Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №39. 28.09.2012

Дилетанты, или о подводной части пермского культурного айсберга

Не ста­ну ут­руж­дать чи­та­те­лей пе­ре­ска­зом все­го то­го, что тво­ри­лось в куль­ту­ре Перм­ско­го края, по­ка он был под Оле­гом Чир­ку­но­вым. В Ин­тер­не­те ин­фор­ма­ции об этом пре­до­ста­точ­но. Рас­ска­жу о том, что про­ис­хо­дит сей­час… И не толь­ко в Пер­ми.

Бо­рис Ле­о­ни­до­вич Миль­грам – быв­ший ху­д­рук Перм­ско­го ака­де­ми­че­с­ко­го «Те­а­т­ра-Те­а­т­ра», быв­ший ми­нистр куль­ту­ры, быв­ший ви­це-пре­мьер пра­ви­тель­ст­ва Перм­ско­го края и по­жиз­нен­ный Огур­цов1 – по­сле вось­ми лет из­де­ва­тельств над его, края, куль­ту­рой на­ко­нец-то по­ки­да­ет Пермь. Мож­но не со­мне­вать­ся, что без ра­бо­ты он не ос­та­нет­ся, ме­с­то в Моск­ве ему по­ды­щут. Ведь на­шёл же но­вый ми­нистр куль­ту­ры РФ Вла­ди­мир Ме­дин­ский ме­с­то ещё од­но­му экс-ми­ни­с­т­ру куль­ту­ры Перм­ско­го края Ни­ко­лаю Но­вич­ко­ву, при­ст­ро­ив его 4-м за­ме­с­ти­те­лем ру­ко­во­ди­те­ля Рос­ту­риз­ма2. Ви­дя, как власть та­су­ет но­мен­к­ла­ту­ру всех уров­ней, по­ни­ма­ешь, что ни о ка­ком ка­че­ст­вен­ном улуч­ше­нии жиз­ни меч­тать не сто­ит, ибо та­су­ет власть всё тех же Огур­цо­вых. Они се­го­дня – глав­ная про­бле­ма.

 

Рей­ды пер­вых лиц го­су­дар­ст­ва в ис­кус­ст­во все­гда за­кан­чи­ва­лись пла­чев­но. Все ещё по­мнят спе­ци­а­ли­с­та по ку­ку­ру­зе, ма­те­рив­ше­го ху­дож­ни­ков в Ма­не­же, и глав­но­го ге­роя Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, ата­ко­вав­ше­го буль­до­зе­ра­ми вы­став­ку аб­ст­рак­ци­о­ни­с­тов. С од­ной сто­ро­ны, ны­неш­ние спе­ци­а­ли­с­ты по на­но­тех­но­ло­ги­ям от­ли­ча­ют­ся от пред­ше­ст­вен­ни­ков – ес­ли те гно­би­ли со­вре­мен­ное ис­кус­ст­во, то эти его пи­а­рят.

Мо­гу пред­ло­жить две вер­сии про­ис­хо­дя­ще­го. Пер­вая. Со­вре­мен­ное ис­кус­ст­во от­да­но на от­куп лю­дям, в своё вре­мя хо­ро­шо по­ра­бо­тав­шим на власть: на ис­кус­ст­ве клас­си­че­с­ком или тра­ди­ци­он­ном они бы мно­го не за­ра­бо­та­ли, а со­вре­мен­ное – ес­ли су­дить по бес­кон­т­роль­но­с­ти то­го, как тра­тят­ся вбу­хи­ва­е­мые в не­го бю­д­жет­ные сред­ст­ва, – очень до­ход­ная от­расль (кста­ти, ни­кто по­ка не до­ка­зал, что в оте­че­ст­вен­ном «со­вре­мен­ном ис­кус­ст­ве» не­воз­мож­ны от­ка­ты). Ра­бо­та в ней не ме­нее до­ход­на, чем ра­бо­та в та­ких «от­рас­лях», как Рос­на­но или Скол­ко­во: и там и там, как из­ве­ст­но, во­всю пи­лит­ся бю­д­жет.

Вто­рая вер­сия. Се­го­дняш­ние ру­ко­во­ди­те­ли, уде­ляя не­со­раз­мер­ное вни­ма­ние ак­ту­аль­щи­не, пы­та­ют­ся та­ким спо­со­бом дис­тан­ци­ро­вать­ся от ру­ко­во­ди­те­лей быв­ших и при этом те­шат се­бя на­деж­дой, что они тонь­ше и ин­тел­лек­ту­аль­нее их. Воз­мож­но, на этом чи­нов­ни­чь­ем тще­сла­вии и жи­ру­ет Ма­рат Гель­ман – порт­ной, не­пло­хо за­ра­ба­ты­ва­ю­щий на из­го­тов­ле­нии но­во­го на­ря­да вла­с­ти. (Он, кста­ти, объ­яв­лен и глав­ным куль­тур­ным стра­те­гом «Скол­ко­во».)

С дру­гой сто­ро­ны, те, кто се­го­дня ру­ко­во­дят на­ми, – пря­мые на­след­ни­ки со­вет­ских ру­ко­во­ди­те­лей и, по су­ти, ни­чем от них не от­ли­ча­ют­ся. Зная о «пе­чаль­ных тра­ди­ци­ях… то­го пе­ри­о­да, ког­да во­про­са­ми язы­ко­зна­ния и мно­ги­ми дру­ги­ми во­про­са­ми куль­ту­ры за­ни­ма­лись ру­ко­во­ди­те­ли го­су­дар­ст­ва» и пре­крас­но по­ни­мая, что вме­ша­тель­ст­во пер­вых лиц стра­ны в ис­кус­ст­во чре­ва­то не­пред­ска­зу­е­мы­ми по­след­ст­ви­я­ми, они всё рав­но в не­го вме­ши­ва­ют­ся.

Не мо­гу не при­ве­с­ти сле­ду­ю­щие ци­та­ты.

«Дми­т­рий ГУ­ТОВ: Дми­т­рий Ана­то­ль­е­вич, до­б­рый день! Дми­т­рий Гу­тов, ис­то­рик ис­кус­ст­ва. У ме­ня есть кон­крет­ное пред­ло­же­ние для «боль­шо­го пра­ви­тель­ст­ва» и для ма­ло­го то­же. Вло­же­ние бу­дет – ко­пей­ки, эф­фект даст оше­ло­ми­тель­ный. На­до всех, кто бу­дет при­ни­мать ка­кие-ли­бо ре­ше­ния в стра­не, за­ста­вить про­слу­шать курс лек­ций по со­вре­мен­но­му ис­кус­ст­ву.

Дми­т­рий МЕД­ВЕ­ДЕВ: Со­гла­сен.

Дми­т­рий ГУ­ТОВ: Нет бо­лее ди­на­мич­ной об­ла­с­ти и нет об­ла­с­ти, ко­то­рая бы на­столь­ко ме­ня­ла со­зна­ние лю­дей. А вы име­е­те воз­мож­ность к при­нуж­де­нию, я так по­нял. На­до вос­поль­зо-вать­ся по пол­ной про­грам­ме.

Дми­т­рий МЕД­ВЕ­ДЕВ: От­лич­ная идея – при­нуж­де­ние к со­вре­мен­но­му ис­кус­ст­ву… Но я с ва­ми аб­со­лют­но со­гла­сен: тот, кто ре­аль­но уде­ля­ет это­му вни­ма­ние, я да­же не про курс го­во­рю, а про­сто ин­те­ре­су­ет­ся этой те­мой, у то­го, про­сти­те за ба­наль­ность, со­вре­мен­ные моз­ги. И с этим ни­че­го не по­де­лать, это уже со­вре­мен­ный, раз­ви­тый че­ло­век. Это не оз­на­ча­ет, что мы не долж­ны лю­бить и це­нить на­шу клас­си­ку. Мы её все лю­бим, це­ним и вос­хи­ща­ем­ся, пе­ри­о­ди­че­с­ки смо­т­рим, пе­ре­чи­ты­ва­ем. Но мы долж­ны быть от­кры­ты ко все­му но­во­му. А ес­ли на­бор при­ори­те­тов очень уз­кий, то тог­да ин­но­ва­ции не пой­дут, по­то­му что ес­ли ты не спо­со­бен пе­ре­шаг­нуть че­рез что-то, ты не спо­со­бен при­нять от­вет­ст­вен­ное и слож­ное ре­ше­ние».

Встре­ча Дми­т­рия Мед­ве­де­ва со сто­рон­ни­ка­ми. «Ве­с­ти» 16.10.2011, 04:06.

«Дми­т­рий Мед­ве­дев по­се­тил Муль­ти­ме­диа Арт Му­зей, где ос­мо­т­рел вы­став­ку со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва и встре­тил­ся с де­я­те­ля­ми куль­ту­ры: мо­ло­ды­ми пи­са­те­ля­ми, ком­по­зи­то­ра­ми, те­а­т­раль­ны­ми и ки­но­ре­жис­сё­ра­ми, пев­ца­ми, ху­дож­ни­ка­ми. Речь на встре­че шла о го­су­дар­ст­вен­ной под­держ­ке раз­ви­тия со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва.

…Д.МЕД­ВЕ­ДЕВ. По-мо­е­му, в по­за­про­ш­лом го­ду, ког­да я об­ра­щал­ся с По­сла­ни­ем к Фе­де­раль­но­му Со­бра­нию, там бы­ли сло­ва о том, что го­су­дар­ст­во долж­но по­мо­гать, под­дер­жи­вать, по­ощ­рять, спо­соб­ст­во­вать не толь­ко клас­си­че­с­ко­му ис­кус­ст­ву, но и со­вре­мен­но­му ис­кус­ст­ву. Та­кая вро­де не­вин­ная вещь, я да­же, что на­зы­ва­ет­ся, осо­бен­но не па­рил­ся, я её про­из­нёс, а по­том встре­тил­ся с не­ко­то­ры­ми на­ши­ми клас­си­ка­ми, са­ми мо­же­те до­мыс­лить, кто это. Мне ска­за­ли: «За­чем Вы это сде­ла­ли? Вы нис­про­вер­га­е­те ос­но­вы, все на­ши мэ­т­ры на­пря­гут­ся. Ес­ли пре­зи­дент стра­ны ска­зал что-то о со­вре­мен­ном ис­кус­ст­ве, зна­чит, с клас­си­че­с­ким ис­кус­ст­вом в на­шем го­су­дар­ст­ве по­кон­че­но». Та­кой был очень сво­е­об­раз­ный ре­зо­нанс, по­сле че­го я по­нял, что, ока­зы­ва­ет­ся, сло­ва пре­зи­ден­та по та­ко­му во­про­су – это си­ла. Ду­мал, что всё это вли­я­ет на очень уз­кий круг лю­дей, но, ока­зы­ва­ет­ся, нет, к это­му при­слу­ши­ва­ют­ся. Мо­жет быть, у нас пе­чаль­ные тра­ди­ции ещё с то­го пе­ри­о­да, ког­да во­про­са­ми язы­ко­зна­ния и мно­ги­ми дру­ги­ми во­про­са­ми куль­ту­ры за­ни­ма­лись ру­ко­во­ди­те­ли го­су­дар­ст­ва. Но смею вас уве­рить, я этим не за­ни­ма­юсь, у ме­ня хва­та­ет дру­гих дел…

С дру­гой сто­ро­ны, не бу­ду скры­вать, я дей­ст­ви­тель­но люб­лю ак­ту­аль­ное ис­кус­ст­во, мне это ин­те­рес­но, но у ме­ня на это не хва­та­ет вре­ме­ни…

…На мой взгляд, та са­мая мо­дер­ни­за­ция, о ко­то­рой я мно­го го­во­рю и дру­гие кол­ле­ги го­во­рят, мо­дер­ни­за­ция на­шей жиз­ни, эко­но­ми­че­с­ких ус­то­ев, по­ли­ти­че­с­кой си­с­те­мы до та­кой сте­пе­ни, к ко­то­рой мы го­то­вы, на­при­мер, долж­на де­лать­ся людь­ми, ко­то­рые от­кры­ты к раз­ви­тию. Это, как пра­ви­ло, лю­ди, ко­то­рые в том чис­ле вос­при­ни­ма­ют и со­вре­мен­ное ис­кус­ст­во. То есть здесь есть, ес­ли хо­ти­те, пря­мая связь. Я не го­во­рю, упа­си Бог, что лю­ди, ко­то­рые при­вер­же­ны клас­си­че­с­ко­му ис­кус­ст­ву, не спо­соб­ны ме­нять­ся или не спо­соб­ны за­ни­мать­ся мо­дер­ни­за­ци­ей эко­но­ми­ки, тех­но­ло­ги­че­с­ко­го ук­ла­да, по­ли­ти­че­с­кой си­с­те­мы. Но всё-та­ки это ве­щи вза­и­мо­свя­зан­ные…»

Встре­ча с де­я­те­ля­ми куль­ту­ры 24 мар­та 2011 го­да, 15:00. Моск­ва

 

Как остановить экспансию  Марата Гельмана: народ в ужасе  от нового памятника в Перми
Как остановить экспансию
Марата Гельмана: народ в ужасе
от нового памятника в Перми










 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ну, что тут до­ба­вишь? Спа­си­бо, что Гу­тов с пре­зи­ден­том не до­го­во­ри­лись брить бо­ро­ды тем, кто на­пле­ва­тель­ски от­но­сит­ся к ин­стал­ля­ци­ям и пер­фор­ман­сам. Я по­ни­маю, что вся­кие бы­ва­ют ис­то­ри­ки ис­кус­ст­ва: по­па­да­ют­ся сре­ди них и Гу­то­вы, вы­став­ля­ю­щие свои про­из­ве­де­ния в га­ле­рее Ма­ра­та Гель­ма­на. Но не по­ни­маю, че­рез что дол­жен пе­ре­сту­пать по­ли­тик или ру­ко­во­ди­тель при при­ня­тии «от­вет­ст­вен­но­го и слож­но­го ре­ше­ния»: че­рез рус­ский ба­лет? пси­хо­ло­ги­че­с­кий рус­ский те­атр? Че­рез перм­скую де­ре­вян­ную скульп­ту­ру? Жи­во­пись Ле­ви­та­на, Ко­ро­ви­на, Ку­ин­д­жи, Жу­ков­ско­го? Не­уже­ли вер­ное ре­ше­ние при­дёт к ру­ко­во­ди­те­лю толь­ко по­сле то­го, как он уви­дит жи­вых кур О.Ку­ли­ка, га­дя­щих свер­ху на бюст Льва Тол­сто­го? Или изо­б­ра­же­ние пе­ни­са на раз­вод­ном мос­ту, в не­имо­вер­ных твор­че­с­ких му­ках со­здан­ное арт­груп­пой «Вой­на»? Мо­жет быть, «со­вре­мен­ные моз­ги» долж­ны по­явить­ся по­сле «кон­цер­та» «Pussy Riot» в хра­ме Хри­с­та Спа­си­те­ля?

Цер­ковь воз­му­ще­на хам­ст­вом панк­фе­ми­ни­с­ток из «Pussy Riot», но не воз­му­ще­на Ми­ни­с­тер­ст­вом куль­ту­ры РФ, ут­вер­див­шим и вы­дав­шим пре­мию «Ин­но­ва­ция» арт­груп­пе «Вой­на». Цер­ковь воз­му­ще­на раз­ру­ба­ни­ем ре­про­дук­ций пра­во­слав­ных икон на вы­став­ках, ор­га­ни­зу­е­мых Гель­ма­ном, но не воз­му­ще­на «Еди­ной Рос­си­ей», за­иг­ры­ва­ю­щей с Ма­ра­том Алек­сан­д­ро­ви­чем. По­че­му-то не воз­му­ще­на она и Дми­т­ри­ем Мед­ве­де­вым, во­дру­зив­шим Гель­ма­на в Об­ще­ст­вен­ную па­ла­ту. На­обо­рот. Свя­щен­но­слу­жи­те­ли в хра­ме Хри­с­та Спа­си­те­ля вы­ст­ра­и­ва­ют для пер­вых лиц три­бу­ну с ог­раж­де­ни­я­ми, с ко­то­рой пер­вые ли­ца при­ни­ма­ют Па­с­халь­ный Кре­ст­ный ход (хо­ро­шо, хоть не в пы­жи­ко­вых шап­ках). А по­че­му бы ду­хов­ни­кам, вне вся­ко­го со­мне­ния, по­ни­ма­ю­щим, что про­ис­хо­дит в стра­не, не стук­нуть по сто­лу и не во­зо­пить: «От­ко­ле солн­це си­я­ет на не­бе, не ви­да­но, не слы­ха­но, что­бы Ца­ри бла­го­че­с­ти­вые воз­му­ща­ли соб­ст­вен­ную Дер­жа­ву столь ужас­но! В са­мых не­вер­ных, язы­че­с­ких Цар­ст­вах есть за­кон и прав­да, есть ми­ло­сер­дие к лю­дям – а в Рос­сии нет их! До­сто­я­ние и жизнь граж­дан не име­ют за­щи­ты». Бо­ять­ся-то, ведь, не­че­го: в Бо­го­яв­лен­ский мо­на­с­тырь под арест не по­са­дят, в Тверь не со­шлют. Но не то­ро­пят­ся па­с­ты­ри за прав­ду по­сто­ять. Воз­мож­но, опа­са­ют­ся, что за по­доб­ные де­я­ния пе­ре­ста­нут им квар­ти­ры в цен­т­ре Моск­вы вы­де­лять или ка­ких-ни­будь та­бач­ных льгот, че­го до­б­ро­го, не пре­до­ста­вят. Мо­же­те вы на­звать этих лю­дей про­фес­си­о­на­ла­ми? Мо­гут «огур­цо­вы» от ве­ры за­бо­тить­ся о ду­шах при­хо­жан, ес­ли и о сво­их-то не очень за­бо­тят­ся? Вот уж, дей­ст­ви­тель­но:

В церк­ви смрад и по­лу­мрак

Дья­ки ку­рят ла­дан,

Нет, и в церк­ви всё не так,

Всё не так, как на­до.

 

Но вер­нём­ся к куль­тур­ной по­ли­ти­ке. Меж­ду сло­ва­ми быв­ше­го пре­зи­ден­та и тем, что про­ис­хо­дит на са­мом де­ле, – ог­ром­ная про­пасть. Как со­от­не­с­ти бю­д­жет­ные мил­ли­о­ны, вы­бро­шен­ные на со­вре­мен­ное ис­кус­ст­во в од­ной толь­ко Пер­ми, и за­яв­ле­ние о том, что го­су­дар­ст­во не со­би­ра­ет­ся вы­де­лять боль­ших де­нег на та­кие про­ек­ты? В то же са­мое вре­мя ко­ми-пер­мяц­кий на­ци­о­наль­ный те­атр в Ку­дым­ка­ре стро­ит­ся уже бо­лее 10 лет, хо­тя и Вла­ди­мир Пу­тин, и Дми­т­рий Мед­ве­дев вро­де бы сле­дят за строй­кой и да­же вы­да­ют ак­тё­рам пре­мии за му­же­ст­во. В от­но­ше­нии к куль­ту­ре у вла­с­ти сплош­ное лу­кав­ст­во. Ну, кто по­ве­рит, что два го­да на­зад пре­зи­дент, об­ра­ща­ясь с по­сла­ни­ем к Фе­де­раль­но­му Со­бра­нию, со­вер­шен­но не «па­рясь» про­пи­а­рил со­вре­мен­ное ис­кус­ст­во, а се­го­дня его не­ча­ян­но об­ро­нен­ные сло­ва слу­чай­но пре­вра­ти­лись в про­грам­му дей­ст­вий? А сколь­ко лу­кав­ст­ва в тон­ких на­мё­ках всем, кто рас­по­ло­жил­ся ни­же по вер­ти­ка­ли: мы не сра­бо­та­ем­ся, ес­ли вы бу­де­те иг­но­ри­ро­вать со­вре­мен­ное ис­кус­ст­во. Яс­но, что по­сле это­го, по­сле за­яв­ле­ния пер­во­го ли­ца го­су­дар­ст­ва о том, как он лю­бит со­вре­мен­ное ис­кус­ст­во, и толь­ко что на­зна­чен­ные, и бу­ду­щие «от­филь­т­ро­ван­ные» гу­бер­на­то­ры, что­бы до­ка­зать свою го­тов­ность к мо­дер­ни­за­ции, нач­нут стро­ить му­зеи со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва за го­су­дар­ст­вен­ный счёт, рав­ня­ясь на экс-гу­бер­на­то­ра Перм­ско­го края Оле­га Чир­ку­но­ва.

С Чир­ку­но­вым во­об­ще за­бав­ная ис­то­рия. Сколь­ко гу­бер­на­то­ров за по­след­ние пол­го­да уш­ли в до­б­ро­воль­ную от­став­ку, но ни­ко­го из них не на­гра­ди­ли ор­де­ном По­чё­та. Ста­ло быть, Олег Ана­то­ль­е­вич на осо­бом сче­ту, и на­граж­дён он за осо­бые за­слу­ги пе­ред фе­де­ра­ла­ми. За ка­кие? В вы­со­ких до­сти­же­ни­ях в го­су­дар­ст­вен­ной, про­из­вод­ст­вен­ной, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ской, об­ще­ст­вен­ной и бла­го­тво­ри­тель­ной де­я­тель­но­с­ти, поз­во­лив­шей су­ще­ст­вен­ным об­ра­зом улуч­шить ус­ло­вия жиз­ни лю­дей за вре­мя гу­бер­на­тор­ст­ва, ни­кто из жи­те­лей края его за­по­до­зрить не мо­жет. За за­слу­ги в под­го­тов­ке вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ка­д­ров, вос­пи­та­нии под­ра­с­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния, под­дер­жа­нии за­кон­но­с­ти и пра­во­по­ряд­ка – тем бо­лее. Ос­та­ёт­ся од­но. Пра­ви­тель­ст­вен­ную на­гра­ду он по­лу­чил за вы­со­кие до­сти­же­ния в со­ци­аль­но-куль­тур­ной де­я­тель­но­с­ти. Сей­час на та­кую на­гра­ду ме­тит су­пер­ло­яль­ный Алек­сандр Тка­чёв, го­то­вый при­ютить в Крас­но­дар­ском крае гель­ма­нов­скую ка­ма­ри­лью, и не про­сто при­ютить, а от­гро­хать на бю­д­жет­ные день­ги всё тот же Му­зей со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва.

Всё, что в на­шей стра­не про­ис­хо­дит с со­вре­мен­ным ис­кус­ст­вом, ко­то­рое уже мож­но счи­тать офи­ци­аль­ным, са­мое на­сто­я­щее пе­ре­дёр­ги­ва­ние. Раз­ве не пе­ре­дер­ги­ва­ет Гель­ман, за­яв­ляя, что от­ток на­се­ле­ния из ре­ги­о­нов в сто­ли­цу обус­лов­лен его не­до­ста­точ­ным куль­тур­ным об­слу­жи­ва­ни­ем. Во-пер­вых, он пре­крас­но зна­ет, что мос­ков­ские ар­ти­с­ты всех ран­гов круг­ло­су­точ­но че­шут – то есть об­слу­жи­ва­ют – про­вин­цию. Во-вто­рых, он зна­ет, что на­се­ле­ние го­ро­дов, рас­по­ло­жен­ных и ря­дом с Моск­вой, и на зна­чи­тель­ном уда­ле­нии от неё, ло­мит­ся в пер­во­пре­с­толь­ную на за­ра­бот­ки, а не за куль­ту­рой. Мо­жет быть, луч­ше ор­га­ни­зо­вы­вать в про­вин­ции хо­ро­шо оп­ла­чи­ва­е­мые ра­бо­чие ме­с­та, а о сво­ём куль­тур­ном уров­не про­вин­ци­а­лы са­ми по­за­бо­тят­ся. Гля­дишь, при хо­ро­ших ок­ла­дах они от­ка­жут­ся от по­треб­ле­ния втор­сы­рья, пред­ла­га­е­мо­го Гель­ма­ном, и за­ча­с­тят в Моск­ву за на­сто­я­щим ис­кус­ст­вом – в Боль­шой, в те­атр Фо­мен­ко, в те­атр Же­но­ва­ча, в Му­зей им. Пуш­ки­на, в Тре­ть­я­ков­скую га­ле­рею и т.д. Яс­но – без куль­ту­ры не под­нять эко­но­ми­ки. Но кто ска­зал, что со­вре­мен­ное ис­кус­ст­во – это и есть куль­ту­ра?

Ни­че­го, к со­жа­ле­нию, не ме­ня­ет­ся. Как рань­ше, так и ны­не чи­нов­ни­ки про­дол­жа­ют вла­мы­вать­ся в ис­кус­ст­во – аб­со­лют­но чуж­дую и не­по­нят­ную для них сфе­ру. И по­лу­ча­ет­ся, как в Еван­ге­лии: «они – сле­пые вож­ди сле­пых; а ес­ли сле­пой ве­дёт сле­по­го, то оба упа­дут в яму».

По­ка я пи­сал ма­те­ри­ал, жизнь не сто­я­ла на ме­с­те, и.о. ми­ни­с­т­ра куль­ту­ры Алек­сандр Про­та­се­вич и за­ме­с­ти­тель пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ст­ва Перм­ско­го края по со­ци­аль­ной по­ли­ти­ке На­деж­да Ко­чу­ро­ва пред­ста­ви­ли труп­пе Перм­ско­го те­а­т­ра «Те­а­т­ра-Те­а­т­ра» но­во­го ста­ро­го ху­до­же­ст­вен­но­го ру­ко­во­ди­те­ля Бо­ри­са Ле­о­ни­до­ви­ча Миль­гра­ма. Ак­тё­ры, ещё три ме­ся­ца на­зад ра­до­вав­ши­е­ся вы­дво­ре­нию его из Пер­ми, про­гло­ти­ли этот, как ка­за­лось, пе­ре­ва­рен­ный кра­ем про­дукт под ап­ло­ди­с­мен­ты. Про­гло­тит его и слав­ный го­род Пермь.

Крес­ло ху­д­ру­ка пу­с­то­ва­ло в те­а­т­ре с 2008 го­да, ког­да раз­ва­лив­ший его – те­атр, а не крес­ло – Миль­грам с лёг­кой ру­ки экс-гу­бер­на­то­ра Чир­ку­но­ва по­дал­ся в ми­ни­с­т­ры куль­ту­ры. Но все по­сле­ду­ю­щие го­ды ми­ни­с­т­ром со­зда­ва­лась ви­ди­мость то­го, что ве­дёт­ся ин­тен­сив­ный по­иск но­во­го ху­до­же­ст­вен­но­го ру­ко­во­ди­те­ля. В дей­ст­ви­тель­но­с­ти же оно, ме­с­теч­ко, бы­ло на чёр­ный день за­ре­зер­ви­ро­ва­но за Бо­рей. То, что год на­зад ру­ко­во­дить ху­до­же­ст­вен­ной ча­с­тью был при­гла­шён ре­жис­сёр В.Зо­ло­тарь, про­ра­бо­тав­ший весь год глав­ным ре­жис­сё­ром, но так и не став­ший ху­д­ру­ком, под­тверж­да­ет мои вы­клад­ки.

И ещё один ин­те­рес­ный мо­мент. Ес­ли ве­рить га­зе­те «Звез­да», Ю.Ми­лю­тин ещё ле­том был про­тив воз­вра­ще­ния Миль­гра­ма в те­атр. Ста­ло быть, имен­но власть про­да­ви­ла кан­ди­да­ту­ру по­след­не­го. Да, не же­ла­ет она сда­вать сво­их. Не­сколь­ко лет на­зад, ког­да перм­ская об­ще­ст­вен­ность ак­тив­но воз­му­ща­лась куль­тур­ной по­ли­ти­кой, про­во­ди­мой в крае, Олег Чир­ку­нов пря­мо за­явил, что он Миль­гра­ма не сдаст. Ны­не Бо­ри­са Ле­о­ни­до­ви­ча не сда­ёт уже но­вый гу­бер­на­тор. Ви­це-пре­мьер кра­е­во­го пра­ви­тель­ст­ва На­деж­да Ко­чу­ро­ва, ре­ше­ние о на­зна­че­нии Миль­гра­ма в «Те­атр-Те­атр» при­ня­ла ещё в ию­не: «Я сде­ла­ла ему та­кое пред­ло­же­ние, он съез­дил в от­пуск, по­ду­мал и со­гла­сил­ся», — го­во­рит Ко­чу­ро­ва. Не­уже­ли эта На­деж­да та­кая сме­лая жен­щи­на? Не­уже­ли она, са­мо­сто­я­тель­но не про­кон­суль­ти­ро­вав­шись с но­вым гу­бер­на­то­ром, вы­пнув­шим чи­нов­ни­ка Миль­гра­ма из вла­с­ти, да­ла по­след­не­му ра­бо­ту? Не­уже­ли гу­бер­на­тор, преж­де чем дать до­б­ро на тру­до­ус­т­рой­ст­во им же уво­лен­но­го чи­нов­ни­ка, не про­кон­суль­ти­ро­вал­ся с вы­ше­сто­я­щи­ми то­ва­ри­ща­ми? К че­му кло­ню? Да к то­му, что вне за­ви­си­мо­с­ти от то­го, при­хо­дят ли на по­сты все­воз­мож­ных ху­д­ру­ков и гу­бер­на­то­ров быв­шие или но­вые фи­гу­ран­ты, – по­ли­ти­ка по-преж­не­му ос­та­ёт­ся вер­ти­каль­ной. Что же ка­са­ет­ся вза­и­мо­от­но­ше­ний вла­с­ти и тех, кто ею при­дав­лен, то они ук­ла­ды­ва­ют­ся в очень про­стую фор­му­лу: и ко­зы­ри те же, и ду­ра­ки те же. И в этой си­ту­а­ции не уте­ша­ет да­же то, что Бо­рис Ле­о­ни­до­вич, ещё не­дав­но со­би­рав­ший­ся по­ти­хонь­ку пе­ре­ме­щать­ся в по­ис­ках ра­бо­ты в Моск­ву, ока­зал­ся там ни­ко­му не нуж­ным. Тут то­же как все­гда: что им не сго­ди­лось, сба­г­ри­ли нам. И су­дя по то­му, что Бо­рис Миль­грам при­об­рёл квар­ти­ру в од­ном из но­вых жи­лых ком­плек­сов Пер­ми, сба­г­ри­ли на­дол­го.

Ну, и са­мое по­след­нее. Ес­ли ди­рек­тор те­а­т­ра «Те­атр-Те­атр» Юрий Ми­лю­тин дей­ст­ви­тель­но от­ка­зал Миль­гра­му в ра­бо­те, то ди­рек­тор­ст­во­вать ему, ско­рее все­го, ос­та­лось не­дол­го. Кто бу­дет но­вым ди­рек­то­ром, ска­зать труд­но, но, вне вся­ко­го со­мне­ния, им ста­нет кто-то, ко­го Миль­грам и мин­культ уже про­ве­ри­ли в де­ле. На­при­мер, по­ста­вив­ший по при­гла­ше­нию Бо­ри­са Ле­о­ни­до­ви­ча два спек­так­ля в те­а­т­ре «Те­атр-Те­атр» и по при­гла­ше­нию то­го же Бо­ри­са Ле­о­ни­до­ви­ча ру­ко­во­див­ший про­ве­де­ни­ем по­след­не­го фе­с­ти­ва­ля «Бе­лые но­чи» Вла­ди­мир Гур­фин­кель. Уме­ние по­след­не­го ос­ва­и­вать круп­ные бю­д­жет­ные сред­ст­ва («Бе­лые но­чи» обо­шлись на­ло­го­пла­тель­щи­ку в 150 млн руб.) мо­жет очень при­го­дить­ся ху­д­ру­ку Бо­ри­су3. Всё это, ко­неч­но, толь­ко пред­по­ло­же­ния, и ес­ли кто-то со­чтёт их сплет­ня­ми – ни­че­го страш­но­го. Ведь сплет­ня­ми бы­ли и раз­го­во­ры о воз­вра­ще­нии Миль­гра­ма. Бы­ли до тех пор, по­ка дру­га­ны не умо­с­ти­ли его в крес­ле ху­д­ру­ка, им же пре­ду­с­мо­т­ри­тель­но за­кон­сер­ви­ро­ван­ном.  


1 Огур­цов – ге­рой филь­ма Э.Ря­за­но­ва «Кар­на­валь­ная ночь». То, что пи­шут на сай­те «Рус­ское ки­но» об этом пер­со­на­же и о си­ту­а­ции, воз­ник­шей во вре­мя «от­те­пе­ли», до бо­ли на­по­ми­на­ет день се­го­дняш­ний: «Огур­цов в «Кар­на­валь­ной но­чи» – са­мо­до­воль­ная пеш­ка, с ис­то­вым усер­ди­ем ис­пол­ня­ю­щая свои обя­зан­но­с­ти… Огур­цов за­уря­ден, ме­лок, та­кие, как он, пы­ле­вид­но рас­се­я­ны по всей си­с­те­ме и впол­не для неё ор­га­нич­ны… Де­ло не в ин­ди­ви­ду­аль­ных изъ­я­нах это­го ми­зер­но­го че­ло­ве­ка, не в убо­го­с­ти его соб­ст­вен­ных ума и ду­ши, а в ха­рак­те­ре всей си­с­те­мы, ре­жи­ма, ко­то­рый имен­но в по­доб­ных при­ми­ти­вах на­хо­дил иде­аль­ные вин­ти­ки для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ог­ром­но­го ме­ха­низ­ма вла­с­ти… Огур­цов, как со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­с­кий тип, ка­зал­ся в 1957 го­ду фи­гу­рой, ухо­дя­щей в ис­то­ри­че­с­кое не­бы­тие… «Кар­на­валь­ная ночь» вы­шла на эк­ран в по­ру, ког­да вся стра­на на­ча­ла про­буж­дать­ся от иде­о­ло­ги­че­с­ко­го гип­но­за, ждать обе­щан­ных ей де­мо­кра­ти­че­с­ких пе­ре­мен во всех сфе­рах жиз­ни об­ще­ст­ва…». (http://www.russkoekino.ru/books/ruskino/ruskino-0050.shtml)

2 Не­дол­го ис­кал но­вую ра­бо­ту и экс-ми­нистр здра­во­о­хра­не­ния Перм­ско­го края Дми­т­рий Триш­кин. Он ре­шил не ме­нять про­филь и при­нял пред­ло­же­ние воз­гла­вить ми­ни­с­тер­ст­во здра­во­о­хра­не­ния Мос­ков­ской об­ла­с­ти. Ещё один перм­ский чи­нов­ник, пе­ре­брав­ший­ся в Моск­ву, – быв­ший ми­нистр до­рог и транс­пор­та Перм­ско­го края Еле­на Гро­мо­ва. Мэр сто­ли­цы Сер­гей Со­бя­нин под­пи­сал рас­по­ря­же­ние о на­зна­че­нии её на долж­ность за­ме­с­ти­те­ля ру­ко­во­ди­те­ля Де­пар­та­мен­та жи­лищ­но-ком­му­наль­но­го хо­зяй­ст­ва и бла­го­ус­т­рой­ст­ва Моск­вы. (http://perm.kp.ru/daily/25912/2866711/) На­шлось ме­с­то и для гу­бер­на­то­ра Чир­ку­но­ва. Вер­нее, це­лых два ме­с­та: и при пра­ви­тель­ст­ве, и в Выс­шей шко­ле эко­но­ми­ки, ко­то­рая, как из­ве­ст­но, с 12 ав­гу­с­та 2008 го­да на­хо­дит­ся в ве­де­нии пра­ви­тель­ст­ва РФ. «6 ав­гу­с­та Дми­т­рий Мед­ве­дев ут­вер­дил со­став Экс­перт­но­го со­ве­та при Пра­ви­тель­ст­ве Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Как со­об­щи­ли в пресс-служ­бе пра­ви­тель­ст­ва, в со­вет во­шли 200 че­ло­век раз­ных про­фес­сий. Под но­ме­ром 177 зна­чит­ся быв­ший гу­бер­на­тор Перм­ско­го края Олег Чир­ку­нов – до­цент ФГА­ОУ ВПО НИУ «Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки». Кро­ме не­го, в спи­с­ке та­кие из­ве­ст­ные лю­ди, как… на­уч­ный ру­ко­во­ди­тель и про­фес­сор «Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки» Ев­ге­ний Ясин».

От се­бя до­бав­лю, что Ев­ге­ний Ясин очень об­ра­до­вал­ся при­хо­ду Чир­ку­но­ва в Выс­шую Шко­лу Эко­но­ми­ки: «Экс-гу­бер­на­тор Олег Чир­ку­нов стал пре­по­да­ва­те­лем ВШЭ. Он бу­дет пре­по­да­вать у нас ре­ги­о­наль­ное уп­рав­ле­ние и ре­ги­о­наль­ную эко­но­ми­ку. Чир­ку­нов бли­зок ВШЭ по ду­ху, он, как ма­ло кто, зна­ет ре­ги­о­наль­ные про­бле­мы. Очень тол­ко­вый, ис­клю­чи­тель­но гра­мот­ный че­ло­век, про­фес­си­о­нал. Та­ких на­до под­дер­жи­вать». 26.07.2012, 00:21 «Рос­сий­ская га­зе­та» – Не­де­ля № 5843 (170). Рас­сы­па­ясь в по­хва­лах, Ясин по­че­му-то упу­с­ка­ет из ви­ду, что при тол­ко­вом про­фес­си­о­на­ле эко­но­ми­ка Перм­ско­го края не бли­с­та­ла. Мо­жет быть, с по­мо­щью это­го экс­пер­та эко­но­ми­ку стра­ны удаст­ся под­нять?

3 По­ли­то­лог Олег По­двин­цев: «Ско­рее, этот про­ект (фе­с­ти­валь «Бе­лые но­чи») не бу­дет свёр­нут, од­на­ко он бу­дет под­верг­нут жё­ст­ко­му ау­ди­ту, что­бы вы­явить, на что тра­тят­ся бю­д­жет­ные день­ги и на­сколь­ко эф­фек­тив­ны эти тра­ты… Оче­вид­но, фе­с­ти­ва­ли не бу­дут су­ще­ст­во­вать за бю­д­жет­ный счёт. По­нят­но, что те, кто при­вык к ос­во­е­нию бю­д­жет­ных средств, не бу­дут во­оду­шев­ле­ны». («Бю­д­жет­ное фе­с­ти­ва­ле­кру­же­ние» 31.05.2012 http://world.fedpress.ru/news/society /reviews/ byudzhetnoe-festivalekruzhenie.)



Владимир КОСУЛИН,
г.ПЕРМЬ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования