Архив : №50. 14.12.2012
Пожар и потоп в ЦДЛ
Отгремел и отгудел «Нон фикшн»: все репортажи давно прочитаны, все скандалы давно раздуты (и даже, кажется, уже лопнули), а Москва тем временем степенно и смиренно продолжает жить своей литературной жизнью. И всё у этой жизни хорошо, пульс даже в норме. 6 декабря в ЦДЛ прошло «торжественное открытие 12-го совещания молодых писателей» и презентация сборника «Литеры». Однако «торжественность» здесь – вещь спорная, а полезность подобных мероприятий – ощутимая...
Нет, ну почему, спрашивается, опаздывать можно только чиновникам и зарплате? А писателям что, нельзя? «Московские вечера – это дурной тон» – замечает поэт Борис Кутенков. С лёгким опозданием совещание открывает прозаик Евгений Попов: «Кроме меня гения, существуют ещё гении, и с этим придётся бороться, – иронично замечает писатель, – у нас на семинарах идёт жёсткий разбор текстов, но в нашем мире, где литераторы нищие, всё же выходят книжечки наподобие нашего сборника, а у писателей, когда-то приезжавших на совещания, – ещё и книги!» О книгах и книжечках разговор больше не шёл – участники получили свои законные экземпляры, и стартовала основная часть программы – чтение произведений, вошедших в сборник. «В никуда ниоткуда несётся листок,/ щедро траченный молью, посыпанный солью» – всё началось с философской лирики Бориса Кутенкова, – <...> Завтра будет потоп,/ а сегодня пожар/, – пророчит поэт. Если бы он ещё предрёк курс доллара – вообще было бы шикарно. А вот пожар действительно случился, причём через несколько минут – выступление Евгения Сулеса с рассказом «Вино из Кишинёва» было ярким и экспрессивным. Автору удалось увлечь в свой мир слушателей с помощью метких деталей и тонких образов, изящно вплетённых в ткань повествования. Поэтесса Татьяна Милова, словно бы Прометей, зажгла пылкий огонёк чувства в конце вечера. Пожалуй, знали бы американцы о её творчестве – цепком, чутком, остроумно-врзывоопасном, – и не мучились с изобретением ядерного оружия./ Я любила бы мальчиков консерваторских/ Тех, что любят девочек консерваторских/ Контрабасы за ними носят в футлярах/ А когда отдают, так ручку целуют. В программе выступали поэты и прозаики, в разное время участвовавшие в совещаниях. Среди них: Галина Неприна, Дарья Лебедева, Ганна Шевченко, Мария Куприянова.
«Нон фикшеном» этого вечера (ныне очень модный термин, однако, для привлечения внимания, ибо хочется, чтобы в залах ЦДЛ тоже собиралось большое количество людей, интересующихся современным литпроцессом, и о мероприятиях гремели СМИ) стали выступления специально приглашённых актёров, которые читали работы авторов сборника: Жанна Вельховецкая, Мария Сурова, Александр Захарьев. Здесь-то и был потоп. К счастью, потоп позитива и настоящих зрительских оваций. Ведь когда качественный прозаический текст совмещается с тонкой актёрской работой – это не может оставить равнодушным. С отрывком из прозы Тамерлана Тадтаева выступил актёр театра им. Гоголя Андрей Лобачевский. «С прозой Тамерлана я не был знаком, – говорит Андрей, – читал без особой подготовки. Сумел ли я угадать мысль автора – не знаю, но вот так получилось. Очень рад, что увидел его в зале. Зато теперь ознакомлюсь с произведениями Тамерлана Хазбиевича. Вот как полезны бывают такие вечера!»
Хочется верить, что полезность подобных мероприятий всё же будет замечена и оценена простыми зрителями и читателями. Ведь духовный-то Апокалипсис, про который мало кто помнит, может произойти когда угодно.
Екатерина НЕНАШЕВА