Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №40. 05.10.2012

Дождались

Дол­го пе­ча­ли­лись кри­ти­ки да ли­те­ра­ту­ро­ве­ды: ка­мер­ность сплош­ная и мел­ко­те­мье, нет ге­ро­ев, а всё од­ни блед­ные пер­со­на­жи, вме­с­то сю­же­тов – схе­мы. И тут об­ру­ши­лась жи­во­тво­ря­щим лив­нем на пе­чаль­ные го­ло­вы весть: со­здан са­мый на­сто­я­щий эпос с ге­ро­ем-бо­га­ты­рём, тво­ря­щим чу­де­са, спа­са­ю­щим Зем­лю! Весть вско­лых­ну­ла фи­ло­ло­ги­че­с­кую и про­чую об­ще­ст­вен­ность, и да­же ме­ня встрях­ну­ла. Тем бо­лее об­ру­ши­лась она не от­ку­да-ни­будь, а с мо­ей ма­лой ро­ди­ны – Ту­вы (Ре­с­пуб­ли­ки Ты­ва – офи­ци­аль­но).

Бро­сил­ся я ис­кать эпос по на­вод­кам но­во­стей. Ус­лы­шал, что опуб­ли­ко­ван он на сай­те «Меж­ду­на­род­ный Фонд Ис­сле­до­ва­ния Тен­г­ри». Ис­кал-ис­кал сам текст, а он, ока­зы­ва­ет­ся, на са­мом вид­ном ме­с­те ле­жал: от­кры­ва­ешь ссыл­ку, и сра­зу тут – пе­ред гла­за­ми.

Но я дол­го не за­ме­чал. Ду­мал, что это пре­дис­ло­вие ав­то­ра, объ­яс­не­ние его, крат­кое со­дер­жа­ние, мо­жет. Нет, ока­за­лось, что пре­дис­ло­вие и объ­яс­не­ние за­ни­ма­ют не­сколь­ко строк, а даль­ше – сто с не­боль­шим строк, это и есть сам эпос. «О Бу­га тур Шой­гу» – «О бо­га­ты­ре Шой­гу». То есть – о со­вре­мен­ном «рос­сий­ском го­су­дар­ст­вен­ном де­я­те­ле» (как ука­за­но в «Ви­ки­пе­дии») Сер­гее Ку­жу­ге­то­ви­че Шой­гу. Сре­ди вто­ро­сте­пен­ных ге­ро­ев – дру­гие гос­де­я­те­ли. Вы их уз­на­е­те…

Эпос я про­чи­тал.

Что ж, ав­тор Ай­бек Со­скал – учё­ный, со­труд­ник Ту­вин­ско­го го­су­ни­вер­си­те­та, спра­вед­ли­во счи­та­ет свой эпос ла­бо­ра­тор­ной ра­бо­той… Нет, луч­ше я про­ци­ти­рую: «Бо­га­тыр­ский эпос «О Бу­га тур Шой­гу» – это моя ла­бо­ра­тор­ная ра­бо­та по ре­кон­ст­рук­ции все­го то­го, что я сам смог по­нять и уяс­нить для се­бя». И – даль­ше из пре­дис­ло­вия: «Для ме­ня важ­но бы­ло со­хра­нить эпи­че­с­кие тра­ди­ции пре­ем­ст­вен­но­с­ти, прав­ди­во­с­ти и ис­то­рич­но­с­ти. Ос­но­вой эпо­са ста­ли ту­вин­ские ге­ро­и­че­с­кие эпо­сы, ис­то­ри­че­с­кие ле­ген­ды, сказ­ки и тен­г­ри­ан­ская фи­ло­со­фия древ­них тюр­ков и мон­го­лов. Про­фес­сор Аба­ев Н.В. про­вёл ис­то­ри­че­с­кие изы­с­ка­ния о воз­ник­но­ве­нии пле­ме­ни Ку­жу­гет от най­ман­ско­го пле­ме­ни Та­ян-Ха­а­на (ки­тайск. ва­ри­ант) Он-Ха­ан (тюрк. ва­ри­ант) и его сы­на Ку­чу­ту­га (Ку­чу­лук-ха­ан), од­но­го из са­мых об­ра­зо­ван­ных, силь­ных ха­нов, ко­то­рый при­нял хри­с­ти­ан­скую ве­ру. Его об­раз удач­но во­шёл в ге­ро­и­че­с­кий эпос».

Ну, ес­ли ав­тор счи­та­ет, что удач­но, то ос­та­ёт­ся по­ра­до­вать­ся, – глав­ное, что­бы са­мо­му ав­то­ру нра­ви­лось, что он на­пи­сал. Ес­ли Ай­бек Со­скал вы­нес своё про­из­ве­де­ние на суд чи­та­те­лей (а чи­та­те­лей уже ты­ся­чи и ты­ся­чи), то, зна­чит, уве­рен, что оно по­лу­чи­лось.

Текст эпо­са по­ка не из­дан (впро­чем, та­кой объ­ём да­же для бро­шю­ры ма­ло­ват, но ес­ли круп­ным шриф­том да с со­от­вет­ст­ву­ю­щи­ми ил­лю­с­т­ра­ци­я­ми, то мож­но, по­нят­но, сде­лать и книж­ку), га­зет­ную пуб­ли­ка­цию, на ко­то­рую есть от­сыл­ка в фи­на­ле эпо­са, ра­зы­с­кать не уда­лось; лю­ди, да­лё­кие от Ин­тер­не­та, на­вер­ня­ка то­мят­ся, по­это­му мы пуб­ли­ку­ем ге­ро­и­че­с­кий эпос, ро­див­ший­ся в кот­ло­ви­не Са­ян­ской гор­ной си­с­те­мы.

Но пе­ред этим – ко­рот­ко моё лич­ное мне­ние. Боль­шин­ст­во от­зы­вов иро­нич­ное, есть раз­дра­жён­ные, а мне ка­жет­ся, что не так всё про­сто. Мо­жет, и нуж­ны по­доб­ные тек­с­ты. А уж ге­ро­я­ми их ста­но­вят­ся те, кто есть в ре­аль­но­с­ти. Как го­во­рит­ся: ка­ко­ва ре­аль­ность, та­ко­вы и ге­рои.

 

Ро­ман СЕН­ЧИН


 

Эпос «О богатыре Шойгу»

 

Слушайте и за­по­ми­най­те, уз­ри­те ис­ти­ну и прав­ду мо­их слов, пе­ре­да­вай­те сы­ну, до­че­ри и вну­кам «О до­спе­хах бо­га­ты­ре Шой­гу», ко­то­рый ро­дил­ся меж­ду дву­мя дра­ко­на­ми в до­ли­не Хем­чик, у ре­ки Хон­дер­гей.

Со вре­мён со­тво­ре­ния ми­ра ты­ва ки­жи­лер (ту­вин­цы) жи­ли меж­ду спя­щи­ми Улу- дра­ко­на­ми в ше­с­ти до­ли­нах. В од­ной из этих до­лин про­жи­ва­ло пле­мя Ку­жу­гет.

Они, как все лю­ди ты­вар ты­ва­лар, сво­ей си­лой (Ку­жу-би­ле) и лов­ко­с­тью до­бы­ва­ли ди­ких жи­вот­ных, со­би­ра­ли ди­кие рас­те­ния, пи­ли чи­с­тую во­ду, ра­до­ва­лись жиз­ни.

Три богатыря
Три богатыря

Од­наж­ды по ве­ле­нию зо­ва пред­ков их ста­рей­ши­на под­нял­ся на свя­щен­ную го­ру «Чин­гир­лэ­эн», при­нял по­зу для Ха­рам и про­вёл ри­ту­ал Тей­лэ­эр по­кло­не­ния Со­зда­те­лю (Ча­як­чы). Он ни­че­го не жерт­во­вал, свя­щен­но­го ог­ня не раз­во­дил. Он про­сто мо­лил­ся, го­во­рил: «Со­зда­тель, я твой сын на зем­ле «хос по­дум» (букв. «я пу­с­той») не об­ре­ме­няю те­бя прось­ба­ми, бла­го­да­рю те­бя, что жи­ву на зем­ле. Ког­да мне хо­лод­но, не го­во­рю хо­лод­но. Ког­да жар­ко мне, не го­во­рю те­бе жар­ко. Со­зда­тель, чтоб со­греть пи­щу, вы да­ли де­ре­во и уголь для ог­ня. Для уто­ле­ния жаж­ды – чи­с­тую гор­ную во­ду. В тай­ге оби­та­ют ди­кие жи­вот­ные и рас­те­ния, ко­то­рые да­ют мо­е­му те­лу зем­ную си­лу».

По­сле де­вя­ти дней мо­ле­ния вождь спу­с­тил­ся в до­ли­ну и же­на его по­сле де­вя­ти лун ро­ди­ла сы­на креп­ко­го, ку­че­ря­во­го, с но­сом как ди­кий лук.

По­сле Той пред­ки да­ли ему про­зви­ще «сер­гек» (букв. «бо­д­рый»). Он рос силь­ным, бо­д­рым, ша­лов­ли­вым. Его ха­рак­тер был в его име­ни.

Пил жи­ви­тель­ную во­ду гор­ных ру­чей­ков, це­леб­ную во­ду ар­жа­а­нов, вды­хал в се­бя хо­лод­ный Сай Улу (букв. «се­вер­ный Дух») и жар­кий лет­ний юж­ный Тан­ды-Уу­ла.

Ког­да он вы­рос и ок­реп, спу­с­тил­ся вниз по во­де, слов­но ры­ба мый­ыт, по­лу­чил он зна­ния у стар­цев на бе­ре­гу ре­ки Эне-Сай, в боль­шой крас­ной юр­те. Стал он, по­сле дол­гих лет учё­бы ум­ным, силь­ным и мо­гу­чим, как Бу­га (бык). Стро­ил он в да­лё­ких зем­лях за­во­ды и до­ма, тво­рил до­б­ро.

В на­ро­де ше­с­ти до­лин и тай­ги за­шеп­та­ли – «Ро­див­ший­ся в пле­ме­ни Ку­жу­гет па­рень по име­ни Сер­гек-Сер­гей тво­рит чу­де­са, вни­зу по те­че­нии ре­ки Эне-Сай. Сла­ва о нём рас­тёт с каж­дым при­лё­том дра­ко­нов-Улу, гром и мол­нии из­ве­ща­ют о его де­лах ту­вин­ско­му на­ро­ду». «Вер­нёт­ся ли бо­га­тырь на род­ную до­ли­ну?», – шеп­та­ли в на­ро­де о за­щит­ни­ке ро­да, пле­ме­ни Ку­жу­гет. Ку­рай – Ку­рай – Ку­рай.

Од­наж­ды ему ста­ло лег­ко на ду­ше, он про­вёл ри­ту­ал де­виг, по­сле де­вя­ти ша­гов взле­тел на не­бо в об­ра­зе Ор­ла, до­ле­тел по лу­чам ут­рен­ней за­ри до хе­рим (русс. за­бор, кремль) и спу­с­тил­ся он в об­ра­зе че­ло­ве­ка бо­га­ты­ря в чу­гун­ных до­спе­хах.

Из­бран­ные Си­ним вол­ком бо­га­ты­ри в хе­ри­ме-крем­ле, уви­де­ли, что у не­го ор­ли­ный взгляд, пле­чи как у бы­ка, ру­ки как у мед­ве­дя и да­ли ему «ху­у­рек» (бу­кы. «ло­па­та»), слов­но меч бо­га­ты­ря в сказ­ках и ле­ген­дах.

Из­бран­ный Не­бом, по­то­мок Си­не­го во­ло­ка Эр­цих ни – Кол-Ай, сын Бо­ру – вол­ка (Бо­рис) – Глав­ный волк го­во­ря­щий с Лу­ной (ай) ос­та­вил по­зле се­бя бу­га­ты­рей «Пут да­зыл­дыг мо­гэ». Но­ги од­но­го из них как кор­ни врас­та­ли в зем­лю, сам же в сед­ло ко­ня. Креп­ко сто­я­ще­го бор­ца в на­ро­де про­зва­ли «Пут­туг мо­гэ» (Пу­тин) Влад ею­щий и мир ом (Де­ле­гей ээ­зи).

Дру­го­го бу­га­ту­ра в на­ро­де зва­ли Ди­дим (Дми­т­рий) Анаа тол­дуг (Ана­то­ль­е­вич) из ро­да Адыг (мед­ведь), по­то­мок пер­во­че­ло­ве­ка. И ска­за­ли те бу­га­ты­ри Сер­ге­ку «Ты спу­с­тил­ся к нам от Веч­но­го Си­не­го Не­ба –Тен­г­ри, вла­де­ешь вол­шеб­ст­вом не­ве­до­мым для нас, у те­бя ор­ли­ный взгляд, пле­чи как у бы­ка, ру­ки как у мед­ве­дя, бу­дешь –СПА­СА­ТЕ­ЛЕМ (Амы-Тын алы­ры) на­шей зем­ли, от вос­хо­да до за­ка­та в об­ра­зе Ор­ла бу­дешь об­ле­тать ма­туш­ку-зем­лю, ос­те­ре­гать от бе­ды, от мед­ве­дя до мы­шей. На мо­ре и оке­а­не и в ре­ках спа­сать от ки­та до ка­ра­ся.

Его си­ла «КАМ­ГА­ЛЫК­ЧЫ» про­сти­ра­ет­ся вез­де, где свет Солн­ца и Лу­ны до­сти­га­ют зем­лю и мо­ря. Обе­ре­гать всё жи­вое на зем­ле – это его судь­ба, да­ро­ван­ная Веч­но Си­ним Не­бом – Тен­г­ри. Для пле­ме­ни Ку­жу­гет он стал мо­гу­ще­ст­вен­ным спа­са­те­лем: как орёл, взле­тая вы­со­ко, от вос­хо­да до за­ка­та по­се­щал верх­ний мир и зем­ли от Се­ве­ра до Юга об­ле­тал. В сре­дин­ном ми­ре, как бык слу­жил лю­дям. Как мышь ус­пе­вал и за­гля­ды­вал в страш­ный, под­зем­ный мир, уз­на­вал про тай­ные де­ла Эр­лик-Ха­а­на.

За свои за­слу­ги пе­ред на­ро­дом жи­ву­щих под Веч­но Си­ним Не­бом, он от­ме­чен сла­вой дем­дек Ма­а­дыр (ге­рой) Бу­га дыр. Са­к­раль­ные чис­ла 1- 999 от­ме­ти­ли его бес­смер­тие.

Со­брал во­круг се­бя бо­га­ты­рей, ко­то­рые еди­ны ду­ху и по де­лам пра­вед­ным, на­ро­ду ис­ти­ну про­све­щать. Во всех угол­ках зем­ли от вос­хо­да до за­ка­та его сто­рон­ни­ки си­дят, под­дер­жи­ва­ют нить еди­но­го ды­ха­ния с ним под Веч­но Си­ним Не­бом -Тен­г­ри.

 

Тай­на рож­де­ния Сер­гек-ки­жи – спа­са­те­ля зем­ли.

Об­щий пре­док Ада-Тюр­ков Си­ний волк, хо­зя­ин зе­мель, про­сти­ра­ю­щих от вос­хо­да до за­ка­та, там, где веч­но све­тят Солн­це и Лу­на. Ве­ли­кий дух, Тын Си­не­го Вол­ка ох­ра­ня­ет род пле­ме­ни Ку­жу­гет и рас­про­ст­ра­ня­ет­ся на все на­ро­ды жи­ву­щих в ле­сах и го­рах, сте­пях и пу­с­ты­нях, на бе­ре­гу рек и мо­рей. Его дух-Тын как луч све­та объ­е­ди­ня­ет его с жи­вот­ны­ми, рас­ти­тель­ным и вод­ным ми­ром, все­ляя на­деж­ду быть най­ден­ным, спа­сён­ным, ожив­лён­ным, со­хра­нён­ным.

Его Бо­га­тыр­ское те­ло, его род­ные, об­ре­ли до­спе­хи Шой – чу­гун, не бо­ят­ся ни жа­ры, ни хо­ло­да и в на­ро­де про них го­во­рят Шой­гу­луг улус. Его вол­шеб­ст­во- хул­га­а­зын со­сто­ит из ду­ха – Тын, Со­зда­те­ля Тен­г­ри. Он бес­смер­тен под Веч­но Си­ним Не­бом – Тен­г­ри, по­ка жи­вёт пле­мя Ку­жу­гет, жи­вут и дру­гие пле­ме­на Ты­ва чон.

Я, по­то­мок ро­да «Адыг-Ту­луш», жи­ву­щий ис­по­кон ве­ков на бе­ре­гу ре­ки Улуг-Хем у скал Улуг-Хая го­ры Бу­у­ра -Даг и Тан­ды-Уу­ла и свя­щен­ной го­ры Хай­ы­ра­кан, – зем­ной сви­де­тель под Веч­но Си­ним Не­бом и Ду­хом Си­не­го Вол­ка, под­тверж­даю, что это прав­да. Я сказ­ку и ле­ген­ду не ска­зы­вал, он жи­вой и бу­дет жить на зем­ле по­ка одет в свои до­спе­хи из чу­гу­на (Шой­гу)

Адыг-Ту­луш гла­го­лет: «Слу­шай­те сви­де­те­ля Си­не­го вол­ка. Ког­да его дед про­вёл ри­ту­ал Ха­рам и Тей­лер, Со­зда­тель уви­дел, что он, не раз­во­дил свя­щен­ный ко­с­тёр, и не брыз­гал ара­гу и не про­сил ни­че­го от Со­зда­те­ля, не­смо­т­ря на свои стра­да­ния за свой род-пле­мя Ку­жу­гет.

Со­зда­тель дал ро­див­ше­му ре­бён­ку дем­дек – знак не­ба, тём­но-си­нее пят­но ни­же по­яс­ни­цы, ча­с­ти­цу се­бя Веч­но­го Си­не­го Не­ба-Тен­г­ри!

А от­цу ре­бён­ка Веч­ное Не­бо воз­вра­тил па­мять о пред­ках, его ро­до­вые кор­ни бе­рут на­ча­ло от слав­ных Уй­гу­ров пле­ме­ни най­ман.

Ку­чу­туг-Ха­ан, сын Та­ян Ха­на, по­сле ис­то­ри­че­с­кой бит­вы у ре­ки Ир­тыш на Ал­тай­ских зем­лях ушёл от Чин­ги­не –Ха­а­на в стра­ну Урян­хай.

В ме­с­теч­ке Кы­зыл–Даг в Бай-Тай­ге, где по­ко­ит­ся прах Бу­га ту­ров пле­ме­ни най­ма­нов, ос­тал­ся улус Ку­чу­туг ха­на, хра­ни­тель мо­гу­ще­ст­вен­но­го оча­га Та­ян-Ха­а­на. С лёг­кой ду­шой он про­сла­вил се­бя как пол­ко­во­дец, был Ца­рём в Сред­ней Азии. Ку­чу­туг Улус за 900 лет в до­ли­не ре­ки Хем­чик стал име­но­вать­ся как пле­мя Ку­жу­гет.

Вот и эпо­су ко­нец, кто слу­шал ме­ня, тот пой­мёт, кто чи­тал, за­пом­нит. А кто га­зе­ту ку­пит и со­хра­нит, и вну­кам рас­ска­жет, тот мо­ло­дец. Наш ге­рой ещё мно­го слав­ных дел со­тво­рит. И ус­та на­ро­да бу­дут го­во­рить, пе­ром про­пи­шут лю­ди о нём. А кто при­дёт на Ве­ли­кое кам­ла­ние, тот очи­с­тит­ся, бу­дет хра­б­рее, ум­нее, до­бле­ст­нее. Веч­ное Си­нее Не­бо по­сле де­вя­ти ша­гов вас при­ме­тит и лу­ча­ми ут­рен­ней за­ри от­ме­тит.

 

Ор­фо­гра­фия, пунк­ту­а­ция и при­ме­ча­ния в тек­с­те – ав­тор­ские. Да, и во­прос: это пе­ре­вод с ту­вин­ско­го или Ай­бек Со­скал на­пи­сал со­вре­мен­ный ту­вин­ский эпос по-рус­ски?


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования