Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50. 14.12.2012

Ирония судьбы или насилие над судьбою?

Вот уж много лет собирался как-то откликнуться на фильм «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, да всё руки, что ли, не доходили. Но теперь вдруг произошла трагедия с Александром Белявским (в фильме – дядей Сашей), и пересмотрел картину ещё раз. И ещё раз уверился в том, что давно хотел сказать.

Сразу оговорюсь: фильм сделан прекрасно. Это лирическая комедия, да ещё с применением многих технических средств начала XXI века; текст, можно сказать, великолепен, сам бог велел расхватать многое на цитаты, а уж не возлюбить героев, коих исполнили К.Хабенский, С.Безруков и Е.Боярская, невозможно. Из «старого» состава кого-то с нами нет (Л.Добржанская, Г.Бурков), кто-то не участвовал по неизвестной причине (Л.Ахеджакова), зато дополнили ансамбль из Б.Брыльской, А.Мягкова, В.Талызиной и Ю.Яковлева, а также А.Белявского и А.Ширвиндта прекрасные актёры М.Ефремов и Е.Добровольская, В.Вержбицкий, Р.Мадянов и другие, все оказавшиеся мастерами эпизода, фактически равными исполнителям главных ролей.

Если говорить о метраже фильма, то в одну серию его вместилось по меньшей мере столько же, сколько в две серии «С лёгким паром!». И тоже слава богу: динамика прежней «Иронии», конечно же, теперь слабо соответствует характеру нынешнего зрителя, воспитанного и самим безумным нашим временем, и компьютерной техникой, клипами. У Т.Бекмамбетова прекрасный монтаж, великолепные переходы, всё-всё-всё замечательно.

Отчего же «Продолжение» не стало тем, чем стала сама «Ирония судьбы»? Где ажиотаж и всеобщая любовь? Где масса писем, требующих включить фильм в новогоднюю телевизионную сетку?

Ответ прост. История путешествия Жени Лукашина в Ленинград – чистая случайность, основанная на совпадении названий улиц, номеров домов и квартир, а также на ошибке, совершённой Мишкой (Г.Бурковым) и Сашкой (А.Белявским), загрузившими в самолёт не ту персону (должен был лететь Павел – А.Ширвиндт, а полетел Женя – А.Мягков). Потом все ошибки усугубляются – ревностью Ипполита (Ю.Яковлев), скрытностью Нади (Б.Брыльска), введшей в заблуждение подруг Валю (В.Талызина) и Таню (Л.Ахеджакова), а потом и взаимной приязнью, которая заставила Женю вторично обмануть тех же подруг. Помогала и хищническая натура Гали (О.Науменко), у которой «жениха украли», и твердолобость Ипполита («Ах, должен был прилететь Павлик?!»), и их похожесть друг на друга («У него дома есть ванная»). В общем, вся атрибутика, весь расклад характеров и т.д. – всё это работало на зрительскую любовь, всё приближало хеппи-энд. Я уж не говорю о музыке М.Таривердиева и прекрасном исполнении песен А.Пугачёвой и С.Никитиным, который тогда ещё не научился сюсюкать и пел так, как сказано композитором. (Пожалуй, только одна накладка того времени могла смазать впечатление: в 1970-х билеты в самолёт продавались уже по паспорту, а пьеса Э.Рязанова и Э.Брагинского писалась ещё в 60-е, когда сам билет и был документом).

В общем, самым привлекательным и в пьесе, и в фильме 1975 года стала госпожа Случайность. «Стихи не пишутся – случаются…» – писал ещё до «Иронии» А.Вознесенский. Тем они и ценны – стихи и тот фильм.

В новой же «Иронии», несмотря на все положительные качества картины, всё построено намеренно. Выживший из ума дядя Паша безумно хочет добра своему другу Жене и целенаправленно посылает его сына Костю по старому питерскому адресу – 3-я улица Строителей, д. 25, кв. 12.

Как ни странно, любовь между младшей Надей и Костей всё же возникает, потому что «ёкарный бабай» Ираклий (С.Безруков) не идёт ни в какое сравнение с «хорошим мальчиком» Костей (К.Хабенский), и несмотря на то, что Костя «всё время врёт», как и его папа Женя в том фильме (да и в этом тоже), Надя (Е.Боярская) всё же предпочитает его Ираклию. Однако враньё Жени и враньё Кости кардинально отличаются. У Жени «ключ подошёл», а Костя зовёт слесаря из ЖЭКа, чтобы проникнуть в вожделенную квартиру 12. Кстати, непонятно и ещё одно: дежурные слесари – они домушники, что ли? Как можно было вскрыть, не повредив, два замка?

Неправедность ситуации развивается: если Женя искренне не понимал, что он в Ленинграде, то Костя притворяется, во-первых, что пьян, во-вторых – что думает, будто он в Москве. Да, изначально этот обман вроде и невинен, ибо он не грабить приехал, а просто желает вернуть папе его любовь. Но ведь этот обман не единичен: потом он подменяет мобильники, придумывает историю с воздушным шариком, чтобы на долгое время убрать Ираклия и довести свою интригу до конца, и так далее. До самого финала он, в общем-то, ведёт себя как хладнокровный расчётливый интриган-разрушитель и в итоге добивается своего. Мне кажется, вот эта неправедность героя и является основным препятствием к зрительскому сердцу: всё, что основано на обмане, неприемлемо, как бы высококлассно ни были сработаны остальные детали фильма.

Негодяй Ираклий наказан: Надю у него отняли, станцию раскурочили, да и вообще фактически изгнали человека из Питера во Владик. А почему, собственно, негодяй?

Если к Ипполиту за его ревность, отсутствие чувства юмора и прочие недостатки («Чьи стихи?» – «Ахмадуллиной». – «А!..» – вроде как «Ну ладно, тогда пой») зритель мог воспылать неприязнью: чиновник (уже неприятно, даже в советское время), достал французские духи (ах, негодяй, наверняка из «Берёзки»!), на машине (а на какие шиши? – «наши люди в булочную…» и т.д.), не пьёт («Я и сам себя первый раз в таком виде вижу»), ортодокс («Для вас нет ничего святого») и пр., и пр., – то к Ираклию можно испытать неприязнь лишь в одном случае: он постоянно говорит по телефону, то есть как бы не умеет общаться с живым собеседником – примеров не привожу, ибо их куча. Ну, и ещё одна чёрточка, притянутая, кстати, за уши: когда Ираклий забирал колечко, купленное для Нади (а не состоялось), он прихватывает с семейного стола и бутылку с шампанским (единственную в новогоднем кадре!): «Пригодится». – И всё?! – Да, и всё.

 

Кстати говоря, мелочность и гнусность Ираклия больше ничем не подтверждается, ибо слесарю он платит, бутылку водки майору милиции презентует в качестве подарка на Новый год без капли сожаления, бьёт Костю на кресле не кулаком, а плюшевым мишкой, хотя за фокус с воздушным шариком имел право съездить в репу и по-серьёзному, бросает разбитое дорогое авто без сожаления, берёт авиабилет Косте на свои, везёт его в такси на свои и т.д., и т.п.

 

Между нами, и Рязанов вовремя реабилитирует своего Ипполита («Какая гадость эта ваша заливная рыба»), и Бекмамбетов – Ираклия: тот дарит свой крутой мобильник незнакомому мальчику в аэропорту – тоже на миг становится Дедом Морозом, как бы переняв эстафету у Кости. Значит, хорошее всё-таки в нём заложено? Как и в Ипполите: «Мы перестали делать большие хорошие глупости…»

На самом деле зритель долгое время обманывается, считая Ираклия плохим. Чем он плох? Тем, что с нуля в чужом городе добился многого? Заметьте: не наворовал, а заработал! Он не сытый олигарх, а постоянный зам на собственных побегушках: начальник где-то уже на отдыхе, какой-то Владик, который должен разбираться с телевизионной антенной на Перспективной, тоже в Египте, а он, Ираклий, за 15 минут до Нового года в очередной раз мчится разруливать ситуацию на крыше. «Приходилось стены головой пробивать – вот и зарос ваш «родничок»…» Это никак не может характеризовать его с отрицательной стороны. А то, что он до последнего бьётся за свою любовь, причём именно за любовь: Надя – простая девушка, не бизнес-вумен, хотя по специальности и юрист. Папа её Ипполит, что-то, может, и значивший в советское время, сейчас отнюдь не у руля, да и старенький, так что кроме нотаций ничего своей дочери предложить не может. Значит, Ираклий готов жениться на бесприданнице Наде и с нею построить свою жизнь. Отчего бы ему, с его нынешним положением, не отправиться на тусовку «золотой молодёжи» и не захомутать девушку покруче? Он этого не делает.

Правда, он совершает одну подлость и покрупнее, чем спереть со стола шампанское: «Пей, пей!» – радуется он, зная, что у Кости алкогольная непереносимость. Но знаете, посмотрел бы я на любого, у которого только что отняли его мечту, причём неправедно!

А что мы знаем о Косте? Только то, что он – сын Жени Лукашина. Поначалу и в самый ответственный момент (новогодний поцелуй) он разыгрывает врача. Бывает: сын пошёл по стопам отца. Но потом оказывается, что ожоги календулой не мажут! – то есть он не врач. А кто?

К сожалению, профессии Кости мы так и не узнаем. Кто он по жизни, кроме того что он вроде неплохой (по задумке авторов) парень?.. Знаете, приходит на мысль, что, пожалуй, никто. Папа всё ещё пашет в своей медицине, а сын… просто любит его, и всё. Правда, любит сильно, раз готов ради этой любви идти на всякие ухищрения, но только и всего. Одну-единственную песню «Если у вас нету тёти» худо-бедно исполнил на Надиной гитаре – и это почти единственная его характеристика. Обеих Надь обманул, слесаря подставил, сержанта в участке обманул, замёрзшего мужичка на остановке вообще отправил в Москву руками Валеры, подчинённого Ираклия, да и вообще Деду Морозу изгадил бороду, сморкнувшись в неё, хотя мог бы это сделать и не в бороду.

Так кто же здесь положительный герой?

 

Но ведь не может не быть в фильме никого положительного. Может, это сержант Быков или майор Мамонтов? Или тихушник дядя Паша, отправивший Костю и Женю в Питер?

 

Да нет же! Почему-то на всём этом невнятном фоне вырисовывается только один положительный герой – это Ираклий. Ираклий, которого жизнь заставила мчаться в чужой город и делать там карьеру; Ираклий, которого дяди Паши и Костики (на которых он ещё и зла не держит) шельмовали на протяжении всего фильма; Ираклий, весьма симпатично представляющий здесь Россию на фоне двух шельм – Москвы и Питера. Единственный, кто в Новый год всерьёз озабочен производственными вопросами (даже милиция уже напивается: майор еле ворочает языком, сержант покрепче, да и собутыльников ему не хватает, но напьётся наверняка).

В этом смысле фильм «Ирония судьбы. Продолжение» весьма актуален: работящая провинция оказывается побеждена бездельниками и проходимцами двух столиц, в коих превратились бывшие советские интеллигенты. Если так было задумано Тимуром Бекмамбетовым, то честь ему и хвала. Сам Эльдар Александрович поучаствовал в этом действе, сыграв пассажира самолёта, замечательно, чисто по-московски уронившего на голову Косте чемодан, не извинившись – якобы не заметив этого!

Грозен окажется фильм «Ирония судьбы-3», где провинция в лице сына Ираклия – да нет, наверное, сам Ираклий вернётся из Владика продолжать свою производственную деятельность! – победит и москвичей, и питерцев, показав им, наконец, что нельзя, живя в столице, так не уважать родной страны.

Ну вот. Пока писал про фильм, наступил юбилей Эльдара Александровича. Любимому режиссёру – 85!

Короче, сама судьба запрещает снимать продолжения некоторых фильмов. Один из них, а то и самый первый в списке, – «Ирония судьбы». А судьба насилий над собой не терпит.


А. ВАРАКИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования