Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №35-36. 07.09.2012

Мир в братских могилах

Опубликованное с месяц назад в интернет-издании «Свободная пресса» «Письмо товарищу Сталину» от имени либеральной общественности Захара Прилепина вызвало бурную реакцию и широчайший резонанс. Дискуссии, а то и виртуальные войны не стихают до сих пор. Вряд ли они прекратятся в ближайшее время – Прилепин затронул темы, уже многие десятилетия не дающие нам покоя, не позволяющие России двинуться дальше: битва с прошлым и за прошлое тормозит развитие страны.

Нашу редакцию тоже буквально завалили откликами на прилепинскую публикацию. Отклики гневные, сочувственные, восторженные, академически рассудительные… Сегодня мы представляем два из них, в чём-то они схожи, а в чём-то – полярны.


 

Ува­жа­е­мый За­хар Ни­ко­ла­е­вич!

 

Ме­ня ис­крен­не уди­ви­ла ре­ак­ция на Ва­ше пись­мо, и уди­ви­ла сво­им ана­хро­низ­мом. Ли­те­ра­тур­ное со­об­ще­ст­во по-преж­не­му ве­дёт се­бя так, слов­но его по­сты пред­наз­на­че­ны не для се­ти, су­ще­ст­во­ва­ние ко­то­рой ре­гу­ли­ру­ет­ся за­ко­ном: «со­ба­ка ла­ет, ве­тер но­сит», а для га­зе­ты «Прав­да» эпо­хи за­стоя, где фор­ми­ру­ет­ся не­кая «ге­не­раль­ная ли­ния». И да­же Ду­ню Смир­но­ву, ко­то­рая ко­му-то ког­да-то вскользь упо­мя­ну­ла о том, что Вы всё-та­ки пи­са­тель, уже объ­я­ви­ли уча­ст­ни­цей ком­па­нии по Ва­шей рас­крут­ке, хо­тя ре­бён­ку яс­но, что се­го­дня ес­ли кто и спо­со­бен ко­го-то рас­кру­тить, то это да­же не те­ле­ви­де­ние, а вло­жен­ные из­да­те­ля­ми день­ги.

По­сколь­ку я всё-та­ки на­де­юсь, что не всё в ми­ре де­ла­ет­ся ра­ди рек­ла­мы, что Вы за­да­ли свой во­прос не для ра­зо­гре­ва в пред­две­рии Книж­ной яр­мар­ки, а в ду­хе Рас­коль­ни­ко­ва («мне глав­ное идею раз­ре­шить…»), то хо­чу по­пы­тать­ся столь же се­рь­ёз­но от­ве­тить на не­го. Вы со­вер­шен­но пра­виль­но сфор­му­ли­ро­ва­ли про­бле­му: по­че­му Ва­ши пред­ки, ко­то­рые в ста­лин­скую эпо­ху по­ст­ра­да­ли ни­чуть не мень­ше, чем все те пи­са­те­ли и по­эты, о тра­ги­че­с­ких судь­бах ко­то­рых так мно­го на­пи­са­но, Ста­ли­на, что на­зы­ва­ет­ся, ува­жа­ли. Вы ви­ди­те не­ко­то­рое про­ти­во­ре­чие в том, что, оди­на­ко­во по­ст­ра­дав в ста­лин­скую эпо­ху, те, ко­го ус­лов­но на­зы­ва­ют «на­род», и дру­гие, но­ся­щие столь же ус­лов­ное зва­ние «ин­тел­ли­ген­ция», так по-раз­но­му по­ми­на­ют Ста­ли­на.

Во­прос да­ле­ко не пра­зд­ный, по­то­му что ни­ка­ких ос­но­ва­ний у на­ро­да ис­пы­ты­вать чув­ст­во бла­го­дар­но­с­ти к Ста­ли­ну не бы­ло и нет, во вся­ком слу­чае, их бы­ло ед­ва ли не мень­ше, чем у ин­тел­ли­ген­ции, по­то­му что все те, ко­го к кон­цу трид­ца­тых го­дов ста­ли счи­тать твор­че­с­кой ин­тел­ли­ген­ци­ей, под­нять­ся в этот слой смог­ли уже при боль­ше­ви­ках, к это­му вре­ме­ни до­ре­во­лю­ци­он­ная ин­тел­ли­ген­ция бы­ла поч­ти пол­но­стью ис­треб­ле­на или вы­тес­не­на в эми­г­ра­цию. Для ори­ен­ти­ра при­во­жу вы­ска­зы­ва­ние пи­са­те­ля, на­чи­нав­ше­го свой твор­че­с­кий путь в 20-е го­да, – Ми­ха­и­ла Сло­ним­ско­го, за­пи­сан­ное в днев­ни­ке Чу­ков­ско­го 26 мая 1922 го­да:

«Мы – со­вет­ские пи­са­те­ли, – и в этом на­ша ве­ли­чай­шая уда­ча. Вся­кие дряз­ги, цен­зур­ные гнё­ты и проч. – всё это слу­чай­но, вре­мен­но, и не это ти­пич­но для со­вет­ской вла­с­ти. Мы ещё до­жи­вём до пол­ней­шей сво­бо­ды, о ко­то­рой и не меч­та­ют пи­са­те­ли бур­жу­аз­ной куль­ту­ры. Мы мо­жем жа­ло­вать­ся, ску­лить, ус­ме­хать­ся, но ос­нов­ной наш па­фос – до­ве­рие и лю­бовь»

Вот с та­ким на­ст­ро­е­ни­ем фор­ми­ро­ва­лась со­вет­ская ин­тел­ли­ген­ция, по­на­ча­лу да­же не скры­вав­шая ра­до­с­ти по по­во­ду то­го, что они име­ют воз­мож­ность на­чи­нать с чи­с­то­го ли­с­та. За­бе­гая впе­рёд, ска­жу, что это по­ко­ле­ние, за ред­ким ис­клю­че­ни­ем, за эту ил­лю­зию за­пла­ти­ло жиз­нью, и по­то­му ос­но­ва­ний иро­ни­зи­ро­вать нет. У кре­с­ть­ян до на­ча­ла 20-х го­дов бы­ли свои ил­лю­зии – им вро­де бы в 1917 го­ду да­ли зем­лю («…зем­ля кре­с­ть­я­нам!», – кста­ти, ло­зунг боль­ше­ви­ки пе­ре­хва­ти­ли у эсе­ров), худ­шая часть су­ме­ла кое-чем по­жи­вить­ся в раз­граб­лен­ных бар­ских усадь­бах, од­на­ко вско­ре вла­с­ти вве­ли прод­на­лог, про­драз­вёр­ст­ку и пр., а по­сле ко­рот­кой пе­ре­дыш­ки при НЭП’е на­ча­лось рас­ку­ла­чи­ва­ние, кол­хо­зы и т.д., до бо­ли из­ве­ст­ные фак­ты.

 

На са­мом де­ле на­ступ­ле­ние и на пи­са­те­лей, и на кре­с­ть­ян шло па­рал­лель­ны­ми пу­тя­ми, а в ла­ге­рях и в брат­ских мо­ги­лах они ока­за­лись и во­все вме­с­те: по­смо­т­ри­те спи­с­ки рас­ст­ре­лян­ных на Бу­тов­ском или Ком­му­нар­ском по­ли­го­не: там впер­вые в со­вет­ской ис­то­рии бы­ла стёр­та грань меж­ду на­ро­дом и ин­тел­ли­ген­ци­ей, до­ба­вим: и меж­ду свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми. На Ком­му­нар­ском по­ли­го­не к ним до­ба­ви­лось со­вет­ское граж­дан­ское и во­ен­ное на­чаль­ст­во.

 

При­чём ра­вен­ст­во до­стиг­ло та­кой сте­пе­ни, что мо­ги­лы вез­де брат­ские, ни од­но­го ин­ди­ви­ду­аль­но­го за­хо­ро­не­ния, да­же для та­ких пер­сон, как Бу­ха­рин и Яго­да, и крест, и храм на всех об­щий. То же са­мое и в Ле­ва­шо­во под Пе­тер­бур­гом, и в Сан­дар­мо­хе на Мед­ве­жь­ей го­ре, хо­тя там на де­ре­вь­ях сей­час раз­ве­ше­ны фо­то­гра­фии рас­ст­ре­лян­ных.

Воз­вра­ща­ясь к Ва­ше­му пись­му, по­вто­рим во­прос: по­че­му же так по-раз­но­му по­ми­на­ли Ста­ли­на по­том­ки рас­ст­ре­лян­ных, ес­ли Вы от­вет­ст­вен­но пе­ре­да­ё­те их мне­ние? Тут есть за­гад­ка и есть во­прос, по­то­му что са­ма я ни ра­зу не встре­ти­ла ни од­но­го по­том­ка рас­ст­ре­лян­ных пи­са­те­лей, ин­же­не­ров, свя­щен­ни­ков, кто бы со­чув­ст­вен­но вспо­ми­нал Ста­ли­на и его эпо­ху. В оче­ре­дях, на ла­воч­ке у соб­ст­вен­но­го подъ­ез­да по­доб­ные вы­ска­зы­ва­ния слы­шать до­во­ди­лось, как и мне­ние о том, что Ста­лин вы­иг­рал вой­ну.

Преж­де все­го, я со­глас­на с те­ми, кто на­ста­и­ва­ет на том, что тер­рор на­чал­ся рань­ше, чем Ста­лин стал сколь­ко-ни­будь зна­чи­тель­ной фи­гу­рой. Ра­бо­тая над кни­гой о по­сле­ре­во­лю­ци­он­ной судь­бе Бло­ка в эпо­ху ре­во­лю­ции, вни­ма­тель­но изу­чая жизнь Рос­сии в пер­вые го­ды по­сле ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та и при­мер­но до смер­ти Ле­ни­на, мо­гу сви­де­тель­ст­во­вать,  что от­ра­же­ние этой ис­то­рии  в на­ших учеб­ни­ках и в на­шей прес­се гре­шит мно­го­чис­лен­ны­ми абер­ра­ци­я­ми. Те по­ряд­ки, ко­то­рые при­ня­то опи­сы­вать как ста­ли­низм, на са­мом де­ле ус­та­но­ви­лись сра­зу по­сле при­хо­да к вла­с­ти боль­ше­ви­ков, дру­гой во­прос, что Ста­лин при­дал им не­ко­то­рую за­кон­чен­ность, во­пло­тил с же­лез­ной по­сле­до­ва­тель­но­с­тью. Но уже раз­гон Уч­ре­ди­тель­но­го со­бра­ния был унич­то­же­ни­ем не ска­жу де­мо­кра­тии, но идеи сво­бод­ных вы­бо­ров, по­то­му что тог­да впер­вые вы­бо­ры всё-та­ки со­сто­я­лись.

Ми­фом яв­ля­ет­ся и яко­бы ра­бо­че-кре­с­ть­ян­ская власть Со­ве­тов: ни­ка­кие ра­бо­чие и кре­с­ть­я­не в ус­та­нов­ле­нии этой вла­с­ти уча­с­тия не при­ни­ма­ли, и ни Ле­нин, ни Троц­кий, ни Дзер­жин­ский, ни Бу­ха­рин, ни Зи­но­вь­ев, ни Лу­на­чар­ский, то есть все сим­во­ли­че­с­кие фи­гу­ры боль­ше­вист­ской вла­с­ти тех лет, не бы­ли ни про­ле­та­ри­я­ми, ни кре­с­ть­я­на­ми, и да­же не бы­ли на­пря­мую свя­за­ны с эти­ми со­сло­ви­я­ми. Един­ст­вен­ный сре­ди них, кто имел от­но­ше­ние к кре­с­ть­ян­ст­ву, как ни стран­но, был Троц­кий, по­то­му что вы­рос в се­мье ев­рея-ко­ло­ни­с­та. Его отец об­ра­ба­ты­вал зем­лю, и хо­тя имел на­ём­ных ра­бот­ни­ков, жил с ни­ми од­ной жиз­нью и за­ни­мал­ся кре­с­ть­ян­ским тру­дом. Троц­кий в сво­ей ав­то­био­гра­фии с не­скры­ва­е­мым пре­зре­ни­ем пи­сал о не­пре­рыв­ном тру­де, ко­то­рый со­став­лял смысл жиз­ни его ро­ди­те­лей, а на­ём­ных ра­бот­ни­ков счи­тал жерт­ва­ми экс­плу­а­та­ции и т.д.

На свою бе­ду отец Троц­ко­го бла­го­да­ря сво­е­му тру­до­лю­бию и пред­при­им­чи­во­с­ти су­мел ско­пить день­ги и дать сво­им де­тям об­ра­зо­ва­ние. Но ед­ва по­пав в сту­ден­че­с­кую сре­ду, его де­ти (а кро­ме Льва Да­вы­до­ви­ча бы­ла ещё став­шая же­ной Ка­ме­не­ва Оль­га Да­вы­дов­на, был ещё и брат) сра­зу уш­ли в ре­во­лю­цию, в ре­зуль­та­те ко­то­рой, кста­ти, его отец по­те­рял всё, в том чис­ле и этих са­мых де­тей: Оль­га Да­вы­дов­на Ка­ме­не­ва по­гиб­ла в са­мой страш­ной Су­ха­нов­ской тюрь­ме, в ла­ге­ре по­гиб и брат, а Л.Д. Троц­кий, ко­то­рый с боль­шим ос­но­ва­ни­ем, чем Ле­нин, мо­жет быть на­зван со­зда­те­лем со­вет­ско­го го­су­дар­ст­ва, по­сле эми­г­ра­ции из Рос­сии жил в по­сто­ян­ном стра­хе, и толь­ко ле­до­руб его от это­го стра­ха ос­во­бо­дил. Один из глав­ных ло­зун­гов, с ко­то­рым при­шли боль­ше­ви­ки к вла­с­ти, был: «мир и брат­ст­во на­ро­дов». Так вот, и мир, и брат­ст­во осу­ще­ст­ви­лись толь­ко в брат­ских мо­ги­лах.

От­ли­ча­лись ли стра­да­ния кре­с­ть­ян от стра­да­ний ин­тел­ли­ген­ции по пу­ти к этой мо­ги­ле? Вряд ли. Од­на из са­мых ду­ше­раз­ди­ра­ю­щих сцен, свя­зан­ных с ре­прес­си­я­ми, мне за­пом­ни­лась в вос­по­ми­на­ни­ях О.Вол­ко­ва «По­гру­же­ние во тьму» – ссыль­ный кре­с­ть­я­нин, уми­ра­ю­щий в ту­лу­пе пря­мо на ули­це го­ро­да, где на по­стой его из стра­ха не пу­с­ка­ли, на ра­бо­ту не бра­ли, а па­хать и се­ять бы­ло не­где. Не­из­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние на ме­ня про­из­ве­ли в своё вре­мя и вос­по­ми­на­ния бра­та А.Твар­дов­ско­го – Ива­на – о том, что при­шлось пе­ре­жить се­мье ста­лин­ско­го ла­у­ре­а­та. Кста­ти, тог­да мне ста­ли яс­ны при­чи­ны и его об­ще­из­ве­ст­но­го ал­ко­го­лиз­ма, и за «Один день Ива­на Де­ни­со­ви­ча» он ух­ва­тил­ся, по­ста­вив на кар­ту все свои до­сти­же­ния и ре­га­лии, сов­сем не­спро­с­та.

 

Фор­мы, в ко­то­рых об­ру­ши­ва­лись ре­прес­сии на раз­ные со­сло­вия, от­ли­ча­лись: кре­с­ть­ян сго­ня­ли с зем­ли, пи­са­те­лям не­где бы­ло пе­ча­тать­ся, у свя­щен­ни­ков от­би­ра­ли хра­мы и т.д., но пол­ное бес­пра­вие бы­ло тог­да об­щим уде­лом. Ког­да на­ча­ли со­зда­вать­ся строй­ки, где ра­бо­та­ли за­клю­чён­ные, вро­де Бе­ло­мор­ка­на­ла, там опять-та­ки вме­с­те ра­бо­та­ли и фи­ло­соф Ло­сев, и отец Вик­то­ра Ас­та­фь­е­ва – си­бир­ский кре­с­ть­я­нин, ко­то­рый при­ехал по раз­на­ряд­ке, но ра­бо­тал на­рав­не с зэ­ка­ми, и свя­щен­ник на­шей дья­ков­ской церк­ви, что ря­дом с се­лом Ко­ло­мен­ским, – о. Сер­гий Вос­кре­сен­ский, ны­не про­слав­лен­ный как но­во­му­че­ник.

 

Раз­ни­ца толь­ко в том и за­клю­ча­ет­ся, что на­род по­ги­бал без­молв­но, он ос­тал­ся бес­сло­вес­ным стра­даль­цем, вос­по­ми­на­ния Ива­на Твар­дов­ско­го – ред­кий в этом смыс­ле че­ло­ве­че­с­кий до­ку­мент. Но сре­ди по­том­ков ре­прес­си­ро­ван­ной ин­тел­ли­ген­ции в 60-е го­ды воз­ник­ла не­объ­яс­ни­мая тен­ден­ция бо­роть­ся за пра­во счи­тать ин­тел­ли­ген­цию чуть ли не един­ст­вен­ной и глав­ной стра­да­ли­цей, ко­то­рая да­ла се­бя знать уже в от­кли­ках на пер­вые про­из­ве­де­ния А.Со­лже­ни­цы­на. Пи­са­те­ля уп­ре­ка­ли в том, что в «Од­ном дне Ива­на Де­ни­со­ви­ча» и «Ма­т­рё­ни­ном дво­ре» он яко­бы за­мал­чи­вал стра­да­ния ин­тел­ли­ген­ции, и да­же ис­ка­жал её свет­лый об­раз. Но так на­зы­ва­е­мые «де­ре­вен­щи­ки» те­му раз­гро­ма де­рев­ни под­хва­ти­ли и про­дол­жи­ли, и их твор­че­ст­во в со­во­куп­но­с­ти да­ёт от­чёт­ли­вое пред­став­ле­ние, что и при Ле­ни­не, и при Ста­ли­не, и при Хру­щё­ве, и при Бреж­не­ве, и при Ель­ци­не му­жи­ку, по­том кол­хоз­ни­ку, по­том яко­бы фер­ме­ру жи­лось оди­на­ко­во пло­хо, что на­ро­ду оди­на­ко­во нет ос­но­ва­ния пи­тать лю­бовь к Троц­ко­му, Ле­ни­ну или Ста­ли­ну.

Не­дав­но из­да­на за­ме­ча­тель­ная в сво­ём ро­де кни­га: «Со­вет­ская де­рев­ня гла­за­ми ВЧК–ОГ­ПУ–НКВД. До­ку­мен­ты и ма­те­ри­а­лы». Она со­став­ле­на из до­не­се­ний со­труд­ни­ков это­го ве­дом­ст­ва о на­ст­ро­е­ни­ях кре­с­ть­ян на ме­с­тах. Там че­ты­ре, ес­ли не оши­ба­юсь, то­ма, со­став­лен­ные по го­дам. Са­мый ин­те­рес­ный из них пер­вый, где со­бра­ны до­не­се­ния за 1918–1922 го­ды, рас­ска­зы­ва­ю­щие о том, как кре­с­ть­я­не из по­след­них сил пы­та­лись не пу­с­кать экс­про­при­а­то­ров, раз­граб­ляв­ших их хо­зяй­ст­ва, со­про­тив­ля­лись боль­ше­вист­ским ко­мис­са­рам, но ВЧК–ОГ­ПУ–НКВД ока­за­лось на вы­со­те и ни­че­го из этих со­про­тив­ле­ний не вы­шло. Да и ро­ман «Под­ня­тая це­ли­на», ес­ли от­ре­шить­ся от его про­па­ган­дист­ской со­став­ля­ю­щей, изо­б­ра­жа­ет по су­ще­ст­ву аб­сурд­ную си­ту­а­цию: ре­фор­ми­ро­вать сель­ское хо­зяй­ст­во и со­зда­вать кол­хоз при­ез­жа­ет ра­бо­чий Да­вы­дов, че­ло­век, ни­че­го не смыс­ля­щий в сель­ском хо­зяй­ст­ве. И та­ких ра­бо­чих, «бро­шен­ных» на сель­ское хо­зяй­ст­во, по стра­не бы­ло 25 ты­сяч! Со­от­вет­ст­вен­но и ра­зо­ре­нию под­вер­г­лись 25 ты­сяч хо­зяйств!

От­вет на во­прос, над раз­ре­ше­ни­ем ко­то­ро­го бьё­тесь Вы («по­че­му мои пред­ки вспо­ми­на­ли Ста­ли­на ти­хим до­б­рым сло­вом»), не в том, как жи­лось кре­с­ть­ян­ст­ву. На­сто­я­щая ге­ни­аль­ность боль­ше­ви­ков за­клю­ча­ет­ся не в тер­ро­ре, хо­тя он был ог­лу­ши­тель­ной но­во­стью для той ра­ди­каль­ной ин­тел­ли­ген­ции, ко­то­рая при­вык­ла «ка­чать пра­ва» при «про­кля­том са­мо­дер­жа­вии». Пер­вое, что сде­лал Ле­нин, при­дя к вла­с­ти, – унич­то­жил всю не­за­ви­си­мую прес­су, вплоть до из­да­ва­е­мой А.М. Горь­ким га­зе­ты «Но­вая жизнь». Боль­ше­ви­ки не по­на­слыш­ке зна­ли раз­ру­ши­тель­ную власть пе­чат­но­го сло­ва, тут впо­ру при­пом­нить из­ве­ст­ные сло­ва На­по­ле­о­на: «ес­ли бы я раз­ре­шил сво­бо­ду пе­ча­ти, моя власть не про­дер­жа­лась бы и трёх дней».

А ког­да ин­фор­ма­ция ста­ла рас­пре­де­лять­ся цен­т­ра­ли­зо­ван­но, ког­да един­ст­вен­ным ра­бо­то­да­те­лем вы­сту­па­ло опять-та­ки го­су­дар­ст­во, его власть над об­ще­ст­вом ста­ла бес­пре­дель­ной. Тог­да и на­ча­лось со­зда­ние той вир­ту­аль­ной ре­аль­но­с­ти, ко­то­рая со­вер­шен­ст­во­ва­лась на про­тя­же­нии всей со­вет­ской вла­с­ти. Это ведь не слу­чай­ная фра­за – «из всех ис­кусств важ­ней­шим для нас яв­ля­ет­ся ки­но», на про­тя­же­нии мно­гих де­ся­ти­ле­тий фильм «Бро­не­но­сец По­тём­кин», сю­жет штур­ма Зим­не­го вос­при­ни­ма­лись как ис­то­ри­че­с­кие про­из­ве­де­ния (их ху­до­же­ст­вен­ную цен­ность ос­та­вим в сто­ро­не).

 

Власть этой вир­ту­аль­ной ре­аль­но­с­ти, вир­ту­аль­ной ис­то­рии, ко­то­рую со­зда­ва­ла со­вет­ская про­па­ган­да, ста­ла бес­пре­дель­ной, и со­зда­ва­е­мая её уси­ли­я­ми дру­гая ре­аль­ность в со­зна­нии це­лых по­ко­ле­ний пол­но­стью под­ме­ни­ла со­бой всё то, чем жи­ла стра­на. Ли­те­ра­ту­ра и ки­но сов­ме­ст­ны­ми уси­ли­я­ми пре­вра­ти­ли тя­жё­лую и ни­щую жизнь в не­пре­рыв­но для­щий­ся фильм «Ку­бан­ские ка­за­ки».

 

Вир­ту­аль­ная ис­то­рия, на­ча­тая филь­ма­ми С.Эй­зен­штей­на, не­со­мнен­но, ге­ни­аль­но­го ре­жис­сё­ра, бы­ла сво­е­го ро­да рус­ским Гол­ли­ву­дом, с той лишь раз­ни­цей, что  Гол­ли­вуд во­пло­тил «аме­ри­кан­скую меч­ту» и де­лал и де­ла­ет это до­ста­точ­но гиб­ко. «Со­вет­ская меч­та» очень ско­ро се­бя из­жи­ла, об­ра­ти­лась в го­су­дар­ст­вен­ную про­па­ган­ду. По­след­ний её ус­пех при­хо­дит­ся на Ве­ли­кую Оте­че­ст­вен­ную вой­ну, имен­но тог­да про­па­ган­да и со­зда­ла этот миф, что «Ста­лин вы­иг­рал вой­ну», имя Ста­ли­на, всё вре­мя ви­сев­шее в воз­ду­хе, при­об­ре­ло поч­ти ма­ги­че­с­кий смысл.

По­ду­май­те толь­ко, что ни­кто из уча­ст­ни­ков Оте­че­ст­вен­ной вой­ны 1812 го­да не счи­тал, что её вы­иг­рал Алек­сандр I или Ку­ту­зов, по­то­му что они сра­жа­лись за ве­ру, ца­ря и Оте­че­ст­во. В Оте­че­ст­вен­ной вой­не 1941–1945 го­дов сим­вол со­кра­тил­ся до двух слов: «За Ро­ди­ну, за Ста­ли­на», где сло­во «Ро­ди­на» бы­ло но­вым и не­при­выч­ным, про­из­но­си­лось чуть не впер­вые по­сле ок­тя­б­ря 1917 го­да. Ста­лин же за­ме­нил и ца­ря, и ве­ру. Тот факт, что все за­слу­ги при­пи­сы­ва­лись Ста­ли­ну, не­со­мнен­но спо­соб­ст­во­вал цен­т­ра­ли­за­ции уси­лий. Но всё то, что по­том по­лу­чил от не­го на­род-по­бе­ди­тель, – сов­сем дру­гая ста­тья. Пред­ста­вить, что Алек­сандр I кре­с­ть­ян с ок­ку­пи­ро­ван­ной тер­ри­то­рии от­пра­вит в ла­герь как за­вер­бо­ван­ных фран­цуз­ских шпи­о­нов, нель­зя да­же в страш­ном сне! А Ста­лин от­прав­лял, в том чис­ле и де­тей, ко­то­рых бро­си­ла от­сту­пав­шая ар­мия.

Со­вет­ская про­па­ган­да на про­тя­же­нии де­ся­ти­ле­тий со­зда­ва­ла сво­е­го ро­да вто­рую ре­аль­ность, чи­тая га­зе­ту «Прав­да», ка­кой-ни­будь ис­то­рик лет че­рез сто и вправ­ду по­ду­ма­ет, что бы­ло по­ст­ро­е­но ка­кое-то спра­вед­ли­вое об­ще­ст­во, где шло не­пре­рыв­ное со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кое со­рев­но­ва­ние, где всё вре­мя рос уро­вень жиз­ни, креп­ла обо­ро­но­спо­соб­ность, пар­тия ру­ли­ла на ра­дость всем, и вот в пя­ти ме­т­рах от окон­ча­тель­но­го тор­же­ст­ва спра­вед­ли­во­с­ти это за­ме­ча­тель­ное об­ще­ст­во рух­ну­ло по на­у­ще­нию зло­де­ев. О том, что не­ра­вен­ст­во из­на­чаль­но бы­ло за­ло­же­но в фун­да­мент со­вет­ско­го об­ще­ст­ва, что сфор­му­ли­ро­ван­ный Ору­эл­лом прин­цип «все зве­ри рав­ны, а не­ко­то­рые зве­ри ещё бо­лее рав­ны» осу­ще­ств­лял­ся с пер­вых ша­гов, мож­но уз­нать раз­ве из вос­по­ми­на­ний Вл. Хо­да­се­ви­ча «Бе­лый ко­ри­дор».

Те­перь о дру­гом изо­б­ре­те­нии боль­ше­ви­ков, ко­то­рое дей­ст­ви­тель­но не­спра­вед­ли­во при­пи­сы­ва­ют Ста­ли­ну, – со­зда­ние си­с­те­мы ис­треб­ле­ния ина­ко­мыс­ля­щих. На­до и здесь на­пом­нить: ма­ши­на тер­ро­ра за­ра­бо­та­ла сра­зу по­сле при­хо­да к вла­с­ти боль­ше­ви­ков, Ста­лин лишь её усо­вер­шен­ст­во­вал и при­дал её ра­бо­те пла­но­мер­ный ха­рак­тер.

Итак, по­лу­ча­ет­ся, что Ста­лин ско­рее по­сле­до­ва­тель­но ре­а­ли­зо­вал и во­пло­тил по­ли­ти­че­с­кие прин­ци­пы боль­ше­виз­ма. По­мни­те ло­зунг 30-х го­дов: «Ста­лин – это Ле­нин се­го­дня», толь­ко нуж­но до­ба­вить, что Ста­лин был Ле­ни­ным, Троц­ким и Дзер­жин­ским в од­ном фла­ко­не, он со­об­щил иде­ям этих боль­ше­ви­ков за­кон­чен­ность. Точ­но так же и с прес­сой, с ки­но, с те­ле­ви­де­ни­ем, он усо­вер­шен­ст­во­вал про­цесс со­зда­ния вир­ту­аль­ной ре­аль­но­с­ти, о ко­то­рой О.Ман­дель­ш­там ска­зал: 

 

Мы жи­вём, под со­бою не чуя стра­ны,

На­ши ре­чи за де­сять ша­гов не слыш­ны…

 

По­че­му же се­го­дня пен­си­о­не­ры, у ко­то­рых бы­ла очень не­лёг­кая жизнь, так иде­а­ли­зи­ру­ют ста­лин­ское вре­мя? От­ча­с­ти по­то­му, что по­сле­до­вав­шие хру­щёв­ские, бреж­нев­ские и гор­ба­чёв­ско-ель­цин­ские вре­ме­на ни­чем эту жизнь не улуч­ши­ли, толь­ко унич­то­жи­ли страх пе­ред вла­с­тью. Во все вре­ме­на по­сле ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та над де­рев­ней му­д­ри­ли кто как мог, то са­жа­ли ку­ку­ру­зу, ца­ри­цу по­лей, то за­во­зи­ли из Аме­ри­ки ока­зав­ший­ся ядо­ви­тым и не­ис­тре­би­мым бор­щев­ник, ко­то­рым сей­час за­ра­с­та­ют обо­чи­ны ле­сов. Ведь был ка­кой-то му­д­рец, ко­то­рый обос­но­вал рен­та­бель­ность бор­щев­ни­ка, и я уве­ре­на, он ещё за это пре­мию по­лу­чил. Страх при­ту­пил­ся, по­ря­док ушёл, а жизнь ос­та­лась всё та­кой же бед­ной и не­ус­т­ро­ен­ной. А глав­ное – вы­ро­дил­ся про­па­ган­дист­ский ап­па­рат, по­ст­ро­е­ние ком­му­низ­ма ста­ло те­мой анек­до­тов, вир­ту­аль­ная ре­аль­ность ни­че­го боль­ше не под­ме­ня­ла, и че­ло­век ока­зал­ся ли­цом к ли­цу с не­при­гляд­ной дей­ст­ви­тель­но­с­тью. Как толь­ко кре­с­ть­я­нам да­ли па­с­пор­та, мо­ло­дёжь по­бе­жа­ла в го­род, кол­хо­зы ста­ли раз­ва­ли­вать­ся, де­рев­ня по­ги­ба­ла. В го­ро­де вра­чи, учи­те­ля и ин­же­не­ры по­лу­ча­ли ма­ло, но ес­ли до Ель­ци­на на эту зар­пла­ту всё-та­ки мож­но бы­ло жить (го­во­рю не по­на­слыш­ке, у ме­ня в ро­ду поч­ти все вра­чи), то по­сле на­ча­ла ре­форм Гай­да­ра для это­го со­сло­вия да­же по­куп­ка сы­ра ста­ла со­бы­ти­ем.

 

При со­вет­ской вла­с­ти хо­ро­шо пла­ти­ли пи­са­те­лям, но фор­му­ла это­го про­цве­та­ния бы­ла: «со­весть в об­мен на про­до­воль­ст­вие». Пи­сать на­до бы­ло по раз­ре­шён­ным ле­ка­лам, ина­че, как в слу­чае с Ан­д­ре­ем Пла­то­но­вым, при­хо­ди­лось ме­с­ти ули­цы. Ну а при Ель­ци­не да­же двор­ни­ком за­ра­бо­тать ста­ло не­воз­мож­ным.

 

Во­прос вот в чём: этот бес­слав­ный ко­нец боль­ше­виз­ма при Ель­ци­не да­ёт ли ос­но­ва­ние счи­тать эпо­ху  Ста­ли­на эпо­хой про­цве­та­ния и на­до ли нам се­го­дня ло­мать го­ло­ву над про­ис­хож­де­ни­ем его ав­то­ри­те­та, да­же ес­ли этот ав­то­ри­тет пе­ре­шёл к Вам на­след­ст­вен­ным пу­тём? Мне ка­жет­ся не­до­ра­зу­ме­ни­ем, что ав­то­ри­те­том Ста­ли­на се­го­дня пы­та­ют­ся под­пе­реть на­ци­о­нал-боль­ше­визм. Но под­хо­дит ли он для этой ро­ли? Преж­де все­го, са­мо сло­во­со­че­та­ние «на­ци­о­нал-боль­ше­визм» ка­жет­ся мне ос­но­ван­ным на не­до­по­ни­ма­нии смыс­ла слов ок­сю­мо­ро­ном. А кро­ме то­го – по­до­зре­вать Ста­ли­на в люб­ви к рус­ско­му на­ро­ду, как, впро­чем, и к гру­зин­ско­му, нет ни­ка­ких ос­но­ва­ний, в де­ле ис­треб­ле­ния лю­дей он был по­сле­до­ва­тель­ным ин­тер­на­ци­о­на­ли­с­том.

Ес­ли ты на­ци­о­на­лист, то есть за­щит­ник ин­те­ре­сов ис­клю­чи­тель­но сво­ей на­ции, ты не мо­жешь быть по­сле­до­ва­те­лем боль­ше­ви­ков-ин­тер­на­ци­о­на­ли­с­тов, ко­то­рые гре­зи­ли о ми­ро­вой ре­во­лю­ции и ра­ди это­го рас­про­да­ва­ли му­зей­ные цен­но­с­ти, в го­ды го­ло­да и раз­ру­хи го­то­вы бы­ли снять с на­ро­да по­след­нюю ру­баш­ку, что­бы от­дать её на нуж­ды ми­ро­вой ре­во­лю­ции. Боль­ше­визм и на­ци­о­на­лизм не мо­гут иметь меж­ду со­бой ни­че­го об­ще­го. Это всё рав­но, как ес­ли бы си­о­ни­с­ты, убеж­дён­ные в том, что ев­реи долж­ны жить в Па­ле­с­ти­не, бла­го­да­ри­ли фа­ши­с­тов за то, что со­здан­ные ими кон­цен­т­ра­ци­он­ные ла­ге­ря спо­соб­ст­во­ва­ли рос­ту эми­г­ра­ции в Зем­лю Обе­то­ван­ную. Вот по­че­му ме­ня так уди­ви­ло, что, по­няв бес­смыс­лен­ность ги­бе­ли сво­е­го ге­роя Сань­ки, Вы про­дол­жа­е­те вра­щать­ся в сре­де на­ци­о­нал-боль­ше­ви­ков, ко­то­рые по­гу­би­ли Ва­ше­го ге­роя.

От­но­ше­ние Ва­ших пред­ков к Ста­ли­ну под­тверж­да­ет лишь од­но: он был прав, ког­да го­во­рил, что глав­ное ка­че­ст­во на­ше­го на­ро­да – дол­го­тер­пе­ние. Но бе­ря в со­во­куп­но­с­ти всё, что при­шлось пе­ре­жить на­ро­ду на­чи­ная с ок­тя­б­ря 1917 го­да, всё-та­ки не­воль­но при­хо­дишь к мыс­ли, что не все­гда это дол­го­тер­пе­ние се­бя оп­рав­ды­ва­ет: цвет на­ции, его са­мую тру­до­вую и твор­че­с­кую часть боль­ше­ви­ки и Ста­лин в их чис­ле ис­тре­бить ус­пе­ли, и не в по­след­нюю оче­редь – бла­го­да­ря дол­го­тер­пе­нию. И, как мне ка­жет­ся, бу­дет про­яв­ле­ни­ем уже не дол­го­тер­пе­ния, а пря­мо сла­бо­умия про­дол­жать пи­сать о том, что Ста­лин ра­бо­тал по 24 ча­са в сут­ки, про­во­дил по двад­цать со­ве­ща­ний в день и т.п., эти чу­дом уце­лев­шие в го­ло­вах ос­тат­ки вне­д­рён­ной ту­да вир­ту­аль­ной ре­аль­но­с­ти по­ра бы сдать в ар­хив со­вет­ской про­па­ган­ды. Так и хо­чет­ся вос­клик­нуть: «от­дох­ну­ли бы вы, Ио­сиф Вис­са­ри­о­но­вич, гля­дишь, на­род бы це­лей был».

 

С ува­же­ни­ем Евг. Ива­но­ва


 

Ев­ге­ния Вик­то­ров­на Ива­но­ва – док­тор фи­ло­ло­ги­че­с­ких на­ук, ве­ду­щий на­уч­ный со­труд­ник Ин­сти­ту­та ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры РАН, кри­тик, тек­с­то­лог, ав­тор бо­лее сот­ни ра­бот по ис­то­рии рус­ской ли­те­ра­ту­ры и фи­ло­со­фии, со­ста­ви­тель и пуб­ли­ка­тор со­бра­ний со­чи­не­ний А.А. Бло­ка, К.И. Чу­ков­ско­го, Пав­ла Фло­рен­ско­го.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования