Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №42. 19.10.2012

Между безволием и смирением

 Музей-усадьба Льва Толстого в Ясной Поляне и компания Самсунг объявили имя первого лауреата в новой номинации «Детство. Отрочество. Юность».

Премия присуждена Андрею Дмитриеву за роман «Крестьянин и тинейджер».

 

Часто в современной России роман получает дополнительную нагрузку, становится героическим эпосом и апокалипсисом (Ю.Мамлеев, А.Проханов, П.Крусанов), историософским памфлетом (М.Гиголашвили, А.Терехов, В.Лидский) или художественной автобиографией (Э.Лимонов, А.Рубанов, Р.Сенчин, С.Шаргунов).

«Крестьянин и тинейджер» Андрея Дмитриева просто роман: не слишком яркие герои здесь выше философских идей и назидательных концепций. Авторское сознание не царит над сюжетом, не превращает персонажей в исполнителей воли писателя, действующего согласно рациональному плану. В «Крестьянине и тинейджере» есть пластика свободного от идеологий движения, позволяющая читателю ощущать протяжённость и спокойное течение романного мира. Нет ни метафизических бездн, ни актуальной публицистики.

Крестьянин Панюков, которому больше сорока, живёт холостяком в деревне из одиннадцати домов, и жилым является лишь его собственный. Во дворе относительный порядок, правда, забор лежит поваленным уже десять лет. Давно исчез совхоз, работы нет, отсутствуют и деньги, в которых Панюков мало нуждается.

 

Когда-то герой служил срочную в Афганистане, а теперь сидит одиноким вечером перед пятым телевизором, возвышающимся над пирамидой из четырёх ящиков, переставших показывать, но так и не выброшенных.

 

У Панюкова сильно чешутся ноги, но он не может добраться до врача: не с кем оставить корову и невозможно переступить через укоренившееся равнодушие к себе. Ближе к финалу мы узнаем, что этого потомка староверов зовут Абакум. У него нет веры, забыты все духовные битвы. Лишь сохранилась упрямая способность быть трезвым – в своём деревенском полусне, всё-таки сохраняющем душу.

У тинейджера Геры, которому девятнадцать, нет наглости и цинизма, часто приписываемых поколению девяностых. Нет у него веры и убеждений, но он задумчив и погружён в себя. Не смог ужиться в новой школе, где одноклассники склоняли его к совместным наркотическим путешествиям. Гера знает, куда ведёт этот путь, на котором в чудовище из страшных снов превратился старший брат. Герасим выдержал напор отца-бизнесмена и поступил на исторический факультет, проигнорировав модный юридический. Учился бы без особых проблем до самого диплома, но любовь и ожидание чего-то большего, чем студенческая жизнь, уводят в сторону, где нет зачётов и экзаменов. В последний момент отец сумел защитить сына от армии, где над такими задумчивыми куражится дедовщина, и через помощника Вову спрятал Геру в деревне у Панюкова.

Юноша-москвич в пустом селении Сагачи. Хорошо, что не появляется комедийный ракурс. Есть шанс встретиться с трагедией, вспомнить, как в «Елтышевых» Р.Сенчина на нас движется призрак русской деревни, которая хуже, чем мертва, ведь она судорожно дышит и разлагается: в нищете, безработице, пьянстве, шальных смертях. Следы этой катастрофы разбросаны и по роману Дмитриева, но занимают они далеко не самое видное место. Автора интересует не собирание фактов, подтверждающих обречённость системы, а движение тихой, почти незаметной  человечности. Она есть в Панюкове и Герасиме, значительно меньше её в панюковском друге Вове, который подался в Москву, «спиртом торговал в палатке», «дрожал в охране», «скучал в конторе», «мотался челноком» и так суетился, так бегал в поисках персонального благополучия, что выпал из романного кадра как слишком очевидный персонаж.

Давно известно: слаб и нерешителен русский мужчина на rendez-vous. Много лет назад понравилась Панюкову зоотехник Санечка, такая же скромная, чуждая агрессии, как и он. Саня хотела, чтобы всё было «по-человечески, без грубости», и молодые люди, уже планировавшие свадьбу и совместную жизнь, «не решались войти в лес», переступить границу чистоты. Случилось недоразумение, впавший в минутную ревность Панюков послушал Вову, давшего совет поскорее присвоить возлюбленную. И всё рухнуло. Саня стала женой вечно пьяного ветеринара, осталась бездетной, несчастной и вскоре сравнялась с мужем в алкоголизме. Панюков годы ходил вокруг потерянной женщины, «не отставая и не приближаясь», смотрел на её бессловесные страдания, ждал, видел Саню во сне, готовился к решительному шагу и никак не делал его.

 

И Гера совсем не герой в отношениях с женщиной. Его Татьяна всегда оберегает «поляну для одиночества», вслух или без слов упрекая близкого друга в инфантилизме. Она не смотрит телевизор, не признаёт эсэмэски, обо всём имеет мнение и сама зарабатывает на жизнь. Герасим зависим от своего чувства, не Татьяна. Он любит её, а Татьяна любит жизнь. В ней нет ни безволия, ни смирения. Она поедает окружающую её реальность и по-своему права в этом силовом действии.

 

С любовным сюжетом связана и кульминация «Крестьянина и тинейджера». Наконец-то наступает время для решимости Панюкова. Он продаёт корову, оставляет дом, направляется к Сане, чтобы забрать, вылечить её, себя, жить и работать в Москве, куда когда-то звал Вова, обещавший устроить на автомойку. В этом движении потомок староверов почти Аввакум, он поднимается над собственным безволием, берёт в руки будущее. Только не знает Панюков, что в этот момент в нескольких километрах от Сагачей хоронят Саню, скончавшуюся от цирроза и отчаяния.

На свой страх и риск Гера покидает деревню, оказывается в Москве и обнаруживает Татьяну наедине с интеллигентным стариком. Он брошен семьёй и болен, она – его сиделка. Он даже в дряхлости сохраняет лоск знающего и понимающего человека, она – его любовница. Оказывается, что Татьяна прессинговала Геру не своими словами, а мудростью утратившего смысл гуманитария, многословно проповедующего о том, что «в этой стране уже ничего не будет».

 

Старик с Татьяной призывают Геру согласиться с нормальностью ситуации, с возможностью двойственности, в которой есть ведь и милосердие, но парень уже понял, что был обманут. Он оставляет Татьяну, решает научиться пить молоко и жить в Сагачах.

 

Не стал бы говорить о том, что Панюков и Герасим стали в своей кульминации героями воли. Они осознали своё безволие и – рискну сказать – двинулись навстречу смирению. В чём оно? Почувствовав тишину, живущую в тебе, надо понять необходимость благого поступка. Это не приведёт к охлаждению сердца, не превратит в рационального завоевателя жизни. Смирение перед Богом и миром предполагает волю к сохранению жизни, к тому, чтобы вылечить свои чешущиеся ноги и перестать держать в сердце девчонку, которая отдана старику, а не тебе. Смирение загорается тогда, когда ты прекращаешь безвольно помирать.

«Крестьянин и тинейджер» – простой роман о сбережении тепла, о том, как хороший русский человек балансирует между безволием и смирением. В крестьянине Панюкове навсегда поселился ребёнок. В московском тинейджере Герасиме обитает душа крестьянина. Может, в этом единстве залог продолжения деревенской прозы – не жанра позднесоветской литературы, а онтологического стиля нашей жизни, сохраняющей себя посреди модных в современной словесности апокалипсисов?


Алексей ТАТАРИНОВ,
г. КРАСНОДАР




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования