Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №35-36. 07.09.2012

Неубедительный ответ

Глав­но­му ре­дак­то­ру

«Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии»

Ог­рыз­ко В. В.

 

Ува­жа­е­мый Вя­че­слав Вя­че­сла­во­вич!

Мне ка­за­лось, что в сво­ей ста­тье «Так где же день­ги. Спу­с­тя ме­сяц» № 33–34, от 10.08.2012 г., я от­ве­ти­ла на все ва­ши во­про­сы. Но ес­ли во­про­сы ос­та­ют­ся (Вя­че­слав Ог­рыз­ко «Во­про­сы ос­та­ют­ся», в том же но­ме­ре), по­пы­та­юсь от­ве­тить ещё раз.

1. В соб­ст­вен­но­с­ти СРП на­хо­дит­ся от­нюдь не особ­няк, а не­жи­лые по­ме­ще­ния – на пер­вом эта­же и под­ва­ле – жи­ло­го до­ма. Пра­во­вой ста­тус – соб­ст­вен­ность Со­ю­за рос­сий­ских пи­са­те­лей, не­жи­лые по­ме­ще­ния. Соб­ст­вен­ни­ком этих не­жи­лых по­ме­ще­ний СРП яв­ля­ет­ся уже око­ло ше­с­ти лет.

Ру­ко­вод­ст­во СРП по­сто­ян­но от­чи­ты­ва­ет­ся пе­ред чле­на­ми СРП о том, как ис­поль­зу­ют­ся эти по­ме­ще­ния и ку­да идут сред­ст­ва от сда­чи его в арен­ду – на Ко­ор­ди­на­ци­он­ных Со­ве­тах и съез­дах СРП. Кон­троль меж­ду съез­да­ми осу­ще­ств­ля­ет так­же Ре­ви­зи­он­ная ко­мис­сия СРП, про­во­ди­лась не­за­ви­си­мая ау­ди­тор­ская про­вер­ка.  

2. Со­юз рос­сий­ских пи­са­те­лей арен­ду­ет две ком­на­ты в «До­ме Рос­то­вых» на По­вар­ской, 52 по двум при­чи­нам.

Пер­вая при­чи­на – ме­с­то, где СРП сни­ма­ет по­ме­ще­ние (с 1991 го­да, то есть бо­лее двад­ца­ти лет), ис­то­ри­че­с­ки яв­ля­ет­ся цен­т­ром пи­са­тель­ской жиз­ни. Пи­са­тель, при­ез­жа­ю­щий в СРП (а это, как пра­ви­ло, про­вин­ци­аль­ный пи­са­тель, вы­рвав­ший­ся в сто­ли­цу на день-два) по де­лам сво­ей ре­ги­о­наль­ной ор­га­ни­за­ции, сво­им лич­ным или про­фес­си­о­наль­ным де­лам, од­но­вре­мен­но тут же мо­жет по­се­тить сра­зу не­сколь­ко пи­са­тель­ских ор­га­ни­за­ций: оба лит­фон­да – Лит­фонд Рос­сии и Меж­ду­на­род­ный Лит­фонд, МСПС (Меж­ду­на­род­ное со­об­ще­ст­во пи­са­тель­ских со­ю­зов), на­хо­дя­щи­е­ся по со­сед­ст­ву Со­юз пи­са­те­лей Моск­вы и Мос­ков­скую пи­са­тель­скую ор­га­ни­за­цию, жур­нал «Друж­ба на­ро­дов» (на­де­юсь, что ре­дак­ция это­го ува­жа­е­мо­го жур­на­ла ос­та­нет­ся на По­вар­ской), ЦДЛ (Цен­т­раль­ный дом ли­те­ра­то­ров) – от биб­ли­о­те­ки ЦДЛ до Ма­ло­го за­ла, где про­во­дят­ся твор­че­с­кие ве­че­ра, и «ниж­не­го» бу­фе­та, где пи­са­тель мо­жет встре­тить­ся со сво­и­ми дру­зь­я­ми.

Вто­рая при­чи­на – про­за­и­че­с­кая: СРП сда­ёт своё по­ме­ще­ние в арен­ду, так как у СРП нет дру­гих ис­точ­ни­ков фи­нан­си­ро­ва­ния. Как вам из­ве­ст­но, в 1999 го­ду, в од­но­сто­рон­нем по­ряд­ке, без объ­яв­ле­ния, при пе­ре­ре­ги­с­т­ра­ции в Мин­юс­те РФ, все круп­ней­шие твор­че­с­кие со­ю­зы Рос­сии в од­но­ча­сье ста­ли об­ще­ст­вен­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми и, тем са­мым, ли­ши­лись го­су­дар­ст­вен­ной под­держ­ки.

То есть, дру­ги­ми сло­ва­ми, твор­че­с­кие со­ю­зы, ко­то­рые не за­ни­ма­лись про­из­вод­ст­вом ма­те­ри­аль­ных цен­но­с­тей и со­от­вет­ст­вен­но не име­ли ни­ка­кой при­бы­ли, бы­ли бро­ше­ны (вы­бро­ше­ны) в бур­ное мо­ре ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. По­ло­же­ние мог спа­с­ти «За­кон о твор­че­с­ких со­ю­зах и твор­че­с­ком ра­бот­ни­ке» (че­ло­век твор­че­с­кой про­фес­сии – пи­са­тель, ху­дож­ник, ком­по­зи­тор – до сих пор не име­ет в сво­ей соб­ст­вен­ной стра­не, где он пла­тит на­ло­ги от каж­дой пуб­ли­ка­ции, каж­дой кар­ти­ны, каж­до­го про­из­ве­де­ния, про­фес­си­о­наль­но­го ста­ту­са, да­вав­ше­го ему бы пра­во на со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние (бюл­ле­тень, от­пуск, са­на­тор­но-ку­рорт­ное ле­че­ние, до­стой­ная пен­сия, воз­мож­ность со­сто­ять в проф­со­ю­зе, то есть те пра­ва, ко­то­рые есть у каж­до­го тру­дя­ще­го­ся граж­да­ни­на РФ). Это­му бе­зо­б­ра­зию вот уже око­ло 12-ти лет. Так что всем твор­че­с­ким со­ю­зам при­шлось и до сих пор при­хо­дит­ся вы­жи­вать.

3. При до­ле­вом рас­пре­де­ле­нии меж­ду го­ро­дом, СУ-155 и Со­ю­зом рос­сий­ских пи­са­те­лей, СРП по­лу­чил толь­ко не­жи­лые по­ме­ще­ния, а зна­чит, ни­кто из пи­са­те­лей жи­лую соб­ст­вен­ность от СРП не по­лу­чал. 

4. Ге­ор­гий (а не Ген­на­дий, как вы пи­ше­те) Зай­цев в Са­вё­лов­ском су­де в пе­ре­ры­ве меж­ду за­се­да­ни­я­ми при сви­де­те­лях на мой во­прос, за­чем он лжёт в од­ной из глав­ных ли­те­ра­тур­ных га­зет о том, что ру­ко­вод­ст­во СРП по­лу­ча­ло мно­го­ты­сяч­ную ма­те­ри­аль­ную по­мощь от Лит­фон­да, от­ве­тил, что его «под­ста­ви­ли», что свою под­пись под этой ста­ть­ёй он не ста­вил. Г.В. Зай­цев да­же про­сил, что­бы я по­да­ла на не­го в суд за кле­ве­ту, что­бы там, в су­де, вы­яс­ни­лась прав­да: кто же из га­зет­чи­ков в дей­ст­ви­тель­но­с­ти ок­ле­ве­тал ру­ко­вод­ст­во СРП. В суд мы не по­да­ли, счи­тая ин­ци­дент ис­чер­пан­ным, но ока­зы­ва­ет­ся, эта ложь всплы­ва­ет вре­мя от вре­ме­ни в прес­се.

Что ка­са­ет­ся за­ёма (зай­ма). Об­ще­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции име­ют пра­во их вы­да­вать по до­го­во­ру сво­им чле­нам или дру­гой об­ще­ст­вен­ной ор­га­ни­за­ции. Со­юз рос­сий­ских пи­са­те­лей яв­ля­ет­ся од­ним из уч­ре­ди­те­лей Лит­фон­да Рос­сии и име­ет пра­во по­лу­чать от не­го за­ём. Со­гла­си­тесь, за­ём, ко­то­рый не­об­хо­ди­мо по до­го­во­ру вер­нуть, су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­ет­ся от мат­по­мо­щи, ко­то­рую воз­вра­щать не на­до. 

Вы уж из­ви­ни­те, Вя­че­слав Вя­че­сла­во­вич, но ве­с­ти хо­зяй­ст­вен­ную де­я­тель­ность се­го­дня не­воз­мож­но без зай­мов и ин­ве­с­ти­ций.

Хо­те­лось бы ска­зать ещё вот о чём. Так уж по­лу­чи­лось в на­шей стра­не, что ка­пи­та­лизм у нас свя­зан с пе­ре­де­лом той соб­ст­вен­но­с­ти, ко­то­рую со­зда­ли по­ко­ле­ния на­ших от­цов и ма­те­рей. И по­че­му-то счи­та­ет­ся со­вер­шен­но нор­маль­ным ак­ци­о­ни­ро­вать в цен­т­ре Моск­вы мно­го­этаж­ное зда­ние га­зе­ты, ко­то­рая рань­ше при­над­ле­жа­ла всем пи­са­те­лям. Или, ска­жем, та­ким же спо­со­бом «уве­с­ти» по­ли­кли­ни­ку Лит­фон­да, ко­то­рая по­ст­ро­е­на на день­ги всех пи­са­те­лей.

Но по­че­му-то вы­зы­ва­ют ис­те­ри­ку, за­висть, по­до­зри­тель­ность и не­тер­пи­мость со­вер­шен­но нор­маль­ные и ле­ги­тим­ные дей­ст­вия Со­ю­за рос­сий­ских пи­са­те­лей по со­зи­да­нию че­го-то но­во­го, ког­да твор­че­с­кий со­юз сам что-то стро­ит, сам до­бы­ва­ет день­ги на су­ще­ст­во­ва­ние ор­га­ни­за­ции.

Или мы так и бу­дем ин­фан­тиль­но, как де­ти, жить в по­ст­ро­ен­ной на­ши­ми ма­ма­ми и па­па­ми стра­не, или, всё-та­ки, са­ми по­пы­та­ем­ся что-то по­ст­ро­ить и ос­та­вить дру­гим по­ко­ле­ни­ям?    

5. О по­ряд­ке вы­де­ле­ния твор­че­с­ких ма­с­тер­ских в Пе­ре­дел­ки­но. Я яв­ля­юсь сто­рон­ни­ком ста­рой си­с­те­мы вы­де­ле­ния пе­ре­дел­кин­ских дач пи­са­те­лям. До 1991 го­да су­ще­ст­во­ва­ла со­ци­аль­ная ко­мис­сия, ко­то­рая ре­ша­ла, кто из пи­са­те­лей име­ет до­ста­точ­ные ос­но­ва­ния для по­лу­че­ния в арен­ду да­чи. Для это­го пи­са­тель дол­жен был пред­ста­вить справ­ки о со­сто­я­нии здо­ро­вья, о сво­ём жи­лищ­ном и се­мей­ном по­ло­же­нии, и на ос­но­ва­нии их ис­пол­ком Меж­ду­на­род­но­го Лит­фон­да вы­но­сил ре­ше­ние о пре­до­став­ле­нии то­му или ино­му пи­са­те­лю твор­че­с­кой ма­с­тер­ской. При­чём, вы­но­сил не сра­зу. Сна­ча­ла пи­са­те­ля жда­ла оче­редь, ко­то­рая рас­тя­ги­ва­лась на мно­гие го­ды. (Так, на­при­мер, я по­да­ва­ла за­яв­ле­ние на арен­ду да­чи в 1992 го­ду, а по­лу­чи­ла её в 2006, то есть че­рез 14 лет). Ко­неч­но, бы­ли и ис­клю­че­ния, ког­да пи­са­тель по­лу­чал да­чу без оче­ре­ди в тех слу­ча­ях, ког­да он бед­ст­во­вал, тя­же­ло бо­лел, в си­лу тех или иных при­чин ли­шал­ся жи­лья, ста­но­вил­ся бе­жен­цем, воз­вра­щал­ся из вы­нуж­ден­ной эми­г­ра­ции и т.д.

Де­лить пи­са­те­лей на тех, кто, по-ва­ше­му, до­сто­ин или не­до­сто­ин по­лу­чать да­чу по твор­че­с­ким кри­те­ри­ям, по-мо­е­му, ра­бо­та не сов­сем бла­го­дар­ная. Я по­мню слу­чай, ког­да од­на из кон­до­вых пи­са­тель­ниц на за­се­да­нии ис­пол­ко­ма МЛФ тре­бо­ва­ла не да­вать да­чу вы­да­ю­ще­му­ся пи­са­те­лю Юрию Мам­ле­е­ву на том ос­но­ва­нии, что он в ли­те­ра­ту­ре ни­ко­му не из­ве­с­тен. Я тог­да вме­ша­лась и не без тру­да пе­ре­ло­ми­ла си­ту­а­цию. Те­перь кон­до­вая пи­са­тель­ни­ца и Юрий Мам­ле­ев – луч­шие дру­зья, она, на­ко­нец, удо­су­жи­лась про­чи­тать его про­из­ве­де­ния и из­ме­ни­ла своё мне­ние о его твор­че­ст­ве.

Что ка­са­ет­ся ли­те­ра­тур­ных функ­ци­о­не­ров. Рань­ше, в со­вет­ское вре­мя, та­кие – спе­ци­аль­ные – лю­ди су­ще­ст­во­ва­ли. Они осу­ще­ств­ля­ли «функ­ци­о­ни­ро­ва­ние» меж­ду го­су­дар­ст­вен­ны­ми ор­га­на­ми и пи­са­тель­ским со­ю­зом. Сей­час же, при фак­ти­че­с­ком от­де­ле­нии твор­че­с­ких со­ю­зов от го­су­дар­ст­ва, та­ких функ­ци­о­не­ров про­сто не ста­ло. Есть лю­ди, ра­бо­та­ю­щие в пи­са­тель­ских ор­га­ни­за­ци­ях, ча­с­то без де­нег или за ни­щую зар­пла­ту, взва­ли­ва­ю­щие на се­бя ог­ром­ную ор­га­ни­за­ци­он­ную ра­бо­ту, ча­с­то в ущерб сво­е­му твор­че­ст­ву. Обыч­но это лю­ди та­лант­ли­вые, твор­че­с­ки-со­сто­я­тель­ные, но лю­бя­щие и уме­ю­щие ор­га­ни­зо­вы­вать все­воз­мож­ные ли­те­ра­тур­ные фе­с­ти­ва­ли, кон­фе­рен­ции, по­эти­че­с­кие кон­кур­сы, твор­че­с­кие се­ми­на­ры, чте­ния. Что в этом пло­хо­го? Эти лю­ди и яв­ля­ют­ся ос­но­вой со­вре­мен­но­го граж­дан­ско­го об­ще­ст­ва. Они не ма­ри­о­нет­ки и не функ­ции. Я их на­зы­ваю куль­тур­тре­ге­ра­ми или ли­те­ра­тур­ны­ми по­движ­ни­ка­ми.

6. О «вну­ков­ской» ис­то­рии луч­ше все­го уз­нать у фи­гу­ран­тов этой мут­ной ис­то­рии. Тра­ди­ци­он­но во Вну­ко­во по­лу­ча­ют да­чи пи­са­те­ли – чле­ны СП Рос­сии. Чле­нов Со­ю­за рос­сий­ских пи­са­те­лей там, на­сколь­ко мне из­ве­ст­но, нет. 

7. Се­го­дня пра­ви­ла про­жи­ва­ния в Пе­ре­дел­ки­но та­кие: за­клю­ча­ют­ся крат­ко­сроч­ные до­го­во­ра на 11 ме­ся­цев с пра­вом их про­лон­га­ции в кон­це го­да. Но фак­ти­че­с­ки, по сло­жив­шей­ся тра­ди­ции и по ста­рым до­го­во­рам пи­са­те­ли жи­вут там до сво­ей кон­чи­ны. По­том да­ча пе­ре­да­ёт­ся дру­го­му пи­са­те­лю. Ес­ли вы пре­тен­ду­е­те на да­чу в Пе­ре­дел­ки­но, по­дай­те за­яв­ле­ние в Меж­ду­на­род­ный Лит­фонд и дож­ди­тесь сво­ей оче­ре­ди.

В Ко­ма­ро­во пра­ви­ла дру­гие: да­ча да­ёт­ся пи­са­те­лю в арен­ду на три го­да, по­том пе­ре­да­ёт­ся дру­го­му пи­са­те­лю. Пра­ви­ла ус­та­но­ви­ли са­ми пи­тер­ские пи­са­те­ли – чле­ны лит­фон­да.

Так что пе­ре­смотр пра­вил про­жи­ва­ния и арен­ды твор­че­с­ких ма­с­тер­ских в ру­ках са­мих пи­са­те­лей, чле­нов лит­фон­да.

 

С ува­же­ни­ем,

Свет­ла­на Ва­си­лен­ко,

Пер­вый се­к­ре­тарь Прав­ле­ния Со­ю­за рос­сий­ских пи­са­те­лей

 

15 ав­гу­с­та 2012 г.

г. Зна­менск, Ас­т­ра­хан­ская обл.

 

Иллюстрация Владимира Камаева





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования