Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 23.11.2012

Создатель Сатаны

Ракетно-космическая отрасль даже сейчас в независимой Украине – самая инновационная и наукоёмкая. Она до сих пор находится под покровом секретности. В своей книге «Как делали ракету» днепропетровский конструктор КБ «Южное» Станислав Козин приоткрывает завесу тайны, раскрывая интересные подробности создания самых грозных в мире межконтинентальных баллистических ракет читателю. Он утверждает: «Современникам трудно представить, в каких условиях работали советские, в том числе украинские ракетчики. Впрочем, тогда никто их не делил на российских, белорусских, украинских – все пятнадцать республик СССР, огромное количество заводов, НИИ и КБ занимались созданием сложнейшей, как правило, никогда ранее не существовавшей ракетной техники. Теперь, по прошествии двух-трёх десятков лет, вдруг оказывается, что в Днепропетровске и Павлограде были внедрены такие технические проекты, к которым только подбираются зарубежные специалисты.

Среди множества достижений была и ракета, названная на Западе Satan. То есть «Сатана» – очень уж грозным оружием оказалась эта украинская разработка. «Сатана» и сегодня является основным оружием сдерживания, стоящим на боевом дежурстве в Российской Федерации.

Козин был одним из многих тысяч специалистов, которые создавали «Сатану» и другие ракеты, космические аппараты. Ему хорошо известны люди, сам процесс работы, когда-то представлявший государственную тайну. В книге представлен только один из моментов создания сложной конструкции ракеты, связанный с её миномётным стартом. Но за этим кирпичиком открывается вход в высоченную пирамиду.

Станислав КОЗИН
Станислав КОЗИН

– Станислав Яковлевич, как долго писалась книга?

– Идея создания книги о ракетчиках, а именно о проектантах, принадлежит одному бывшему сотруднику проектного комплекса КБЮ, который в лихие девяностые прошлого века подался в бизнес, но сохранил любовь к своей профессии. Сам он писать не мог, предложил мне. Я увлёкся, писал в свободное время, два года. Так что если у вас есть два года свободного времени – пишите книгу!

– Читал «Как делали ракету», и складывалось впечатление, что события происходили только вчера. Как вам удалось так всё чётко и подробно сохранить в памяти? Наверное, вам помогали дневниковые записи?

– Труд по проектной разработке ракеты, да ещё с экспериментальными исследованиями, исключительно своеобразен, не похож на создание чего бы то ни было другого. Это яркая роспись на поле обычного серого быта, забыть этот процесс, даже с мелкими нюансами, невозможно. И никаких дневников! Ни-ни, нельзя по условиям режима.

– Текст получился откровенным. Как действовал механизм внутренней цензуры? Вы ведь какие-то эпизоды всё-таки не рискнули опубликовать?

– Вы правы: я слишком много знал для рамок заявленной темы. Например, знал, как приняли на вооружение и поставили на боевое дежурство межконтинентальную ракету без пусков её на максимальную дальность. А она, как выяснилось потом, на неё не летала. И даже лично знаю человека, спасшего положение. И что мне делать с такой информацией, куда её вставить? Пусть исповедуются участники событий…

– Как вы работали над книгой? Ориентировались ли на тематические сочинения, к примеру, Артура Хейли?

– Весьма признателен, что моя повесть могла кому-то хоть как-то напомнить роман Артура Хейли. Никаких подражаний, никаких прототипов (термин изобретательства). Как же была написана вещь? По технологии А.С. Пушкина:

 

И даль свободную романа

Я сквозь магический кристалл

Едва заметно различал.

 

Вот и я, начиная первую главу, понятия не имел, чем всё это закончится.

– Откуда возник гармонический баланс эмоций и техники?

– Да так уж получилось: мысль материальна, а значит, и ракету не стоит уж так отдалять в восприятии от плоти человеческой и прототипов телесных, всё сложно-техническое рождается в нас и несёт неизбежно отпечаток не только идей, но и чувств, устремлений…

– Один из сюжетов «Как делали ракету» – преодоление бюрократических препон на пути создания ракеты. Как ваш герой боролся с ними после описанных событий, что изменилось?

– В сентябре 1969 года в Ялте прошёл Совет Обороны страны, где был отдан приоритет ракетному комплексу Янгеля. Как всё сразу изменилось! Вопросы решались быстро, и на самом высоком министерском уровне. Засуетились и мелкие чиновники первого управления. Однако не утратили своего гонора и высокомерия (кто имел до того). Работать с ними стало возможно, все заботились о своём «личном вкладе» в тему.

– После гибели Союза космическая отрасль была отброшена далеко назад. На ваш взгляд, когда она сможет восстановиться в масштабе СНГ и что нужно для этого сделать?

– Космонавтика включает две основные составляющие: ракеты-носители и космические аппараты. Ракет в СНГ (Россия, Украина) вроде бы достаточно – весь вопрос в их качестве. Разработка и запуск космических аппаратов определяются частными коммерческими заказами и государственными программами: военными, научными, специальными. Это не развитие космонавтики, а выполнение заказов. Собственно космонавтика замкнулась на проблеме «Есть ли жизнь на Марсе?» Лучше всего этот вопрос осветил Сергей Филиппов в кинофильме «Карнавальная ночь»…

– Недавно ушли от нас два выдающихся фантаста – Рэй Брэдбери и Гарри Гаррисон, которые внесли немалую лепту в популяризацию освоения космоса (взять хотя бы «Марсианские хроники» Р.Брэдбери и «Неукротимую планету» Г.Гаррисона). Как вы оцениваете их творчество? Почему сейчас всё меньше выходит художественной и научно-популярной литературы о космосе?

– Почему не читают о космосе? А о чём читают? О Гарри Поттере! Да на компьютерах играют, тут вообще не до художественной литературы. А о космосе пора читать школьные учебники, как продолжение географии. А то Колумба и Магеллана в школе проходят, а Гагарина с Армстронгом – нет. А о космических приключениях лучше «Аэлиты» Алексея Толстого, по-моему, нет ничего.

– Похоже, что цивилизация пошла не по той дороге. Например, в 1967 году футурологи предполагали, что в 2000 году на Луне и Марсе будут поселения землян. И что мы видим? Человечество до сих пор копошится на Земле, зарывшись в потребительских страстях и войнах. Как и что может вернуть цивилизацию на путь космической экспансии?

– Ах, как легко прогнозируется, предсказывается, обещается. И не только на уровне футурологов, политиков, гадалок. Борис Евсеевич Черток в своём объёмном труде «Космонавтика ХХI века. Попытка прогноза до 2101 года» приводит несбывшиеся предсказания весьма известных учёных: Кельвина, Резенфорда, Королёва (о полётах на Марс), Курчатова (об управляемой термоядерной реакции). Кстати, сам Черток в прогнозах был очень острожен. Так что давайте копошиться на Земле: умнеть, добреть, постигать строение Вселенной и Материи, осваивать световые скорости полёта ракет! А там посмотрим... 


Беседовал Александр МУХАРЕВ,
г. ДНЕПРОПЕТРОВСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования