Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №41. 12.10.2012

Гроб из суркового дуба

Пись­мо в ре­дак­цию

Сла­ва, я тут от зло­с­ти на­ка­тал раз­гром­ную ре­цен­зию на ро­ман Сур­ко­ва. Ес­ли не по­бо­ишь­ся, пе­ча­тай. Ес­ли что на­до смяг­чить, со­кра­тить, по­жа­луй­ста. Дай знать. Бу­ду зво­нить. Уда­чи. Вла­ди­мир Бон­да­рен­ко.

 

От­вет «ЛР»

Во­ло­дя, а что ме­ша­ет эту ре­цен­зию на­пе­ча­тать в са­мой сме­лой га­зе­те «За­в­т­ра» (где, кста­ти, по­сто­ян­но есть по­ло­са и «Дня ли­те­ра­ту­ры»)? Ог­рыз­ко.

 

Зво­нок ав­то­ра ре­цен­зии

Про­ха­нов уже на­пе­ча­тал в «За­в­т­ра» свой хва­леб­ный ма­те­ри­ал о Сур­ко­ве.

 

Во­прос «ЛР»

А как же плю­ра­лизм? Хо­тя, с дру­гой сто­ро­ны, нам ле­ст­но, что за плю­ра­лиз­мом пи­са­те­ли и «ле­вых», и «пра­вых» убеж­де­ний пред­по­чи­та­ют сту­чать­ся в ос­нов­ном имен­но в «ЛР».


Как из­ве­ст­но, са­мые ка­че­ст­вен­ные гро­бы со­сто­я­тель­ные лю­ди де­ла­ют из ду­ба, то ли мо­рё­но­го, то ли сур­ко­во­го, то ли ещё ка­ко­го. Я пред­ла­гаю чи­та­те­лям са­мый ка­че­ст­вен­ный гроб из сур­ко­во­го ду­ба для раз­ме­ще­ния ту­да на­всег­да но­во­го ро­ма­на На­та­на Ду­бо­виц­ко­го «Ма­шин­ка и ве­лик».

Ни­ку­да, кро­ме гро­ба, этот ро­ман не по­ме­с­тит­ся, ибо в нём есть всё, кро­ме жиз­ни, ни ка­пель­ки жи­вой кро­ви. Я бы с удо­воль­ст­ви­ем этот но­вый, вто­рой ро­ман не­из­ве­ст­но­го мне пи­са­те­ля рас­хва­лил, по­доб­но сво­е­му дру­гу, Алек­сан­д­ру Про­ха­но­ву. Но, он – про­за­ик, че­ло­век ув­ле­ка­ю­щий­ся, и ему бы­ло чем ув­лечь­ся в ро­ма­не, по су­ти, и на­пи­сан­ном под яв­ным вли­я­ни­ем его ме­та­фи­зи­че­с­кой про­зы. Кто же бу­дет кри­ти­ко­вать сво­их ими­та­то­ров и под­ра­жа­те­лей. Ве­ли­кий по­эт Юрий Куз­не­цов то­же лю­бил под­дер­жи­вать сво­их по­сле­до­ва­те­лей. Слаб че­ло­век, да­же ес­ли это из­ве­ст­ный пи­са­тель.

А я кри­тик, мне нет де­ла ни до по­ли­ти­ки, ни до пи­са­тель­ско­го ок­ру­же­ния. Ви­жу кра­си­во от­де­лан­ный гроб, и в гро­бу том, к со­жа­ле­нию, не ца­ре­вна спит веч­ным сном, а са­ма без­ды­хан­ная мер­тво­рож­дён­ная ли­те­ра­ту­ра.

Мож­но со­ста­вить це­лый сло­ва­рик ли­те­ра­тур­ных пост­мо­дер­нист­ских при­ёмов, ис­поль­зо­ван­ных так на­зы­ва­е­мым На­та­ном Ду­бо­виц­ким. По­учить­ся бы та­кой изо­щ­рён­ной тех­но­ло­гии на­шим мо­ло­дым ли­те­ра­то­рам. От имён са­мо­го ав­то­ра и его ге­ро­ев до уме­ло­го ис­поль­зо­ва­ния древ­них ми­фов и за­пад­ных и вос­точ­ных ци­ви­ли­за­ций. От со­че­та­ния ос­т­ро­го де­тек­ти­ва со ска­зоч­ной уто­пи­ей про ка­пи­та­на Арк­ти­ку, от сюр­ре­а­ли­с­ти­че­с­ких ви­де­ний вос­кре­са­ю­щих мо­ря­ков с под­лод­ки «Курск» до эпи­че­с­кой са­ги о древ­нем мо­на­с­ты­ре, рас­по­ло­жен­ном на арк­ти­че­с­кой льди­не. То ли это дет­ская про­за, то ли ос­т­рая са­ти­ра, а то и па­ск­виль на Рос­сию, то ли это фэн­те­зи с су­пер­ме­на­ми на пе­ред­нем пла­не, то ли ро­ман-ми­с­те­рия.

Я бы да­же со­гла­сил­ся с яро­ст­ным по­клон­ни­ком ро­ма­на «Ма­шин­ка и ве­лик» фи­ло­со­фом Ки­рил­лом Ре­шет­ни­ко­вым, ко­то­рый так за­во­ра­жи­ва­ю­ще пи­шет: «Де­тек­тив­ная ин­три­га, при­во­дя­щая в дви­же­ние сю­жет, на­мерт­во сплав­ле­на с ре­ли­ги­оз­ной ми­с­ти­кой, а гро­теск и до­воль­но ри­с­ко­ван­ный юмор – с ис­крен­ним ли­ри­че­с­ким мес­се­д­жем…». И на са­мом де­ле, то ли что-то вро­де ико­ны, то ли что-то вро­де дет­ско­го ри­сун­ка. Сплош­ная ал­хи­мия. Я бы со­гла­сил­ся и с за­мыс­ло­ва­ты­ми кру­же­ва­ми во­круг сю­же­та это­го ро­ма­на Алек­сан­д­ра Про­ха­но­ва. …

Но в гро­бу ле­жит по­кой­ни­ца. Мёрт­вая кни­га. Или же без­ды­хан­ный ме­ха­низм из же­ле­зяк. Но ес­ли это со­ору­же­ние ав­то­ром не­ких за­мыс­ло­ва­тых ро­бо­тов, за­ме­ща­ю­щих че­ло­ве­ка, то ав­тор за­был вста­вить этим ро­бо­там ба­та­рей­ки. Ведь да­же ро­бо­ты, кру­тя­щи­е­ся и дви­жу­щи­е­ся, изо­б­ра­жа­ют не­кое ре­аль­ное дей­ст­вие. Мо­гут при­чи­нить боль или сде­лать до­б­ро. А здесь у ав­то­ра из­на­чаль­но… пру­жин­ка сло­ма­лась. Или, что ещё страш­нее, сам ав­тор дав­но уже вну­т­ри се­бя ис­тлев­ший че­ло­век.

Сло­ма­лась в нём пру­жин­ка уже дав­но. Тог­да, ког­да ве­ро­ят­ный ав­тор Вла­ди­слав Сур­ков, вли­я­тель­ный се­рый кар­ди­нал пу­тин­ско­го ре­жи­ма, не­кое по­до­бие бреж­нев­ско­го Сус­ло­ва, со­чи­нив свой пер­вый ро­ман «Око­ло­но­ля», вы­брал се­бе в ка­че­ст­ве псев­до­ни­ма это не­ле­пое со­че­та­ние На­тан Ду­бо­виц­кий, он уло­жил всё своё ли­те­ра­тур­ное твор­че­ст­во в гроб.

На­сколь­ко я знаю, ав­тор (ес­ли это он) – сме­шан­ных че­че­но-рус­ских кро­вей. И тут рус­ский ли псев­до­ним, че­чен­ский – бы­ли впол­не ор­га­нич­ны. Что хо­тел ска­зать иде­о­лог Крем­ля сво­им ев­рей­ским псев­до­ни­мом? Ка­кой мес­седж он тем са­мым пе­ре­да­вал чи­та­те­лям? Од­но де­ло, ког­да мой до­б­рый зна­ко­мый Ан­д­рей До­на­то­вич Си­няв­ский про­во­ка­тив­но вы­би­ра­ет се­бе псев­до­ним из одес­ской блат­ной пе­сен­ки «Аб­раш­ка Терц, кар­ман­ник всем из­ве­ст­ный…». В этом псев­до­ни­ме за­ло­же­ны бы­ли и бра­ва­да, и ху­ли­ган­ст­во, и со­по­с­тав­ле­ние сво­их по­сле­ду­ю­щих дей­ст­вий, на­ру­ша­ю­щих со­вет­ские за­ко­ны, с дей­ст­ви­я­ми одес­ско­го кар­ман­ни­ка. Да и осо­знан­ная иг­ра под ли­хо­го ев­рея, тра­ди­ци­он­но на­ст­ро­ен­но­го про­тив всех вла­с­тей.

Ка­кой ху­до­же­ст­вен­ный за­мы­сел был у на­чи­на­ю­ще­го пи­са­те­ля, к при­ме­ру, Вла­ди­сла­ва Сур­ко­ва? (Ес­ли это он.) На­сколь­ко я знаю, все на­ши рус­ско-ев­рей­ские ли­бе­раль­ные пи­са­те­ли встре­ти­ли эту иг­ру, да и всю про­зу на­ду­ман­но­го На­та­на край­не не­о­до­б­ри­тель­но. Мне го­во­рят: у не­го же­на На­та­лья Ду­бо­виц­кая. Вот и стань, к при­ме­ру, Ана­то­ли­ем Ду­бо­виц­ким. Од­ним псев­до­ни­мом ав­тор от­вра­тил от се­бя не­ма­лую часть чи­та­те­лей, са­мых раз­ных и ли­бе­раль­ных, и па­т­ри­о­ти­че­с­ких взгля­дов. Но в са­мой же про­зе, ни в пер­вом, ни во вто­ром ро­ма­не этот псев­до­ним ни­как обы­г­ран не был. Нет ни ев­рей­ской вос­точ­ной ми­с­тич­но­с­ти и за­га­доч­но­с­ти Каф­ки или Па­с­тер­на­ка, нет ни ли­хо­го ба­бе­лев­ско­го ве­се­лья и за­ди­ри­с­то­с­ти. На­тан не удал­ся сра­зу. С са­мо­го на­ча­ла бы­ло не­ле­по при­ду­ма­но это фаль­ши­вое ев­рей­ст­во. Не нуж­ное ни ев­ре­ям, ни рус­ским, ни ко­му дру­го­му. Вы­ход был один, пря­мой и сни­ма­ю­щий все про­бле­мы, – снять псев­до­ним.

Пи­са­тель все­гда пи­са­тель, будь он пре­зи­ден­том, вра­чом или ар­хи­тек­то­ром. Круп­ный биз­не­с­мен Алек­сандр По­тём­кин пи­шет свои ро­ма­ны и по­ве­с­ти, и чи­та­те­лю ос­та­ёт­ся при­ни­мать их или же от­вер­гать, не об­ра­щая вни­ма­ния на его мил­ли­о­ны. Вот и Сур­ко­ва, или ко­го-то там ещё, при­ня­ли бы за его про­зу или от­вер­г­ли, не об­ра­щая вни­ма­ния на его долж­но­с­ти.

Этот вы­со­кий чи­нов­ник не по­ни­ма­ет ещё од­ной, край­не важ­ной, ве­щи. Ли­те­ра­ту­ра все­гда ис­по­ве­даль­на. Что бы ты ни пи­сал, ты вы­да­ёшь все­го се­бя, как на ис­по­ве­ди, с го­ло­вой. Ска­жу че­ст­но, мне страш­но, что на­шей стра­ной ру­ко­во­дят та­кие не­жи­вые лю­ди, как ав­тор ро­ма­на. Этот ка­с­кад при­ёмов в ро­ма­не «Ма­шин­ка и ве­лик», са­мый ве­ли­ко­леп­ный и изо­б­ре­та­тель­ный, уже ас­со­ци­и­ру­ет­ся у ум­ных чи­та­те­лей с та­ким же фаль­ши­вым и вы­ду­ман­ным ка­с­ка­дом при­ёмов в на­шей вну­т­рен­ней и внеш­ней по­ли­ти­ке. Ус­т­ра­и­вай лю­бые клу­бы по иде­о­ло­гии, про­во­ди встре­чи, фе­с­ти­ва­ли, раз­во­ра­чи­вай оше­ло­ми­тель­ные про­ек­ты, это всё – из пу­с­то­ты, из фаль­ши­во­го изо­б­ре­та­тель­ст­ва. Луч­ше бы ни­ка­ких го­ло­во­кру­жи­тель­ных про­ек­тов, но хоть од­но жи­вое сло­во прав­ды. Но где его взять из гро­ба?

Не будь этот чи­нов­ник ав­то­ром та­ких ро­ма­нов, мно­гие на­ив­ные чи­та­те­ли и не до­га­да­лись бы о фаль­ши всех – то ли сур­ков­ских, то ли гель­ма­нов­ских, то ли мед­ве­дев­ских про­ек­тов. Ро­ман «Ма­шин­ка и ве­лик» со страш­ной убе­ди­тель­но­с­тью по­ка­зал всем чи­та­те­лям не­прав­до­по­до­бие всей ны­неш­ней вла­с­ти. А ко­роль-то ока­зал­ся вновь аб­со­лют­но го­лым. Этот ли­те­ра­тур­ный гроб из сур­ко­во­го ду­ба ока­зал­ся ещё и над­гро­би­ем всей мер­тво­рож­дён­ной фаль­ши­вой вла­с­ти.

Бо­лее то­го, за­чем-то ра­зы­г­ры­вая чи­та­те­ля, стре­мясь ему вну­шить свою при­вер­жен­ность то ли ли­бе­ра­лиз­му, то ли ис­крен­ней сво­ей не­под­дель­ной за­пад­ни­за­ции, ав­тор ро­ма­на «Ма­шин­ка и ве­лик», Сур­ков ли это, или ещё ка­кой-то крем­лёв­ский гость, с яв­ным опять же фаль­ши­вым пе­ре­бо­ром, от­во­дит це­лые стра­ни­цы от­кро­вен­ной ру­со­фо­бии. Ни­ка­кой Дми­т­рий Бы­ков или Ма­рат Гель­ман так фаль­ши­вить не бу­дут, обо­зна­чат свою по­зи­цию, как Бы­ков в но­вой сво­ей га­до­с­ти, ро­ма­не о фаль­ши­вом Шо­ло­хо­ве «Икс», или же Гель­ман в вы­став­ке ан­ти­икон, и даль­ше уже нач­нут ра­бо­тать с чи­та­те­лем или зри­те­лем, убеж­дая его в сво­ей пра­во­те. На­тан Ду­бо­виц­кий со ста­ра­ни­ем без­дар­но­го ак­тё­ра на­пя­ли­ва­ет на се­бя роль стра­ст­но­го ру­со­фо­ба. За­чем? Это аб­со­лют­но не на­до его оп­ти­ми­с­ти­че­с­ко­му ро­ма­ну о пла­ва­нии сре­ди мра­ка па­рус­ни­ка, уп­рав­ля­е­мо­го ка­пи­та­ном Арк­ти­ка. Не вя­жет­ся с этим ка­пи­та­ном та­кое гос­под­ст­ву­ю­щее в ро­ма­не мне­ние о рус­ском на­ро­де: «Во­е­вать не идёт, па­хать не идёт, пля­сать не идёт, лю­бить не идёт. Ле­жит, смо­т­рит сквозь всё на ему лишь ви­ди­мую точ­ку, по­став­лен­ную в кон­це все­го то­го, в на­ча­ле че­го бы­ло Сло­во; смо­т­рит на точ­ку, ле­жит, бо­га не­сёт, бо­ро­ду от­ра­щи­ва­ет. Но тут под­хо­дит Ма­го­мет и го­во­рит: «Иван, а Иван! По­ш­ли во­ро­вать». И что же? Идёт Иван, бе­жит да­же, рвёт­ся. Про­сту­па­ет на ли­це его ру­мя­нец, за­го­ра­ют­ся хо­лод­ным бо­лот­ным ог­нём оба гла­за, и вме­с­то на­ро­да-бо­го­нос­ца, на­ро­да-стра­с­то­терп­ца об­на­ру­жи­ва­ет­ся сто­со­ро­ка­мил­ли­он­ная мно­го­на­ци­о­наль­ная и мно­го­кон­фес­си­о­наль­ная шай­ка раз­бой­ни­ков».

За­чем этот ро­ман о ве­сё­лых и здо­ро­вых де­тях на­сы­щен та­ки­ми тек­с­та­ми? С ка­кой це­лью? Как бы­ло из­на­чаль­но фаль­ши­во его ев­рей­ст­во, так же фаль­ши­ва и его ру­со­фо­бия.

Не­уже­ли и впрямь та­кие отъ­яв­лен­ные ру­со­фо­бы си­дят в Крем­ле? Или до­ста­точ­но ум­ный ав­тор, по­ни­мая мерт­вен­ность соб­ст­вен­но­го тек­с­та, бу­ду­чи не в со­сто­я­нии его хоть как-то про­пи­тать жи­вой во­дой, и ру­со­фо­бию при­ду­мал от от­ча­я­ния, лишь бы чи­та­те­лей чем-то за­ин­т­ри­го­вать.

Ска­жу че­ст­но, не по­лу­чи­лось и это, и ру­со­фо­бия у не­го та­кая же на­ду­ман­ная и фаль­ши­вая, как весь ро­ман и его ге­рои. И глав­ное, есть же у ав­то­ра вы­дум­ка, есть фан­та­зия, и при этом – пол­ное от­сут­ст­вие жи­во­го ды­ха­ния. Хо­дя­чие скуч­ные ске­ле­ты раз­но­го по­ла и раз­ных воз­ра­с­тов хо­дят по та­ко­му же мёрт­во­му го­ро­ду Кон­стан­ти­но­пы­лю (да за од­ну эту по­ш­лей­шую вы­дум­ку – со­еди­нить се­рую, поч­ти ла­гер­ную се­к­рет­ную пыль с не­ким ака­де­ми­ком Кон­стан­ти­но­вым и по­лу­чить рос­сий­скую ви­зан­тий­скую сто­ли­цу с не­боль­шим лишь из­вра­ще­ни­ем – лю­бой Шен­де­ро­вич или Жва­нец­кий ему бы от­пи­ли­ли го­ло­ву).

Впро­чем, и все рус­ские го­ро­да у ав­то­ра та­кие же от­вра­ти­тель­ные. Мож­но по­ду­мать, что На­тан Ду­бо­виц­кий или кто-то там ещё по­че­му-то лю­то не­на­ви­дит Рос­сию. «…Не­бо над граж­да­на­ми бы­ва­ло ря­бым, се­рым, как лу­жа на ас­фаль­те, и до то­го мел­ким, что аэ­ро­бу­сы по­вме­с­ти­тель­нее не мог­ли в нём ле­тать. <…> Жу­рав­ли и со­ко­лы об­ле­та­ли эти воз­душ­ные ме­ли, сто­ро­ни­лись это­го не­лёт­но­го не­ба. Хо­ди­ли толь­ко по не­му мох­на­тые му­хи да пор­ха­ли на ве­т­ре вер­хом по­хо­жие на мух уш­лые пух­лые во­ро­ны, на­зы­ва­е­мые в на­ро­де го­лу­бя­ми». Ка­кая же нын­че у нас в стра­не мо­да на са­мо­оп­лё­вы­ва­ние? Что за стра­на ма­зо­хи­с­тов? По­че­му этот ро­ман друж­но не вы­бро­сят все на по­мой­ку? Кто его по­ку­па­ет?

Да­же са­мые по­ло­жи­тель­ные и че­ст­ные ге­рои ро­ма­на, де­ти: маль­чик Ве­лик со сво­им спи­ва­ю­щим­ся не­сча­ст­ным ма­те­ма­ти­ком-от­цом и де­воч­ка Ма­шин­ка с во­ро­ва­тым от­цом-ми­ли­ци­о­не­ром, и те взя­ты на­про­кат из ста­ро­го дет­ско­го жур­на­ла «Пи­о­нер». Им бы пи­о­нер­скую ли­ней­ку от­кры­вать и в горн тру­бить. Но ког­да мне на го­ло­ву сва­ли­лись один за дру­гим ге­рои Ильи Эрен­бур­га, Ко­нан Дой­ля и да­же Шек­с­пи­ра, я уже толь­ко ге­ро­и­че­с­ким уси­ли­ем во­ли до­чи­тал ро­ман до кон­ца. Пла­тить на­до за та­кое чте­ние боль­шие день­ги. Да ещё в ро­ман всо­вы­ва­ет­ся всё, что в воз­ду­хе но­сит­ся: и пе­до­фи­лия, и кор­руп­ция, и да­же име­на всех мод­ных за­пад­ных пи­са­те­лей. По­мню, я как-то си­дел в ЦДЛе с мод­ней­шим фран­цуз­ским пи­са­те­лем Ми­ше­лем Уэль­бе­ком и рас­ска­зы­вал ему о Рос­сии. Знал бы он, как по­ш­ло ис­поль­зу­ют их име­на в но­вей­шей рус­ской про­зе…

Мо­жет, это кто-то шу­тит за очень боль­шие день­ги? Тот же Вик­тор Еро­фе­ев, к при­ме­ру? Боль­шой шут­ник по этой ча­с­ти. Ведь на рас­крут­ку это­го без­дар­ней­ше­го мёрт­во­го тек­с­та, на то, что­бы этот гроб из сур­ко­во­го ду­ба но­сил­ся в воз­ду­хе, вы­ло­же­ны ог­ром­ней­шие день­ги. Сот­ни ты­сяч дол­ла­ров. Жур­на­лы и сай­ты во­ю­ют за пра­во пер­во­пе­ча­та­ния. Из­да­те­ли гор­до со­об­ща­ют, что весь ти­раж уже про­дан.

Вот уж ког­да яв­но вспо­ми­на­ет­ся ро­ман Юрия По­ля­ко­ва «Коз­лё­нок в мо­ло­ке». Один к од­но­му. Пу­с­тые стра­ни­цы мод­но­го ав­то­ра. За пу­с­той мёрт­вый текст пу­с­то­го и мёрт­во­го че­ло­ве­ка идёт боль­шая иг­ра.

Я вспом­нил за­од­но, как ког­да-то ве­сё­лой кок­те­бель­ской ком­па­ни­ей Ак­сё­но­ва, Гор­ча­ко­ва и По­же­ня­на был на­пи­сан по пьян­ке втро­ём пу­с­той и ве­сё­лый и впол­не из­де­ва­тель­ский по тем вре­ме­нам де­тек­тив. Эта­кий Гри­ва­дий Гор­по­жакс яко­бы на­пи­сал «Джин Грин не­при­ка­са­е­мый». Та­кое же мёрт­вое фо­кус­ни­че­ст­во. Но то бы­ла чи­с­то ли­те­ра­тур­ная иг­ра. Ев­ту­шен­ко как-то впол­не ис­крен­не воз­му­тил­ся и раз­гро­мил эту кам­паш­ку сво­их дру­зей за по­доб­ную по­ш­лость в «Ли­те­ра­тур­ке».

Мо­жет, и Сур­ков или ещё ка­кие-то крем­лёв­ские иде­о­ло­ги, вме­с­те с пи­са­те­ля­ми, вро­де Вик­то­ра Еро­фе­е­ва, та­ким об­ра­зом про­сто из­де­ва­ют­ся над все­ми на­ми? И мы долж­ны все­рьёз по­кло­нять­ся это­му ду­бо­во­му гро­бу и всем мерт­ве­цам, в нём ле­жа­щим? Все­рьёз ве­рить в эту иг­ру мерт­ве­цов?

Нас да­же за­став­ля­ют втя­ги­вать­ся в неё. Ведь это же – пер­вый в Рос­сии wikiро­ман, со­здан­ный ме­то­дом crowd writing. То есть, про­чи­тав опуб­ли­ко­ван­ную пер­вую часть, всем же­ла­ю­щим пред­ла­га­ет­ся про­из­ве­де­ние про­дол­жить – иде­ей, гла­вой, встав­кой, да­же от­дель­ным ро­ма­ном. На­де­юсь, та­ких иди­о­тов не най­дёт­ся. Ува­жа­е­мые рос­сий­ские чи­та­те­ли, это же о вас пи­шет ав­тор, пред­ла­гая и вам ме­с­то в гро­бу: «На­ши не так, на­ши во­ру­ют без вы­кру­та­сов и хи­т­ро­с­тей, от­кры­то, че­ст­но во­ру­ют. Ли­хой наш че­ло­век и в во­ров­ст­ве сво­ём, как и в бо­го­ис­ка­тель­ст­ве, до­хо­дит до края, до са­мой су­ти, до са­мо­заб­ве­ния, до от­ча­я­ния. …Мно­го­на­ци­о­наль­ный бо­го­но­сец про­сто во­ро­вал, чи­с­то, не от­вле­ка­ясь. И ди­ви­лись тол­пя­щи­е­ся во­круг на­ро­ды, и рас­сту­па­лись, да­вая до­ро­гу за­га­доч­ным лю­дям рф, вы­бе­га­ю­щим из род­ной стра­ны с от­то­пы­рен­ны­ми кар­ма­на­ми и при­жи­ма­е­мы­ми к гру­дям и жи­во­там охап­ка­ми де­нег. И кри­ча­ли все на­ро­ды – и те, кто по­хи­т­рее, и ко­то­рые по­ту­пее – упс! И раз­во­ди­ли ру­ка­ми…»

Ав­тор по­ста­вил свой крест на Рос­сии, мы по­ста­вим свой крест на нём са­мом. И не взле­тит ни­ку­да в не­бо его тя­жё­лый гроб из сур­ко­во­го ду­ба с тя­же­лен­ной мер­тво­рож­дён­ной ли­те­ра­ту­рой. В зем­лю его, и оси­но­вый кол свер­ху. Для на­дёж­но­с­ти.


Владимир БОНДАРЕНКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования