Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №41. 12.10.2012

На исходе ночи

Сценарий рекламного мультфильма левой партии

 

Ува­жа­е­мая «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия»! Про­чи­тал ста­тью в но­ме­рах 35–36 се­го го­да «Мир в брат­ских мо­ги­лах» Ев­ге­нии Ива­но­вой. Впе­чат­ле­ние… как бы это ска­зать…

Не­ког­да Ни­ко­лай Но­сов на­пи­сал за­ме­ча­тель­ную кни­гу «Не­знай­ка в Сол­неч­ном го­ро­де». Всё там шло хо­ро­шо до то­го мо­мен­та, по­ка не­за­дач­ли­вый Не­знай­ка не пре­вра­тил двух ос­лов и од­но­го ло­ша­ка в лю­дей. Те не­за­мед­ли­тель­но при­ня­лись па­ко­с­тить – и так в го­ро­де за­ве­лись ве­т­ро­го­ны.

Вот и m-me Ива­но­ва – ти­пич­ный пред­ста­ви­тель ве­т­ро­гон­ско­го пле­ме­ни. Вся ста­тья – один треск, шум и гам. Всё это дав­ным-дав­но пе­ре­ста­ло ин­те­ре­со­вать, на­до­ело и толь­ко раз­дра­жа­ет – в луч­шем слу­чае. Яс­но, что у ве­т­ро­го­нов нет ис­то­ри­че­с­ко­го бу­ду­ще­го. Я по­про­бо­вал пред­ста­вить се­бе, как бу­дет вы­гля­деть их из­гна­ние, и у ме­ня по­лу­чи­лось не­что вро­де сце­на­рия рек­лам­но­го мульт­филь­ма для ле­во­го дви­же­ния или ле­вой пар­тии...

 

Хму­рая про­тив­ная ночь, па­да­ет снег, ду­ет ве­тер, где-то орёт во­ро­ньё. Ощу­ще­ние че­го-то мрач­но­го, хму­ро­го, про­моз­г­ло­го, ве­т­ре­но­го и страш­но про­тив­но­го. В ог­ром­ном пу­с­том и снеж­ном по­ле сто­ит по­езд (соб­ст­вен­но, не­что с эше­ло­ном). Под ве­т­ром, пре­одо­ле­вая по­ток на­бе­га­ю­ще­го воз­ду­ха, к па­ро­во­зу с раз­ных сто­рон идут че­ты­ре че­ло­ве­ка. Они под­хо­дят бли­же, и вид­но, что это – двое муж­чин и две жен­щи­ны. По ви­ду (одеж­де и ли­цу) мож­но пред­по­ло­жить, что это – ра­бо­чий и ра­бот­ни­ца (или кре­с­ть­я­нин и кре­с­ть­ян­ка) и бо­лее ин­тел­ли­гент­но­го ви­да – ска­жем, ин­же­нер и ху­дож­ни­ца.

В хму­ро­с­ти но­чи про­све­чи­ва­ет лоб па­ро­во­за – и вид­но, что на нём бол­та­ет­ся дра­ный рос­сий­ский флаг с по­вис­шим на од­ном кры­ле жёл­тым об­лез­лым дву­гла­вым ор­лом. У ор­ла от­би­то пол­го­ло­вы, от­ло­ма­ны ча­с­ти. Муж­чи­ны пы­та­ют­ся по­пра­вить сим­во­ли­ку, но она про­сто на­чи­на­ет от­ва­ли­вать­ся и по­ви­са­ет в са­мом ду­рац­ком ви­де. Тог­да они бе­рут лом и от­ди­ра­ют её. Под дра­нью и об­лом­ка­ми ока­зы­ва­ет­ся ста­рый со­вет­ский герб, а под ним – чу­гун­ные бук­вы. С «теп­ло­во­за» от­ди­ра­ют де­кор, и под де­ко­ром ока­зы­ва­ет­ся до­б­рот­ный па­ро­воз се­ре­ди­ны 50-х. Ин­же­нер до­ста­ёт чер­тёж, ра­бо­чий – ин­ст­ру­мент, и они на­чи­на­ют во­зить­ся с па­ро­во­зом, ме­няя раз­ные де­та­ли. Оба то под­хо­дят к чер­те­жу, то бе­рут­ся за ин­ст­ру­мен­ты, и по хо­ду ра­бот меж­ду ни­ми ис­че­за­ет раз­ни­ца в ли­цах и одеж­де (но не в сто­ро­ну де­гра­да­ции, а луч­шее из од­но­го по­сте­пен­но про­яв­ля­ет­ся и в дру­гом. Раз­ни­ца про­па­да­ет так, что каж­дый ос­та­ёт­ся са­мим со­бой, ос­та­ют­ся лич­ные чер­ты, а уз­ко­про­фес­си­о­наль­ные – сти­ра­ют­ся).

Жен­щи­ны сна­ча­ла не­дол­го смо­т­рят, как ра­бо­та­ют муж­чи­ны, по­том – под­ни­ма­ют­ся в ка­би­ну ма­ши­ни­с­та. Там – му­сор­ная ку­ча, хлам, про­дран­ные бу­ма­ги, ка­кие-то хол­сты – сло­вом, ди­кая по­мой­ка. Всё это пе­ре­сы­па­но пы­лью, му­со­ром, тру­хой, сне­гом. Кры­ша ды­ря­вая, сквозь неё что-то сып­лет­ся, не то пыль, не то мел­кий снег. На­га­же­но со­ба­ка­ми и лю­диш­ка­ми.

Ра­бот­ни­ца ле­зет в топ­ку па­ро­во­за и до­ста­ёт от­ту­да пор­т­ре­ты – то­же про­дран­ные и об­га­жен­ные, по­жжён­ные на кра­ях, но це­лые в се­ре­ди­не – пор­т­ре­ты Ле­ни­на, Ста­ли­на, Марк­са и ря­да дру­гих лю­дей. Вы­та­с­ки­ва­ет, ка­ча­ет го­ло­вой и от­да­ёт их ху­дож­ни­це. Са­ма на­чи­на­ет раз­гре­бать хлам, вы­бра­сы­вать его из ка­би­ны.

Ху­дож­ни­ца бе­рёт кар­тин­ки, раз­би­ра­ет их и про­хо­дит из ка­би­ны ма­ши­ни­с­та в ва­го­ны. Пер­вый ва­гон – ог­ром­ный зал с ко­лон­на­ми, мра­мор­ные ле­ст­ни­цы, ко­в­ры, до­рож­ки. Всё из­га­же­но, обо­рва­но, ис­па­ко­ще­но дерь­мом, над­пи­ся­ми, в ко­в­рах ог­ром­ные ды­ры, часть ко­в­ров ра­зо­рва­на на­двое, ко­лон­ны ме­с­та­ми раз­би­ты.

По по­лу в ог­ром­ном ко­ли­че­ст­ве бе­га­ют боль­шие се­рые кры­сы с че­ло­ве­че­с­ки­ми ли­ца­ми, оде­тые в че­ло­ве­че­с­кую одеж­ду. По ро­жам мож­но уз­нать Чу­бай­са, Фур­сен­ко, Ма­ра­та Гель­ма­на, Хо­дор­ков­ско­го, Бе­ре­зов­ско­го, Мед­ве­де­ва, Нем­цо­ва, Соб­чач­ку, Фри­с­ке, Го­ли­ко­ву и про­чих весь­ма ми­лых и сим­па­тич­ных осо­бей. Кры­сы пра­вят бал – по сво­им, кры­си­ным, пред­став­ле­ни­ям: пуб­лич­но сни­ма­ют шта­ны, га­дят, вы­во­ра­чи­ва­ют пар­кет­ную плит­ку, про­гры­за­ют ды­ры в ко­в­рах, пи­шут га­до­с­ти на сте­нах, со­во­куп­ля­ют­ся на гла­зах у всех.

Да­ма ос­та­нав­ли­ва­ет­ся в сту­по­ре, смо­т­рит на кры­си­ные раз­вле­че­ния, по­том ак­ку­рат­но кла­дёт пор­т­ре­ты на пол­ку и убе­га­ет в бо­ко­вую дверь.

За две­рью – ста­рый дом, око­ло до­ма – ко­ну­ра, в ко­ну­ре – ске­лет боль­шой со­ба­ки-ов­чар­ки. В до­ме на лав­ке, под­су­нув ру­ку под го­ло­ву, дрем­лет глу­бо­кий (но бо­д­рый) ста­рик в май­ке, са­по­гах и ша­ро­ва­рах с ге­не­раль­ски­ми лам­па­са­ми. На спин­ке сту­ла – фор­мен­ные ру­баш­ка, ки­тель и фу­раж­ка ге­не­ра­ла. На сте­не – охот­ни­чья бер­да­на, меж­ду окон – пор­т­рет Дзер­жин­ско­го. На окош­ке жму­рит­ся на свет жир­ный ле­ни­вый пу­ши­с­тый кот.

Жен­щи­на бу­дит де­да. Тот вста­ёт – вро­де бо­д­ро, но вид­но, что ему это не лег­ко. За­гля­ды­ва­ет в зал-ва­гон, ви­дит вак­ха­на­лию крыс, взды­ха­ет и воз­вра­ща­ет­ся в дом. Бе­рёт со сту­ла ко­бу­ру – в ней на­град­ной пи­с­то­лет с за­клё­пан­ным и про­пи­лен­ным ство­лом. Взды­ха­ет во вто­рой раз, вы­бра­сы­ва­ет пи­с­то­лет, сни­ма­ет со сте­ны бер­дан­ку, опо­я­сы­ва­ет­ся охот­ни­чь­им па­трон­та­шем и, как был, в май­ке, на­прав­ля­ет­ся во двор. Во дво­ре ви­дит ске­лет ов­чар­ки и взды­ха­ет в тре­тий раз. Сни­ма­ет со ске­ле­та ошей­ник с по­вод­ком и вновь воз­вра­ща­ет­ся в дом.

На ок­не не­жит­ся кот. Дед бе­рёт его за ши­во­рот, на­де­ва­ет ошей­ник и при­цеп­ля­ет к по­вод­ку. По­том, ог­ля­нув­шись, за­би­ра­ет боль­шую пти­чью клет­ку – на­вер­ное, ос­тав­шу­ю­ся от по­пу­гая. Кот упи­ра­ет­ся, ему хо­чет­ся об­рат­но, на ок­но, и при­хо­дит­ся та­щить его на по­вод­ке.

При ви­де ко­та в ошей­ни­ке и де­да кры­сы ки­да­ют­ся врас­сып­ную. Кот бы­с­т­ро вхо­дит во вкус, лов­ко хва­та­ет крыс од­ну за дру­гой зу­ба­ми и от­да­ёт стар­цу, а тот са­жа­ет их в клет­ку.

Ху­дож­ни­ца меж­ду тем на­чи­на­ет при­во­дить в по­ря­док ко­в­ры, ко­лон­ны, ук­ра­ше­ние за­ла. Зал по­ти­хонь­ку ме­ня­ет­ся – он сде­лан в клас­си­че­с­ком, древ­не­гре­че­с­ком сти­ле (т.н. ста­лин­ский клас­си­цизм), но ста­но­вит­ся уль­т­ра­со­в­ре­мен­ным (по­ня­тия не имею, как это бу­дет. Что­бы от­ве­тить, по­про­буй­те пред­ста­вить – как бы вы­гля­дел клас­си­цизм – гар­мо­ния че­ло­ве­ка и по­ли­са – во вре­ме­на ге­ро­ев «Ту­ман­но­с­ти Ан­д­ро­ме­ды»?).

Дед про­дол­жа­ет охо­ту на крыс, но вдруг об­на­ру­жи­ва­ет, что ло­вить бо­лее не­ко­го: по ошиб­ке кот хва­та­ет ко­го-то, по­ка­зав­ше­го­ся по­до­зри­тель­но по­хо­жим на кры­су, но «кры­са» воз­му­щён­но кру­тит паль­цем у ви­с­ка и по­ка­зы­ва­ет, что ни­че­го пло­хо­го не де­ла­ет. Про­сто че­ло­ве­ку за­чем-то при­шлось опу­с­тить­ся на чет­ве­рень­ки. Дед яв­но скон­фу­жен и ог­ля­ды­ва­ет­ся во­круг: да, с кры­са­ми дей­ст­ви­тель­но по­кон­че­но.

Меж­ду тем ка­ме­ра по­ка­зы­ва­ет план быв­ше­го па­ро­во­за. Но­чи нет, есть яр­кое ра­нее ут­ро, в ро­зо­во-зо­ло­той за­ре вста­ёт солн­це. Па­ро­во­за те­перь нет, есть со­вре­мен­ный сверх­ско­ро­ст­ной по­езд. Ос­тал­ся толь­ко герб, под ним преж­няя над­пись – «1917–1953», а под ней «20xx..– и да­лее». Муж­чи­ны в ок­ру­же­нии па­ры ро­бо­тов смо­т­рят на па­ро­воз, по­том от­во­дят ро­бо­тов внутрь по­ез­да и са­дят­ся са­ми. По­езд на­чи­на­ет раз­бе­гать­ся, идёт всё бы­с­т­рее и бы­с­т­рее, вры­ва­ет­ся в гу­с­той ут­рен­ний ту­ман, а из ту­ма­на вы­ле­та­ет тя­жё­лый и мощ­ный, но изящ­ный ре­ак­тив­ный авиа­лай­нер. Лай­нер на­би­ра­ет вы­со­ту.

Ста­рик ви­дит, что крыс нет и что по­езд на­ко­нец на­чал дви­гать­ся. Он под­хо­дит к ок­ну, от­кры­ва­ет его, смо­т­рит на де­ре­вья, мель­ка­ю­щие ми­мо окон/ил­лю­ми­на­то­ров, по­том на об­ла­ка под кры­ль­я­ми са­мо­лё­та. И швы­ря­ет клет­ку с кры­са­ми в ок­но.

Клет­ка па­да­ет око­ло вы­греб­ной ямы в су­г­роб гряз­но­го сне­га и раз­би­ва­ет­ся. Жир­ные кры­сы вы­ле­за­ют че­рез по­ло­пав­ши­е­ся пру­тья и рас­хо­дят­ся по сне­гу на зад­них ла­пах в раз­ных на­прав­ле­ни­ях в ночь и хмарь под вой ле­дя­но­го смрад­но­го ве­т­ра.

Ста­рик от­хо­дит от ок­на, от­кры­ва­ет ка­кую-то дверь и про­хо­дит. Со сто­ро­ны ка­жет­ся, что он пе­ре­хо­дит не­кую гроз­ную чер­ту. (При этом в мульт­филь­ме есть эф­фект: во­шёл ста­рик с жир­ным ле­ни­вым ко­том, вы­шел – мо­ло­дой офи­цер в пол­ной фор­ме НКВД с ов­чар­кой). И ока­зы­ва­ет­ся где-то в по­ле, пе­ред ним – не­вы­со­кий по­ло­гий холм. Он с со­ба­кой под­ни­ма­ет­ся на холм, ос­та­нав­ли­ва­ет­ся и смо­т­рит во­круг, пёс са­дит­ся ря­дом.

Ми­мо про­хо­дят во­и­ны – рос­си­чи. Они обо­ра­чи­ва­ют­ся, ма­шут офи­це­ру ру­ка­ми. Он ма­шет им в от­вет. Про­хо­дят во­и­ны ки­ев­ских, по­том – мос­ков­ских кня­зей, они при­вет­ст­ву­ют сол­да­та, а он – их. Идут бо­га­ты­ри Алек­сан­д­ра Нев­ско­го, Дми­т­рия Дон­ско­го, стрель­цы Ива­на Гроз­но­го, ка­за­ки Ер­ма­ка, ма­т­ро­сы и гре­на­де­ры Пе­т­ра Пер­во­го, чу­до-бо­га­ты­ри Су­во­ро­ва, сол­да­ты Ку­ту­зо­ва, ма­т­ро­сы На­хи­мо­ва, ко­ман­да «Ва­ря­га». Про­хо­дит ко­лон­на крас­но­ар­мей­цев и мо­ря­ков «Ав­ро­ры», ска­чут кон­ни­ки Бу­дён­но­го.

Не­о­жи­дан­но на холм вле­та­ет по­лу­тор­ка. На бор­ту мож­но рас­смо­т­реть не­боль­шую таб­лич­ку: «Брест­ский по­гра­но­т­ряд. Ка­п­ре­монт – март 1940. Вы­пол­нен. Cлед. ка­п­ре­монт – июль 1941».

– Иван! Да­вай в ку­зов!

Офи­це­ру про­тя­ги­ва­ют ру­ку, он и со­ба­ка за­пры­ги­ва­ют в ку­зов. В ку­зо­ве си­дят бой­цы и ко­ман­ди­ры по­гран­за­с­та­вы, где ког­да-то слу­жил офи­цер. Здо­ро­ва­ют­ся. Едут.

Пе­ред хол­мом про­хо­дят вой­ска – тан­ки­с­ты, пе­хо­та, лёт­чи­ки Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной, за ни­ми – сол­да­ты ин­тер­на­ци­о­наль­ных ар­мий (Ко­рея, Вьет­нам, Аф­га­ни­с­тан), сол­да­ты че­чен­ской вой­ны... Вой­ска ухо­дят.

 

Пре­ды­с­то­рия за­кан­чи­ва­ет­ся, на­чи­на­ет­ся Ис­то­рия. 

 

P.S. Бу­ду счи­тать, что я до­стиг це­ли, ес­ли ко­му-то по­нра­вят­ся идеи и фраг­мен­ты из пред­ла­га­е­мо­го сце­на­рия и он за­хо­чет во­пло­тить их в ки­но­лен­ту.


Б.А. МАРКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования