Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №42. 19.10.2012

Язык подмостков

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа», – утверждал Александр Пушкин в стихотворении, написанном 21 августа 1836 года. За века, прошедшие со дня гибели поэта, Россия убедилась, что к Пушкину «народная тропа» не зарастает даже в самые чёрные годины отечественной истории. Не зарастает она и сейчас, несмотря на всеобщее опасение о деградации культуры. Не только в фигуральном смысле – дороги к прекрасному, но и в буквальном. 

В Пушкиногорье поэтическое определение «народная тропа» обретает фактический вид. Пушкиногорье всё опутано стёжками к местам концентрации духовной энергии. Это, разумеется, музейные усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское, этнографический музей в деревне Бугрово, городища Велье, Воронич, Савкино, заповедные озёра… Но есть и ещё одна тропа, прохожая и проезжая.

Она берёт начало в двух километрах от райцентра Пушкинские Горы и уводит через поле в лес. Её обозначает броский деревянный указатель: Лаборатория Искусств «Кордон-2» (сокращённо «ЛИК»).

Лаборатория искусств «Кордон-2» – общественная некоммерческая организация, действует на Псковщине с 2004 года. С 2005 года «Кордон-2» организует Малый международный Театральный Фестиваль «ЛИК». Название лаборатории в контексте театрального действа обретает хороший второй смысл. Формат фестиваля – днём занятия и мастер-классы, вечером – спектакли и встречи с артистами у костра. Всё – под открытым небом; всё – бесплатно.

При первом директоре Пушкинского музея-заповедника Семёне Гейченко (1903–1993; возглавлял заповедник с 1945 года) в усадьбе Михайловское существовал открытый «Зелёный зал» – место встреч С.Гейченко с гостями заповедника, поэтических чтений и неформального общения. Спустя десять лет после смерти Семёна Степановича Лаборатория искусств «Кордон-2» возродила эту добрую традицию на территории, принадлежащей художнику Петру Быстрову, начинавшему работать в музее-заповеднике ещё при Гейченко. Лаборатория – это партнёрство Петра Быстрова (художника, скульптора, актёра), Григория Кофмана (артиста, режиссёра Русского Берлинского театра), Иосифа Будылина (музейного работника, культуролога, академика Российской академии естественных наук) и ещё нескольких человек. «ЛИК» как миникультурный комплекс управляется коллегиально Общественным советом, члены совета ведут разные направления работы.

Территория «Кордона-2» – поляна площадью около 1800 кв.м. и несколько построек на ней: дом со сценой, «лавка лесного художника» – обиталище и мастерская, баня по-белому, летняя кухня под навесом. И замечательные деревянные скульптуры работы Петра Быстрова, украшающие поляну: «Человек-скворечник» (портрет С.Гейченко), Пушкин и его няня.

В программе каждого театрального фестиваля присутствуют спектакли, посвящённые Пушкину. Особенно любима маленькая трагедия «Моцарт и Сальери», ей воздают должное чуть ли не каждый год. А в 2011 году прямо на фестивале была поставлена Григорием Кофманом с помощью артистов – участников фестиваля – читка-презентация пьесы М.Булгакова «Последние дни. Пушкин». Создание постановки за несколько дней называется лабораторной работой и обязательно для фестивальной программы.

Формат театрального фестиваля близок задачам мемориального музея-заповедника поэта. Сегодня вообще литературная деятельность «сливается» с театральной – чему свидетельство, например, популярный жанр перформанса. Литературный критик Евгения Вежлян в статье «Новая сложность. О динамике литературы» («Новый мир», 2012, № 1), рассуждая о состоянии сегодняшней литературы, употребила характерную фразу: «Литература (вернее, литературная сцена) стала полем сплошной ротации и презентации… В этой ситуации – когда не ты объясняешь себя, а тебя «раскручивают» и «предъявляют» – все стратегии стали равноценны и равнозначны, вернее – совместимы». Это наблюдение, на мой взгляд, свидетельствует, что критики принимают уже как должное «сценический» облик современной поэзии, её существование на подмостках. Что касается не только «текущего» литпроцесса, но и классики. В театре наблюдается похожая тенденция: на сцену «восходят», превращаясь в постановки, отнюдь не драматические произведения, но проза и стихи. Театр всё плотнее «срастается» с литературой, что постоянно демонстрирует «ЛИК».

В этом году на фестивале «ЛИК» было показано девять сугубо «литературных» композиций и сольных программ. На открытии фестиваля публику приветствовали чтениями писателей, живших в Пушкиногорье, в том числе С.Довлатова и С.Гейченко. Прозвучали и рассказы писателя Дмитрия Горчева (умер в 2010 году), незаурядного автора, известного больше в качестве художника и книжного иллюстратора. В последующие дни зрители увидели и услышали несколько инсценировок по стихам «За гремучую доблесть грядущих веков» (по произведениям О.Мандельштама), «Облако в штанах» (по одноимённой поэме Маяковского), сольную программу народного артиста РФ Виктора Никитина «И неотвратим конец пути…» (по произведениям Пушкина, А.К. Толстого, Чехова, Пастернака), моноспектакль Павла Михайлова «RETWEET» по стихам Бродского, музыкально-поэтическую композицию Романа Захарова по двум поэмам Павла Васильева. Снова имел место опыт инсценировки прозы – спектакль по рассказу Маркеса «Женщина, которая приходила ровно в шесть» драматического театра «Апрель» (г. Лодейное Поле).

Можно только приветствовать «перевод» литературных произведений на язык подмостков. Настоящее время чрезвычайно информационно насыщено, общество избаловано обилием и изысками культурных «месседжей», и приходится это учитывать. И авторам произведений искусства, и хранителям культуры. Ведь возможно делать просветительские программы более зрелищными. Фестиваль «ЛИК» успешно придаёт литературе зрелищности. Не в этом ли секрет притяжения к нему публики?..


Елена САФРОНОВА,
ПУШКИНОГОРЬЕ – РЯЗАНЬ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования