Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 23.11.2012

Лететь без гарантий!

Письмо Игорю Савельеву

 

Игорь, здравствуй! Мы не знакомы, но в разные десятилетия (ты в середине «нулевых», я в начале «девяностых») оба закончили филологический факультет Башкирского госуниверситета, писали диссертацию на одной и той же кафедре – истории русской литературы XX века. Учитывая этот факт научно-образовательной судьбы и наш общий интерес к словесности, заинтересованной в бескомпромиссном диалоге, решил обращаться без дистанционного «Вы», чего и тебе по отношению к себе желаю.

 

Для писателя 29 лет – не возраст, всё только начинается, хотя и трудно забыть, что Лермонтов, Рембо или Борис Рыжий к этому сроку уже драматично переместились в историю литературы. Когда читаю столь молодых, как ты, мастеров слова, сразу спрашиваю себя: не этот ли, уступающий в годах даже «новым реалистам», станет крепким мостом между великими традициями минувшего и новаторством ещё неизвестной русской словесности? Почему бы тебе, получившему прекрасное филологическое образование и уже сейчас имеющему серьёзный список художественных публикаций, не пожелать стать лицом грядущей литературы? Не должны ли мы ставить перед собой задачи, которые совсем не просто решить? Под этими вопросами и состоялось моё чтение недавно изданного романа «Терешкова летит на Марс».

 

В сюжете – затянувшееся, кризисное взросление трёх друзей, выпускников социально-гуманитарного факультета провинциального вуза, не знающих, что делать в жизни дальше. Центр – Паша, который в начале романа боится, что его возлюбленная Наташа уедет на учёбу в Америку, а в конце с не меньшей энергией опасается, что девушка из Америки преждевременно вернётся.

 

Паша из интеллигентной семьи, с ранней юности хотел стать архитектором, но, поддавшись родительской истерике, испугавшись возможной армейской службы, оказался на социально-гуманитарном факультете. Пять лет пинал воздух, обещая при первой возможности изменить профессиональную судьбу, и, вступая с самим собой в серьёзное противоречие, попал в аспирантуру – без жажды открыть, создать или хотя бы защитить диссертацию.

Когда Наташа отправилась за океан повышать мастерство технолога промышленных печей, Паша задвигался, благо дальний родственник Максим позвал на работу в фирму «АРТавиа», которая занимается перевозкой богатых пассажиров, озабоченных собственной безопасностью. Фирма показалась герою недобросовестной сектой, эксплуатирующей страхи элитных граждан, и возникла мысль бороться с отвратительными дельцами, закупившими в не самых лучших странах самые плохие самолёты. Не думаю, что ты прав, показав богатых соотечественников безнадёжными идиотами, трусливо выпрашивающими у Максима гарантии полёта. Успешные ребята, независимо от возраста, хитры и весьма развиты. Бизнес-сектой их так просто не разведёшь.

Перед читателем – вспомним Прилепина – Санька-light: Паша, Игорь, Данила и примкнувшая к ним Ольга, дочь местного олигарха Львова, начинают борьбу с «АРТавиа», собираясь расклеить разоблачительные листовки. В воздухе разливается «эйфория братства», соратников «переполняет внезапный восторг», «пахнет приключением» и «чем-то безбашенным». Длится акция противостояния недолго, завершается задержанием и ментовским избиением Данилы. Кстати, Данила весь роман пребывает в системной депрессии, вызванной тяжким криминальным сюжетом, с которым пришлось повстречаться в детстве. Игорь на протяжении всего повествования собирается стать большим писателем, но выдаёт лишь «беспомощные рассказы» и неизвестно зачем числится в аспирантуре.

Сюжет осложнён отношениями, завязавшимися между Пашей и Ольгой, проявившей завидную инициативу по сближению с несостоявшимся революционером. Соблазнение состоялось. Паша, став меньше общаться по скайпу с Наташей, оказался с новой подругой в ванной. Вышел оттуда несколько изменившимся, сразу прекратил отношения с Ольгой, завязал с бунтарскими мотивами и, видимо, решил активно взрослеть, что, впрочем, остаётся не до конца осмысленным в сюжете, который начинает под конец слегка запинаться.

 

Что мне понравилось в романе? Трансформация автобиографического начала, позволяющая автору сохранить интерес к самому себе, но без банального соответствия житейским фактам. Классно распространён по разным участкам текста страх полёта: дело не только в робких клиентах «АРТавиа», но в скрупулёзном собирании фактов авиационных катастроф, показывающих, что ниточка человеческой жизни в облачном небе становится особенно тонкой. «Люди, травмированные аэрофобией» – достаточно объёмный символ в романе.

 

Ещё одним значимым рефреном оказывается слово о мечте: благополучно стареющая, ни в чём не нуждающаяся Терешкова хочет отправиться на Марс и согласна улететь на далёкую планету навсегда, даже без возвращения. Но не менее важно, кто вздыхает о подвиге: праздные, безвольные гуманитарии, плохо понимающие, что самая высокая мечта растёт не из сетований, не из кухонных посиделок с неизбежным похмельем. Паше и его друзьям грозит невесёлый итог матери Наташи: она хотела быть, как Терешкова, бесстрашно прыгала с парашютом, но вместо лётной школы оказалась в музыкальной, быстро прижалась к земле, не удержала мужа, потеряла энергию и здоровье, грустно взирая «слепой курицей» на пролетающий мимо мир.

Да, мечта двойственна. Иногда лучше отказаться от неё, чтобы увидеть ближнего и посвятить жизнь прагматике повседневности. Здорово, что ты чувствуешь серьёзные проблемы молодых людей, получивших нерациональное образование и не знающих, где сделать жизнь и деньги. Меня смущает другое. Не становится ли художественное воссоздание страхов героев твоей собственной проблемой? Не проигрываешь ли ты персонажам, которые активно зовут поучаствовать в хоре, сообщающем, что жизнь – клякса, что обречена она пройти впустую и кончиться выхлопом тяжёлого, ни на что не годного газа?

Герои представляют социально-гуманитарный факультет, лишённый профессиональной конкретики и чётких перспектив. Думаю, ты больше думал о филологическом факультете, о тщетности его пространства, об унынии, гуляющем по немодным кабинетам. Если сопоставить основные мотивы «Терешковой», получается следующее: мы боимся лететь на старых самолётах, нам страшно подниматься в небо, и так же страшно лететь в филологии, педагогике и социальной науке, потому что эта оставленная эпохой сфера не даёт никаких гарантий. Она способна обречь на бедность и маргинальное существование. Два страха – жестокой непредсказуемости неба и безнадёжности гуманитарного знания – образуют тяжёлый фон романа, определяют атмосферу поражения.

Нет гарантий – ни в самолёте, набирающем высоту, ни в существовании современного человека, оставшегося в стороне от денежных профессий. Нам нужны тексты, которые покажут силу личности, нашедшей свой героический эпос и в школьном классе, и на вузовской кафедре, где вся жизнь может стать преодолением повседневной энтропии и служением слову, сопоставимому с пулей, летящей во врага. Ещё больше нам нужны люди, способные доказать государству, что словесность – основа, а не периферия русской цивилизации. Твой роман соглашается с тем, что литературный труд и гуманитарная сфера в целом не нужны, а её представители – безнадёжные аутсайдеры. Ты разными средствами разоблачаешь наглого менеджера Максима, но, похоже, он не только знает, что делает, но и обладает необходимым характером, чтобы выправиться, убрать дурацкий гонор и дотянуться до нормальности.

В финале повествование начинает напоминать лихорадочно работающий двигатель самолёта, решившего сесть именно сейчас, даже без необходимой взлётно-посадочной полосы. И в сознании читателя, уловившего логику данной романной структуры, сюжет может продолжиться. Растолстевший Игорь, уставший изображать перспективного писателя, станет второсортным журналистом, желающим только одного –  заработать денег. Данила начнёт спиваться со всей откровенностью честного человека, не способного простить себе преступления юности. Паша по инерции, но уже без любви женится на Наташе, промается года три-четыре, усиливая контекст депрессии, и будет без сожаления выброшен как стареющий юноша, малопригодный для роли мужа.

 

Ольга Львова перестанет мелко бунтовать, оценит успешного отца и, вырастив внутреннюю стерву, приступит к завоеванию жизни по экономической части. На каком-нибудь элитном фуршете она познакомится с Наташей, и вдвоём они не по-доброму посмеются над Пашей, этикетно вздыхая о полузабытом аутсайдере.

 

Уверен, что грядущими текстами и собственной судьбой в русской словесности ты поднимешь уфимскую литературную/филологическую школу на новую высоту и опровергнешь мой прогноз, сделанный при чтении романа о ребятах, которым никогда не слетать на Марс. 


 

Савельев И. Терешкова летит на Марс. –М.: Эксмо, 2012.



Алексей ТАТАРИНОВ
г. КРАСНОДАР




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования