Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №35-36. 07.09.2012

Изумляемся вместе с Арсланом Хасавовым

КАК ВСЁ ПРО­СТЕНЬ­КО

 

Люд­ми­ла Улиц­кая из­ве­ст­на чи­та­ю­щей пуб­ли­ке как один из мэ­т­ров со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры. Её имя проч­но впи­са­лось в со­зна­ние рос­си­ян: кто не чи­тал её книг – на­вер­ня­ка смо­т­рел филь­мы, сня­тые по её сце­на­ри­ям, а кто не ви­дел филь­мов, ско­рее все­го, слы­шал об ак­тив­ной граж­дан­ской по­зи­ции и от­то­го не­про­стых от­но­ше­ни­ях с по­ли­ти­че­с­кой эли­той стра­ны.

Сбор­ник рас­ска­зов «Дет­ст­во со­рок де­вять», не так дав­но по­явив­ший­ся на при­лав­ках книж­ных ма­га­зи­нов, яв­ля­ет­ся пе­ре­из­да­ни­ем кни­ги, впер­вые вы­шед­шей в две ты­ся­чи тре­ть­ем.

В этой не­боль­шой, в чуть мень­ше чем в сто стра­ниц кни­ге со­бра­ны рас­ска­зы, сю­же­ты ко­то­рых раз­ви­ва­ют­ся в ат­мо­сфе­ре по­сле­во­ен­но­го вре­ме­ни, а ес­ли быть точ­нее, о жиз­ни де­тей, рас­ту­щих в это са­мое по­сле­во­ен­ное вре­мя.

Кни­га уни­каль­на не толь­ко сво­и­ми рас­ска­за­ми, но и кра­соч­ны­ми ил­лю­с­т­ра­ци­я­ми, сде­лан­ны­ми из­ве­ст­ным ху­дож­ни­ком и гра­фи­ком Вла­ди­ми­ром Лю­ба­ро­вым и ко­то­рые сам он, от­че­го-то, на­зы­ва­ет «кар­тин­ка­ми».

«Лю­ся У. и Во­ва Л. бы­ли здесь» – буд­то бы дет­ской ру­кой, слов­но ме­лом на ас­фаль­те, на­пи­са­но на пе­ре­плё­те кни­ги.

«Ге­рои мо­их рас­ска­зов, – пи­шет в сво­ём пре­дис­ло­вии Люд­ми­ла Улиц­кая, – по­свя­щён­ных дет­ст­ву, жи­ли сво­ей от­дель­ной жиз­нью на ли­с­тах Вла­ди­ми­ра Лю­ба­ро­ва и про­сто тре­бо­ва­ли вос­со­е­ди­не­ния». При этом, схо­жи­ми, по её сло­вам, в их по­сле­во­ен­ном дет­ст­ве ока­за­лись «не толь­ко до­ма и дво­ры, кош­ки и па­ли­сад­ни­ки – схо­жи­ми ока­за­лись и лю­ди». И, дей­ст­ви­тель­но, «кар­тин­ки» эти, яв­ля­ю­щи­е­ся, по су­ти, со­вер­шен­но от­дель­ным про­из­ве­де­ни­ем ис­кус­ст­ва, пре­крас­но до­пол­ня­ют тек­с­ты сбор­ни­ка.

В кни­ге все­го шесть не­боль­ших рас­ска­зов, каж­дый из ко­то­рых опи­сы­ва­ет жизнь де­тей по­сле вой­ны: здесь де­воч­ки, тя­го­ст­но ожи­да­ю­щие сво­ей оче­ре­ди за ка­пу­с­той, а по­том по­ни­ма­ю­щие, что по пу­ти по­те­ря­ли день­ги; здесь и ста­рь­ёв­щик Ро­ди­он и Валь­ка Бо­б­ро­ва, при­жи­ма­ю­ща­я­ся к его те­ле­ге и жад­но рас­сма­т­ри­ва­ю­щая «со­кро­ви­ща»; здесь и Ди­на, тай­ком на­дев­шая ча­сы бра­та Али­ка и раз­бив­шая их вдре­без­ги; здесь и дру­гие де­ти, ко­то­рые, как и по­ло­же­но де­тям, по­па­да­ют в пе­ре­дря­ги. Пе­ре­дря­ги, впро­чем, вся­кий раз сча­ст­ли­во раз­ре­ша­ю­щи­е­ся – ино­гда по во­ле взрос­лых, а ино­гда и бла­го­да­ря сча­ст­ли­вой слу­чай­но­с­ти.

Про­сты и по-сво­е­му не­за­мыс­ло­ва­ты не толь­ко сю­же­ты рас­ска­зов, но ча­с­то и са­ма ма­не­ра их из­ло­же­ния. Так, на­при­мер, опи­сы­вая от­крыв­ший­ся в шко­ле та­лант од­ной из ге­ро­инь кни­ги Валь­ки к гим­на­с­ти­ке, ав­тор пи­шет: «Она вы­сту­па­ла в боль­ших со­рев­но­ва­ни­ях, ез­ди­ла на сбо­ры в дру­гие го­ро­да и ско­ро ста­ла ма­с­те­ром спор­та, а по­том – на весь мир из­ве­ст­ной спорт­с­мен­кой».

Ино­гда, впро­чем, эта не­за­мыс­ло­ва­тость рож­да­ет и осо­бые, быть мо­жет, боль­ше свой­ст­вен­ные дет­ско­му со­зна­нию об­ра­зы – «у ци­фер­бла­та бы­ло тор­же­ст­вен­ное вы­ра­же­ние ли­ца».

Люд­ми­ла Ев­ге­нь­ев­на пре­крас­но пе­ре­да­ёт ат­мо­сфе­ру по­сле­во­ен­ной жиз­ни: её раз­го­во­ры, ус­т­рем­ле­ния, да­же за­пах – «за­пах, ко­то­ро­го боль­ше нет на све­те». Сво­ей кни­гой она слов­но бы при­гла­ша­ет чи­та­те­ля на раз­го­вор о том, во что се­го­дня пре­вра­ти­лась во­ен­ная и по­сле­во­ен­ная па­мять, за­став­ля­ет за­ду­мать­ся о том, что вкла­ды­ва­ет в это по­ня­тие со­вре­мен­ный че­ло­век, ча­ще все­го жи­ву­щий в ре­жи­ме «здесь и сей­час».

При этом нель­зя на­звать рас­ска­зы сбор­ни­ка че­рес­чур глу­бо­ко­мыс­лен­ны­ми или пе­ре­на­сы­щен­ны­ми на­пла­с­то­ва­ни­ем смыс­лов – это впол­не се­бе лёг­кое чте­ние, ко­то­рое мож­но сме­ло брать с со­бой на да­чу и про­чи­тать, мо­жет быть, да­же в ком­па­нии де­тей, за вы­ход­ные.

 

Дет­ст­во со­рок де­вять/Люд­ми­ла Улиц­кая; ил. В.Лю­ба­ров. – М.: Ас­т­рель, 2012.


 

СЮР­ПРИ­ЗОВ ХВА­ТА­ЕТ

 

Ро­ман од­но­го из са­мых за­мет­ных ан­г­лий­ских пи­са­те­лей Джу­ли­а­на Барн­са «Пред­чув­ст­вие кон­ца», вы­шед­ший в про­шлом го­ду, по ито­гам ли­те­ра­тур­но­го се­зо­на был удо­с­то­ен пре­стиж­ной Бу­ке­ров­ской пре­мии, в шорт-ли­с­ты ко­то­рой на про­тя­же­нии сво­ей ли­те­ра­тур­ной ка­рь­е­ры Барнс вхо­дил триж­ды.

На во­прос жур­на­ли­с­тов о том, на что он по­тра­тит 50 000 пре­ми­аль­ных фун­тов стер­лин­гов, Барнс, со свой­ст­вен­ным мно­гим ан­г­ли­ча­нам сно­биз­мом, от­ве­тил, что ку­пит «со­вер­шен­но но­вые ча­сы». Имен­но так – «со­вер­шен­но но­вые».

Ро­ман по­свя­щён не­кой Пэт. По­хо­же, что Пэт Ка­ва­на – имен­но так зва­ли ли­те­ра­тур­но­го аген­та и су­пру­гу Барн­са, ко­то­рая ско­ро­по­с­тиж­но скон­ча­лась в не­да­лё­ком 2008 го­ду от ра­ка го­ло­вно­го моз­га. Но это так – к све­де­нию.

Ос­нов­ная кан­ва сю­же­та до­воль­но точ­но от­ра­же­на в ан­но­та­ции к кни­ге: «В класс элит­ной шко­лы, где учат­ся То­ни Уэб­стер и его дру­зья Ко­лин и Алекс, при­хо­дит но­вень­кий – Ад­ри­ан Финн. Не­раз­луч­ная тро­и­ца бы­с­т­ро ста­но­вит­ся чет­вёр­кой, но Ад­ри­ан дер­жит­ся на­осо­би­цу: «Мы веч­но при­ка­лы­ва­лись и очень ред­ко го­во­ри­ли все­рьёз. А наш но­вый од­но­класс­ник веч­но го­во­рил все­рьёз и очень ред­ко при­ка­лы­вал­ся». По­сле шко­лы чет­ве­ро кля­нут­ся в веч­ной друж­бе – и на­дол­го рас­хо­дят­ся в раз­ные сто­ро­ны; ви­ной то­му ро­ман­ти­че­с­кие пе­ре­жи­ва­ния и взрос­лые за­бо­ты, не­о­жи­дан­ная тра­ге­дия и же­ла­ние по­ско­рее вы­бро­сить её из го­ло­вы… И вот по­ста­рев­ший на со­рок лет То­ни по­лу­ча­ет не­о­жи­дан­ное пись­мо от ад­во­ка­та и, на­чи­ная рас­кру­чи­вать хи­т­ро­спле­тён­ный клу­бок при­чин и след­ст­вий, по­ни­ма­ет, что про­шлое, ка­зав­ше­е­ся та­ким про­стым и яс­ным, та­ит не­ма­ло шо­ки­ру­ю­щих сюр­при­зов…».

Сюр­при­зов дей­ст­ви­тель­но хва­та­ет.

Ро­ман раз­де­лён на две ча­с­ти – пер­вая яв­ля­ет­ся ув­ле­ка­тель­ным по­ве­ст­во­ва­ни­ем о днях юно­с­ти глав­но­го ге­роя, его друж­бе и пер­вой люб­ви (ко­то­рая, как ча­с­то бы­ва­ет, впос­лед­ст­вии ока­зы­ва­ет­ся не­лю­бо­вью). Вто­рая пе­ре­но­сит чи­та­те­ля на без ма­ло­го со­рок лет впе­рёд, ко вре­ме­ни, ког­да То­ни из ког­да-то опь­я­нён­но­го ро­ман­ти­че­с­ки­ми меч­та­ми юно­ши пре­вра­ща­ет­ся в пен­си­о­не­ра, «се­ред­няч­ка», как он сам се­бя на­зы­ва­ет.

«Се­ред­ня­чок – вот кем я стал по­сле шко­лы», – от­кро­вен­но го­во­рит ли­ри­че­с­кий ге­рой, «Се­ред­ня­чок и в уни­вер­си­те­те, и на ра­бо­те; се­ред­ня­чок в друж­бе, вер­но­с­ти, люб­ви; се­ред­ня­чок – это уж точ­но – в сек­се».

«Пред­чув­ст­вие кон­ца» – это ко­нец вся­ких ил­лю­зий, ко­нец от­но­ше­ний, пред­чув­ст­вие кон­ца всей его че­ло­ве­че­с­кой жиз­ни.

О се­бе се­го­дняш­нем ли­ри­че­с­кий ге­рой ска­жет так: «То­го, о чём меч­та­ло моё от­ро­че­ст­во, мне не ви­дать как сво­их ушей. Я бу­ду под­ст­ри­гать лу­жай­ку, ез­дить в от­пуск, про­жи­вать жизнь».

О се­бе бу­ду­щем за­ме­тит, буд­то вскользь: «Гря­зи не люб­лю и ос­тав­лять по­сле се­бя грязь то­же не на­ме­рен. Ес­ли хо­ти­те знать, я за­ве­щал, что­бы ме­ня кре­ми­ро­ва­ли».

Бес­при­с­т­ра­ст­но опи­сан­ная те­ма ста­ре­ния, по­сте­пен­но­го уга­са­ния и мыс­лен­ных при­го­тов­ле­ний к пред­сто­я­щей смер­ти име­ет оше­ло­ми­тель­ный эф­фект. А что ес­ли про­жи­тая жизнь, и так при­нёс­шая не­ма­ло ра­зо­ча­ро­ва­ний, яв­ля­ет­ся ещё и не тем, что ты о ней ду­мал? Ес­ли на­сло­е­ния и «об­ман­ные вос­по­ми­на­ния» толь­ко уве­ли­чи­ва­ют тре­во­гу и не­уве­рен­ность не толь­ко в бу­ду­щем, но и в да­лё­ком про­шлом?

От­дель­ная, са­мая силь­ная, скреп­ля­ю­щая весь ро­ман ли­ния – это по­лу­де­тек­тив­ный сю­жет, в цен­т­ре ко­то­ро­го ока­зы­ва­ет­ся пер­вая де­вуш­ка То­ни, ещё в те да­лё­кие го­ды ушед­шая от не­го к его же дру­гу Ад­ри­а­ну.

Вне­зап­но по­лу­чив в на­след­ст­во ку­сок из днев­ни­ка дав­но по­кон­чив­ше­го с со­бой Ад­ри­а­на, он с тре­во­гой на­чи­на­ет раз­ма­ты­вать клу­бок этих слож­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний. Ре­зуль­та­ты, на­до ска­зать, по­ра­жа­ют сво­ей аб­со­лют­ной не­пред­ска­зу­е­мо­с­тью.

Чи­тай­те, это класс­ная кни­га!

 

Джу­ли­ан Барнс. Пред­чув­ст­вие кон­ца.


 

СВА­РИЛ ИЗ ТО­ПО­РА

 

Свою оче­ред­ную кни­гу За­хар При­ле­пин, по его соб­ст­вен­но­му при­зна­нию, «сва­рил из то­по­ра». У не­го уже на­ко­пи­лось ка­кое-то ко­ли­че­ст­во тек­с­тов о со­вре­мен­ной про­зе и ре­цен­зий, ко­то­рые он пи­сал по слу­чаю, и вот по­ду­мал – че­го до­б­ру про­па­дать и со­ста­вил дан­ный сбор­ник. В пре­дис­ло­вии При­ле­пин пи­шет, что «ие­рар­хии в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре сло­жи­лись при ми­ни­маль­ном уча­с­тии ли­те­ра­то­ров», – при­ло­жи­ли ру­ку кто угод­но, толь­ко не са­ми ли­те­ра­то­ры, ко­то­рые, за не­сколь­ки­ми ис­клю­че­ни­я­ми вро­де Бы­ко­ва или Сен­чи­на, ма­ло пи­шут кри­ти­ку, так ма­ло, что как буд­то и не чи­та­ют из­да­ва­е­мые тек­с­ты. Тра­ди­ци­он­но же, по сло­вам При­ле­пи­на, ли­те­ра­ту­ра бы­ла «по­лем об­щей ра­бо­ты», а на­пи­сан­ная дру­гим кни­га вос­при­ни­ма­лась не толь­ко как пред­мет раз­дра­жён­ной за­ви­с­ти в слу­чае ус­пе­ха, но как ещё од­на мо­не­та, бро­шен­ная в об­щую ко­пил­ку или, на­про­тив, ук­ра­ден­ная от­ту­да.

При­ле­пин в этом смыс­ле бе­зус­лов­ный ак­ти­вист – дви­га­тель ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са, быть мо­жет, да­же один из яр­чай­ших его ор­га­ни­за­то­ров. Кро­ме сво­их про­за­и­че­с­ких тек­с­тов он со­став­ля­ет ан­то­ло­гии, бе­рёт ин­тер­вью, пи­шет пре­дис­ло­вия к кни­гам дру­гих ав­то­ров, по­рой да­же на­хо­дит вре­мя са­мо­лич­но пред­ста­вить не­ко­то­рых из них на их же пре­зен­та­ци­ях.

Бу­ду­чи фи­ло­ло­гом по об­ра­зо­ва­нию, он бле­с­тя­ще раз­би­ра­ет­ся в рус­ской ли­те­ра­ту­ре, мо­жет с лёг­ко­с­тью про­во­дить па­рал­ле­ли меж­ду тек­с­та­ми раз­лич­ных пе­ри­о­дов, на­хо­дя та­кую связь, о ко­то­рой да­же ав­тор рас­сма­т­ри­ва­е­мых им тек­с­тов по­рой мог да­же не до­га­ды­вать­ся.

А ещё он де­ла­ет всё это стра­ст­но, с нер­вом и эмо­ци­ей, что от­ли­ча­ет его от мно­гих пи­шу­щих со­вре­мен­ни­ков.

Здесь не толь­ко ре­цен­зии на вы­хо­див­шие в по­след­ние го­ды кни­ги, но и эс­се об осо­бен­но­с­тях муж­ской и жен­ской про­зы, раз­мы­ш­ле­ния об от­но­ше­ни­ях пи­са­те­ля и вла­с­ти, эс­се о ле­ни и за­ви­с­ти и да­же за­мет­ки о рус­ском рэ­пе – Ка­с­те, Гу­фе, в об­щем всё то, за что чи­та­тель лю­бит При­ле­пи­на.

Ав­тор ча­ще все­го весь­ма до­б­ро­же­ла­те­лен в оцен­ках книг сво­их со­бра­ть­ев по пе­ру. В рас­сма­т­ри­ва­е­мом сбор­ни­ке есть, к при­ме­ру, под­за­го­лов­ки вро­де «Ма­с­те­ра» или «Но­вые пи­са­те­ли», но к не­ко­то­рым, вро­де ши­ро­ко из­ве­ст­но­го Ев­ге­ния Гриш­ков­ца, он на­ст­ро­ен да­же враж­деб­но.

«По­доб­ную про­зу, – пи­шет При­ле­пин о кни­ге Гриш­ков­ца «План­ка», – мож­но пи­сать ле­вой но­гой, не сни­мая бо­тин­ка и шер­стя­но­го но­с­ка».

Есть и ре­цен­зии на кни­ги не­сколь­ких ино­ст­ран­ных пи­са­те­лей – он прак­ти­че­с­ки стоя ап­ло­ди­ру­ет ав­то­ру «Бла­го­во­ли­тель­ниц» (ог­ром­но­го ро­ма­на, на­пи­сан­но­го от ли­ца офи­це­ра СС) Джо­на­та­ну Ли­тел­лу, го­во­ря, что «С этой кни­гой при­дёт­ся раз­би­рать­ся всю жизнь. Ни­ку­да от неё не деть­ся».

Или вот ещё: «Ро­ман Лит­тел­ла – бе­зус­лов­ная клас­си­ка. То, что ав­тор жи­вёт и здрав­ст­ву­ет – ни­че­го не ме­ня­ет. У нас на гла­зах по­яви­лась ве­ли­кая кни­га, те­перь она, как «Со­бор Па­риж­ской бо­го­ма­те­ри» и «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние», бу­дет жить в со­зна­нии че­ло­ве­че­ст­ва».

Не­что по­доб­ное при­ле­пин­ско­му «Кни­го­чё­ту» уже де­лал ли­те­ра­тур­ный обо­зре­ва­тель жур­на­ла «Афи­ша» и би­о­граф Алек­сан­д­ра Про­ха­но­ва и Юрия Га­га­ри­на (да, та­кое со­че­та­ние) Лев Да­нил­кин, вы­пу­с­кав­ший сбор­ни­ки сво­их ре­цен­зий, на­кап­ли­вав­ших­ся в те­че­ние го­да. Это бы­ли по­хо­жие пу­те­во­ди­те­ли по со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ре.

Так­же при­хо­дит на ум фран­цуз Фре­де­рик Бег­бе­дер, взяв­ший ши­ре и не­сколь­ко лет на­зад из­дав­ший «Луч­шие кни­ги XX ве­ка. По­след­няя опись пе­ред рас­про­да­жей». Там он со свой­ст­вен­ной ему иро­ни­ей зна­ко­мит чи­та­те­ля с «про­грамм­ны­ми» про­из­ве­де­ни­я­ми ми­нув­ше­го сто­ле­тия.

В об­щем – «Кни­го­чёт», на мой взгляд, вы­пол­ня­ет сра­зу не­сколь­ко функ­ций. Во-пер­вых, вся­кая но­вая кни­га за ав­тор­ст­вом лю­би­мо­го пи­са­те­ля – все­гда от­лич­ный по­да­рок пер­со­наль­ным по­клон­ни­кам его твор­че­ст­ва.

Во-вто­рых, что осо­бен­но важ­но, со­брав по­доб­ный сбор­ник, При­ле­пин мар­ки­ру­ет оте­че­ст­вен­ную ли­те­ра­ту­ру по­след­них лет, ста­вит, как это сей­час при­ня­то го­во­рить, «тэ­ги» и ста­но­вит­ся цен­ным пу­те­во­ди­те­лем для че­ло­ве­ка, зна­ко­мя­ще­го­ся с со­вре­мен­ной сло­вес­но­с­тью, убе­ди­тель­но объ­яс­няя, на что сто­ит тра­тить дра­го­цен­ное вре­мя, а что мож­но и опу­с­тить.

 

За­хар При­ле­пин. Кни­го­чёт. По­со­бие по но­вей­шей ли­те­ра­ту­ре с ли­ри­че­с­ки­ми и сар­ка­с­ти­че­с­ки­ми от­ступ­ле­ни­я­ми. – М.: АСТ, 2012.

 

 

 

 

 

 


Арслан ХАСАВОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования