Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 23.11.2012

Запускаем нечитающих подростков

Дмитрий Емец – один из самых известных современных российских детских писателей.

А между тем ему нет и сорока. Дмитрий – не только автор знаменитых литературных сериалов в жанре фэнтези для детей и подростков «Таня Гроттер», «Мефодий Буслаев» и «Школа Ныряльщиков» («ШНыр»), но и отец семерых детей! Даже удивительно, как он нашёл немного свободного времени, чтобы ответить на наши вопросы.

 

Дмитрий ЕМЕЦ
Дмитрий ЕМЕЦ

– Сегодня на прилавках книжных магазинов огромное количество детской и подростковой литературы. Увы, но общее качество при этом страдает очень сильно. Какой должна быть хорошая детская книга, а какой – не должна?

– В книге должна быть правда. Человек реагирует только на правду, причём очень чутко. На уровне сердечного отклика. Но правда – это, конечно, не то, чтобы залезть головой в мусорный бак и описывать всё, что в нём попадётся. Правда – это дорога, которая приведёт читателя к свету.

У Чехова есть цитата, которую я люблю: «Вспомните, что писатели, которых мы называем вечными или просто хорошими и которые пьянят нас, имеют один общий и весьма важный признак: они куда-то идут и Вас зовут туда же, и Вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у них есть какая-то цель, как у тени отца Гамлета, которая недаром приходила и тревожила воображение».

– Вам всегда хотелось писать именно для детей?

– Да нет, я писал и пишу для себя. Для внутреннего ребёнка, который до сих пор во мне живёт.

Писать я начал на третьем курсе филфака, мне было двадцать лет. Мне хотелось читать детские книги, и поэтому я их писал. Первая книга называлась «Дракончик Пыхалка». Потом «Приключения домовят», «Властелин Пыли», «Тайна «Звёздного Странника», «В когтях каменного века». Постепенно от повестей-сказок я перешёл к фантастике. Но всё же часто мне кажется, что я пишу не только для детей, а детское – это так, внешняя форма выражения мысли, коробочка жанра.

Как-то так получилось – причём без начального намерения охватить все годы детства, – что книги у меня расположены возрастными ступеньками. На дошкольный и младший школьный возраст – «Домовята» и «Пыхалка». На среднюю и старшую школу – «Таня Гроттер» и «Мефодий Буслаев». Они хорошо запускают нечитающих подростков. Бывают такие, которые читают технически свободно, но за книгу палкой не загонишь. Не получают удовольствия от чтения, а школа вместо того, чтобы его развивать, это удовольствие убивает на корню. Читать же из-под палки глупо, ничего не усваивается. Благодаря «Тане» и «Мефодию» читатель быстро подготавливается для более серьёзной литературы. И, наконец, у меня есть «ШНыр»: «Школа ныряльщиков». Это мой самый любимый сериал. В него я последние три года вкладываю больше всего души. В нём на сегодня четыре книги: «Пегас, лев и кентавр», «У входа нет выхода», «Мост в чужую мечту» и «Стрекоза второго шанса».

– Вы отец семерых (!) детей, причём в довольно молодом возрасте. Многие замечают, что у нас в стране смотрят на многодетных родителей с сожалением, с осуждением, с раздражением. Вы сталкивались с таким отношением?

– Почти нет, крайне редко. В каких-то исключительных случаях, и то, когда сами бывали виноваты. Чаще всего спрашивают: «Это все ваши?» У большинства людей срабатывает стереотип, что это или какой-нибудь семейный детский сад, или просто встретились люди, у которых уже было некоторое количество детей, и родили ещё парочку общих. Дети – это целая вселенная, их не может быть мало. Мне кажется, родители 14 детей гораздо счастливее, чем родители семерых.

– Как вы думаете, почему сложилось такое отношение?

– Да нет такого отношения. Это клише, что оно есть. Отношение абсолютно нормальное. Ну, иногда соседям только достаётся, когда у них над головой бегают, стучат и кричат.

Многодетным семьям завидовать сложно, потому что даже со стороны видно, что это такой дурдом на выезде. Все бегают, виснут, дёргают в разные стороны. Недели не проходит, чтобы нам на улице кто-нибудь шоколадку не сунул, когда идём всей ордой. Бабушки в храме нам то пятьдесят рублей в карман впихнут, то бутерброд какой-нибудь. Я первое время долго и занудно объяснял, что мы вполне обеспеченные, а потом надоело и теперь я спокойно беру, когда дают.

Если раздражение иногда бывает, то потому, что мы, многодетные, довольно шумная публика. И не хочешь внимание привлекать, а привлекаешь. Выбежал пятилетний ребёнок зимой на улицу в резиновых сапогах, когда мама младшего купает, – все бабульки уже галочку поставили: ага, по морозу в сапогах! Маму в тюрьму, детей в приют!

Когда у неопытной мамы ребёнок ложится в лужу, когда ему не купили игрушку, она его сразу выуживает, всё ему покупает и получает истерика-манипулятора. Но ей это не важно. Главное, чтобы со стороны всё выглядело цивильно. Многодетная же мама даёт ему спокойно полежать в луже, поорать и понять, что в луже мокро и неприятно.

– Как вы думаете, мода на одного – двух детей в семье будет распространяться? Или вообще течение чайлд-фри (сознательная бездетность) будет набирать обороты?

– Не знаю. Мне кажется, по моде детей вообще никто не рожает. И не сразу многодетными становятся. Есть такая пословица: «Два ребёнка – это ещё много. Три ребёнка – это уже мало».

Это чистая правда. С тремя детьми гораздо проще, чем с двумя. Это звучит нелогично, но это правда. Словно механизм какой-то включается. Опыт приходит, уже не заморачиваешься на ерунду. Не начинаешь менять колготки из-за пятнышка кетчупа на коленке. Знаешь, чего надо реально бояться, а на что можно махнуть рукой.

– Первые читатели ваших книг – ваши дети, или они видят новинки лишь после издания?

– По-разному бывает. Иногда они читают книги ещё до их выхода – в электронном виде. Но чаще всё же дожидаются бумажной книги. В электронном виде не так «вкусно» читать.

– Как вы относитесь к новому закону о защите детей от информации?

– Если закон нормальный, без подвохов, то нормально. С тех пор, как в 2003 году мы выбросили телевизор, мы информации не боимся. Не Интернета надо бояться, а телеканализации. Оттуда основная грязь в мозг наливается. Интернет мы, правда, тоже ограничили, чтобы младшие дети реже там бывали. Но не потому, что они будут по сомнительным сайтам бродить, а потому, что будут по шесть часов в день сидеть Вконтакте и отправлять друг другу лайки. Реально времени детского жалко. Потеряешь время сейчас – потом уже не наверстаешь. Детей надо загружать как можно больше. Секциями, занятиями, увлечениями. А Интернета им вполне хватает и двадцать минут в день.

– Вы – автор знаменитой саги о Тане Гроттер. Кстати, когда мой младший брат был в подростковом возрасте, прочитал все доступные книги этой серии, и я слышала множество восторженных отзывов от представителя целевой аудитории. Как вы думаете, почему источник вашего вдохновения – книги о Гарри Поттере английской писательницы Джоан Роулинг стали так популярны в мире? Ведь с первого взгляда в них нет ничего особенного…

– У Роулинг – хорошие детские книги. Особенно первые две. Потом мне уже меньше нравятся. Готика какая-то начинается, но это уже мелочи. Самая большая заслуга Роулинг – в создании универсальной книги, которая читается от 8 до 88 лет. У меня и «Таня Гроттер», и «Мефодий Буслаев», и «ШНыр» тоже универсальные. В книге должны быть ниши и для ребёнка, и для его родителей. Простор для мысли и воображения. Только в этом случае книги не будут выбрасываться, когда ребёнку покажется, что он уже вырос и стал совсем взрослым. У всех нас были такие моменты, когда мы резали ножницами детские фотографии или отдавали в библиотеку ставшие ненужными книги.

– Как из пародийной ваша серия превратилась в самостоятельную?

– Да как-то быстро. Ещё в финале первой книги – «Таня Гроттер и магический контрабас». Я почувствовал, что могу рассказать свою историю, и стал с удовольствием её рассказывать. Хотя, конечно, первым толчком «Тани» был именно «Гарри Поттер». Я очень благодарен Роулинг за эту книгу.

– А серия книг о Тане Гроттер будет иметь продолжение? Или точка уже поставлена?

– Поставлена. Последней была «Таня Гроттер и птица титанов». Сейчас я постепенно завершаю сериал о «Мефодии Буслаеве», чтобы все силы отдать «ШНыру». Он мне очень нравится и созданный мир меня очень привлекает. Это и фэнтези, и реалистическая проза, и юмористическая книга, и любовный роман – сплав жанров.

– Трудно бывает расставаться с любимыми героями, заканчивать серию?

– Да, очень. К героям сильно привязываешься. Но всё равно наступает момент, когда ты понимаешь, что вести героев до пенсии глупо. Писать о внуках «Тани Гроттер» я не буду. Надо вовремя остановиться и делать что-то новое.

– Какие у вас были любимые книги в детстве и какие сейчас?

– Помню, в библиотеке рядом с «Октябрьским Полем» я взял «Винни-Пуха». Она была истрёпанная, пухлая, но самая-самая любимая. Ещё «Карлсона» очень любил, «Маугли» и «Незнайку». А самая моя любимая книга последних лет – сборник «Отец Арсений». Её можно перечитывать огромное количество раз. Она объясняет больше, чем сотни художественных книг. Ещё прекрасная книга «Ложится мгла на старые ступени» Александра Чудакова. Лучшее из написанного в России в последние 20 лет. Полезная книга для юношества – «Димон» А.Торика. Отличная книга «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»  – о многодетной скандинавской семье.

– Говорят, что современные подростки не читают. Конечно же, это не так. Но читают они, в основном, Интернет, и если посчитать количество символов, прочитываемых ими ежедневно, например, в социальных сетях, то цифра эта будет в разы больше той, которой можно было бы обозначить количество прочитываемых символов ребёнком 80-х. Естественно, меняется качество чтения. Важно ли для ребёнка читать бумажные книги?

– Думаю, что не в бумаге тут дело. Книга может быть написана хоть на скале, хоть на глиняных табличках. Просто в Интернете мы читаем в основном художественный трёп наших друзей, разглядываем их фотки на фоне Эйфелевой башни или в лучшем случае читаем новостные сайты. Это очень вредит мышлению, приучая нас к фрагментарности. Мы разрываемся, размениваемся на ерунду.

Бумажные книги дают нам больше. Можно и в Интернете хорошие книги читать, но у нас не хватает на это силы воли. Разглядывать фотографии гораздо проще. Все мы слабые очень люди в волевом отношении.

– Как вы считаете, переход литературы на электронные носители неизбежен? Или шелест бумажных страниц будет волновать читателей ещё много десятилетий?

– Неизбежен. В сущности, бумага – только носитель. Думаю, что с пергаментами и папирусами тоже больно было расставаться. Целые поколения людей ворчали, что вот раньше книги были так книги, настоящая кожа ягнёнка, а сейчас какая-то там бумага. Сами подумайте, как приятно было держать в руках книгу из кожи, где каждая картинка единична и нигде больше не повторяется.

Другое дело, что переход на электронные носители ударил нашу литературу как ломом. Тиражи падают у всех без исключения авторов. И не только из-за бесплатных пиратских скачиваний. Литература, по сути, перестаёт кормить.

– Над чем сейчас работаете?

– «Мефодий Буслаев. Книга семи дорог». А потом буду править сборник рассказов, которые набегали по капле многие годы. Очень надеюсь на «ШНыр», на «Мефодия» и на этот сборник, у которого пока даже названия нет. 


Вопросы задавала Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования