Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №44. 02.11.2012

Рассчитывать можно только на себя

или   Почему закулисье   нашего кино   напоминает мордобой   в американском хоккее

 

Константин Одегов пока известен в основном по экранизациям двух книг Юрия Полякова: «Небо падших» и «Парижская любовь Кости Гуманкова». Другой его фильм – «Распутин – Новый. Без покрова» зрители ещё не видели. Хотя на всех кино- и телефестивалях самые шумные споры разгораются как раз только вокруг этой картины. Одиннадцатый всероссийский фестиваль телепрограмм «Белые пятна истории Сибири», состоявшийся в конце октября этого года в Тюмени, исключением не оказался. Однако вот парадокс: ни одной премии этой ленте до сих пор не дали. Одни считают, что из-за зависти. Другие полагают, что просто высокому начальству не понравилась концепция режиссёра.

 

Константин ОДЕГОВ
Константин ОДЕГОВ

– Константин, вы впервые обратились к фигуре Распутина?

– Нет. Первая попытка случилась четверть века назад. Но её лучше не вспоминать. Я тогда столько ошибок сотворил.

– Что-то не так сняли?

– Если бы. Я, по сути, оболгал великого человека. Ведь как всё случилось? Я до этого десять лет профессионально играл в хоккей (в основном за команду второго эшелона «Рубин») и мечтал в перспективе перейти на тренерскую работу. Но у меня появились другие планы, не связанные со спортом. Я окончил отделение журналистики Тюменского университета, попал на студию телевидения к Туринцеву и вскоре получил задание сделать какой-то сюжет о Тобольске. Но по дороге в Тобольск я ни с того ни с сего попросил шофёра завернуть в Покровск. А там мне встретилась девяностолетняя бабушка Анфиса Моторина, которая ещё помнила Распутина. Я тут же снял на камеру её большое интервью и потом на основе этой беседы сделал пятнадцатиминутный фильм. Но тогда моя трактовка образа Распутина мало чем отличалась от романа Пикуля «У последней черты» и фильма Климова «Агония». Кстати, начальству моя дебютная работа тогда очень понравилась, и её не раз показывали по тюменскому телевидению.

– Что дальше произошло? Вы не прижились на телевидении?

– Нет, просто появились новые искушения.

– Какие?

– В девяносто пятом году у меня после девятилетнего перерыва появилась возможность не просто вернуться в хоккей, но поиграть за океаном, на Аляске. Если до этого работа в Америке воспринималась как нереальная мечта, то вдруг всё разом изменилось. Пожалуйста, вот контракт, деньги, машина… Мне, конечно, было интересно увидеть Америку изнутри. Я уезжал, полный надежд. Но сказка продолжалась недолго. Если в Советском Союзе культивировалась школа Тарасова, которая была нацелена не только на высокие результаты, но и на красоту игры, и, кроме, того предполагала соблюдение определённых этических правил, то в Америке на хоккейной площадке никакая мораль не приветствовалась. Там ставка делалась исключительно на мордобой. Каждая игра – это драка. Я слабаком себя никогда не ощущал, драк не пугался, если надо, я тоже могу всем накостылять, но дальше-то что…

Короче, я стал тосковать по родине. Америка оказалась не для меня. И уже через год я вернулся в Тюмень.

– Вернулись со славой и с деньгами?

– Насчёт славы не знаю, но денег я действительно заработал в Америке немало.

– И как вы ими распорядились?

– Мне захотелось продолжить заниматься кино. Но какое-то дерьмо снимать я не собирался. А тут всё решил случай. Вдруг жена привезла из командировки книгу Юрия Полякова «Небо падших». Я прочитал и ахнул, насколько верно Поляков уловил суть новой эпохи. Именно так и продавалась в наше время любовь.

Дальше жена нашла телефоны Полякова. Тут выяснилось, что вообще-то «Небо падших» поначалу хотел экранизировать Снежкин. Но Снежкин затянул время и договор остался неподписанным. Я понял, что у меня появился шанс.

Естественно, Поляков с ответом не спешил. Он ведь тогда ещё не знал, на что я способен. Первым делом он поинтересовался, что у меня есть. Я дал ему кассеты с моим фильмом о Косте Цзю. Кажется, Полякову он понравился. Затем возник вопрос о деньгах. Рассчитывать на какого-то дядю было бесполезно. Я сказал, что у меня есть 50 тысяч долларов, и тут же из них восемь отдал в качестве гонорара Полякову (за право экранизации). Ну а потом начались съёмки. Фильм я назвал «Игра на вылет».

– И что – весь бюджет картины «Игра на вылет» обошёлся в 50 тысяч долларов? Не верю.

– Это ваше дело: верить или не верить. Я рассказываю лишь о том, как всё происходило.

В этой картине я выступил сразу в нескольких качествах: как продюсер, сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли.

Правда, мир оказался не без добрых людей. Руководитель телекомпании «Регион-Тюмень» Анатолий Омельчук бесплатно мне дал оборудование. А когда фильм был уже готов, другой хороший человек – Павел Митрофанов – выделил 70 тысяч на то, чтобы перевести картину на плёнку.

– Фильм «Игра на вылет» принёс вам первую шумную известность. Не потому ли вы решили продолжить сотрудничество с Поляковым?

– Не только поэтому. Мне ещё нравился у Полякова роман «Козлёнок в молоке». Но по нему фильм уже снял Кирилл Мозгалевский. Поляков предлагал мне взяться за «Демгородок». Но я считал, что эта повесть не для экранизации. В итоге мы остановились на «Парижской любви…», хотя, насколько я знаю, поначалу эту книгу собирался экранизировать Михаил Задорнов.

– Поляков ставил вам условия?

– За горло он не брал, но в начале работы сделал небольшую оговорку: мол, хорошо бы мне в главной роли на этот раз не сниматься.

– У него были другие кандидаты?

– Варианты были разные. В какой-то момент на главную роль рассматривался Хабенский. Но он как-то странно себя повёл. Помню его первое появление. Хабенский сразу попросил рассказать, где в фильме будет любовь. Я поинтересовался, каким временем он располагает. Пятнадцать минут. А как за пятнадцать минут рассказать весь фильм? Ясно, что сценарий он не читал. А тогда зачем было приходить на переговоры?

Потом возникла кандидатура Евгения Миронова. Но я отказался от этого варианта. И не только из-за денег. Миронов был согласен сняться и за относительно небольшие деньги (за три тысячи долларов за каждый съёмочный день, а у нас планировалось 30 съёмочных дней). Миронов поставил условие отдать одну из ролей также Астахову. А мне это не понравилось.

Так что я Полякова не послушал и на главную роль вновь предложил себя.

– На «Парижскую любовь…» деньги найти было легче, чем на «Игру на вылет»?

– Ещё трудней. Я надеялся на Митрофанова. Но ему эта повесть Полякова, как я понял, не понравилась. Первоначальный взнос сделал другой заместитель Собянина (Собянин в ту пору был губернатором Тюменской области) – Олег Чемезов.

– Если не секрет, сколько?

– Триста тысяч долларов. Причём наличными. И я тут же помчался в Москву. Сейчас бы я, конечно, такой глупости не сделал.

– Не взяли бы деньги?

– Не поехал бы в Москву с такими деньгами. А если б кто-то проговорился? Бандиты бы не дрогнули.

Константин ОДЕГОВ
Константин ОДЕГОВ

– Вам хватило триста тысяч?

– Смеётесь. Во-первых, восемь я сразу в качестве гонорара отдал Полякову. Дальше надо было определиться с оператором, кормить съёмочную группу, везти сразу двенадцать человек на съёмки в Париж… Первый оператор не потянул. Я выдал ему аванс 5 тысяч долларов, но он первые же съёмки запорол, а аванс, разумеется, не вернул. В общем, денег хватило только на Париж. (Кстати, в Лувре нам снимать так и не разрешили, пришлось работать в музее Родена.) А потом понадобились деньги на продвижение. Я обратился к Митрофанову. Он дал сто тысяч, но уже под проценты.

– Почему «Парижскую любовь…» до сих пор не показали ни по первому федеральному телеканалу, ни по второму? Кажется, её только один раз пропустили через канал «Культура».

– В 2005 году я должен был подписать контракт с «ЦПШ» на производство трёхсот копий моего фильма. Но в последний момент всё сорвалось. Мне предложили 60 тысяч долларов за прокат моей картины по стране. Это было несерьёзно. Этих денег мне не хватило бы даже на то, чтобы рассчитаться с долгами. Правда, мне за эти 60 тысяч пообещали устроить демонстрацию фильма на всех телеканалах. Но я сказал, что с телеканалами сам всё улажу. В ответ мне язвительно пожелали: в добрый путь.

– А что на телеканалах случилось?

– Сначала меня все обнадёжили. На Первом канале одна девушка даже пообещала заключить контракт. Оставалось дождаться возвращения из командировки шефа этой девушки – кинопродюсера Максимова. Но Максимов мою картину не принял. Потом мне отказали на НТВ. Затем мне помахали ручкой и на других телеканалах.

Позже на меня вышел один бизнесмен и предложил 150 тысяч долларов за право продавать ДиВиДи с моим фильмом. Я по дурости отказался, боясь совсем потерять телевидение.

– На канале «Культура» за показ фильма с вас тоже потребовали «откат»?

– Оставим эту историю без комментариев.

– Пока решался вопрос с прокатом «Парижской любви…», вы больше ничего не снимали?

– Почему же, я без дела не сидел. Один автор предложил мне вместе с ним поработать над комедией. Мы вместе написали сценарий и уже собирались запуститься на «Мосфильме», но Всевышний спас меня от этого.

– Вы не любите комедию?

– Дело не в жанре, а в идее. А захватившую меня идею я после Полякова нашёл лишь у нашего тюменца Сергея Козлова. Мне очень понравилась его повесть «Мальчик без шпаги», и я решил снять по ней фильм «Наследники».

– Ну хоть теперь-то не было проблем с деньгами?

– Если б. Пришлось взять кредиты. До сих пор расплачиваюсь.

– Неужели местные власти не помогли? Ведь тот же Козлов – не последний человек в Югре и Тюмени.

– О чём вы говорите. Я некоторые сцены для этого фильма планировал снять в Увате и заранее договорился о поддержке с главой района. Но по приезде в Уват глава района признался, что ему звонил новый губернатор Якушев и будто бы запретил мне помогать. Хоть собирайся назад. Потом глава сжалился и предложил следующий вариант: поселить съёмочную группу в долг, но не в гостинице, а на какой-то лыжной базе. А мы ведь ещё с ним договаривались о вертолёте. В общем, мы долго думали над тем, как всё обставить так, чтобы никто ничего не донёс губернатору.

– Теперь-то я понимаю, почему на фестивале «Белые пятна истории Сибири» член жюри руководитель информационного департамента Тюменской области отвёл ваш фильм о Распутине под предлогом, что вы человек страстный, но не умеете правильно расставлять акценты.

– Лучше б этот чиновник помолчал. Я ведь к нему в своё время ходил, просил деньги на фильм «Наследники». Мне тогда сказали, что я делаю очень нужное дело, но якобы не по его ведомству. Мол, у него есть деньги на газеты и на телевидение, а по какой статье провести фильмы, он якобы не знает.

– И вы поверили ему? Ведь он отвечает не за СМИ, а за информационную политику. А ваши фильмы могли бы прекрасно поработать и на создание позитивного имиджа Тюменской области.

– Конечно, я ему не поверил. А вообще у нас народ так не рассуждает. Народу в Тюмени интересно другое: на какие деньги наши чиновники покупают себе дорогущие квартиры в элитных домах и загородные коттеджи. Что – на свою зарплату? Вот о чём все хотят спросить этого руководителя информационной политики. Откуда деньги, ведь он бизнесом вроде бы не занимался. Ответа нет. Так что о чём мы с вами после этого говорим?!

– Ну, мне трудно судить, на какие шиши построились тюменские чиновники (знаю только, что один их коллега из Ханты-Мансийска, отвечавший в 90-е годы прошлого столетия за информационную политику в Югорском крае, выстроил себе под Тюменью коттедж за «откаты» с договоров с разовых мелованных информлистков, печатавшихся в Москве). А вот информпродукт под их началом выходит в Тюмени явно некачественный. Если раньше, когда губернией правил Рокецкий (кстати, он тоже был не подарок), тюменская пресса отличалась и смелостью, и аргументированностью, то теперь тюменские газеты читать нельзя: одно подобострастие, желание выслужиться перед местными властями. Аж тошно.

– Вот вы сами и ответили на вопрос, почему местные власти не дали денег на мои фильмы. Дал только один бизнесмен, но под высокие проценты. Я давно понял, что в нашем деле можно рассчитывать только на себя, только на собственные силы.

– А коллеги?

– Ну, о чём вы говорите. Помню, когда я в Москве доделывал фильм «Наследники», у меня закончились последние деньги. Пообедать даже было не на что. И мой монтажёр посоветовала обратиться к Бурляеву. Ну и что я услышал? Бог поможет. Отсюда я делаю вывод: свои первые же тебя затопчут.

– Вы не сгущаете краски, ведь те же «Наследники» уже поучаствовали в нескольких отечественных международных фестивалях?

– Вы думаете, что на наших отечественных фестивалях можно добиться справедливости? Как правило, всё заранее решено, кому и что дать. Мы живём в циничное время. Организаторы даже не скрывают: надо обязательно отметить Говорухина, потому что он заседает в Госдуме. Надо не забыть Хотиненко. А ещё есть многочисленные родственники Михалкова. А как быть с Бурляевым? И все молчат, что «1612» и «Поп» Хотиненко – это не кино. Никто не говорит, что «Остров» Лунгина – это неправда.

– На международных фестивалях та же ситуация?

– Там больше непредсказуемости. Так наши всё равно всю правду до народа не донесут. Вот мои «Наследники» были отобраны из 30 картин на престижный Шанхайский фестиваль. Да, все знают, что Китай – самый перспективный для нашего кино рынок. Потенциальная аудитория кинозрителей там оценивается в миллиард человек. Поэтому за эту аудиторию идёт острейшая борьба. Не случайно и Первый канал, и канал «Россия» посвятили последнему Шанхайскому фестивалю десятиминутные репортажи. Но ни в одном репортаже мой фильм, демонстрировавшийся в Шанхае и получивший много восторженных откликов, даже не упомянули. Почему? Видимо, кого-то не устраивает честная конкуренция. О чём после этого можно говорить?

– Так может, ваш реабилитационный фильм о Распутине переломит ситуацию?

– Хотелось бы. Но вряд ли получится. Понимаете, я ведь в нём полностью отказался от прежних оценок. Сейчас для меня Распутин – национальный герой и народный заступник.

– Простите, но как ваши оценки согласуются с мнением церкви? Я в 2008 году встречался в Тобольске с архиепископом Димитрием, который заявил, что наша церковь никогда не пойдёт на канонизацию Распутина.

– Я бы не хотел, чтобы мнение одного архиепископа воспринималось как мнение всей Церкви. Я, когда задумал новый фильм о Распутине, был на Афоне и разговаривал с отцом Нифонтом и отцом Зосимой, и они оба поддержали меня в стремлении реабилитировать Распутина. Нифонт прямо сказал, что Григорий Ефимович – это святой человек.

Я очень долго собирал материалы, читал историков, работал в архивах и убедился в том, что Распутин был оболган ещё при своей жизни. Да и сейчас его образ сильно искажён. А что будет потом, когда начнём пожинать плоды тестового образования?

Для меня проблема состояла в том, как подать собранные материалы. Можно было использовать закадровый текст. Но проняли ли бы озвученные факты зрителя? Не продолжал ли бы он вспоминать игру Климова? В общем, надо было приглашать актёра. Но кого? Я изначально видел в этой роли только Владимира Толоконникова. А он так не вовремя сломал бедро и слёг. Тем не менее я ему позвонил.

Толоконников был удивлён моему обращению. «Ты понимаешь, за что ты взялся?» – спросил он. «Понимаю». В общем, я послал ему в Алма-Ату сценарий. И через несколько дней звонок: встречай.

Толоконников играл, сидя в коляске. Я считаю, что он со своей ролью справился блестяще.

– Вы будете продолжать работу с Сергеем Козловым?

– Хотелось бы. Но пока то, что Козлов давал мне почитать из его новой вещи, меня не потрясло.

– Я тоже с интересом отношусь к творчеству Сергея Козлова. Хорошо помню первые его рассказы, которые он присылал в газету «Литературная Россия» ещё в середине 90-х годов из крошечного таёжного посёлка Горноправдинск. Но зачем он лезет теперь в политику? Как бы его не сломали. Прецеденты уже были. Пример тому – история с Александром Игумновым из другого маленького югорского городка Советский. Какие у него были потрясающие рассказы об афганской войне! И чем всё закончилось? Игрой в политику. А какую цену Игумнов за это заплатил? Его ведь дважды соратники с лёгкостью сдавали и даже однажды упрятали в тюрьму. Но, похоже, жизнь Сашу ничему не научила. Он вновь рвётся в политику, а литература побоку. Я боюсь, что как бы не заигрался и Козлов. Уже пошли слухи, будто он стал правой рукой губернатора Югры Комаровой, за что ему якобы помогли избраться в Тюменскую областную думу. Но как можно прославлять Комарову, если при ней в Ханты-Мансийске у писателей забрали замечательное трёхэтажное здание Дома писателей, отдав особняк миграционной службе, при ней перестали издавать хантыйских литераторов, при ней в департаменте информации сделана ставка на мальчиков и девочек из Екатеринбурга и Иркутска, которые не знают, чем ханты отличаются от манси, и при ней никак не установят, кому принадлежат права на снятый по роману Еремея Айпина фильм? Я этого не понимаю.

– Наверное, вы правы. Ведь что сейчас всех волнует в стране? Коррупция. Потеря духовных ориентиров. Превращение православной страны в общество всеобщего потребления. Тестовое образование. Я хотел бы, чтобы Сергей Козлов оказался богатырём и решил все эти проблемы. Но кто ему позволит? Поэтому я тоже беспокоюсь о том, как бы политика Сергея не сгубила. Ему надо хорошие книги писать, а не в этой думе заседать.

– Какая теперь у вас мечта?

– Я хочу рассказать историю своей бабушки. Она была у нас очень набожной, и родители долго этого стеснялись. Они в своё время учились в Омске. Своего жилья у них, естественно, не было, а в общежитии места для всех не хватало, и меня поначалу укладывали спать не в детскую кроватку, а в чемодан. Бабушка, когда первый раз увидела меня в чемодане, всплеснула руками и запричитала. А потом у меня обнаружили костный туберкулёз и отвезли в Ишимский санаторий. Бабушка очень сильно переживала за меня и постоянно молилась, а я, дурак, отпускал по этому поводу нелепые шуточки: мол, вот Гагарин к твоему богу полетел.

Вообще, в этом Ишиме мне было очень тяжело. Я, как и все дети, хотел бегать, играть, а врачи уложили в гипс и не разрешали даже двигаться без особой нужды. Мы, естественно, пытались докторов обмануть. Так они что придумали? С нас сняли трусы. Расчёт был на то, что мы постесняемся в присутствии девочек бегать без трусов и будем лежать в неподвижном состоянии. Выручила бабушка. Когда она в очередной раз спросила, что привезти, я, не вдаваясь в подробности, попросил трусы. Да, да. А что было мне делать?!

Пока у меня получается киноповесть о бабушке. О съёмках я ещё не думал.

– Удачи вам, Константин.


Беседу вёл Вячеслав ОГРЫЗКО,
ТЮМЕНЬ – МОСКВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования