Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №40. 05.10.2012

Ах, вино взбодрило кровь

Впер­вые Бо­ри­са Слуц­ко­го я уви­дел 27 ян­ва­ря 1966 го­да. По­мню эту да­ту точ­но лишь по­то­му, что имен­но в этот день по­эт по­да­рил мне свой не­боль­шой сбор­ни­чек, из­дан­ный в «Мо­ло­дой гвар­дии». В те го­ды в мо­ло­дёж­ном из­да­тель­ст­ве вы­хо­ди­ли книж­ки из­ве­ст­ных по­этов в се­рии «Биб­ли­о­теч­ка из­бран­ной ли­ри­ки».

Анатолий НЕСТЕРОВ
Анатолий НЕСТЕРОВ

Слуц­кий ос­та­вил ав­то­граф: «Ана­то­лию Не­сте­ро­ву – с на­деж­да­ми». На­деж­ды, на­деж­ды… Про­хо­дят дни и вме­с­те с ни­ми ухо­дят на­деж­ды, вер­нее, ухо­дят од­ни, а на сме­ну им всё рав­но при­хо­дят дру­гие.

…В те ше­с­ти­де­ся­тые го­ды я учил­ся в Во­ро­неж­ском уни­вер­си­те­те, на фи­ло­ло­ги­че­с­ком фа­куль­те­те. Сдав зим­нюю сес­сию, впол­не бла­го­по­луч­но «зай­цем» при­ехал в сто­ли­цу по­ез­дом «Во­ро­неж – Моск­ва».

Я не­пло­хо знал и лю­бил сти­хи Бо­ри­са Слуц­ко­го. Мне нра­ви­лась его рас­кре­по­щён­ность строк, умы­ш­лен­ное от­тал­ки­ва­ние от глад­ко­пи­си. В его сти­хах на­прочь от­сут­ст­во­ва­ли рав­но­ду­шие, ка­зён­щи­на. В них чув­ст­во­ва­лась не­по­сред­ст­вен­ность, са­ма жизнь с её не­лёг­ки­ми ос­т­ры­ми уг­ла­ми.

И вот, без вся­кой пред­ва­ри­тель­ной до­го­во­рён­но­с­ти, на­обум на­пра­вил­ся до­мой к по­эту. С за­ко­но­мер­ным вол­не­ни­ем зво­ню в дверь. Раз­да­ёт­ся пу­га­ю­щий шо­рох клю­ча, и на по­ро­ге Он.

– Здрав­ст­вуй­те! Вы зна­е­те, я мо­ло­дой по­эт. При­ехал из Во­ро­не­жа. Хо­чу по­ка­зать вам свои сти­хи, – что-то в этом ду­хе я про­ле­пе­тал.

– Про­хо­ди­те! – су­ро­во про­из­нёс Слуц­кий.

В ко­ри­до­ре не­бреж­но он взял бу­кет цве­тов, ко­то­рые я при­нёс, бро­сил от­ры­ви­с­то «спа­си­бо» и мол­ча пе­ре­дал их же­не, ко­то­рая то­же вы­шла на мой зво­нок.

Раз­го­ва­ри­ва­ли мы с ним вдво­ём, в от­дель­ной ком­на­те. Как вхо­дишь в квар­ти­ру Слуц­ко­го, что на Тре­ть­ем Бал­тий­ском пе­ре­ул­ке, так сра­зу из ко­ри­до­ра, ка­жет­ся, на­ле­во.

Не­ко­то­рые мои сти­хи ему по­нра­ви­лись. Он стал ме­ня рас­спра­ши­вать о жиз­ни, о Во­ро­не­же, о снаб­же­нии в ма­га­зи­нах, ко­то­рое в то вре­мя бы­ло скуд­ным. Я уди­вил­ся, ко­неч­но, про се­бя, по­че­му его – боль­шо­го по­эта – вол­ну­ет снаб­же­ние. Он дол­жен быть вы­ше это­го… так по на­ив­но­с­ти и мо­ло­до­с­ти ка­за­лось мне тог­да.

И Слуц­кий, как буд­то уга­дав мои мыс­ли, ска­зал: «На­сто­я­щий по­эт дол­жен ин­те­ре­со­вать­ся всем. И не дол­жен про­щать ошиб­ки… да­же пра­ви­тель­ст­ву».

– А я и не про­щаю, – с дет­ской и ни­ко­му не нуж­ной за­паль­чи­во­с­тью бряк­нул в от­вет.

Мож­но бы­ло по­ду­мать, что от мо­е­го не­про­ще­ния что-то за­ви­сит.

За­зво­нил те­ле­фон. Слуц­кий с кем-то го­во­рил, как я по­нял, о пред­сто­я­щем ве­че­ре по­эзии. С ува­же­ни­ем от­зы­ва­ясь о Бел­ле Ах­ма­ду­ли­ной, он ска­зал в труб­ку сво­е­му со­бе­сед­ни­ку:

– Нет, без от­че­ст­ва не­удоб­но, она из­ве­ст­ный, боль­шой по­эт. На­до пред­став­лять Бел­ла Аха­тов­на…

По­сле те­ле­фон­но­го раз­го­во­ра не­о­жи­дан­но спро­сил у ме­ня:

– А вы чьи сти­хи боль­ше лю­би­те – Гор­дей­че­ва или Жи­гу­ли­на?

– Жи­гу­ли­на, – от­ве­тил я.

– Я то­же. Но Гор­дей­чев хо­ро­шо на­чи­нал…

Портрет Бориса СЛУЦКОГО.  Художник Самуил АДЛИВАНКИН
Портрет Бориса СЛУЦКОГО.
Художник Самуил АДЛИВАНКИН

– Я не по­мню на­ча­ла Гор­дей­че­ва, мне труд­но су­дить.

Слуц­кий про­мол­чал. Пе­ре­вёл раз­го­вор на дру­гую те­му.

– Вы сту­дент… Вам по­мо­га­ет кто-ни­будь?

– Нет, ни­кто. Ро­ди­те­лей у ме­ня нет. Кру­чусь сам. Ва­го­ны раз­гру­жаю.

– А пе­ре­во­да­ми за­ни­ма­е­тесь? Кста­ти, ка­кой ино­ст­ран­ный язык изу­ча­е­те?

– Не­мец­кий… пе­ре­во­да­ми не за­ни­ма­юсь.

– Пе­ре­во­дить сти­хи – это од­но и то же, что ва­го­ны раз­гру­жать, – чуть гру­ст­но про­из­нёс Слуц­кий и до­ба­вил:

– А не­мец­кий учи­те по­луч­ше, при­го­дит­ся.

По­том спро­сил у ме­ня:

– Кто вам нра­вит­ся из мо­ло­дых по­этов?

Я, не раз­ду­мы­вая, от­ве­тил: «Вол­гин и За­урих». В то вре­мя их под­бор­ки сти­хов за­по­ло­ни­ли мос­ков­ские жур­на­лы.

Слуц­кий про­мол­чал…

– А вы не зна­ко­мы со сво­им зем­ля­ком Алек­се­ем Пра­со­ло­вым? – с теп­ло­той и за­ин­те­ре­со­ван­но­с­тью в го­ло­се про­из­нёс он.

В то вре­мя я ещё не был зна­ком лич­но с Алек­се­ем Пра­со­ло­вым. Рас­ска­зал, что ви­дел Пра­со­ло­ва все­го один раз, ког­да он вме­с­те с дру­ги­ми во­ро­неж­ски­ми по­эта­ми, в ча­ст­но­с­ти, с Пав­лом Ме­ле­хи­ным, вы­сту­пал в ка­фе «Рос­си­ян­ка», ко­то­рое на­хо­дит­ся в цен­т­ре го­ро­да.

Бо­рис Слуц­кий на­пи­сал за­пи­с­ку Алек­сан­д­ру Бо­гу­ча­ро­ву, ра­бо­тав­ше­му в те го­ды в от­де­ле по­эзии жур­на­ла «Сме­на». Он ре­ко­мен­до­вал мои сти­хи. Бо­гу­ча­ров про­чи­тал, кое-что ото­б­рал, обе­щал на­пе­ча­тать. Но опуб­ли­ко­ва­ны в жур­на­ле они так и не бы­ли.

По­сле пер­вой встре­чи с Бо­ри­сом Слуц­ким про­шло че­ты­ре го­да. Я уже за­кон­чил уни­вер­си­тет и ра­бо­тал лит­со­т­руд­ни­ком в рай­он­ной ли­с­кин­ской га­зе­те.

Од­наж­ды за­ве­ду­ю­щая от­де­лом пи­сем на­шей ре­дак­ции Лю­ся Ан­цу­по­ва, оба­я­тель­ная и весь­ма спо­соб­ная жур­на­ли­ст­ка, со­бра­лась ехать в Моск­ву. Я вру­чил ей но­вые свои сти­хи и про­сил зай­ти до­мой к Бо­ри­су Слуц­ко­му.

 

Че­рез не­сколь­ко дней, вер­нув­шись из Моск­вы, Лю­ся рас­ска­за­ла, что прось­бу мою вы­пол­ни­ла. Слуц­кий обе­щал вни­ма­тель­но про­чи­тать сти­хи и на­пи­сать мне пись­мо. Из её рас­ска­зов от­чёт­ли­во по­мню: на во­прос Слуц­ко­го, ко­го она лю­бит из со­вре­мен­ных по­этов, Лю­ся от­ве­ти­ла: «Ро­бер­та Рож­де­ст­вен­ско­го». «Я очень ува­жаю это­го по­эта», – ска­зал ей Слуц­кий.

 

Из Моск­вы Лю­ся при­вез­ла для на­шей га­зе­ты но­вые сти­хи по­эта, ко­то­рые не бы­ли тог­да ни­где на­пе­ча­та­ны.

18 ап­ре­ля 1970 го­да в ли­с­кин­ской рай­он­ной га­зе­те «Ле­нин­ское Зна­мя» бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны сти­хи Бо­ри­са Слуц­ко­го «На­до, зна­чит на­до», «Убеж­дён­ность», «Учеб­ная му­зы­ка», «Лет­ний дож­дик».

И на стра­ни­цах рай­он­ной га­зе­ты зву­чал не­по­вто­ри­мый го­лос по­эта.

 

Убеж­дён­ность,

                           с ко­то­рой сын из око­па

Пи­шет ма­те­ри:

                          «Всё хо­ро­шо у ме­ня!»

Убеж­дён­ность,

                            сры­ва­ю­щая око­вы

И пы­ла­ю­щая

                        свет­лее ог­ня.

Убеж­дён­ность

                          не в бы­тии,

                                              а в со­зна­нии,

в том, что бу­дет,

Как на­до,

Как сле­ду­ет быть,

Жизнь до жиз­ни

Пред­чув­ст­ву­ю­щая за­ра­нее,

Смерть до смер­ти

Го­то­ва,

Как рюм­ку, ис­пить.

 

Вме­с­те со сти­ха­ми Бо­ри­са Слуц­ко­го бы­ла на­пе­ча­та­на и его за­пи­с­ка, ко­то­рую он спе­ци­аль­но на­пи­сал для сво­ей под­бор­ки. При­во­жу её пол­но­стью:

«Ров­но 27 лет на­зад на­ша 20-я гвар­дей­ская ди­ви­зия про­ез­дом с За­пад­но­го фрон­та на 3-ий Ук­ра­ин­ский но­че­ва­ла в Ли­с­ках. До сих пор по­мню раз­би­тые бом­бёж­кой пу­ти и ру­и­ны, ко­то­рые тог­да ок­ру­жа­ли стан­цию. То, что Ли­с­ки от­ст­ро­и­лись, вы­рос­ли и по­хо­ро­ше­ли, – это ра­дость не толь­ко для ли­с­кин­цев, но и для всех со­вет­ских лю­дей.

Бо­рис Слуц­кий».

Вско­ре из Моск­вы я по­лу­чил не­боль­шое тёп­лое пись­мо от Бо­ри­са Слуц­ко­го. Он, в ча­ст­но­с­ти, пи­сал: «Ва­ши сти­хи я пе­ре­дал в жур­на­лы «Пи­о­нер» и «Зна­мя», в по­след­нем жур­на­ле шан­сов ма­ло. Бу­де­те в Моск­ве – за­хо­ди­те!»

В де­вя­том но­ме­ре жур­на­ла «Пи­о­нер» за 1970 год бы­ла на­пе­ча­та­на моя под­бор­ка.

Рань­ше, по мо­ло­до­с­ти лет, мне ка­за­лось, что та­лант­ли­вость та­ких по­этов, как Бо­рис Слуц­кий, до­ка­зы­вать ни­ко­му не нуж­но. Та­лант – это ак­си­о­ма. Но в жиз­ни ока­зы­ва­ет­ся всё слож­нее... И от­но­ше­ние к по­эзии Слуц­ко­го ни­ког­да не бы­ло од­но­знач­ным. Ко­го-то при­тя­ги­ва­ли его му­д­рое ви­де­ние ми­ра, не­бро­с­кое сво­е­об­ра­зие его не­спеш­ных строк. Кто-то уп­ре­кал по­эта в про­за­из­ме, при­зем­лён­но­с­ти, ко­му-то не хва­та­ло внеш­не­го ло­с­ка и эф­фек­тив­но­с­ти. Та­ко­ва судь­ба все­го, что вы­хо­дит за рам­ки при­выч­но­го, ор­ди­нар­но­го. И эти оцен­ки уже не столь­ко ха­рак­те­ри­зу­ют са­мо­го по­эта, сколь­ко тех, ко­му они при­над­ле­жат.

В свя­зи с этим вспо­ми­на­ет­ся со­ве­ща­ние мо­ло­дых ли­те­ра­то­ров, ко­то­рое про­хо­ди­ло в кон­це ше­с­ти­де­ся­тых го­дов в Во­ро­не­же. Сре­ди мос­ков­ских гос­тей-ру­ко­во­ди­те­лей се­ми­на­ров был Марк Со­боль.

В за­клю­чи­тель­ный день, на об­щем за­се­да­нии, под­вы­пив­ший Марк Со­боль рас­про­ст­ра­нял­ся пе­ред на­ми о том, что кон­ку­рен­ции он не бо­ит­ся, что у не­го есть свои по­эти­че­с­кие уго­дья. Раз­ви­вая мысль, что не все­гда по­пу­ляр­ность ав­то­ра и его про­из­ве­де­ния на­хо­дят­ся в пря­мо про­пор­ци­о­наль­ной за­ви­си­мо­с­ти, Марк Со­боль го­ло­сом, не тер­пя­щим воз­ра­же­ний, бук­валь­но за­явил сле­ду­ю­щее: «То­ва­ри­щи! Все мы от­лич­но зна­ем, что Бо­рис Слуц­кий – не по­эт!»

Я был оше­лом­лён. Мне хо­те­лось воз­ра­зить мос­ков­ско­му гос­тю, но я по­стес­нял­ся пре­ры­вать вдох­но­вен­ное вы­ступ­ле­ние са­мо­до­воль­но­го мэ­т­ра.

О вку­сах спо­рить глу­по. Как го­во­рят в на­ро­де: «Ко­му – офи­це­ры, ко­му – огур­цы». Но всё же своё мне­ние, с мно­го­лет­ним опоз­да­ни­ем, в от­вет на за­яв­ле­ние Мар­ка Со­бо­ля хо­чу вы­ска­зать. Я не со­мне­ва­юсь в том (на­де­юсь, мо­их еди­но­мы­ш­лен­ни­ков не­ма­ло), что Бо­рис Слуц­кий – боль­шой по­эт. Его вклад в со­вре­мен­ную по­эзию от­ри­цать нель­зя. А для ис­то­рии со­вер­шен­но не важ­но, кто там ма­лень­кий ко­по­шит­ся у под­но­жья глы­бы, пы­та­ясь ут­вер­дить се­бя в этой су­ет­ной жиз­ни.

И со­вер­шен­но оче­вид­но, что рус­ская по­эзия да­же не за­ме­ти­ла: был ли в ней Марк Со­боль или не был.

Вер­нём­ся к бо­лее спра­вед­ли­вым вос­по­ми­на­ни­ям... Толь­ко где-то в 1974 го­ду мне уда­лось вы­рвать­ся в Моск­ву. Ка­жет­ся, это бы­ло осе­нью. По­зво­нил Слуц­ко­му. Он пред­ло­жил мне:

– Се­го­дня у ме­ня за­ня­тия с мо­ло­ды­ми по­эта­ми, при­хо­ди­те, То­ля, вам бу­дет ин­те­рес­но.

Уз­нав ад­рес, ку­да при­хо­дить, я по­про­щал­ся. За­ня­тия Слуц­кий про­во­дил, ес­ли я не оши­ба­юсь, в ка­ком-то До­ме по­лит­про­с­ве­ще­ния. Со­бра­лось че­ло­век со­рок. Слуц­кий пред­ста­вил ме­ня. Я ко­рот­ко рас­ска­зал о се­бе и про­чи­тал сти­хо­тво­ре­ний де­сять. Мне­ния раз­де­ли­лись. При­шлось ус­лы­шать и до­б­рые сло­ва, и столк­нуть­ся с рез­ки­ми на­пад­ка­ми в свой ад­рес. Вы­сту­па­ли и дру­гие сти­хо­твор­цы.

– Кто вам по­нра­вил­ся из вы­сту­пав­ших? – спро­сил  у ме­ня Слуц­кий, ког­да мы с ним шли по ули­це по­сле этой лит­в­стре­чи.

– Че­ст­но го­во­ря, ни­кто. То, что я слы­шал се­го­дня, это, по-мо­е­му, да­ле­ко не луч­шие от­го­ло­с­ки про­шло­го ве­ка. Вам, оче­вид­но, их сти­хи то­же чуж­ды, в них сов­сем не чув­ст­ву­ет­ся пульс се­го­дняш­не­го дня.

– Мои уче­ни­ки, с ко­то­ры­ми я за­ни­ма­юсь, нра­вят­ся мне тем, что они не по­хо­жи на ме­ня, – от­ве­тил  Слуц­кий.

 

Рас­ста­лись со­вер­шен­но не­о­жи­дан­но. Вы­нув из кар­ма­на пять руб­лей и раз­ма­хи­вая ими, он ос­та­но­вил пер­вую по­пав­шу­ю­ся лег­ко­вую ма­ши­ну. Ча­ст­ник лю­без­но от­крыл дверь. В то вре­мя пять руб­лей ещё что-то зна­чи­ли. Мы по­про­ща­лись, и Бо­рис Слуц­кий уе­хал.

 

При­мер­но спу­с­тя год, не­о­жи­дан­но для се­бя, я по­лу­чил из Моск­вы бан­де­роль. По­эт при­слал мне свой но­вый сбор­ник «Про­длён­ный пол­день».

Ав­то­граф был очень кра­ток: «Ана­то­лию Не­сте­ро­ву – дру­же­с­ки. Бо­рис Слуц­кий».

В от­вет­ном пись­ме я по­бла­го­да­рил его за книж­ку и по­слал не­сколь­ко сво­их но­вых сти­хо­тво­ре­ний. Вско­ре из Моск­вы при­шло пись­мо.

«До­ро­гой То­ля!

По­лу­чил Ва­ше пись­мо и сер­деч­ные сти­хи. Мне боль­ше все­го по­ка­за­лись сти­хо­тво­ре­ния «В не­бе ту­ча се­рая» и «Ах, ви­но взбо­д­ри­ло кровь». Впро­чем, это пес­ня, хо­ро­шая пес­ня. «Рас­сказ ра­бо­че­го» – не­до­ду­ман, не­глу­бок. Един­ст­вен­ное в на­шей про­фес­сии спа­се­ние и ис­це­ле­ние – ра­бо­та. Же­ла­тель­но – еже­днев­но.

Ваш Бо­рис Слуц­кий».

По­сле это­го пись­ма я ещё ра­за три в раз­ные го­ды был в Моск­ве. Зво­нил каж­дый раз Слуц­ко­му до­мой, но каж­дый раз, мо­жет быть, сте­че­ние об­сто­я­тельств, те­ле­фон не от­ве­чал. По­зд­нее от зна­ко­мо­го сто­лич­но­го ли­те­ра­то­ра уз­нал, что Слуц­кий очень тя­же­ло пе­ре­жи­вал смерть же­ны, вско­ре се­рь­ёз­но за­бо­лел и сам. Сти­хи пи­сать пе­ре­стал, на­чи­с­то по­те­рял риф­му. Де­тей у Слуц­ких не бы­ло. Од­но­му, боль­но­му жить ста­ло, оче­вид­но, не­вмо­го­ту, и он уе­хал к бра­ту в Ту­лу, где и скон­чал­ся 22 фе­в­ра­ля 1986 го­да.

...И те­перь, ког­да я бы­ваю в сто­ли­це, мне так и хо­чет­ся  на­брать зна­ко­мый но­мер 1-55-00-00. Я знаю, сей­час от­ве­тит те­ле­фо­ни­ст­ка. «Дай­те по­жа­луй­ста, до­ба­воч­ный 2-48», – по­про­шу я.

Труд­но по­ве­рить, что на дру­гом кон­це про­во­да уже боль­ше ни­ког­да не ус­лы­шу не­мно­го су­ро­вый, но все­гда до­б­ро­же­ла­тель­ный го­лос по­эта Бо­ри­са Слуц­ко­го:

– Здрав­ст­вуй­те, То­ля.


Анатолий НЕСТЕРОВ,
г. ЛИСКИ,
Воронежская обл.




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования