Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №41. 12.10.2012

Природа слова противится научному стилю

Про­чи­тал ста­тью Вла­ди­ми­ра Ли­чу­ти­на «На­уко­твор­цы да­ле­ки от при­ро­ды сло­ва» («ЛР», 2012, 28 сен­тя­б­ря), в ко­то­рой пи­са­тель вы­ска­зал очень му­д­рые и спра­вед­ли­вые мыс­ли. На­уко­твор­цам не да­но про­чув­ст­во­вать при­ро­ду сло­ва – в этом я убе­дил­ся за не­сколь­ко лет пре­по­да­ва­ния в уни­вер­си­те­те. Все эти го­ды, что я пре­по­даю, ме­ня с раз­ных сто­рон убеж­да­ют в не­об­хо­ди­мо­с­ти на­пи­са­ния дис­сер­та­ции, и я че­ст­но пы­та­юсь это сде­лать во вре­мя лет­них от­пу­с­ков. Но вот па­ра­докс: ес­ли при на­пи­са­нии ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­ных ста­тей сло­ва при­хо­дят са­ми со­бой и речь по бу­ма­ге льёт­ся лег­ко и плав­но, то при ра­бо­те над дис­сер­та­ци­ей каж­дое сло­во вы­дав­ли­ва­ешь с му­чи­тель­ным тру­дом, буд­то са­ма при­ро­да его про­ти­вит­ся то­пор­но­му на­уч­но­му сти­лю.

Вся­кое твор­че­ст­во по­доб­но ре­бён­ку. Оно рож­да­ет­ся в му­ках, но то, что ро­ди­лось, долж­но при­но­сить че­ло­ве­ку ра­дость и гор­дость. А тут пе­ре­чи­ты­ва­ешь то, что на­пи­сал, и с ужа­сом по­ни­ма­ешь, что ре­бё­нок-то мер­тво­рож­дён­ный, так что и са­ма мысль о том, что­бы по­ка­зать его ко­му-то, пред­став­ля­ет­ся ко­щун­ст­вен­ной. Ви­дишь пе­ред со­бой це­поч­ку без­жиз­нен­ных, не­гре­ю­щих, по­ст­ных слов, от­тал­ки­ва­ю­щих от се­бя сво­ей ис­кус­ст­вен­ной за­умью. Вро­де и гра­мот­но на­пи­са­но, и тол­ко­во, а хо­чет­ся ска­зать сло­ва­ми Гри­го­рия Ме­ле­хо­ва про то, что вы­шло: «Не­ту на серд­це ни­че­го… Пу­с­то. Вот как за­раз в сте­пе…». И кста­ти за­ду­мы­ва­ешь­ся не­воль­но: сколь­ко по­доб­ных без­душ­ных, твер­до­ка­мен­ных ра­бот еже­год­но со­чи­ня­ет­ся про ве­ли­чай­ший шо­ло­хов­ский ро­ман, на­пи­сан­ный бо­га­тей­шим и об­раз­ней­шим язы­ком! Ка­за­лось бы, лю­бая ра­бо­та, по­свя­щён­ная то­му или ино­му пи­са­те­лю или ли­те­ра­тур­но­му про­из­ве­де­нию, при­зва­на, преж­де все­го, по­бу­дить чи­та­те­ля впер­вые или за­но­во от­крыть для се­бя твор­че­ст­во рас­сма­т­ри­ва­е­мо­го ав­то­ра, а дан­ные ра­бо­ты, ра­зу­ме­ет­ся, не име­ю­щие ни­че­го об­ще­го с гу­с­тым и соч­ным шо­ло­хов­ским язы­ком, спо­соб­ны лишь от­толк­нуть сво­им ви­ти­е­ва­тым ака­де­миз­мом ши­ро­кий круг чи­та­те­лей, не­ис­ку­шён­ных в на­уч­ных изы­с­ках, от твор­че­с­ко­го на­сле­дия ге­ния и, сле­до­ва­тель­но, при­но­сят толь­ко вред. Учё­ные, ко­неч­но, воз­ра­зят: мол, на­уч­ные шо­ло­хо­вед­че­с­кие ра­бо­ты из­на­чаль­но не рас­счи­та­ны на ши­ро­кий круг чи­та­те­лей, но та­кой ар­гу­мент вряд ли сле­ду­ет счи­тать при­ем­ле­мым, учи­ты­вая все­мир­ный мас­штаб твор­че­ст­ва Ми­ха­и­ла Шо­ло­хо­ва. Спра­ши­ва­ет­ся в та­ком слу­чае, ка­кую поль­зу при­но­сят дис­сер­та­ции, по­свя­щён­ные дан­но­му клас­си­ку, и для че­го во­об­ще они пи­шут­ся, по­ми­мо по­лу­че­ния учё­ных зва­ний за со­мни­тель­ные до­сти­же­ния и от­кры­тия их ав­то­ра­ми, не­по­нят­ные боль­шин­ст­ву чи­та­те­лей?

Не так дав­но в од­ной со­ци­аль­ной се­ти у ме­ня воз­ник спор с од­ним мо­ло­дым но­во­ис­пе­чён­ным кан­ди­да­том фи­ло­ло­ги­че­с­ких на­ук по по­во­ду то­го, долж­ны ли пре­по­да­вать ли­те­ра­ту­ру спе­ци­а­ли­с­ты с фи­ло­ло­ги­че­с­ким об­ра­зо­ва­ни­ем или её мо­гут пре­по­да­вать пи­са­те­ли, по­эты и ли­те­ра­тур­ные кри­ти­ки, не име­ю­щие выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния в об­ла­с­ти ли­те­ра­ту­ры. Де­вуш­ка убеж­да­ла ме­ня, что ли­те­ра­ту­ра – это на­ука и по­то­му её обу­че­ни­ем долж­ны за­ни­мать­ся фи­ло­ло­ги. Я же, воз­ра­жая ей, ут­верж­дал, что ли­те­ра­ту­ра – это, в пер­вую оче­редь, ис­кус­ст­во, и по­то­му пре­по­да­вать её мо­гут не­по­сред­ст­вен­ные де­я­те­ли ли­те­ра­ту­ры и уча­ст­ни­ки ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са, не име­ю­щие ака­де­ми­че­с­ко­го ли­те­ра­тур­но­го об­ра­зо­ва­ния. Ли­те­ра­ту­ру, как и вся­кий вид ис­кус­ст­ва, важ­но чув­ст­во­вать, а для это­го нуж­но за­ни­мать­ся не на­уч­ным, а ху­до­же­ст­вен­ным твор­че­ст­вом. Все же не­об­хо­ди­мые спе­ци­аль­ные зна­ния для её пре­по­да­ва­ния мож­но при­об­ре­с­ти в хо­де уг­луб­лён­но­го са­мо­об­ра­зо­ва­ния, что впол­не по си­лам без­за­вет­но влюб­лён­но­му в ли­те­ра­ту­ру твор­че­с­ко­му че­ло­ве­ку. По си­лам ему и са­мо­сто­я­тель­но раз­ра­бо­тать гра­мот­ную ме­то­ди­ку пре­по­да­ва­ния ли­те­ра­ту­ры, спо­соб­ную и влю­бить ре­бят в дан­ный пред­мет, и вло­жить в них глу­бо­кие зна­ния. Раз­ве не так?

То же мож­но ска­зать и о пре­по­да­ва­нии язы­ка. К при­ме­ру, я не яв­ля­юсь по об­ра­зо­ва­нию линг­ви­с­том, что не ме­ша­ет мне пре­по­да­вать фин­ский язык на сво­ей ка­фе­д­ре. Про­сто я чув­ст­вую при­ро­ду это­го язы­ка, его му­зы­ку и объ­яс­няю сту­ден­там его пра­ви­ла со­глас­но сво­е­му вос­при­я­тию и сво­им ощу­ще­ни­ям. Ведь, в ко­неч­ном счё­те, для то­го, что­бы пре­по­да­вать язык, во­все не обя­за­тель­но вда­вать­ся в линг­ви­с­ти­че­с­кие тон­ко­сти и сы­пать язы­ко­вед­че­с­ки­ми тер­ми­на­ми, сму­щая не­ис­ку­шён­ных. Слы­шать му­зы­ку язы­ка – вот что в дан­ном слу­чае глав­ное. Это­му мы и учим­ся вме­с­те.


Дмитрий КОЛЕСНИКОВ,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования