Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №39. 28.09.2012

Кто «крышует» Литфонд

Телеканал «Культура» пляшет под дудку скандального литчиновника Ивана Переверзина

 

Мне по­че­му-то все­гда ка­за­лось, что те­ле­ка­нал «Куль­ту­ра» не лю­бит про­ги­бать­ся пе­ред за­рвав­ши­ми­ся ха­пу­га­ми, ко­то­рые упор­но на­саж­да­ют об­ще­ст­ву свою гни­лую фи­ло­со­фию, и не поз­во­ля­ет дик­то­вать се­бе чу­жую во­лю. Но я, по­хо­же, силь­но за­блуж­дал­ся. Осо­бен­но рас­ст­ро­и­ла ме­ня в по­след­ние дни коман­да, де­ла­ю­щая еже­не­дель­ную про­грам­му «Кон­текст».

Нач­ну с то­го, что в сре­ду 19 сен­тя­б­ря бли­же к ве­че­ру мне не­о­жи­дан­но по­зво­ни­ла ре­дак­тор этой пе­ре­да­чи Наиля Ру­с­та­е­ва. По её сло­вам, ру­ко­вод­ст­во те­ле­ка­на­ла «Куль­ту­ра» очень хо­те­ло, что­бы я при­шёл в суб­бо­ту к ним на за­пись в сту­дию на Ма­лую Ни­кит­скую и всту­пил в ди­а­лог с од­ним из ру­ко­во­ди­те­лей Меж­ду­на­род­но­го лит­фон­да – Ива­ном Пе­ре­вер­зи­ным. Мне да­же по­обе­ща­ли при­слать ма­ши­ну и по­том от­вез­ти в лю­бое ука­зан­ное ме­с­то. Хо­тя это бы­ло лиш­ним, я не со­би­рал­ся пол­дня про­во­дить в ав­то­мо­би­ле те­ле­ка­на­ла в кру­тых сто­лич­ных проб­ках. Мне на­мно­го бли­же са­мое де­мо­кра­тич­ное в ми­ре сто­лич­ное ме­т­ро.

Преж­де чем дать от­вет на пред­ло­же­ние те­ле­ка­на­ла, я по­ин­те­ре­со­вал­ся, из­ве­ст­на ли там моя по­зи­ция в от­но­ше­нии Лит­фон­да. Ока­за­лось, все всё зна­ют. На те­ле­ка­на­ле «Куль­ту­ра» вни­ма­тель­но чи­та­ют на­шу га­зе­ту и ви­де­ли поч­ти все пуб­ли­ка­ции о Лит­фон­де за по­след­ние пять лет. Я ещё уточ­нил, чьи имен­но ви­де­ли ма­те­ри­а­лы. По­то­му что на­ша га­зе­та за эти го­ды ре­гу­ляр­но пре­до­став­ля­ла сло­во всем за­ин­те­ре­со­ван­ным сто­ро­нам. У нас вы­сту­пал и сам Пе­ре­вер­зин, пе­ча­тал­ся его на­чаль­ник Ста­ни­слав Ку­ня­ев, бы­ли ма­те­ри­а­лы и их сто­рон­ни­ков Юрия Ко­ноп­лян­ни­ко­ва, Свет­ла­ны Ва­си­лен­ко и дру­гих пер­со­на­жей. Но так­же мы пуб­ли­ко­ва­ли ста­тьи яро­ст­ных оп­по­нен­тов Пе­ре­вер­зи­на, в ча­ст­но­с­ти, Фе­лик­са Куз­не­цо­ва, Ге­ор­гия Зай­це­ва, Ва­ле­рия По­во­ля­е­ва, На­деж­ды Кон­да­ко­вой и Ва­ле­рия По­по­ва. Вы­ска­зы­ва­лись в на­шей га­зе­те и не­за­ви­си­мые экс­пер­ты. Что же ка­са­ет­ся лич­но мо­ей по­зи­ции, то она сво­ди­лась к сле­ду­ю­ще­му. Лит­фонд нуж­да­ет­ся в ко­рен­ной ре­фор­ме, не­об­хо­ди­ма ин­вен­та­ри­за­ция все­го иму­ще­ст­ва, и уж бе­зус­лов­но нель­зя тай­ком раз­да­вать да­чи в Пе­ре­дел­ки­не в по­жиз­нен­ное поль­зо­ва­ние – толь­ко мак­си­мум на три го­да, с со­блю­де­ни­ем всех не­об­хо­ди­мых де­мо­кра­тич­ных про­це­дур. Но по­сколь­ку ни­че­го это­го не смог ре­а­ли­зо­вать ни Фе­ликс Куз­не­цов, ни сме­нив­шие его Ста­ни­слав Ку­ня­ев и Иван Пе­ре­вер­зин, на­до вы­брать но­вое про­фес­си­о­наль­ное и эф­фек­тив­ное ру­ко­вод­ст­во. Кон­крет­но ко­ман­де Пе­ре­вер­зи­на я бы вме­нил в ви­ну сле­ду­ю­щие мо­мен­ты: при нём на­ши Лит­фон­ды окон­ча­тель­но ли­ши­лись об­ще­пи­са­тель­ско­го иму­ще­ст­ва в под­мо­с­ков­ной Ма­ле­ев­ке и дет­ско­го са­да в рай­о­не стан­ции ме­т­ро «Аэ­ро­порт», не­сколь­ко из­бран­ных пи­са­тель­ских се­мей за смеш­ные день­ги офор­ми­ли при­ва­ти­за­цию дач во Вну­ко­ве, про­изо­ш­ли не­по­нят­ные по­куп­ки на вы­ру­чен­ные сред­ст­ва ши­кар­ных квар­тир с по­сле­ду­ю­щей со­мни­тель­ной их пе­ре­про­да­жей ста­тус­ным чи­нов­ни­кам (что со сто­ро­ны по­хо­же на за­карм­ли­ва­ние нуж­ных лю­дей), на­ча­лась не­за­кон­ная, в на­ру­ше­ние Ус­та­ва, раз­да­ча су­мас­шед­ших кре­ди­тов по­че­му-то ис­клю­чи­тель­но од­ним толь­ко ру­ко­во­ди­те­лям раз­лич­ных пи­са­тель­ских со­ю­зов и мно­гое дру­гое.

 

Ес­ли ве­рить днев­ни­кам Кор­нея Чу­ков­ско­го, Твар­дов­ский ещё в на­ча­ле 60-х го­дов всех уве­рял в том, что Пе­ре­дел­ки­но пре­вра­ти­лось в ме­с­то уми­ра­ния та­лан­тов. Клас­си­ки воз­му­ща­лись тем, что мно­гие зна­ме­ни­тые оби­та­те­ли это­го пи­са­тель­ско­го го­род­ка – Фе­дин, Ле­о­нид Ле­о­нов, По­го­дин – ут­ра­ти­ли свой твор­че­с­кий по­тен­ци­ал. А что бы ска­за­ли ве­ли­кие ма­с­те­ра о на­шем вре­ме­ни? Лит­фонд сдал ос­во­бо­див­ши­е­ся в Пе­ре­дел­ки­не да­чи в арен­ду Ю.Ко­ноп­лян­ни­ко­ву, В.Се­ре­ди­ну, Н.Пе­ре­яс­ло­ву, Л.Аба­е­вой… Ко­му из­ве­ст­ны эти име­на?

Ес­ли я пра­виль­но по­нял Ру­с­та­е­ву, на те­ле­ка­на­ле всё это ве­ли­ко­леп­но зна­ли. «Это то, – вос­клик­ну­ла Ру­с­та­е­ва, – что от нас и ждёт ру­ко­вод­ст­во ка­на­ла. Глав­ное, – по­про­си­ла ре­дак­тор, – что­бы ди­а­лог ни в ко­ем слу­чае не пе­ре­рос в дра­ку». Но об этом, по-мо­е­му, сле­до­ва­ло про­сить не ме­ня, а как раз ны­неш­нее ру­ко­вод­ст­во Лит­фон­да. Ведь ес­ли я не оши­ба­юсь, эту не­хо­ро­шую тра­ди­цию по­ро­дил не кто иной, как Ку­ня­ев, дол­го при­люд­но ба­х­ва­лив­ший­ся тем, как он в от­вет на од­ну ста­тью Ста­ни­сла­ва Рас­са­ди­на дал во­лю сво­им ру­кам (ви­ди­мо, Ку­ня­ев на де­ле хо­тел под­твер­дить пра­во­ту сво­ей строч­ки: «До­б­ро долж­но быть с ку­ла­ка­ми», хо­тя я не уве­рен в том, что бить по фи­зи­о­но­мии – это до­б­ро). Ну а Пе­ре­вер­зин ока­зал­ся до­стой­ным уче­ни­ком сво­е­го бос­са. Прес­са уже рас­ска­зы­ва­ла, как он не­сколь­ко лет на­зад в зда­нии су­да из­бил по­этес­су На­деж­ду Кон­да­ко­ву. Ми­ро­вой суд по­том не­од­но­крат­но по­сы­лал дра­чу­ну по­ве­ст­ки. Но, на­сколь­ко я знаю, Пе­ре­вер­зин ни на од­ном су­деб­ном за­се­да­нии так и не по­явил­ся. Воз­мож­но, во всём ока­за­лась ви­но­ва­та на­ша не­рас­то­роп­ная поч­та, не су­мев­шая во­вре­мя из­ве­с­тить Пе­ре­вер­зи­на о на­ча­ле су­деб­но­го про­цес­са. По­том не­сколь­ко драк, су­дя по со­об­ще­ни­ям СМИ, учи­ни­ли пред­ста­ви­те­ли Лит­фон­да: две – в Ко­ма­ро­во и од­ну – во Вну­ко­во.

По­нят­но, что ни­кто из пи­са­те­лей пер­вым на­чи­нать дра­ку с на­чаль­ст­вом или ря­до­вы­ми со­труд­ни­ка­ми Лит­фон­да не со­би­ра­ет­ся. Но ухо дер­жать на­до с ни­ми вос­тро. Нель­зя, по­лу­чив удар по од­ной ще­ке, под­став­лять раз­ным раз­бой­ни­кам дру­гую щё­ку.

Впро­чем, на­ши об­сто­я­тель­ные пе­ре­го­во­ры с Ру­с­та­е­вой ока­за­лись на­прас­ны. На­ка­ну­не за­пи­си вдруг вы­яс­ни­лось, что Пе­ре­вер­зин по­же­лал уви­деть на за­пи­си дру­го­го оп­по­нен­та. Я и не знал, что те­ле­ка­на­лу «Куль­ту­ра» мож­но дик­то­вать ка­кие-то ус­ло­вия и что те­ле­ви­зи­он­щи­ки, что­бы уго­дить, ви­ди­мо, очень вы­год­но­му кли­ен­ту, мо­мен­таль­но го­то­вы по­жерт­во­вать име­ю­щи­ми­ся до­го­во­рён­но­с­тя­ми с дру­ги­ми людь­ми.

К сло­ву, те­ле­ка­нал «Куль­ту­ра» столь бе­зо­б­раз­но, да­же не из­ви­нив­шись, обо­шёл­ся не толь­ко со мной. Мне по­том на­зва­ла ещё не­сколь­ко фа­ми­лий, в ча­ст­но­с­ти, по­эта Ма­ри­ны Ку­ди­мо­вой, пред­се­да­те­ля ко­мис­сии по куль­ту­ре Об­ще­ст­вен­ной па­ла­ты РФ Пав­ла По­жи­гай­ло и пи­са­те­ля Юрия По­ля­ко­ва. Яко­бы Пе­ре­вер­зин от­ка­зал­ся бе­се­до­вать и с ни­ми. Го­во­ри­ли, буд­то Пе­ре­вер­зин, ког­да ус­лы­шал фа­ми­лию Ку­ди­мо­вой, вро­де бы за­явил, что ес­ли уви­дит эту по­этес­су в сту­дии, вста­нет и уй­дёт. Ну вот и за­сня­ли бы те­ле­ви­зи­он­щи­ки эту сце­ну и да­ли бы свои ком­мен­та­рии. Но они пред­по­чли пой­ти на по­во­ду у Пе­ре­вер­зи­на. Кто-то, ви­ди­мо, уж очень хо­тел уб­ла­жить се­го гос­по­ди­на. Мо­жет, ко­му-то из те­ле­на­чаль­ст­ва то­же не­втер­пёж по­лу­чить в Пе­ре­дел­ки­не да­чу.

С кем же в ито­ге Пе­ре­вер­зин со­гла­сил­ся всту­пить в те­ле­ди­а­лог? Его оп­по­нен­том ста­ла ли­те­ра­тур­ный кри­тик Га­ли­на Юзе­фо­вич. Но, су­дя по пе­ре­да­че, эта ми­лая жен­щи­на ока­за­лась про­сто не в те­ме. Хо­тя, как на­ка­ну­не за­пи­си ут­верж­да­ла те­ле­ре­дак­тор Ру­с­та­е­ва, те­ле­ви­зи­он­щи­ки спеш­но свя­за­ли её с Ку­ди­мо­вой с тем, что­бы та на­пич­ка­ла лит­кри­ти­кес­су раз­ной ин­фор­ма­ци­ей. Но Юзе­фо­вич, ви­ди­мо, не за­хо­те­ла оз­ву­чи­вать чу­жие тек­с­ты. В пе­ре­да­че «Кон­текст» весь па­фос её вы­ступ­ле­ния свёл­ся к то­му, что Пе­ре­дел­ки­но – ру­ди­мент со­вет­ской эпо­хи. Что, кста­ти, в прин­ци­пе, вер­но. Но всё ос­таль­ное кри­ти­кес­се бы­ло не­ве­до­мо. Гру­бо го­во­ря, мы уви­де­ли на эк­ра­не те­ле­ви­зо­ра иг­ру в под­дав­ки. Нам по­ка­за­ли уве­рен­но­го в сво­ей юри­ди­че­с­кой пра­во­те Пе­ре­вер­зи­на и эс­тет­ст­ву­ю­щую Юзе­фо­вич, ко­то­рая опе­ри­ро­ва­ла ис­клю­чи­тель­но нрав­ст­вен­ны­ми ка­те­го­ри­я­ми.

Ин­те­рес­но, на ка­ком же уров­не при­ни­ма­лось окон­ча­тель­ное ре­ше­ние о вы­бо­ре оп­по­нен­та для гос­по­ди­на Пе­ре­вер­зи­на? Кто имен­но по­вёл­ся на тре­бо­ва­ния скан­даль­но­го ли­те­ра­тур­но­го чи­нов­ни­ка? Не­уже­ли под дуд­ку Пе­ре­вер­зи­на со­гла­сил­ся пля­сать но­вый ве­ду­щий пе­ре­да­чи «Кон­текст» Игорь Вол­гин? Но ме­ня уве­ря­ли, что Вол­гин здесь ни при чём. Как ока­за­лось, Вол­гин в дан­ной про­грам­ме да­ле­ко не глав­ное ли­цо. Прак­ти­че­с­ки все те­мы пе­ре­да­чи оп­ре­де­ля­ют сов­сем дру­гие лю­ди. Они же ре­ша­ют, ко­го кон­крет­но при­гла­шать на за­пись. А Вол­ги­ну, как я по­нял, от­ве­де­на мис­сия все­го лишь под­вод­чи­ка к из­бран­ным те­ле­сю­же­там и ин­тер­вью­е­ра нуж­ных лю­дей. (Кста­ти, не по этой ли при­чи­не от­ка­зал­ся ве­с­ти в но­вом се­зо­не про­грам­му «Кон­текст» Юрий По­ля­ков? Его, как я слы­шал, не ус­т­ро­и­ла роль го­во­ря­щей го­ло­вы, а са­мо­сто­я­тель­но­с­ти те­ле­ка­нал ему так и не дал.)

Тог­да кто же по­шёл у Пе­ре­вер­зи­на на по­во­ду? Вы­хо­дит, ру­ко­во­ди­тель про­грам­мы «Кон­текст» Олег Ду­са­ев? Но ме­ня уве­ри­ли в том, что он то­же ни при чём. Яко­бы окон­ча­тель­но оп­по­нен­та Пе­ре­вер­зи­ну под­би­ра­ли на са­мом вер­ху. А кто на те­ле­ка­на­ле «Куль­ту­ра» и в хол­дин­ге ВГТРК оли­це­тво­ря­ет эти вер­ха? Сер­гей Шу­ма­ков да Олег До­б­ро­де­ев.

Вот по­сле это­го и не верь в то, буд­то у Пе­ре­вер­зи­на нет все­силь­ной «кры­ши». По­су­ди­те са­ми: вряд ли бы Шу­ма­ков или До­б­ро­де­ев ста­ли бы по­та­кать при­хо­тям скан­даль­но­го лит­чи­нов­ни­ка по до­б­рой во­ле. Ско­рей все­го, кто-то на них очень силь­но на­да­вил. Но кто? В пи­са­тель­ском ми­ре убеж­де­ны, что это мог­ли сде­лать толь­ко два че­ло­ве­ка: Ни­ки­та Ми­хал­ков или Илья Гла­зу­нов. Гла­зу­но­ву при­пи­сы­ва­ют друж­бу с пред­се­да­те­лем Вер­хов­но­го Су­да Рос­сии Ле­бе­де­вым, ко­то­рый буд­то бы кол­лек­ци­о­ни­ру­ет жи­во­пись, а Пе­ре­вер­зин яко­бы им обо­им по­мо­га­ет то ли с хол­ста­ми, то ли с рам­ка­ми для до­ро­гих кар­тин. Но я этим слу­хам не до­ве­ряю. У ме­ня ещё нет скле­ро­за. Я по­мню, как вес­ной 2010 го­да Гла­зу­нов, при­ни­мая ме­ня на­ка­ну­не сво­е­го 80-ле­тия у се­бя в га­ле­рее на Вол­хон­ке, дол­го сме­ял­ся, ког­да я ему про­ци­ти­ро­вал од­но из ин­тер­вью Пе­ре­вер­зи­на, в ко­то­ром тот ут­верж­дал, что Гла­зу­нов яко­бы срав­нил его сти­хи с Тют­че­вым и Фе­том. От­сме­яв­шись, Гла­зу­нов ехид­но за­ме­тил, что Пе­ре­вер­зин по сво­е­му уров­ню – да­же не Над­сон. Так что, по­лу­ча­ет­ся, Пе­ре­вер­зи­ну по­кро­ви­тель­ст­ву­ет Ни­ки­та Ми­хал­ков? То­же вряд ли. Ина­че с че­го взял­ся ра­зоб­ла­чать не­бла­го­вид­ные де­ла Пе­ре­вер­зи­на По­жи­гай­ло, ко­то­рый до это­го все­гда пуб­лич­но под­дер­жи­вал Ми­хал­ко­ва.

Так кто же тог­да «кры­шу­ет» Пе­ре­вер­зи­на? И как дол­го в Пе­ре­дел­ки­не, Вну­ко­во и Ко­ма­ро­ве бу­дет тво­рить­ся бес­пре­дел? По­вто­рю Ва­ле­рия По­во­ля­е­ва: «Лю­ди уже не зна­ют, кто уп­рав­ля­ет Лит­фон­дом: пи­са­те­ли или бан­ди­ты» («ЛР», 2012, 7 сен­тя­б­ря).


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования