Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 23.11.2012

В Мире Полудня траур

Умер Борис Стругацкий – последний великий фантаст русской литературы советского периода.

Впрочем, что такое фантаст? Можно ли найти в истории литературы чистого фантаста или сугубого реалиста? Кто они – Алексей Толстой, Александр Беляев, Михаил Булгаков, Александр Чаянов, Сергей Снегов, Иван Ефремов, Александр Казанцев… Вряд ли только фантасты.

Борис Стругацкий, как и его брат и соавтор большинства произведений, Аркадий, тоже писали по-разному. Но создавать мир будущего, другие цивилизации, менять русло действительности научным открытием – было их стихией.

Фантастика, это, конечно, приём. Известно, что каждый настоящий фантаст, пиша о будущем, о параллельном, пишет о своём времени, о людях своего времени, правда, ставя их в ситуации, которые в реальности случаются очень редко, наделяя способностями, в принципе, могущими проявляться у некоторых, вооружая их техникой, которая вполне возможна, но пока не создана…

Не случайно, что научная фантастика сегодня находится в упадке – прогресс, во многом развитый, вдохновлённый фантастами, обогнал человеческое воображение. Сегодня физики куда большие фантасты, чем писатели.

Но для любого писателя, фантаста ли, реалиста, главное, как это ни избито, ни пафосно звучит, – человек. Стругацкие изучали человека, пожалуй, во всех возможных ситуациях, бросали его в самые разнообразные реальности. Но, опять же, отталкиваясь и подразумевая реальность нашу.

В повестях и романах Стругацких конца 50-х – начала 60-х советские космонавты и даже недавние пэтэушники совершают подвиги на Земле будущего и на других планетах; роман «Полдень, XXII век» – на мой взгляд, одна из лучших утопий (сложный жанр, в отличие от антиутопии) в мировой литературе. А в дальнейших произведениях – написанных в эпоху пресловутого застоя – сюжеты всё мрачнее. «Хищные вещи века», «Трудно быть богом», «Сказка о Тройке», «Улитка на склоне», «Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света»…

Вспомним, как мрачнела на протяжении двадцати пяти лет и созданная Стругацкими литературная вселенная – Мир Полудня. От светлого «Полдень, XXII век» к безысходному «Волны гасят ветер».

Книги Стругацких были редкостью в советское время, журналы с их публикациями передавались, как сокровища; нередко за них оставляли залог. Хорошо известны и цензурные сложности, запреты… Вообще фантастика для любой власти довольно опасна: нарисуешь будущее в мрачных тонах, скажут, что не веришь в созидательную силу существующего строя, сделаешь будущее светлым и счастливым, и власти придётся задуматься, сможет она хоть отчасти сделать его реальностью, по крайней мере, двинуться к его осуществлению.

Но произведения Стругацких ценны не только сюжетами, рождёнными удивительным воображением. Это просто очень хорошая и умная проза, наполненная мыслью. Она обогащает и заставляет размышлять. И даже в самых фантастических изгибах, изломах своих произведений, писатели не отступали от логики. Во всё верится.

Больше двадцати лет Борис Натанович прожил без своего соавтора. Немало написал за это время; чего стоит только роман «Бессильные мира сего». Кроме этого, он помогал новым поколениям фантастов – фантастов уже другой эпохи. Учреждённая им премия «Бронзовая улитка» – знаю, вожделенная награда не только для фантастов; выпускаемый им журнал «Полдень, XXI век», небольшой по объёму, стоит иных толстенных томов фантазёрства.

Сегодня у нас очень популярен реализм с допущениями. Ему отдали дань и Алексей Лукьяненко, Анна Старобинец, Виктор Пелевин, Яна Дубинянская, и Дмитрий Быков, Ольга Славникова, Андрей Рубанов, Захар Прилепин, Герман Садулаев. И у всех них заметно влияние книг Стругацких. Благотворное, не стыдное влияние. 


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования