Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №28. 13.07.2012

Полёт над собственным гнездом

Андрей Ру­ба­нов ро­дил­ся в 1969 го­ду. Его по­ко­ле­ние уже го­то­во под­во­дить ран­ние ито­ги. В этом кон­тек­с­те труд­но не вспом­нить рос­сий­ских су­пер­ме­нов ру­бе­жа ты­ся­че­ле­тий – силь­ных муж­чин, ка­чав­ших­ся без ус­та­ли в спорт­за­ле, ме­шав­ших вод­ку с нар­ко­ти­ка­ми, об­ди­рав­ших пу­тав­ших­ся под но­га­ми аут­сай­де­ров, что­бы ще­д­ро по­де­лить­ся с те­ми, кто со­би­ра­ет­ся воз­двиг­нуть оче­ред­ной пра­во­слав­ный храм. Они от­ст­ре­ли­ва­ли не­сго­вор­чи­вых оп­по­нен­тов по биз­не­су, по­ги­ба­ли от за­каз­ной пу­ли, чи­та­ли ум­ные кни­ги, го­во­ри­ли о ве­ли­кой Рос­сии, тут же рас­про­да­вая её по ку­с­кам. Им по­нят­на тю­рем­ная лек­си­ка, а ино­гда и ре­ли­ги­оз­ная фи­ло­со­фия. Они це­нят су­ро­вую друж­бу, зна­ют са­мых стиль­ных жен­щин, мо­гут ра­бо­тать и в Го­су­дар­ст­вен­ной ду­ме, и там, где не бы­ва­ет тру­до­вых кни­жек.

Ру­ба­нов – дру­гой, но при­зрак кру­тиз­ны ма­я­чит воз­ле клю­че­вых об­ра­зов его но­вой кни­ги, по­свя­щен­ной эпи­зо­дам соб­ст­вен­но­го ста­нов­ле­ния – в пи­о­нер­ском ла­ге­ре, в ар­мии и биз­не­се, в Чеч­не и на мос­ков­ской строй­ке. Этот при­зрак, от ко­то­ро­го не сво­бо­ден сам ав­тор, ме­ша­ет по-на­сто­я­ще­му об­ра­до­вать­ся его по­дви­гам, но ведь Ру­ба­нов че­ст­но на­зы­ва­ет по­дви­ги стыд­ны­ми. Ав­тор-ге­рой спо­со­бен до­бить­ся мно­го­го: во всех ме­с­тах вре­мен­ной дис­ло­ка­ции силь­на его во­ля, он мо­жет са­мо­заб­вен­но ис­кать для же­ны шо­ко­лад­но­го зай­чи­ка в пред­но­во­год­ней Моск­ве («Шо­ко­лад­ный зай­чик»), пре­ус­петь в бо­е­вых еди­но­бор­ст­вах, в со­рок лет сесть на шпа­гат («Но­гой в го­ло­ву») и сво­бод­но по­ки­дать окис­ля­ю­щих жизнь жен­щин («Под Мик­ки Рур­ка», «Но­вый год в Ко­лом­не»).

Один, как Ру­ба­нов, го­тов за­быть про биз­нес и ра­бо­ту пресс-се­к­ре­та­ря, оп­ро­с­тив­шись в ро­ли то­ва­ри­ща сто­лич­ных га­с­тар­бай­те­ров. Кто-то дру­гой двад­цать лет раз­го­ва­ри­ва­ет со сту­ден­та­ми в уни­вер­си­тет­ских ау­ди­то­ри­ях. У каж­до­го свой по­двиг, пер­со­наль­ная ис­то­рия ста­нов­ле­ния лич­ной во­ли. Но стыд­ны­ми на­ши по­бе­ды сде­лал об­вал рос­сий­ско­го ми­ра, слу­чив­ший­ся в 90-х. В од­ном из рас­ска­зов пи­са­тель вспо­ми­на­ет, как го­су­дар­ст­во обо­кра­ло его ро­ди­те­лей, све­дя со­вет­ские сбе­ре­же­ния к ну­лю. В дру­гом рас­ска­зе оче­ред­ные мер­зав­цы пы­та­ют­ся про­дать про­сто­душ­ным со­граж­да­нам чу­жую зем­лю. «По­че­му я за­го­во­рил на язы­ке га­да, а не за­ста­вил га­да го­во­рить на сво­ём язы­ке?» – этот ру­ба­нов­ский во­прос каж­дый по­бе­ди­тель мо­жет ад­ре­со­вать се­бе. По­ка ге­рои бы­ли за­ня­ты меч­той о шпа­га­те или на­уч­ном свер­ше­нии, ис­ка­ли пу­ти соб­ст­вен­ной ге­ро­иза­ции, бо­ро­лись с кон­ку­рен­та­ми или ал­ко­го­лиз­мом, жуч­ки, свои и за­мор­ские, ре­ша­ли не толь­ко лич­ные про­бле­мы. Встал вспо­тев­шим со шпа­га­та, ос­мо­т­рел­ся – ка­кая же дрянь рас­се­лась кру­гом, ме­шая от­ме­тить пра­зд­ник до­б­ро­го сво­е­во­лия! Но по­зд­но воз­му­щать­ся.

«Стыд­ные по­дви­ги» – класс­но на­пи­сан­ный эго­цен­т­ри­че­с­кий текст. И ди­дак­ти­ка в нём со­от­вет­ст­ву­ю­щая, проч­но свя­зан­ная с ут­верж­де­ни­ем сво­ей во­ли, от­кры­ва­ю­щей путь к воз­мож­но­му сча­с­тью. Кни­га Ру­ба­но­ва – в по­пу­ляр­ном ны­не жа­н­ре ли­те­ра­тур­ной про­по­ве­ди ду­шев­но­го и фи­зи­че­с­ко­го здо­ро­вья. Глав­ное – не сдать­ся, вы­дер­жать, со­хра­нить­ся, не за­ра­зив­шись пес­си­миз­мом. О ма­ри­ху­а­не и ал­ко­го­ле, о се­мей­ных ссо­рах и тя­жё­лых де­прес­си­ях Ру­ба­нов пи­шет од­но­слож­но. Со­об­ща­ет, что «бы­ло», и, от­ка­зы­ва­ясь от де­та­лей, мчит­ся на­вст­ре­чу по­зи­ти­ву, но­вым при­ме­рам удач­ной борь­бы. Хва­лит дво­ю­род­но­го бра­та, ко­то­рый ока­зал­ся по-на­сто­я­ще­му та­лант­лив  в сме­не со­ци­аль­ных ро­лей: «Од­ну жизнь про­жил в спор­те, вто­рую в сто­лич­ном биз­не­се, тре­тью те­перь жи­вёт на ди­кой ок­ра­и­не стра­ны, ки­дая зёр­на в зем­лю» («Обык­но­вен­ный ге­ний»). Ав­тор от­ме­ча­ет уме­ние ухо­дить, ме­нять­ся, те­рять на­коп­лен­ное. Его ин­те­ре­су­ет че­ло­век, спо­соб­ный со­хра­нить­ся, пе­ре­си­лить кри­зис, не лечь мёрт­вым, ког­да все то­ва­ри­щи бес­соз­на­тель­но стре­мят­ся пе­ре­ехать на клад­би­ще, по­кло­нить­ся не­бы­тию. «Стыд­ные ис­то­рии» мо­гут под­ска­зать смер­тель­но за­плу­тав­ше­му му­жи­ку, как вы­жить.

«Я рож­дён, что­бы быть сча­ст­ли­вым и сво­бод­ным», – по­доб­ные ме­ди­та­ции по­яв­ля­ют­ся здесь ча­с­то. Во­ля к су­ще­ст­во­ва­нию – центр кни­ги. Ут­верж­да­ет­ся во­ля не в энер­гии вы­бо­ра, не в ге­ро­и­че­с­ком по­ступ­ке, а в про­тя­жён­но­с­ти лич­ной ис­то­рии. Прак­ти­че­с­ки все во­сем­над­цать рас­ска­зов ли­ше­ны куль­ми­на­ции, буд­то мощ­ный всплеск энер­гии и сле­ду­ю­щая за ним раз­вяз­ка ри­ту­аль­но при­бли­зят жиз­нен­ный фи­нал. А на­до жить! Не яр­кий эпи­зод, не вре­за­ю­ще­е­ся в па­мять со­бы­тие от­ли­ча­ет по­эти­ку сбор­ни­ка, на­по­ми­на­ю­ще­го «ро­ман в рас­ска­зах», а со­об­ще­ние о со­сто­я­нии, пред­став­ле­ние оче­ред­но­го эта­па не­то­роп­ли­во раз­во­ра­чи­ва­ю­щей­ся судь­бы.

На этом пу­ти ав­то­ра-ге­роя ожи­да­ет по­след­нее ис­ку­ше­ние – до­воль­ст­во со­бой, не­скры­ва­е­мая ра­дость от соб­ст­вен­ной ус­пеш­но­с­ти, гор­дость эта­ко­го тер­ми­на­то­ра жи­тей­ских про­сто­ров, ко­то­рый мо­жет за­ни­мать­ся са­мо­би­че­ва­ни­ем, но чи­та­тель по­ни­ма­ет, что и в этот мо­мент пи­са­тель до­во­лен тем, ка­кой му­же­ст­вен­ный пер­со­наж по­лу­чил­ся из не­го в «Стыд­ных ис­то­ри­ях». Он не ез­дит в мар­ш­рут­ных так­си, не но­сит рюк­зач­ков, не слу­ша­ет ау­ди­оп­ле­ер. Жен­щи­не, же­ла­ю­щей мел­кой вла­с­ти, не за­вла­деть его серд­цем. Он дав­но стал ува­жа­е­мым че­ло­ве­ком. На­до по­слать в не­пе­чат­ную даль ха­мо­ви­тую со­бач­ни­цу, – не про­бле­ма.  Про шпа­гат, столь зна­чи­мый для по­ст­ро­е­ния еди­но­го сю­же­та кни­ги, мы уже вспо­ми­на­ли. Слиш­ком ча­с­то по хо­ду тек­с­та от­ме­ча­ет­ся пра­зд­ник са­мо­го се­бя.

 Со­вре­мен­ный рус­ский ре­а­лизм в ав­то­био­гра­фи­че­с­ком по­ры­ве на­по­ми­на­ет объ­ём­ное зер­ка­ло. В не­го смо­т­рит­ся оте­че­ст­вен­ный пи­са­тель, спе­ша­щий по­ве­дать о по­дроб­но­с­тях сво­ей жиз­ни. 


Ру­ба­нов А.В. Стыд­ные по­дви­ги. М.: Ас­т­рель, 2012



Алексей ТАТАРИНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования