­де­лить­ся и твор­че­с­кой сто­ро­ной, и сво­и­ми ком­плек­са­ми, ко­то­рые при­ве­ли их под объ­ек­тив. Я бы ска­зал, что они, мо­де­ли, – глав­ное в фо­то­гра­фи­ях, а не фо­то­гра­фы. В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев фо­то­гра­фы пу­с­ты. По­нят­но, что я не обо всех го­во­рю, я не всех знаю, но со мно­ги­ми пы­тал­ся до­го­во­рить­ся о съём­ке. От­сю­да и ощу­ще­ние от них – вы­со­ко­ме­рия, за ко­то­рым пря­чет­ся пу­с­то­та. Но не­ко­то­рые фо­то­гра­фы и ху­дож­ни­ки про­из­ве­ли на ме­ня пре­крас­ное впе­чат­ле­ние, на­столь­ко бо­гат и ин­те­ре­сен их вну­т­рен­ний мир. Они по-на­сто­я­ще­му по­мог­ли. Хо­чет­ся на­де­ять­ся, что я то­же в чём-то по­мог им.  

– Раз мы ве­дём раз­го­вор об эро­ти­ке в ва­шем твор­че­ст­ве, не мо­гу не спро­сить о ва­ших кни­гах: там мно­го эро­ти­ки? 

– В мо­их кни­гах (в не­ко­то­рых) при­сут­ст­ву­ет секс. Всё на­пи­са­но ли­те­ра­тур­но, где-то на­ту­ра­ли­с­тич­нее, где-то по­этич­нее, но это не эро­ти­ка. Мне ка­жет­ся, что в ли­те­ра­ту­ре эро­ти­ка во­об­ще от­сут­ст­ву­ет, хо­тя при­ня­то счи­тать, что су­ще­ст­ву­ет эро­ти­че­с­кая ли­те­ра­ту­ра. Есть ли­те­ра­ту­ра на сек­су­аль­ные те­мы, ро­ма­ны о сек­су­аль­ных по­хож­де­ни­ях, но это не эро­ти­ка. Толь­ко из-за то­го, что за всей этой те­мой сто­ит Эрос, вряд ли сле­ду­ет на­зы­вать эти ро­ма­ны и рас­ска­зы эро­ти­че­с­кой ли­те­ра­ту­рой. Эро­ти­ка – преж­де все­го изы­с­кан­ность, утон­чён­ность, сма­ко­ва­ние вку­са. На мой взгляд, дав­но про­изо­ш­ла под­ме­на по­ня­тий. Ес­ли не пор­но­гра­фия, то сра­зу эро­ти­ка. Но по­че­му, ес­ли есть сек­су­аль­ная сце­на, то это не­пре­мен­но эро­ти­ка? Эро­ти­ка – это оп­ре­де­лён­ный куль­тур­ный пласт, од­на­ко этим сло­вом на­зы­ва­ют се­го­дня всё, что свя­за­но с го­лым те­лом и сек­сом. С та­ким же ус­пе­хом по­дан­ный ста­кан чая в ку­пе по­ез­да мож­но на­звать чай­ной це­ре­мо­ни­ей. А ес­ли это япон­ский по­езд, то япон­ской чай­ной це­ре­мо­ни­ей.

– А что На­бо­ков, как вам его «Ло­ли­та»? Эро­ти­ка или нет?

– По­жа­луй, да. Эта кни­га уни­каль­на. Она вся про­пи­та­на кра­с­ка­ми, каж­дая бук­ва про­пи­та­на кра­с­кой. Она ли­ше­на чёт­ких форм. Там всё при­сут­ст­ву­ет, но всё буд­то сквозь ма­то­вое стек­ло – ско­рее ощу­ща­ет­ся при­сут­ст­вие, чем ви­дит­ся что-то кон­крет­ное.

– Зна­чит, есть всё-та­ки эро­ти­ка в ли­те­ра­ту­ре?

– Я же не ут­верж­даю, что её во­все нет. Про­сто ма­ло. Кру­пи­цы. Ли­те­ра­ту­ра во­об­ще слож­ный вид ис­кус­ст­ва. Она не всем под­вла­ст­на – как ав­то­рам, так и пуб­ли­ке. Изо­б­ра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во лег­че, до­ступ­нее. За­то в ли­те­ра­ту­ре у ав­то­ра боль­ше не­за­ви­си­мо­с­ти.

– И удоб­но, что не нуж­но ис­кать де­ву­шек.

– Во­об­ще ни­ко­го не нуж­но ис­кать, ни­че­го не нуж­но стро­ить: всё есть, все ждут, ког­да я при­ду к ним и по­дроб­но опи­шу их жизнь. Ес­ли на­до, сни­му с них одеж­ды, нач­ну це­ло­вать. Ес­ли не­об­хо­ди­мо, ор­га­ни­зую ка­та­ст­ро­фу, сра­же­ние. И на это не по­тре­бу­ет­ся ни руб­ля. Нуж­ны толь­ко зна­ния, ин­фор­ма­ция и жизнь в том вре­ме­ни.

– Про­ник­но­ве­ние в то вре­мя?

– То­таль­ное по­гру­же­ние ту­да. Но это, на­вер­ное, те­ма для дру­го­го раз­го­во­ра.

– Ещё один во­прос. Вы чув­ст­ву­е­те кон­такт со сво­и­ми пер­со­на­жа­ми? На­при­мер, ког­да вы опи­сы­ва­е­те сек­су­аль­ную сце­ну…

– Я по­нял, о чём вы… Я про­ни­каю в каж­до­го из них, жи­ву в каж­дом из них, ви­жу и чув­ст­вую всё про­ис­хо­дя­щее там. И оно длит­ся го­раз­до доль­ше, чем на­пи­са­но в кни­ге. Лю­бое со­бы­тие. Пе­ре­сказ, пусть да­же са­мый по­дроб­ный, – это ни­чтож­но ма­лая кру­пи­ца то­го, что я ис­пы­ты­ваю, ког­да пи­шу. Мне по­вез­ло не­ве­ро­ят­но, по­то­му что у ме­ня мно­го жиз­ней. Здесь как пи­са­тель я толь­ко де­люсь с чи­та­те­лем не­ко­то­ры­ми ис­то­ри­я­ми, но жи­ву я по-на­сто­я­ще­му, ды­шу, как го­во­рит­ся, пол­ной гру­дью толь­ко там. А ка­кие там жен­щи­ны! Ка­кая лю­бовь! И сколь­ко её! Мне ка­жет­ся, что там всё яр­че и силь­нее. Ес­ли «под­клю­чить­ся» к кни­ге, то она да­ёт бо­лее силь­ные ощу­ще­ния, чем ре­аль­ная жизнь… Не­дав­но один чи­та­тель на­пи­сал мне, что ужас­но бла­го­да­рен мне за то, что его же­на, чи­тая «Ко­ри­до­ры со­бы­тий» (не по­мню о кон­крет­но ка­кой из книг шла речь) очень силь­но воз­бу­ди­лась, до­б­рав­шись до од­ной из «эро­ти­че­с­ких» сцен. Он на­пи­сал, что у не­го дав­но не бы­ло та­ко­го за­ме­ча­тель­но­го сек­са, та­кой стра­с­ти со сто­ро­ны же­ны. Ну что я мо­гу от­ве­тить на это? Ко­неч­но, при­ят­но, что та­кое воз­дей­ст­вие… Ос­та­ёт­ся на­де­ять­ся, что не толь­ко сек­су­аль­ные сце­ны про­из­во­дят та­кое силь­ное впе­чат­ле­ние на чи­та­те­лей. Ес­ли б я мог уп­рав­лять не толь­ко со­здан­ной мной ли­те­ра­тур­ной ре­аль­но­с­тью, но и чи­та­те­ля­ми, то я бы вёл их толь­ко по до­ро­ге раз­мы­ш­ле­ний. Эро­ти­ка (или сек­су­аль­ный во­прос, ес­ли угод­но) – это при­ман­ка для чи­та­те­ля. 

– Но при­ман­ку вы всё-та­ки пред­ла­га­е­те? В «Ко­ри­до­рах со­бы­тий» мно­го сек­са?

– Не так мно­го, как об этом су­да­чат, и в каж­дом ро­ма­не это­го цик­ла секс при­сут­ст­ву­ет в раз­ных про­пор­ци­ях и иг­ра­ет раз­ные ро­ли. «Вол­ки и вол­чи­цы» на­пол­не­ны сек­су­аль­ным ду­хом уже в в си­лу то­го, что че­ло­ве­че­с­кое те­ло в куль­ту­ре Древ­не­го Ри­ма бы­ло та­кой же кра­си­вой и ес­те­ст­вен­ной со­став­ля­ю­щей, как цве­ты, фрук­ты и ви­но, без ко­то­рых нор­маль­ная жизнь ка­за­лась не­мыс­ли­мой, ибо ра­ди это­го жи­ли и бо­ро­лись. Жар­кий кли­мат, не­ве­со­мые одеж­ды – че­ло­ве­че­с­кая на­го­та бы­ла при­выч­ной, хо­тя и не по­все­ме­ст­ной. Соб­ст­вен­но, секс – это ес­те­ст­вен­ный фон в «Вол­ках». А в «Бе­лом Ду­хе» он от­но­сит­ся ско­рее к об­ла­с­ти смер­ти, к про­яв­ле­нию вла­с­ти в го­су­дар­ст­ве то­таль­но­го на­си­лия. Там нет люб­ви, но есть под­чи­не­ние, уни­же­ние, же­ла­ние по­ко­рить. Секс там – про­яв­ле­ние раз­нуз­дан­но­с­ти. Ни­ка­кой ре­чи о лю­бо­ва­нии об­на­жён­ным те­лом, ни­ка­кой по­эти­ки, по­это­му на­пи­са­но бо­лее на­ту­ра­ли­с­тич­но. В «Свя­том Гра­а­ле» сек­са во­об­ще нет. Он где-то за ка­д­ром. Вро­де бы есть муж­чи­ны и жен­щи­ны, их тя­нет друг к дру­гу, они ис­пы­ты­ва­ют страсть, но всё про­ис­хо­дит так, что чи­та­тель ни­че­го не ви­дит. У книг раз­ные за­да­чи. Секс – это оп­ре­де­лён­ный ин­ст­ру­мент для уп­рав­ле­ния на­ст­ро­е­ни­ем: где-то вы­звать от­вра­ще­ние, где-то – же­ла­ние и т.д..

– Вам нра­вит­ся ма­ни­пу­ли­ро­вать чи­та­те­лем?

– Мне нра­вит­ся уп­рав­лять ре­аль­но­с­тью, ко­то­рую я со­здаю. Од­но пло­хо: там, в мо­их кни­гах, я умею де­лать это, там всё в мо­их ру­ках, а здесь мне не под­чи­ня­ет­ся ни­что. И глав­ное, что не под­чи­ня­ет­ся вре­мя, а оно ведь не бес­ко­неч­но у каж­до­го из нас. 


Беседу вёл О.ЧУЧКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования