Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №39. 28.09.2012

Как в кино

Год, ког­да я не ро­дил­ся (по пье­се Вик­то­ра Ро­зо­ва «Гнез­до глу­ха­ря»). Те­атр-сту­дия п/р О.Та­ба­ко­ва (на сце­не МХТ име­ни А.П. Че­хо­ва). Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Кон­стан­тин Бо­го­мо­лов.

 

Ре­жис­сёр Кон­стан­тин Бо­го­мо­лов стре­мит­ся под­ни­мать в сво­их спек­так­лях се­рь­ёз­ные про­бле­мы, а кор­ни этих про­блем ис­кать в го­ды, ког­да он, как и мно­гие из нас, ещё не ро­дил­ся. Дру­гое де­ло – в ка­кие го­ды ис­кать: во вре­ме­на Шек­с­пи­ра ли, Ос­т­ро­вско­го или Че­хо­ва? Ко­го бы из этих ав­то­ров ре­жис­сёр ни ста­вил, всё он по­во­ра­чи­вает на ис­то­рию СССР – где-то с 1937 го­да по ше­с­ти­де­ся­тые – воз­мож­но, креп­ко въел­ся этот пред­мет ещё в школь­ные го­ды. Но вот на­ко­нец до­б­рал­ся и до эпо­хи по­зд­не­го за­стоя, при­чём на со­вер­шен­но ори­ги­наль­ном ма­те­ри­а­ле: «Гнез­до глу­ха­ря» – клас­си­че­с­кий об­ра­зец до­ста­точ­но ос­т­рой са­ти­ры по­зд­не­б­реж­нев­ско­го пе­ри­о­да, где, с поз­во­ле­ния вла­с­тей, со­зна­тель­но вскры­ва­лись са­мые рас­про­ст­ра­нён­ные по­ро­ки жив­ших в ту по­ру чи­нов­ни­ков. Глав­ный ге­рой Сте­пан Алек­се­е­вич Су­да­ков – фрон­то­вик, а по­зд­нее от­вет­ст­вен­ный ра­бот­ник МИД (а сле­до­ва­тель­но, че­ло­век пар­тий­ный и свя­зан­ный с КГБ), стал­ки­ва­ет­ся с про­бле­ма­ми и в се­мье (не­удач­ная лич­ная жизнь до­че­ри, труд­ный сын-под­ро­с­ток), и на служ­бе – соб­ст­вен­ный не­вер­ный зять пе­ре­хва­ты­ва­ет пред­наз­на­чав­шу­ю­ся те­с­тю долж­ность. Та­кой клу­бок кон­флик­тов и ха­рак­те­ров пред­по­ла­га­ет глу­бо­кий дра­ма­тизм про­из­ве­де­ния, бо­га­тые сце­ни­че­с­кие воз­мож­но­с­ти.

Од­на­ко по спек­так­лю те­а­т­ра-сту­дии п/р О.Та­ба­ко­ва мож­но по­ду­мать, что по­зд­няя пье­са В.Ро­зо­ва по­лу­чи­лась схе­ма­тич­ной и пло­с­кой, где пер­со­на­жи в худ­ших тра­ди­ци­ях соц­ре­а­ли­с­ти­че­с­кой са­ти­ры изо­б­ра­же­ны в чёр­но-бе­лых то­нах. Од­на­ко ес­ли пе­ре­чи­тать пье­су или по­смо­т­реть дав­ний спек­такль те­а­т­ра Са­ти­ры в по­ста­нов­ке Ва­лен­ти­на Плу­че­ка, то ста­но­вит­ся по­нят­но, что де­ло всё же не в тек­с­те, а в со­вре­мен­ной по­ста­нов­ке К.Бо­го­мо­ло­ва. Текст силь­но со­кра­щён. Ра­зу­ме­ет­ся, в пье­се В.Ро­зо­ва име­ют­ся су­ще­ст­вен­ные длин­но­ты, но пред­став­ля­ет­ся, что, уби­рая мно­гие ку­с­ки, по­ста­нов­щи­ки по­рой вы­плё­с­ки­ва­ют вме­с­те с во­дой и мла­ден­ца. В ре­зуль­та­те ха­рак­те­ры в спек­так­ле по­лу­чи­лись до­воль­но пло­с­ки­ми и од­но­мер­ны­ми, пси­хо­ло­гия уш­ла, уш­ла плот­ность кон­флик­тов, ушёл ан­ту­раж эпо­хи. Сте­пан Су­да­ков, в ко­то­ром очер­ст­ве­лая, ка­за­лось бы, ду­ша тем не ме­нее под­вер­же­на стра­да­ни­ям и вну­т­рен­ним кон­флик­там, пре­вра­тил­ся в ис­пол­не­нии Оле­га Та­ба­ко­ва в до­б­ро­душ­но­го ста­ри­ка, ко­то­ро­го ни­что не мо­жет вы­ве­с­ти из рав­но­ве­сия. Сын ге­роя Пров (Па­вел Та­ба­ков) из ер­ши­с­то­го, но про­дви­ну­то­го (по пье­се он чи­та­ет Цве­та­е­ву и ли­с­та­ет аль­бом Бо­с­ха) юно­ши из вы­со­ко­по­с­тав­лен­ной се­мьи пре­вра­тил­ся в обу­ча­ю­ще­го­ся иг­ре на флей­те до­маш­не­го ре­бён­ка.

Ка­жет­ся, что по­ста­нов­щи­ки под­би­ра­ли ак­тё­ров и стро­и­ли ри­су­нок ро­ли по прин­ци­пу кон­тра­с­та – что­бы по­лу­чи­лась про­ти­во­по­лож­ность то­му, что бы­ло в по­ста­нов­ке В.Плу­че­ка. В ре­зуль­та­те все муж­ские ха­рак­те­ры ста­ли мяг­че, а жен­ские – на­обо­рот, жёст­че. Это ка­са­ет­ся и же­ны ге­роя На­та­льи Га­в­ри­лов­ны (На­та­лья Те­ня­ко­ва), и его до­че­ри Ис­кры (Да­рья Мо­роз), и от­бив­шей у Ис­кры му­жа Ари­ад­ны Ко­ро­мыс­ло­вой (Оле­ся Лен­ская), и да­же школь­ни­цы из ра­бо­чей се­мьи Зои (Да­рья Ав­ра­тин­ская).

Воз­мож­но, прав­да, та­кие ме­та­мор­фо­зы муж­ских и жен­ских ха­рак­те­ров – чер­та се­го­дняш­не­го вре­ме­ни.

В ре­зуль­та­те, по­жа­луй, об­ра­зы по­те­ря­ли в ди­а­па­зо­не. Осо­бен­но стран­ным вы­гля­дит вы­бор ис­пол­ни­те­ля на роль Его­ра Ясю­ни­на (Алек­сандр Го­лу­бев). По пье­се это – аб­со­лют­но бес­прин­цип­ный и ци­нич­ный ка­рь­е­рист, чрез­вы­чай­но при­вле­ка­тель­ный внеш­не, под­тя­ну­тый и спор­тив­ный. В спек­так­ле же мы ви­дим про­ти­во­по­лож­ность это­му опи­са­нию. Здесь пер­со­наж – с про­стым кре­с­ть­ян­ским бе­ло­бры­сым ли­цом (воз­мож­но, по ас­со­ци­а­ции Ясю­нин – Есе­нин, к то­му же это ге­рой из ря­зан­ских кол­хоз­ни­ков), все­гда рас­слаб­лен­ный, не­вз­рач­ный.

Что­бы ожи­вить вы­хо­ло­щен­ное со­кра­ще­ни­я­ми со­дер­жа­ние, ре­жис­сёр в при­выч­ной ему ма­не­ре снаб­дил спек­такль мно­го­чис­лен­ны­ми ре­ми­нис­цен­ци­я­ми из «ужа­сов» со­вет­ско­го строя. Здесь и дек­ла­ма­ция «Смер­ти пи­о­нер­ки» Эду­ар­да Ба­г­риц­ко­го с син­хрон­ным пе­ре­во­дом на не­мец­кий язык, и ка­д­ры с вы­ступ­ле­ни­я­ми ка­ких-то пен­си­о­не­рок по те­ле­ви­зо­ру, и пер­вый Па­рад По­бе­ды с вож­дём на глав­ной три­бу­не (как же им не по­лю­бо­вать­ся?). Кро­ме то­го, все шесть ком­нат но­мен­к­ла­тур­ной квар­ти­ры Су­да­ко­вых по­ка­зы­ва­ют­ся с раз­лич­ных ка­мер ви­део­наб­лю­де­ния в трёх про­ек­ци­ях – и спе­ре­ди, и сбо­ку, и свер­ху, в том чис­ле круп­ным пла­ном – как в ки­но. Не­яс­но толь­ко, все ли ка­д­ры идут вжи­вую и нет ли сре­ди круп­ных пла­нов за­ра­нее от­сня­тых.

За­ме­на вну­т­рен­не­го дра­ма­тиз­ма, под­лин­ных кон­флик­тов внеш­ни­ми эф­фек­та­ми, ло­зун­га­ми и дек­ла­ра­ци­я­ми – тре­вож­ная тен­ден­ция в по­след­них спек­так­лях МХТ и аф­фи­ли­ро­ван­ной сту­дии, не со­от­вет­ст­ву­ю­щая тра­ди­ци­ям те­а­т­ра. Ведь та­ко­го дек­ла­ра­тив­но­го ху­до­же­ст­вен­но­го ме­то­да не бы­ло в ис­то­рии не толь­ко са­мо­го Ху­до­же­ст­вен­но­го те­а­т­ра, но и в его экс­пе­ри­мен­таль­ных сту­ди­ях (на­при­мер, Е.Вах­тан­го­ва). В то же вре­мя сто­ит от­ме­тить, что мно­гие из преж­них спек­так­лей ре­жис­сё­ра К.Бо­го­мо­ло­ва («Те­а­т­раль­ный ро­ман» в те­а­т­ре име­ни Н.Го­го­ля, «От­цы и де­ти», «Про­цесс» и «Вол­ки и ов­цы» в той же сту­дии п/р О.Та­ба­ко­ва) изо­би­ло­ва­ли под­лин­но ху­до­же­ст­вен­ны­ми на­ход­ка­ми и до­сти­же­ни­я­ми.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования