Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №29. 20.07.2012

Зачем нужен писатель?

 – Твой уну­чок ку­ды по­сту­пил учить­ся?

– На ан­жи­не­ра, в по­ле­тях­ни­че­с­кай!

– А мой на пи­са­те­ля, аж у Ли­те­ра­тур­най ан­сти­тут!

– Пи­са­рем хо­ча стать? Ды-к он, бед­най, са­бе усе паль­чи­ки в мо­зо­ля изо­трёть!..

Раз­го­вор двух де­ре­вен­ских ста­ру­шек

 

В СССР бы­ло 10 ты­сяч «офи­ци­аль­ных» пи­са­те­лей, в со­вре­мен­ной Рос­сии их в ра­зы боль­ше… При­чём «на­сто­я­щие» пи­са­те­ли на­чи­на­ют те­рять­ся в пё­с­т­рой и кон­ку­рен­то­спо­соб­ной сре­де пи­шу­щих… Рас­ска­зы, по­ве­с­ти, ро­ма­ны со­чи­ня­ют мно­гие ав­то­ры, при­чём не­ко­то­рые про­из­ве­де­ния до­ста­точ­но хо­ро­ше­го ка­че­ст­ва. Не­дав­но я со­брал­ся бы­ло по­уча­ст­во­вать в кон­кур­се рас­ска­зов, от­крыл нуж­ный сайт и обо­млел: там уже бы­ло око­ло ты­ся­чи рас­ска­зов! Про­чёл на­угад один – хо­ро­ший! Вы­брал дру­гой, то­же здо­ро­во! И пе­ре­ду­мал по­сы­лать свои про­из­ве­де­ния на кон­курс, где и без ме­ня ав­то­ров до­ста­точ­но.

Идея объ­е­ди­не­ния та­лант­ли­вых и не­за­ви­си­мых пи­са­те­лей, ещё не­дав­но ви­тав­шая в воз­ду­хе, вновь уга­са­ет. А быть «ге­ни­ем» в оди­ноч­ку, са­мо­му по се­бе, в на­ше вре­мя про­сто аб­сурд­но.

Иде­о­ло­гия но­во­го вре­ме­ни ищет свой фун­да­мент, своё во­пло­ще­ние уже не в ли­те­ра­ту­ре, как бы­ло в преж­ние вре­ме­на, но в те­ле­ви­де­нии, и те­перь уже всё ча­ще в раз­ви­ва­ю­щем­ся Ин­тер­не­те.

В про­шлом ве­ке от­бор в СП был весь­ма жё­ст­кий. Ко­неч­но, глав­ным сти­му­лом бы­ли ма­те­ри­аль­ные бла­га, но зва­ние чле­на СП счи­та­лось ве­со­мым, и сти­му­ли­ро­ва­ло об­ще­ст­вен­ную де­я­тель­ность ав­то­ра. Со­вет­ский пи­са­тель вёл ак­тив­ную об­ще­ст­вен­ную жизнь, ча­с­то встре­чал­ся с чи­та­те­ля­ми – бы­ло спе­ци­аль­ное бю­ро про­па­ган­ды ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры, за эти встре­чи пи­са­те­лям не­мно­го пла­ти­ли, руб­лей по трид­цать-со­рок за каж­дое вы­ступ­ле­ние.

Фор­ма­лизм по­доб­ных встреч за­ча­с­тую пе­ре­хо­дил в не­при­нуж­дён­ное об­ще­ние с чи­та­те­ля­ми. В пи­са­те­ле в те го­ды ви­де­ли не толь­ко твор­че­с­ко­го че­ло­ве­ка, но и не­ко­е­го иде­о­ло­га в по­ло­жи­тель­ном смыс­ле это­го сло­ва...

По­зд­нее, в пе­ре­ст­рой­ку, чи­та­тель ста­но­вил­ся всё бо­лее сер­ди­тым, он тре­бо­вал у пи­са­те­ля «про­ро­честв» на бли­жай­шее бу­ду­щее, ис­кал в но­вых кни­гах на­деж­ду на спра­вед­ли­вое, «без пла­нов и мо­би­ли­за­ций», пе­ре­ус­т­рой­ст­во об­ще­ст­ва...

Мне ка­жет­ся, на­прас­но власть пре­дер­жа­щие во всём ми­ре в XXI ве­ке пе­ре­ста­ли це­нить и кор­мить пи­са­те­ля, за­бы­ли про ду­хов­ный фон, не­об­хо­ди­мый для про­ры­ва стра­ны в бу­ду­щее. Имен­но этот не­ви­ди­мый иде­о­ло­ги­че­с­кий фон, ат­мо­сфе­ру жиз­ни ге­не­ри­ро­ва­ла в пер­вую оче­редь ли­те­ра­ту­ра. В на­сто­я­щее вре­мя вос­пи­та­тель­ная ра­бо­та, свя­зан­ная с ли­те­ра­ту­рой, с по­ло­жи­тель­ны­ми её ге­ро­я­ми, све­де­на к ну­лю. Не вос­тре­бо­ва­но «зер­ка­ло ли­те­ра­ту­ры», ни­кто не хо­чет ви­деть в нём своё от­ра­же­ние...

Ог­ром­ная ду­хов­ная мощь ли­те­ра­ту­ры те­перь не нуж­на.

Си­ту­а­ция в на­ст­ро­е­ни­ях глу­бин­ки та­ко­ва, что уже ма­ло ко­го ин­те­ре­су­ют спо­ры «ли­бе­ра­лов» и «па­т­ри­о­тов», они вы­гля­дят мел­ко на фо­не со­вре­мен­ных ми­ро­вых со­бы­тий, в ко­то­рых раз­ли­ча­ют­ся лишь на­прав­ле­ния ис­то­ри­че­с­ких про­цес­сов...

Пи­са­те­лям-ху­дож­ни­кам, очу­тив­шим­ся в вы­нуж­ден­ном оди­но­че­ст­ве, на­до по­ста­рать­ся не опу­с­тить­ся на «дно» ли­те­ра­ту­ры, уце­леть са­мо­му как твор­че­с­кой лич­но­с­ти и по воз­мож­но­с­ти под­дер­жать то­ва­ри­ща.

По­ра вы­ра­ба­ты­вать но­вые при­ёмы твор­че­с­ко­го вы­жи­ва­ния в из­ме­нив­шем­ся ми­ре. Та­лант­ли­вые лю­ди долж­ны на­учить­ся бе­речь и ува­жать друг дру­га.

На­до отой­ти от край­но­с­тей: от кон­фор­миз­ма, с од­ной сто­ро­ны, и от не­тер­пи­мо­с­ти – с дру­гой.

В свя­зи с этим вспо­ми­на­ет­ся зем­ле­мер из каф­ки­ан­ско­го «Зам­ка». За­мок, ус­лов­но го­во­ря, – это со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра, где кто-то и как-то су­ще­ст­ву­ет по сво­им за­ко­нам.

Зем­ле­мер – это пи­са­тель, все по­ступ­ки ко­то­ро­го на пер­вый взгляд ло­гич­ны, мо­ти­ви­ро­ва­ны и це­ле­у­с­т­рем­лен­ны.

На фо­не ны­неш­них об­ще­ст­вен­ных пе­ре­мен го­ло­са пи­са­те­лей поч­ти не слыш­ны, хо­тя у мно­гих со­вре­мен­ных ав­то­ров име­ют­ся си­лы и та­лант, а у не­ко­то­рых есть вдо­ба­вок ещё и сме­лость, и да­же граж­дан­ское му­же­ст­во.

Но без ор­га­ни­за­ци­он­ных, на уров­не го­су­дар­ст­ва, мер спя­щую ду­хов­ным сном глу­бин­ку не раз­бу­дить. В этом смыс­ле «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия», пре­до­став­ля­ю­щая сло­во ли­те­ра­то­рам из про­вин­ций, де­ла­ет очень боль­шое де­ло. Та­кие из­да­ния на­до вся­че­с­ки под­дер­жи­вать и рас­про­ст­ра­нять. Ли­те­ра­тур­но ода­рён­ные де­ти так­же тре­бу­ют к се­бе по­вы­шен­но­го вни­ма­ния, их твор­че­ст­во не­об­хо­ди­мо вся­че­с­ки по­ощ­рять. О сво­ей ра­бо­те с ода­рён­ны­ми де­ть­ми я ког­да-то рас­ска­зал в ста­тье «Мы – не «фа­б­ри­ка дет­ских пи­са­те­лей» («Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия». № 27. 07.07.2006).

В на­сто­я­щее вре­мя кон­крет­ной иде­о­ло­гии, чёт­ко­го ви­де­ния бу­ду­ще­го Рос­сии, на мой взгляд, нет ни у ко­го, да­же у пи­шу­щих и ду­ма­ю­щих лю­дей, здесь, на­вер­ное, кро­ет­ся за­гад­ка все­об­щей пи­са­тель­ской не­уда­чи, уте­ри пи­са­те­лем сво­е­го са­к­раль­но­го, про­ро­че­с­ко­го зна­че­ния в об­ще­ст­ве.

Впро­чем, я на­де­юсь до­жить до тех вре­мён, ког­да мас­со­вый чи­та­тель вновь вер­нёт­ся к хо­ро­шей ли­те­ра­ту­ре, а кри­ти­ки сно­ва ста­нут вла­с­ти­те­ля­ми умов.


Александр ТИТОВ,
с. КРАСНОЕ,
Липецкая обл.




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования