Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №35-36. 07.09.2012

Мир ждёт рассвета

 Ва­лен­тин Кур­ба­тов – фи­гу­ра в на­шей кри­ти­ке осо­бая. Жи­вёт вда­ле­ке от Моск­вы и пи­шет по боль­шей ча­с­ти о ли­те­ра­ту­ре про­вин­ци­аль­ной, гу­берн­ской. Пи­шет не­то­роп­ли­во, сво­им осо­бым язы­ком, в сво­ём осо­бом жа­н­ре – это не сов­сем ре­цен­зии, не ста­тьи, не эс­се и не очер­ки, а не­что дру­гое...

И на мно­гое, что бы­ло и что есть, что бу­дет, по-мо­е­му, Ва­лен­тин Яков­ле­вич име­ет свой осо­бый взгляд.

 

Валентин КУРБАТОВ
Валентин КУРБАТОВ

– Ва­лен­тин Яков­ле­вич, рас­ска­жи­те, по­жа­луй­ста, как вы жи­вё­те в Пско­ве. Есть ли круг жи­во­го об­ще­ния? Из че­го скла­ды­ва­ет­ся ваш день?

– По-раз­но­му жи­ву. По­ка ра­бо­та, да дач­ка, да ле­то, да ма­туш­ка-цер­ковь – то и ни­че­го. А как осень, дож­ди, да ещё вдох­но­ве­ние сбе­жит к бо­лее мо­ло­до­му со­пер­ни­ку, так тя­же­ло­ва­то. К ста­ро­сти круг об­ще­ния де­ла­ет­ся всё уже. А я, к то­му же, все­гда пред­по­чи­тал дру­жить со ста­ри­ка­ми. И вот они все уш­ли. И от кру­га-то ос­та­лась од­на точ­ка – ты сам. Се­мья, как бы она ни бы­ла неж­на к те­бе, всё-та­ки не круг об­ще­ния, она – ты, а нуж­но ещё с кем-то и про вы­со­кое по­го­во­рить, про жизнь, хоть «пра­ви­тель­ст­во по­ру­гать». Нуж­но, что­бы в род­ном го­ро­де, кро­ме тво­е­го ок­на, для те­бя го­ре­ли ещё хоть од­но-два… А день скла­ды­ва­ет­ся – по вос­кре­се­нь­ям из церк­ви, а по буд­ням из ра­бо­ты. То в за­пар­ке чи­та­ешь чу­жие кни­ги в жю­ри раз­ных пре­мий, то по­зо­вут ска­зать сло­во на вы­став­ке или по­си­деть на за­се­да­нии раз­ных по­пе­чи­тель­ских со­ве­тов (ты по­па­да­ешь в них как-то ав­то­ма­ти­че­с­ки, от­ка­зы­вать­ся не­лов­ко – со­чтут гор­де­цом или при­твор­щи­ком – луч­ше от­си­деть). И опять за стол. Скуч­но­ва­то, но пре­иму­ще­ст­во ста­ро­сти в том и со­сто­ит, что ду­ша уже не про­сит раз­но­об­ра­зия.

– Как чи­та­е­те ли­те­ра­тур­ные но­вин­ки – на бу­ма­ге или с эк­ра­на ком­пью­те­ра?

– И так, и так. Хо­тя с ком­пью­те­ра уже и сам не хо­чу, и дру­гим не со­ве­тую. На­роч­но от­крой­те в ком­пью­те­ре «Вой­ну и мир» и че­рез ми­ну­ту по­чув­ст­ву­е­те, что или с тек­с­том, или с ва­ми что-то про­ис­хо­дит. Текст ста­но­вит­ся «пло­с­ким», из не­го ухо­дят плоть и жизнь. Он ста­но­вит­ся «скво­зя­щим», вир­ту­аль­ным. И ско­ро та­кой же вир­ту­аль­ной ста­но­вит­ся и жизнь. В ком­пью­те­ре Моск­ву не удер­жишь и в Бо­ро­ди­но не вы­сто­ишь. И не ум­рёшь с Бол­кон­ским, и не об­ра­ду­ешь­ся жёл­то­му пят­ну на пе­лён­ке с На­та­шей. На­ша жизнь по­то­му и ста­ла се­го­дня так при­зрач­на, не­уве­рен­на, си­ю­ми­нут­на, по­те­ря­ла даль и свет, что она боль­ше жи­вёт ком­пью­тер­ным про­ст­ран­ст­вом.

– Что из про­зы по­след­не­го вре­ме­ни за­пом­ни­лось? Вы­зва­ло вос­торг или ужас­ну­ло.

– Про вос­торг не ска­жу, но чув­ст­во сча­с­тья от чте­ния ис­пы­ты­вал ча­с­то. Та­кие все сти­ли­с­ты ста­ли – не ото­рвёшь­ся. Имен­но кра­со­та сло­ва пле­ня­ет, чув­ст­во сво­бо­ды, с ко­то­рым ав­то­ры пи­шут. Вид­но, что и пи­сать им сча­с­тье. Каж­дый со­чи­ни­тель зна­ет это чув­ст­во хоть не­дол­го­го по­слу­ша­ния сло­ва, чуд­ной тай­ны, ког­да из-под тво­е­го пе­ра вы­хо­дит что-то, че­го ты ми­ну­ту на­зад и ду­мать не ду­мал, слов­но и не ты на­пи­сал, а как-то са­мо со­бой по­ми­мо те­бя вы­ле­те­ло. Как это у Алек­сан­д­ра Сер­ге­е­ви­ча – «и про­буж­да­ет­ся по­эзия во мне» – имен­но са­ма про­буж­да­ет­ся. По­чи­тай­те, ска­жем, Юрия Буй­ду, его «Си­нюю кровь» или Ни­ко­лая Кры­щу­ка («Кру­га­ми рая»), Ев­ге­ния Ка­си­мо­ва («На­зо­ви­те ме­ня Хри­с­то­фо­ром»)… Нач­ни пе­ре­чис­лять – не ос­та­но­вишь­ся: бу­дут тут и Алек­сандр Или­чев­ский, и Ан­д­рей Ру­ба­нов, и Ан­д­рей Бу­зу­лук­с­кий…

Вот толь­ко бе­да, что, уто­лив­шись сти­ли­с­ти­че­с­кой иг­рой, ты уже на­чи­на­ешь спра­ши­вать че­го-то да­лее иг­ры и сво­бо­ды, пы­та­ешь­ся вы­смо­т­реть су­ще­ст­во жиз­ни, ко­то­рая да­ла по­вод к та­кой фор­маль­ной кра­со­те. На­те­шил­ся умом, на­чи­на­ешь серд­цем спра­ши­вать. И тут всё ос­та­нав­ли­ва­ет­ся. На­чи­на­ет­ся «бег на ме­с­те об­ще­при­ми­ря­ю­щий». Впро­чем, это раз­го­вор дол­гий и он по-на­сто­я­ще­му толь­ко на­чи­на­ет­ся. Рож­да­ет­ся но­вая про­за и но­вые за­ко­ны её чте­ния.

Что же до «ужас­ну­ло», то это со­зна­ние то­го, что ты при­го­во­рён но­вым по­ко­ле­ни­ем, что оно да­же не до­слу­ша­ет те­бя, по­то­му что ты уже го­во­ришь на ре­лик­то­вом язы­ке. Ты от­чёт­ли­во ви­дишь, как ска­зал один из ге­ро­ев ро­ма­на Ан­д­рея Сто­ля­ро­ва «Мы на­род…», что но­вое по­ко­ле­ние толь­ко ждёт, «ког­да мы, в кон­це кон­цов, от­сю­да уй­дём, за­гнём­ся, пе­ре­ста­нем пу­тать­ся под но­га­ми, ког­да мы, на­ко­нец, вы­дох­нем­ся и сги­нем вме­с­те с раз­дра­жа­ю­щей ку­терь­мой на­ших мел­ких смеш­ных про­блем. И ког­да, на­ко­нец, их стре­ми­тель­но рас­ши­ря­ю­щий­ся вир­ту­ал пол­но­стью со­льёт­ся с ре­аль­но­с­тью…».

– Вам не ка­жет­ся, что в по­след­ние уже лет, на­вер­ное, трид­цать у нас стран­ная си­ту­а­ция с по­эзи­ей. Поч­ти все кри­ти­ки ут­верж­да­ют, что уро­вень её вы­со­кий, но вот но­вые име­на, как пра­ви­ло, на­звать не мо­гут. А вы от­кры­ли для се­бя боль­ших по­этов из тех, кто по­явил­ся в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия? И во­об­ще воз­мож­но ли се­го­дня по­яв­ле­ние боль­шо­го пи­са­те­ля?

– Вы­со­кий, вы­со­кий уро­вень у по­эзии. Уж по­верь­те. А луч­ше про­верь­те – на­пе­ча­тай­те ря­дом по­ло­су ны­неш­них по­этов. Пред­ло­жу Свет­ла­ну Ке­ко­ву, Ген­на­дия Ру­са­ко­ва, Станислава Ми­на­ко­ва, Свет­ла­ну Ва­си­лен­ко, Светлану Сыр­не­ву, да уж и мо­ло­же, мо­ло­же – Анну Пав­лов­скую, Ирину Ев­су. Са­ми и уви­ди­те. А то, что на­звать сра­зу нель­зя, так это от вре­ме­ни на­ше­го, ко­то­рое так бо­га­то, что мо­жет и по­при­ве­ред­ни­чать. Вы са­ми-то на­зо­ви­те три-че­ты­ре име­ни, на ко­то­рые ото­звал­ся бы каж­дый чи­та­ю­щий че­ло­век Рос­сии и вме­с­те с ва­ми ска­зал: «Вот!» На­зо­вё­те ли? Один дя­день­ка из Брат­ска, по-мо­е­му, очень вер­но ска­зал, что се­го­дня Пуш­кин «кол­лек­ти­вен», что это не од­но имя, а «кон­текст». То же и в про­зе. Мир дро­бит­ся, те­ря­ет цель­ность и один пи­са­тель, хоть и се­ми пя­дей во лбу, уже не мо­жет ох­ва­тить рас­сы­пан­ный мир, но за­то от­лич­но ви­дит то, что пе­ред гла­за­ми.

А боль­шо­го по­эта от­крыл. Он из ко­ст­ром­ских и, к со­жа­ле­нию, уже по­кой­ный. Мы его про­смо­т­ре­ли – это Ле­о­нид По­пов. Най­ди­те его кни­гу «Тер­ри­то­рия близ­кой ду­ши» и ах­не­те, что мы мог­ли прой­ти ми­мо по­эта руб­цов­ской кра­со­ты и си­лы, как, впро­чем, в свой час про­шли и ми­мо са­мо­го Руб­цо­ва.

По­яв­ле­ние же боль­шо­го пи­са­те­ля се­го­дня не­воз­мож­но, по­то­му что боль­шие пи­са­те­ли – де­ти ус­той­чи­вых вре­мён и вы­со­кой со­ци­аль­ной ие­рар­хии. А ког­да об­ще­ст­во сто­ит на пе­с­ке и со­сто­ит из пе­с­ка, то мож­но толь­ко бле­с­тя­ще пи­сать ча­ст­но­с­ти. Но уж за­то пи­сать так пи­сать…

– Ва­лен­тин Яков­ле­вич, вот та­кая мысль не да­ёт мне по­коя. В 60–70-х на­ши де­ре­вен­щи­ки в сво­их про­из­ве­де­ни­ях до­воль­но-та­ки од­но­знач­но кри­ти­ко­ва­ли го­су­дар­ст­во с его го­ро­да­ми, за­ви­си­мо­с­тью от де­нег, раз­ру­ша­ю­щей ус­тои но­виз­ной, кол­лек­тив­ны­ми хо­зяй­ст­ва­ми. Для ме­ня по­ка­за­тель­на в этом пла­не по­весть Ва­лен­ти­на Рас­пу­ти­на «День­ги для Ма­рии», но в об­щем-то эта про­бле­ма под­ни­ма­лась и Бе­ло­вым, и Аб­ра­мо­вым, Ас­та­фь­е­вым, Шук­ши­ным, Еки­мо­вым… Но в кон­це 80-х де­ре­вен­щи­ки ста­ли го­су­дар­ст­вен­ни­ка­ми, от­ста­и­ва­ли тот строй, ко­то­рый до это­го кри­ти­ко­ва­ли. По­че­му так по­лу­чи­лось? Или я оши­ба­юсь?

– Оши­ба­е­тесь. Они не ме­ня­ли се­бя. Они и тог­да не го­су­дар­ст­во кри­ти­ко­ва­ли, а не­прав­ду лож­ной идеи, ко­то­рая бы­ва­ет не­за­ви­си­ма от го­су­дар­ст­ва. Они-то ведь жи­ли в том же го­су­дар­ст­ве и, как Бе­лов и Аб­ра­мов, мог­ли быть не про­сто чле­на­ми пар­тии, а и на­чаль­ст­вом пар­тий­ным. Они кри­ти­ко­ва­ли то, что ка­за­лось им не­прав­дой об­ще­го де­ла­ния.

Тог­да в го­ло­ву не при­хо­ди­ло от­де­лять се­бя от го­су­дар­ст­ва и свы­со­ка по­гля­ды­вать на не­го, слов­но ты сам в Ис­па­нии ро­дил­ся. Они здесь жи­ли. Это бы­ла их зем­ля, их ис­то­рия. И они и даль­ше со­би­ра­лись жить тут же. И зна­ли, что жи­вут сре­ди сво­е­го на­ро­да, с ко­то­рым на­до толь­ко пре­дель­но ис­крен­не раз­го­ва­ри­вать, тер­пе­ли­во воз­вра­щать ему ко­рен­ную прав­ду, и он от­рях­нёт лож­ные «го­род­ские» сло­ва и опять ста­нет со­бой. А идея-то ока­за­лась «ра­ко­вой» (здо­ро­вые клет­ки пер­вых ис­ка­те­лей «зем­ли и во­ли» му­ти­ро­ва­ли в зло­ка­че­ст­вен­ные).

И в по­сле­ду­ю­щие дни они не от­вле­чён­ное «го­су­дар­ст­во» за­щи­ща­ли, а имен­но жи­вую его, не иде­о­ло­ги­че­с­кую ос­но­ву. Лу­ка­вые ре­бя­та от при­воз­ной за­ём­ной де­мо­кра­тии на­ро­чи­то сме­ша­ли го­су­дар­ст­во и идею, что­бы ос­та­вить нам пе­пе­ли­ще и по­том в тём­ной во­де пре­об­ра­зо­ва­ний уже без опа­с­ки рас­хи­щать на­жи­тое не ими. А «де­ре­вен­щи­ки» зна­ли, что го­су­дар­ст­во про­рос­ло в че­ло­ве­ка и, от­ме­нив его, най­дёшь толь­ко пу­с­ты­ню. Тут при­мер фи­ло­со­фа Зи­но­вь­е­ва – один из са­мых по­учи­тель­ных и ещё не осо­знан­ных.

– Ка­кое, на ваш взгляд, бу­ду­щее тол­стых жур­на­лов? Вы их чи­та­е­те?

– По при­выч­ке за­гля­ды­ваю. И то уже, стыд­но ска­зать – боль­ше в ком­пью­тер­ном пе­ре­во­де. Вы­пи­сы­вать до­ро­го­ва­то. И всё не вы­пи­шешь. И их уж и в биб­ли­о­те­ках ча­ще пред­ла­га­ют с эк­ра­на по­смо­т­реть. Да и они са­ми, по­до­ль­ща­ясь ко вре­ме­ни, вы­став­ля­ют се­бя в эле­к­трон­ном ви­де, на­де­ясь ум­но­жить чис­ло чи­та­те­лей, тог­да как на де­ле толь­ко при­кан­чи­ва­ют ос­таль­ных. А вос­про­ти­ви­лись бы, ос­та­лись в бу­маж­ной об­лож­ке, и мы бы ещё, гля­дишь, за ни­ми по­бе­га­ли. Хо­тя бы из мо­ды и уп­рям­ст­ва.

– В Моск­ве, по край­ней ме­ре, не­ма­лая часть лю­дей с де­ка­б­ря жи­вёт в не­ком на­пря­же­нии. Ми­тин­ги, ше­ст­вия, обы­с­ки у оп­по­зи­ци­о­не­ров, аре­с­ты. А в Пско­ве как на­счёт по­ли­ти­ки?

– А Псков что – ры­жий, что ли? И у нас по­зи­ция и на­пря­же­ние.

– Вы – член Об­ще­ст­вен­ной па­ла­ты. Что по­лез­но­го уви­де­ли, уз­на­ли, ка­кой опыт при­об­ре­ли?

– Стыд­но ска­зать, не при­об­рёл ни­ка­ко­го опы­та, хо­тя то­ва­ри­щи по Па­ла­те ста­ра­ют­ся слы­шать всю пол­но­ту ми­ра. Да ведь и мы не на ули­це на­шлись, а ро­ди­лись тут же. И все «улич­ные бо­лез­ни» и у нас те же. Те же оп­по­зи­ции и раз­ные взгля­ды. Раз­ве без обы­с­ков и аре­с­тов, по­то­му что «пуб­ли­ка чи­с­тая» и ве­дёт се­бя ос­мо­т­ри­тель­но. Но бо­юсь, что с на­ча­лом но­во­го се­зо­на и у нас всё бу­дет ша­тать­ся, ина­че ка­кая же мы Об­ще­ст­вен­ная па­ла­та?

– Ва­лен­тин Яков­ле­вич, ка­кой, на ваш взгляд, лет че­рез трид­цать бу­дет Рос­сия и бу­дет ли она во­об­ще, ес­ли всё про­дол­жит­ся так, как бы­ло эти две­над­цать лет? Бла­го ли для стра­ны ны­неш­няя мо­дель?

– Не пред­став­ляю эта­кой да­ли. Се­ми­де­ся­ти­т­рёх­лет­не­му че­ло­ве­ку бы­ло бы са­мо­на­де­ян­но пред­ска­зы­вать мир, ко­то­ро­го он не уви­дит. Но до­га­ды­ва­юсь, что ны­неш­ний ва­ри­ант не удер­жит­ся, по­то­му что мир по при­ро­де ие­рар­хи­чен и ищет яс­ной си­с­те­мы ко­ор­ди­нат. Дол­го в ту­ма­не жить труд­но, хо­тя мы и так уже про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ли ред­кую жи­ву­честь.

Мир ждёт рас­све­та. И, Бог даст, мы ско­ро пе­ре­ста­нем твер­дить о «воз­рож­де­нии» (че­го?), а нач­нём ду­мать про­сто о рож­де­нии, о том, что по­ра, на­ко­нец, учить­ся от­ве­чать за ис­то­рию, ко­то­рая по­ка нам да­ва­лась «да­ром». На­по­ми­нать ли сно­ва и сно­ва сло­ва Вла­ди­ми­ра Со­ло­вь­ё­ва, что на­ци­о­наль­ная идея не то, что че­ло­век ду­ма­ет о сво­ей на­ции в ис­то­рии, а то, что ду­ма­ет о ней Бог в веч­но­с­ти. Са­ми се­бя по­слу­ша­ли. По­ра ус­лы­шать Бо­га.


Беседовал Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования