Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №28. 13.07.2012

Разговор с собой

Критик из Саратова Марта Антоничева продолжает анализировать произведения молодых писателей. Рецензии на книги Платона Беседина и Евгения Алёхина читайте в № 20 и 22

 

В кни­ге Кри­с­ти­ны Ху­циш­ви­ли «Deviant» со­бра­ны са­мые ти­пич­ные про­ти­во­ре­чия, с ко­то­ры­ми стал­ки­ва­ют­ся мо­ло­дые пи­са­тель­ни­цы при со­зда­нии сво­ей пер­вой кни­ги. Их об­суж­де­ние мо­жет при­го­дить­ся мно­гим на­чи­на­ю­щим пи­са­те­лям.

При­ня­то счи­тать, что «жен­ской» про­зы не су­ще­ст­ву­ет. Тем не ме­нее мож­но вы­де­лить, по край­ней ме­ре, два слу­чая, ког­да это не так: 1) в про­из­ве­де­ни­ях, где ав­тор­ский го­лос ра­вен или мак­си­маль­но при­бли­жен к со­зна­нию глав­ной ге­ро­и­ни, её гла­за­ми чи­та­тель вос­при­ни­ма­ет и оце­ни­ва­ет ок­ру­жа­ю­щее (се­рии книг То­ка­ре­вой, Дон­цо­вой, Ма­ри­ни­ной, Со­ло­ма­ти­ной); 2) в «вы­нуж­ден­ных» си­ту­а­ци­ях, ког­да ав­тор-жен­щи­на не спо­со­бен до­сто­вер­но пе­ре­дать со­зна­ние и спо­соб ми­ро­во­с­при­я­тия ко­го-то дру­го­го, кро­ме глав­ной ге­ро­и­ни-соб­ст­вен­ной про­ек­ции.

Та­кая ошиб­ка (слу­чай № 2) воз­ни­ка­ет и в ро­ма­не К.Ху­циш­ви­ли, где толь­ко два ге­роя – это муж­чи­на и жен­щи­на, влюб­лён­ные преж­де в се­бя, а по­сле и друг в дру­га. Их го­ло­са на­столь­ко по­хо­жи, что они бук­валь­но сли­ва­ют­ся. Про­ти­во­ре­чия про­яв­ля­ют­ся, как обыч­но, в ме­ло­чах: ког­да ге­рой ду­ма­ет о сво­ей воз­люб­лен­ной, то: «Он пред­ста­вил её на ка­ком-ни­будь ток-шоу: она в чис­ле спор­щи­ков, в бе­лой ру­баш­ке, ру­ка­ва три чет­вер­ти, сво­бод­ные чёр­ные брю­ки, не­пре­мен­но вы­со­кие каб­лу­ки. Гла­за под­ве­де­ны чёр­ным ка­ран­да­шом, а по­верх – зе­лё­ным, во­ло­сы уб­ра­ны в не­бреж­ный хвост, в ушах круп­ные серь­ги, на за­пя­с­тье – бре­лок». Мо­мен­тов, по­доб­ных это­му, в тек­с­те мно­го. По ним не­о­со­знан­но до­га­ды­ва­ешь­ся о том, что смо­т­ришь на ге­ро­и­ню толь­ко од­ним взгля­дом – ав­то­ра-со­зда­те­ля, де­вуш­ки, ведь кто ина­че бу­дет не­пре­мен­но пред­став­лять гла­за ге­ро­и­ни, под­ве­дён­ные сна­ча­ла ка­ран­да­шом од­но­го цве­та, а по­том дру­го­го? И ста­но­вит­ся не­мно­го не по се­бе. Хо­тя Фло­бер и го­во­рил, что «Гос­по­жа Бо­ва­ри – это я», но в его ро­ма­не ни один муж­чи­на не пы­тал­ся на­де­вать на се­бя жен­ское пла­тье.

Дру­гой зна­чи­мой про­бле­мой «Deviant» ста­но­вит­ся сю­жет. Де­ло в том, что его про­сто нет. Всё про­из­ве­де­ние стро­ит­ся на лю­бов­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях двух пред­ста­ви­те­лей «зо­ло­той мо­ло­дё­жи», «кре­а­тив­но­го клас­са» (это вы­ра­же­ние фи­гу­ри­ру­ет в ро­ма­не). Их лю­бовь уди­ви­тель­но пред­мет­на, каж­дый из ге­ро­ев оза­бо­чен соб­ст­вен­ной судь­бой, ра­бо­той, са­мо­ре­а­ли­за­ци­ей и рас­про­ст­ра­нён­ны­ми кли­ше о том, ког­да нуж­но де­лать ка­рь­е­ру, ког­да ос­те­пе­нить­ся и проч. Эти внеш­ние пред­став­ле­ния о том, что долж­но, су­ще­ст­ву­ю­щие в лю­бой со­ци­аль­ной груп­пе, ме­ша­ют им жить нор­маль­но. По­сле у ге­роя по­яв­ля­ет­ся не­о­быч­ное смер­тель­ное за­бо­ле­ва­ние, и это ста­но­вит­ся ещё боль­шей пре­гра­дой на пу­ти к их сча­с­тью.

Я так по­дроб­но ос­та­нав­ли­ва­юсь на этом по­то­му, что в про­из­ве­де­нии не­воль­но воз­ни­ка­ет за­бав­ный па­ра­докс – из, ус­лов­но го­во­ря, ро­ма­на Ив­ли­на Во (в ав­тор­ской за­дум­ке) текст пре­вра­ща­ет­ся в про­из­ве­де­ние на­ту­раль­ной шко­лы, со­слов­ный ро­ман. Из не­го мы уз­на­ем мно­го ин­фор­ма­ции о том, где учат­ся, что лю­бят и ка­ко­вы при­ори­те­ты пред­ста­ви­те­лей оп­ре­де­лён­но­го клас­са в Рос­сии. Фик­си­ру­ют­ся внеш­ние, не­о­бя­за­тель­ные мо­мен­ты, за­ча­с­тую во­об­ще не­нуж­ные, т.к. не при­но­сят в ро­ман ни­че­го, кро­ме фак­ти­че­с­кой ин­фор­ма­ции по той или иной уз­кой об­ла­с­ти (аб­за­цы о биз­не­се, мар­ке­тин­ге, фи­нан­со­вых опе­ра­ци­ях). Чи­та­тель бо­лее чем за 200 стра­ниц тек­с­та не уз­на­ет ни­че­го о при­выч­ках ге­ро­ев, их при­вя­зан­но­с­тях, мел­ких чер­тах ха­рак­те­ра, ни о чём, что де­ла­ло бы их ин­ди­ви­ду­аль­но­с­тя­ми. Ма­ша, глав­ная ге­ро­и­ня, все­гда кра­си­ва, из­на­чаль­но луч­ше Ге­ор­гия, сво­е­го воз­люб­лен­но­го, и он при­зна­ёт­ся в этом ед­ва ли не в каж­дом сво­ём ди­а­ло­ге, она иде­аль­но оде­ва­ет­ся (во что имен­но?), она лю­бит жур­на­ли­с­ти­ку (в очень ши­ро­ком смыс­ле), но до кон­ца так и не по­нят­но, чем имен­но в этой сфе­ре она за­ни­ма­ет­ся, она хо­чет сни­мать до­ку­мен­таль­ное ки­но, но при этом она аб­со­лют­но не ин­те­ре­су­ет­ся ни­кем, кро­ме се­бя и объ­ек­та сво­ей люб­ви. Это ис­то­рия, за­мк­ну­тая на дво­их, при этом чи­та­тель ока­зы­ва­ет­ся в не­по­нят­ной си­ту­а­ции со­гля­да­тая, до кон­ца не по­ни­ма­ю­ще­го, что же про­ис­хо­дит меж­ду ге­ро­я­ми, т.к. у не­го есть из­бы­точ­ное ко­ли­че­ст­во не­нуж­ных и не­до­ста­точ­ное ко­ли­че­ст­во нуж­ных де­та­лей, из ко­то­рых мож­но бы­ло бы сло­жить кар­тин­ку во­еди­но.

Что это­му ме­ша­ет? Та­ких мо­мен­тов не­сколь­ко, и я хо­те­ла бы об­ра­тить на них вни­ма­ние тех, кто пла­ни­ру­ет пи­сать свою пер­вую кни­гу, т.к. эти ошиб­ки очень ти­пич­ны.

Преж­де все­го, это за­цик­лен­ность ав­то­ра на эмо­ци­о­наль­ной сфе­ре во­пре­ки все­му ос­таль­но­му – сти­лю, сю­же­ту, здра­во­му смыс­лу: «Я не ос­та­ви­ла бы его, ес­ли бы зна­ла, что с ним слу­чит­ся бе­да. Я тер­пе­ла бы всё во имя не­го. Лю­бовь не да­ёт­ся всем без раз­бо­ра. Я го­то­ва на жерт­вы сей­час. По­че­му тог­да я ос­та­ви­ла его? Я люб­лю те­бя, ми­лый. Где бы ты ни был,/ Как бы ни стра­дал,/ Я по­мо­гу те­бе,/ Ты слы­шишь ме­ня?». Чи­та­те­ля на­силь­но по­гру­жа­ют в этот по­ток «люб­лю-не люб­лю», не ос­тав­ляя вы­бо­ра, в про­ст­ран­ст­во чу­жих эмо­ций, ко­то­рые он не в со­сто­я­нии раз­де­лить. Эти лю­ди не близ­ки ему, общ­но­с­ти эмо­ци­о­наль­но­го опы­та не воз­ни­ка­ет хо­тя бы по­то­му, что опыт глав­ных ге­ро­ев опи­сы­ва­ет­ся в ро­ман­ти­че­с­ком клю­че как не­что уни­каль­ное, и по­это­му, как и ко мно­гим ро­ман­ти­че­с­ким ге­ро­ям, ни­че­го, кро­ме иро­нии и от­ст­ра­не­ния, у не­го воз­ник­нуть не мо­жет. Бо­лее то­го, до­пол­ни­тель­ным раз­дра­жи­те­лем вы­сту­па­ют ат­ри­бу­ты «бо­га­че­ст­ва» ге­ро­ев, их за­цик­лен­ность на ве­щах оп­ре­де­лён­ных ма­рок, об­ра­зе жиз­ни, ко­то­рые да­ют­ся ав­то­ром аб­со­лют­но но­ми­наль­но, но при этом по­сто­ян­но, и не при­вно­сят ни в ха­рак­те­ры ге­ро­ев, ни в са­мо по­ве­ст­во­ва­ние ни­ка­ко­го смыс­ла, так же, как, на­при­мер, по­сто­ян­ное по­вто­ре­ние о том, что Ма­ша – кра­са­ви­ца, ужас как хо­ро­ша. В ито­ге – ко­ми­че­с­кий эф­фект, то­го ли до­би­вал­ся ав­тор?

Са­мая боль­шая не­уда­ча в пе­ре­да­че об­ра­зов ге­ро­ев за­клю­ча­ет­ся в том, что они не пре­тер­пе­ва­ют ни­ка­ких вну­т­рен­них из­ме­не­ний, не­смо­т­ря на внеш­ние про­яв­ле­ния (бо­лезнь, раз­лу­ка, оди­но­че­ст­во) и ав­тор­ское же­ла­ние по­ка­зать пе­ре­ме­ну. Их дей­ст­вия ло­гич­ны, по­сле­до­ва­тель­ны и, к со­жа­ле­нию, аб­со­лют­но ав­то­ма­тич­ны. На кон­тра­с­те с боль­шим ко­ли­че­ст­вом слов о люб­ви это вы­зы­ва­ет раз­дра­же­ние, т.к. сло­ва для них ос­та­ют­ся сло­ва­ми и ока­зы­ва­ют­ся со­вер­шен­но ни­как не свя­зан­ны­ми с де­ла­ми.

При этом чи­та­те­ля ли­ша­ют глав­но­го – кон­флик­та в этой эмо­ци­о­наль­ной дра­ме. Его в ро­ма­не не ока­зы­ва­ет­ся, и это ру­шит всё по­ве­ст­во­ва­ние, так как за­чат­ки кон­флик­та гиб­нут где-то в об­ла­с­ти: «я его люб­лю, а он что-то не очень и что же тут де­ла...». И да­же по­пыт­ка при­да­ния до­пол­ни­тель­но­го дра­ма­тиз­ма за счёт не­из­ле­чи­мой бо­лез­ни не при­вно­сит ни­че­го, кро­ме ску­ки, по­сколь­ку сю­жет­но по­ве­ст­во­ва­ние про­дол­жа­ет бук­со­вать на од­ном ме­с­те. По­ток эмо­ций при этом не ис­ся­ка­ет, имен­но на нём стро­ит­ся текст, но и в фи­на­ле ге­ро­и­ня не при­хо­дит к ка­ко­му-то од­но­знач­но­му ре­ше­нию, по­это­му не обес­судь, чи­та­тель.

Бе­зус­лов­но, ро­ман не кра­сит из­бы­точ­ное ко­ли­че­ст­во ци­тат. Об этом при­ёме и его не­до­стат­ках го­во­ри­лось в свя­зи с де­бют­ным ро­ма­ном П.Бе­се­ди­на. Здесь та же ис­то­рия: ав­тор ис­поль­зу­ет бес­чис­лен­ное ко­ли­че­ст­во ци­тат (ча­ще все­го эпи­гра­фов), что­бы уточ­нить круг зна­ний и ин­те­ре­сов ге­ро­и­ни, вы­ст­ро­ить куль­тур­ный кон­текст, в ко­то­рый встра­и­ва­лась бы не­объ­ят­ная лю­бовь ге­ро­ев, так по­хо­жая на ве­ли­кие ис­то­рии люб­ви, а так­же кон­текст и цен­но­с­ти ок­ру­жа­ю­щей дей­ст­ви­тель­но­с­ти лю­дей, ко­то­рым «при­над­ле­жит весь мир». И, уже бо­лее де­таль­но, – для уточ­не­ния на­ст­ро­е­ния, си­ту­а­ции, под­тверж­де­ния мыс­лей ге­ро­и­ни (ссыл­ка как «опо­ра на ав­то­ри­тет») или ра­ди оп­ро­вер­же­ния вы­ска­зы­ва­ний из­ве­ст­ных лю­дей с це­лью под­черк­нуть на­ли­чие соб­ст­вен­но­го жиз­нен­но­го опы­та.

Ци­та­ты на­во­дят ав­то­ра на раз­мы­ш­ле­ния, ко­то­ры­ми он де­лит­ся че­рез сво­их ге­ро­ев, о жиз­ни и клю­че­вых он­то­ло­ги­че­с­ких про­бле­мах. Но ес­ли в 19 ве­ке к 30 го­дам ге­рой про­жи­вал поч­ти всю свою жизнь и имел до­воль­но бо­га­тый опыт и пред­став­ле­ния, ко­то­ры­ми дей­ст­ви­тель­но не грех бы­ло бы по­де­лить­ся с ос­таль­ны­ми, то со­вре­мен­ный че­ло­век, бла­го­да­ря соб­ст­вен­но­му ин­фан­ти­лиз­му, к это­му воз­ра­с­ту за­ча­с­тую име­ет не­боль­шой на­бор зна­ний, и все его рас­суж­де­ния ка­жут­ся со сто­ро­ны не­мно­го на­ду­ман­ны­ми и глу­пы­ми в си­лу сво­ей ба­наль­но­с­ти. Их не мо­гут ис­пра­вить и улуч­шить ни ци­та­ты, ни из­ре­че­ния. Толь­ко жи­вая, ори­ги­наль­ная мысль име­ет цен­ность, всё ос­таль­ное сле­ду­ет ос­та­вить Па­о­ло Ко­э­льо, это его хлеб.

Эти при­чи­ны ка­жут­ся мне до­ста­точ­ны­ми, что­бы прий­ти к вы­во­ду, что кни­га не уда­лась. Я ос­та­но­ви­лась на них на­столь­ко по­дроб­но, на­сколь­ко, мне ка­жет­ся, их рас­смо­т­ре­ние мо­жет по­мочь дру­гим ав­то­рам ра­зо­брать­ся со сво­и­ми про­из­ве­де­ни­я­ми.

Хо­те­лось ос­та­но­вить­ся на од­ном об­ра­зе из ро­ма­на Ху­циш­ви­ли, ко­то­рый по­ка­зал­ся мне очень «бо­га­тым», го­раз­до «бо­га­че», чем ос­нов­ной сю­жет. Он про­ти­во­по­с­тав­ля­ет­ся ми­ру глав­ных ге­ро­ев и их же­ла­нию от­го­ро­дить­ся от ос­таль­ных, да­же друг от дру­га. Этот от­ры­вок о на­деж­де, ко­то­рую че­ло­век не пе­ре­ста­ёт те­рять да­же пе­ред ли­цом смер­ти.

В тек­с­те рас­ска­зы­ва­ет­ся ис­то­рия о са­мо­убий­цах, по­сто­ян­но вы­би­ра­ю­щих в ка­че­ст­ве ме­с­та со­вер­ше­ния сво­их дей­ст­вий мост Зо­ло­тые во­ро­та. Ге­рой при­хо­дит к мыс­ли о том, что «эти лю­ди страш­ное ре­ше­ние на са­мом де­ле при­ня­ли за­ра­нее, а вы­бра­ли ме­с­том мост по­то­му, что бы­ли в кур­се его скан­даль­ной сла­вы. По­ш­ло пря­мо как за­го­ло­вок таб­ло­и­да, но ина­че и не ска­жешь. Есть ведь мно­го мест, мно­го спо­со­бов уй­ти из жиз­ни, это мож­но сде­лать в оди­но­че­ст­ве или же на гла­зах у зе­вак, ко­му как боль­ше нра­вит­ся. Но всё но­вые и но­вые лю­ди вы­би­ра­ют мост, ко­то­рый, как они зна­ют, был вы­бран мно­ги­ми – до них. Я ду­маю, они про­сто не хо­тят быть оди­но­ки­ми. Они не ухо­дят в ни­ку­да, они ухо­дят к дру­гим». Этот об­раз ни­как даль­ше не раз­ви­ва­ет­ся и ос­та­ёт­ся бол­тать­ся в тек­с­те как кра­си­вая ви­нь­ет­ка. Но он го­раз­до «бо­га­че» идеи о том, что смерть ста­ла ча­с­тью ме­диа, – это крик ду­ши оди­но­ко­го че­ло­ве­ка, не же­ла­ю­ще­го быть оди­но­ким ни­где, да­же в смер­ти. Не имея ни­ко­го при жиз­ни, лю­ди стре­мят­ся по­кон­чить с со­бой и ока­зать­ся сре­ди тех, кто по­сту­пил так же в том же ме­с­те, ока­зать­ся не оди­но­ким хо­тя бы по ту сто­ро­ну жиз­ни. Пол­ный, аб­со­лют­ный кон­траст эго­ис­тич­ным глав­ным ге­ро­ям, чи­с­тое эк­зи­с­тен­ци­аль­ное от­ча­я­ние че­ло­ве­ка, ищу­ще­го Дру­го­го где угод­но, да­же за пре­де­ла­ми соб­ст­вен­но­го су­ще­ст­во­ва­ния. В не­ко­то­ром смыс­ле это ме­та­фо­ра твор­че­ст­ва, так как ис­кус­ст­во не­воз­мож­но без Дру­го­го и ди­а­лог с ним не дол­жен пре­кра­щать­ся да­же по­сле смер­ти. Ины­ми сло­ва­ми, ни­кто не мо­жет и не дол­жен жить в оди­но­че­ст­ве. 


Марта АНТОНИЧЕВА,
г. САРАТОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования