Архив : №39. 28.09.2012
Кто «крышует» Литфонд
Телеканал «Культура» пляшет под дудку скандального литчиновника Ивана Переверзина
Мне почему-то всегда казалось, что телеканал «Культура» не любит прогибаться перед зарвавшимися хапугами, которые упорно насаждают обществу свою гнилую философию, и не позволяет диктовать себе чужую волю. Но я, похоже, сильно заблуждался. Особенно расстроила меня в последние дни команда, делающая еженедельную программу «Контекст».
Начну с того, что в среду 19 сентября ближе к вечеру мне неожиданно позвонила редактор этой передачи Наиля Рустаева. По её словам, руководство телеканала «Культура» очень хотело, чтобы я пришёл в субботу к ним на запись в студию на Малую Никитскую и вступил в диалог с одним из руководителей Международного литфонда – Иваном Переверзиным. Мне даже пообещали прислать машину и потом отвезти в любое указанное место. Хотя это было лишним, я не собирался полдня проводить в автомобиле телеканала в крутых столичных пробках. Мне намного ближе самое демократичное в мире столичное метро.
Прежде чем дать ответ на предложение телеканала, я поинтересовался, известна ли там моя позиция в отношении Литфонда. Оказалось, все всё знают. На телеканале «Культура» внимательно читают нашу газету и видели почти все публикации о Литфонде за последние пять лет. Я ещё уточнил, чьи именно видели материалы. Потому что наша газета за эти годы регулярно предоставляла слово всем заинтересованным сторонам. У нас выступал и сам Переверзин, печатался его начальник Станислав Куняев, были материалы и их сторонников Юрия Коноплянникова, Светланы Василенко и других персонажей. Но также мы публиковали статьи яростных оппонентов Переверзина, в частности, Феликса Кузнецова, Георгия Зайцева, Валерия Поволяева, Надежды Кондаковой и Валерия Попова. Высказывались в нашей газете и независимые эксперты. Что же касается лично моей позиции, то она сводилась к следующему. Литфонд нуждается в коренной реформе, необходима инвентаризация всего имущества, и уж безусловно нельзя тайком раздавать дачи в Переделкине в пожизненное пользование – только максимум на три года, с соблюдением всех необходимых демократичных процедур. Но поскольку ничего этого не смог реализовать ни Феликс Кузнецов, ни сменившие его Станислав Куняев и Иван Переверзин, надо выбрать новое профессиональное и эффективное руководство. Конкретно команде Переверзина я бы вменил в вину следующие моменты: при нём наши Литфонды окончательно лишились общеписательского имущества в подмосковной Малеевке и детского сада в районе станции метро «Аэропорт», несколько избранных писательских семей за смешные деньги оформили приватизацию дач во Внукове, произошли непонятные покупки на вырученные средства шикарных квартир с последующей сомнительной их перепродажей статусным чиновникам (что со стороны похоже на закармливание нужных людей), началась незаконная, в нарушение Устава, раздача сумасшедших кредитов почему-то исключительно одним только руководителям различных писательских союзов и многое другое.
Если верить дневникам Корнея Чуковского, Твардовский ещё в начале 60-х годов всех уверял в том, что Переделкино превратилось в место умирания талантов. Классики возмущались тем, что многие знаменитые обитатели этого писательского городка – Федин, Леонид Леонов, Погодин – утратили свой творческий потенциал. А что бы сказали великие мастера о нашем времени? Литфонд сдал освободившиеся в Переделкине дачи в аренду Ю.Коноплянникову, В.Середину, Н.Переяслову, Л.Абаевой… Кому известны эти имена?
Если я правильно понял Рустаеву, на телеканале всё это великолепно знали. «Это то, – воскликнула Рустаева, – что от нас и ждёт руководство канала. Главное, – попросила редактор, – чтобы диалог ни в коем случае не перерос в драку». Но об этом, по-моему, следовало просить не меня, а как раз нынешнее руководство Литфонда. Ведь если я не ошибаюсь, эту нехорошую традицию породил не кто иной, как Куняев, долго прилюдно бахвалившийся тем, как он в ответ на одну статью Станислава Рассадина дал волю своим рукам (видимо, Куняев на деле хотел подтвердить правоту своей строчки: «Добро должно быть с кулаками», хотя я не уверен в том, что бить по физиономии – это добро). Ну а Переверзин оказался достойным учеником своего босса. Пресса уже рассказывала, как он несколько лет назад в здании суда избил поэтессу Надежду Кондакову. Мировой суд потом неоднократно посылал драчуну повестки. Но, насколько я знаю, Переверзин ни на одном судебном заседании так и не появился. Возможно, во всём оказалась виновата наша нерасторопная почта, не сумевшая вовремя известить Переверзина о начале судебного процесса. Потом несколько драк, судя по сообщениям СМИ, учинили представители Литфонда: две – в Комарово и одну – во Внуково.
Понятно, что никто из писателей первым начинать драку с начальством или рядовыми сотрудниками Литфонда не собирается. Но ухо держать надо с ними востро. Нельзя, получив удар по одной щеке, подставлять разным разбойникам другую щёку.
Впрочем, наши обстоятельные переговоры с Рустаевой оказались напрасны. Накануне записи вдруг выяснилось, что Переверзин пожелал увидеть на записи другого оппонента. Я и не знал, что телеканалу «Культура» можно диктовать какие-то условия и что телевизионщики, чтобы угодить, видимо, очень выгодному клиенту, моментально готовы пожертвовать имеющимися договорённостями с другими людьми.
К слову, телеканал «Культура» столь безобразно, даже не извинившись, обошёлся не только со мной. Мне потом назвала ещё несколько фамилий, в частности, поэта Марины Кудимовой, председателя комиссии по культуре Общественной палаты РФ Павла Пожигайло и писателя Юрия Полякова. Якобы Переверзин отказался беседовать и с ними. Говорили, будто Переверзин, когда услышал фамилию Кудимовой, вроде бы заявил, что если увидит эту поэтессу в студии, встанет и уйдёт. Ну вот и засняли бы телевизионщики эту сцену и дали бы свои комментарии. Но они предпочли пойти на поводу у Переверзина. Кто-то, видимо, уж очень хотел ублажить сего господина. Может, кому-то из теленачальства тоже невтерпёж получить в Переделкине дачу.
С кем же в итоге Переверзин согласился вступить в теледиалог? Его оппонентом стала литературный критик Галина Юзефович. Но, судя по передаче, эта милая женщина оказалась просто не в теме. Хотя, как накануне записи утверждала телередактор Рустаева, телевизионщики спешно связали её с Кудимовой с тем, чтобы та напичкала литкритикессу разной информацией. Но Юзефович, видимо, не захотела озвучивать чужие тексты. В передаче «Контекст» весь пафос её выступления свёлся к тому, что Переделкино – рудимент советской эпохи. Что, кстати, в принципе, верно. Но всё остальное критикессе было неведомо. Грубо говоря, мы увидели на экране телевизора игру в поддавки. Нам показали уверенного в своей юридической правоте Переверзина и эстетствующую Юзефович, которая оперировала исключительно нравственными категориями.
Интересно, на каком же уровне принималось окончательное решение о выборе оппонента для господина Переверзина? Кто именно повёлся на требования скандального литературного чиновника? Неужели под дудку Переверзина согласился плясать новый ведущий передачи «Контекст» Игорь Волгин? Но меня уверяли, что Волгин здесь ни при чём. Как оказалось, Волгин в данной программе далеко не главное лицо. Практически все темы передачи определяют совсем другие люди. Они же решают, кого конкретно приглашать на запись. А Волгину, как я понял, отведена миссия всего лишь подводчика к избранным телесюжетам и интервьюера нужных людей. (Кстати, не по этой ли причине отказался вести в новом сезоне программу «Контекст» Юрий Поляков? Его, как я слышал, не устроила роль говорящей головы, а самостоятельности телеканал ему так и не дал.)
Тогда кто же пошёл у Переверзина на поводу? Выходит, руководитель программы «Контекст» Олег Дусаев? Но меня уверили в том, что он тоже ни при чём. Якобы окончательно оппонента Переверзину подбирали на самом верху. А кто на телеканале «Культура» и в холдинге ВГТРК олицетворяет эти верха? Сергей Шумаков да Олег Добродеев.
Вот после этого и не верь в то, будто у Переверзина нет всесильной «крыши». Посудите сами: вряд ли бы Шумаков или Добродеев стали бы потакать прихотям скандального литчиновника по доброй воле. Скорей всего, кто-то на них очень сильно надавил. Но кто? В писательском мире убеждены, что это могли сделать только два человека: Никита Михалков или Илья Глазунов. Глазунову приписывают дружбу с председателем Верховного Суда России Лебедевым, который будто бы коллекционирует живопись, а Переверзин якобы им обоим помогает то ли с холстами, то ли с рамками для дорогих картин. Но я этим слухам не доверяю. У меня ещё нет склероза. Я помню, как весной 2010 года Глазунов, принимая меня накануне своего 80-летия у себя в галерее на Волхонке, долго смеялся, когда я ему процитировал одно из интервью Переверзина, в котором тот утверждал, что Глазунов якобы сравнил его стихи с Тютчевым и Фетом. Отсмеявшись, Глазунов ехидно заметил, что Переверзин по своему уровню – даже не Надсон. Так что, получается, Переверзину покровительствует Никита Михалков? Тоже вряд ли. Иначе с чего взялся разоблачать неблаговидные дела Переверзина Пожигайло, который до этого всегда публично поддерживал Михалкова.
Так кто же тогда «крышует» Переверзина? И как долго в Переделкине, Внуково и Комарове будет твориться беспредел? Повторю Валерия Поволяева: «Люди уже не знают, кто управляет Литфондом: писатели или бандиты» («ЛР», 2012, 7 сентября).
Вячеслав ОГРЫЗКО