Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №41. 12.10.2012

Танки на Чистопрудном, или попытка игры у Белого дома

Александр Шабашкевич – журналист в прошлом. Сегодня на прилавках книжных магазинов появилась его дебютная книга «Дважды убитый». Это остросюжетный роман о реальных событиях и реальном времени – августе 1991 года. Автор сам был свидетелем тех событий, поэтому и читатель ему верит на слово. В предисловии к книге Владимир Познер написал: «Книга захватила меня буквально с первой строки и не отпускала до самого конца». Роман уже вошёл в «Топ-20» продаж книжного магазина «Москва» в первую неделю продаж. Сколько в книге правды, а сколько – вымысла, решат читатели, критики, возможно – историки. Пока можно сказать, что это увлекательное чтиво с настоящей мужской энергетикой.

Писатель и поэт Ефим Бершин рассказал: «Книга Александра Шабашкевича – о начале девяностых. Время, которое хранит много тайн. Посвящены в эти тайны единицы, может, десятки. Я лично ещё в советские годы понял, что для того, чтобы быть честным, для начала нужно быть хорошо информированным. Александр – один из тех людей, который был проинформирован более других. Он был в числе тех немногих, кому хотелось сказать правду. Однако его работа в газете «Правда» тогда под руководством известного вам человека по фамилии Гайдар не давала возможности до конца говорить правду. Но желание сохранилось и с полной силой разгорелось в этой книге, где поднят очень интересный пласт того времени, очень интересные события, попытка спасти Советский Союз, предпринятая определёнными партийными и другими тайными структурами».

 

Александр ШАБАШКЕВИЧ
Александр ШАБАШКЕВИЧ

– Алек­сандр, о чём ва­ша кни­га?

– Вре­мя, ко­то­ро­му по­свя­ще­на эта кни­га, – вре­мя, ко­то­рое я бы на­звал цен­т­раль­ным эпи­зо­дом в сво­ей жиз­ни. Как ни кру­ти, мо­е­му по­ко­ле­нию до­ве­лось уви­деть со­бы­тия не­ве­ро­ят­но­го мас­шта­ба, не­ве­ро­ят­но­го тра­гиз­ма и не­ве­ро­ят­ной на­деж­ды. Я вспо­ми­наю 1991 год, я шёл на ра­бо­ту в ре­дак­цию га­зе­ты «Па­ри­тет», к то­му мо­мен­ту я ушёл из «Прав­ды». Де­ло не в том, что нам не да­ва­ли пи­сать прав­ду. Я пи­сал о том, о чём я ду­мал. Мо­жет, я тог­да ду­мал не так от­кро­вен­но и не так сме­ло.

– Так что вы де­ла­ли в па­мят­ный день ав­гу­с­та 1991 го­да?

– …я шёл на ра­бо­ту, вы­шел из ме­т­ро на Чи­с­то­пруд­ный буль­вар и уви­дел танк. С это­го и на­ча­лось на­ше уча­с­тие в тех со­бы­ти­ях. Нам по­вез­ло – од­ним из на­ших ве­ду­щих со­труд­ни­ков и мо­ей по­дру­гой бы­ла по­кой­ная Анеч­ка По­лит­ков­ская. Она пи­са­ла нам со­вер­шен­но от­кро­вен­ные и прон­зи­тель­ные ста­тьи, ко­то­рые, кста­ти, я в бли­жай­шее вре­мя вы­ве­шу на сай­те. Часть жур­на­ли­с­тов на­хо­ди­лась в Бе­лом до­ме, и мы по­лу­ча­ли от­ту­да за­пи­с­ки с са­мой по­след­ней ин­фор­ма­ци­ей. Мо­биль­ни­ков-то тог­да не бы­ло. Мы со­зда­ва­ли из этой ин­фор­ма­ции ли­с­тов­ки, ко­то­рые рас­кле­и­ва­ли по все­му го­ро­ду.

Я сам был тог­да на пло­ща­ди у Бе­ло­го до­ма. На за­щи­ту идей Ель­ци­на и Гай­да­ра ме­ня ни­кто не вы­го­нял, ни­кто ме­ня не по­ку­пал, мне не пред­ла­га­ли ни­ка­ких де­нег. Я по­шёл ту­да сам. Ду­маю, ис­то­ри­кам и пи­са­те­лям ещё пред­сто­ит ра­зо­брать­ся, что это бы­ло за вре­мя и по­че­му лю­ди тог­да вы­шли на ули­цу. Это ин­те­рес­ное вре­мя. К со­жа­ле­нию, сей­час эта те­ма не­мно­го за­бы­та. Мы, на­вер­ное, по­ка ещё очень ма­ло зна­ем о том, ка­кие со­бы­тия про­ис­хо­ди­ли – не на по­верх­но­с­ти, а вну­т­ри.

– Мож­но ли на­звать кни­гу до­ку­мен­таль­ной?

– Я не мо­гу ска­зать, что те фак­ты, ко­то­рые я из­ло­жил в кни­ге, – прав­да. Это не­прав­да. Это по­пыт­ка иг­ры. Я при­зна­юсь, что я ни­ка­кой не пи­са­тель про­фес­си­о­наль­ный. Я иг­раю. Я знаю кру­пи­цы не­ких фак­тов, и, ос­но­вы­ва­ясь на них, я при­ду­мы­ваю вер­сии со­бы­тий, то­го, что мог­ло бы быть, ес­ли бы те из­ве­ст­ные фак­ты сло­жи­лись так, а не ина­че. Но я ду­маю, что та­ким об­ра­зом при­ду­мы­ва­ет­ся вся ис­то­рия, на­чи­ная от Биб­лии. По­это­му, кто ме­ня об­ви­нит в воль­но­с­ти об­ра­ще­ния с фак­та­ми ис­то­рии, тот сам этот ка­мень и под­ни­мет.

Мно­гие го­во­рят, что это вре­мя упу­щен­ных воз­мож­но­с­тей. И ес­ли бы Бо­рис Ни­ко­ла­е­вич не пу­с­тил бы ком­му­ни­с­тов, и ес­ли бы на Ста­рой пло­ща­ди не си­де­ли бы те же, кто си­дел в об­ко­мах и ста­ром ЦК, то всё бы­ло бы ина­че. А я счи­таю, что всё бы­ло бы точ­но так же. Ап­па­рат рож­да­ет ап­па­рат. Ско­рее все­го, про­изо­ш­ло бы то, что про­изо­ш­ло. Лю­ди бо­ро­лись за сво­бо­ду.

– Что вы хо­те­ли ска­зать этим ро­ма­ном?

– Ни­че­го но­во­го или ори­ги­наль­но­го. Я со­гла­сен с тем, что кра­со­та и лю­бовь спа­сут мир, и де­ла­ют они это ре­гу­ляр­но, с са­мо­го на­ча­ла воз­ник­но­ве­ния ми­ра, но всё-та­ки на­шу стра­ну, нас, да и лю­дей все­го ми­ра спа­сёт сво­бо­да. Ког­да че­ло­век мо­жет ре­а­ли­зо­вать свои та­лан­ты, мо­жет по­ст­ро­ить своё де­ло и ему не ме­ша­ют. И в 1991 го­ду лю­ди вы­шли на пло­ща­ди, и я был сре­ди них, мы вы­шли не про­тив СССР, не про­тив пар­тии, а про­тив тех, ко­то­рые ме­ша­ют. Они, к со­жа­ле­нию, со сце­ны не уш­ли. Се­го­дня, на­вер­ное, бу­дут ана­ли­зи­ро­вать со­бы­тия на Бо­лот­ной пло­ща­ди, что, кста­ти, очень по­хо­же на то, что бы­ло тог­да. И я уве­рен, что се­го­дня лю­ди бо­рют­ся не про­тив Пу­ти­на, а за сво­бо­ду. И в этой кни­ге я ут­верж­даю, что кра­со­та и лю­бовь спа­са­ют мир, но лю­ди бо­рют­ся за сво­бо­ду. И толь­ко сво­бо­да даст воз­мож­ность нам вы­жить.

– Как вы при­ду­ма­ли та­кой жанр, как ау­ди­о­фильм?

– Мне хо­те­лось снять фильм. Я со­здал ки­но­сце­на­рий, но ки­нош­ни­ки, ко­то­рые про­чи­та­ли и по­смо­т­ре­ли, обо­зна­чи­ли очень боль­шие бю­д­же­ты, про­бить ко­то­рые бы­ло бы очень тя­же­ло. По­это­му я при­ду­мал как вся­кая голь и как че­ло­век хи­т­рый но­вый фор­мат, на­звав его ау­ди­о­филь­мом. В нём всё точ­но так же, как в ки­но, толь­ко без ви­део­ря­да. Так ро­дил­ся этот про­ект, а в ско­ром вре­ме­ни мы за­пу­с­тим своё при­ло­же­ние в «App Store».

– Вы ра­бо­та­ли жур­на­ли­с­том в 90-е. Мо­же­те срав­нить жур­на­ли­с­тов то­го вре­ме­ни с се­го­дняш­ни­ми?

– Вы­сту­пать су­дь­ёй и срав­ни­вать очень тя­же­ло, да и вряд ли я имею на это пра­во, по­то­му что жур­на­ли­с­ти­кой очень дав­но не за­ни­ма­юсь. Это мо­гут быть толь­ко мои на­блю­де­ния со сто­ро­ны. Ны­неш­нюю жур­на­лист­скую сре­ду я знаю как чи­та­тель. Раз­ни­ца ог­ром­ная. Жур­на­ли­с­ты мо­е­го пе­ри­о­да бы­ли меч­та­те­ля­ми, мы ви­де­ли пе­ред со­бой ка­кие-то смут­ные це­ли. Тог­да не бы­ло чёт­ко­го раз­де­ле­ния на ли­бе­раль­ный и де­мо­кра­ти­че­с­кий ла­герь. Мы про­сто пред­став­ля­ли, что есть пло­хо, и не очень по­ни­ма­ли, как долж­но быть. Но мы ис­ка­ли. Ис­ка­ли, бо­ро­лись, что-то от­ста­и­ва­ли, про­во­ди­ли ка­кие-то рас­сле­до­ва­ния. Но в ка­кой-то пе­ри­од жур­на­ли­с­ты мо­е­го по­ко­ле­ния ста­ли счи­тать се­бя впра­ве вы­но­сить суж­де­ния. Они счи­та­ли, что они мо­гут су­дить, вы­пол­нять свою мис­сию сверх мис­сии ин­фор­ми­ро­ва­ния об­ще­ст­ва. Этот пе­ре­хлёст до сих пор со­хра­ня­ет­ся. Про­фес­си­о­наль­ных жур­на­ли­с­тов, на мой взгляд, не так мно­го. Но прий­ти к мис­сии ин­фор­ми­ро­ва­ния об­ще­ст­ва, а я счи­таю это един­ст­вен­но пра­виль­ной мис­си­ей жур­на­ли­с­та, со­вре­мен­ным жур­на­ли­с­там по­ка не уда­ёт­ся.

– Вы – один из тех, кто знал По­лит­ков­скую. Ка­кой она бы­ла?

– Так по­сча­ст­ли­ви­лось, что на пер­вых ша­гах сво­ей жур­на­лист­ской де­я­тель­но­с­ти Аня бы­ла со мной и мы вме­с­те вы­пу­с­ка­ли га­зе­ту «Па­ри­тет», я хо­чу ска­зать, что она бы­ла очень че­ст­ным че­ло­ве­ком, вот и всё. Ве­ли­чие че­ло­ве­ка, его та­лант в про­стых ве­щах – в аб­со­лют­ной че­ст­но­с­ти и ис­крен­но­с­ти. Она бы­ла че­ст­ным че­ло­ве­ком, уме­ю­щим со­пе­ре­жи­вать го­рю дру­гих. 


Записала Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования